2.3.6. Административный и статистический регистры
Регистр предприятий Госкомстата России – один из важнейших и эффективных статистических инструментов, многоцелевая информационная система, призванная увязать административные данные о хозяйствующих субъектах, отражающие эволюцию большого числа так называемых правовых единиц, с данными обследований их в качестве единиц статистического учета. Регистр предприятий, созданный органами государственной статистики, можно расценивать как своеобразный мост между административными и статистическими данными.
На сегодняшний день регистр предприятий Госкомстата России организован как группа регистров, созданных на общей основе – едином перечне хозяйствующих субъектов. В эту группу включены административный регистр – Единый государственный регистр предприятий и организаций (ЕГРПО), статистический регистр – Генеральная совокупность объектов статистического наблюдения (ГС), статистические субрегистры в отдельных областях статистики.
Практика создания и ведения административных регистров (реестров) характерна не только для системы государственной статистики. С помощью этих информационных систем и баз данных органы исполнительной власти различных уровней осуществляют возложенные на них функции. Так, министерства и ведомства ведут реестры строек, фермерских хозяйств, лицензий на осуществление различных видов деятельности. Минимущества России создало реестр, в котором содержатся организации, наделенные федеральным имуществом. МНС России и его территориальные органы ведут реестры налогоплательщиков. Органы государственного и муниципального управления, наделенные правами создания подведомственных им организаций и контроля за их деятельностью, ведут целевые регистры (реестры) подведомственных хозяйственных единиц.
В основе этих информационных ресурсов лежит принцип создания административных регистров – использование для описания объектов учета и накопления информации о них, в основном, сведений, которые получены из административных источников информации, т.е. из документов, выпускаемых, как правило, органами исполнительной власти. В качестве таких источников могут быть установлены, например, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, приказы министерств и ведомств, документы, создаваемые во исполнение нормативных правовых актов, такие как документы о государственной регистрации юридического лица (свидетельство о регистрации, зарегистрированный устав) и другие. Регистры органов исполнительной власти содержат достаточно полную информацию о соответствующем перечне хозяйствующих единиц для выполнения их функций. Однако она носит целевой характер и касается только определенной группы субъектов хозяйствования. Кроме того, в нормативных документах целевых реестров (регистров) не всегда и не в полном объеме предусматривается использование идентификации хозяйствующих единиц на основе Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации. Такое положение не способствует решению задачи создания единого информационного пространства органов исполнительной власти и создает препятствие для обмена информацией среди министерств и ведомств, а также, между министерствами и ведомствами с одной стороны и статистическими органами – с другой.
На основе использования административных данных создан и административный регистр Госкомстата России – ЕГРПО, ведение которого осуществляется органами государственной статистики. ЕГРПО – государственная информационная система, содержащая организационно-упорядоченную совокупность документов и информационных технологий, обеспечивающая учет хозяйствующих субъектов, прошедших государственную регистрацию на территории Российской Федерации, и устанавливающая для этих субъектов единую идентификацию на основе общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации (ОКТЭИ), которым Федеральным законом «О стандартизации» был установлен статус государственных стандартов.
Целью создания ЕГРПО является обеспечение полноты, достоверности и актуальности учета всех хозяйствующих субъектов, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, и однозначности их идентификации. Реализация этих целей позволяет обеспечить:
адекватное описание российской экономики и социальной сферы в условиях перехода к рыночным отношениям;
информационную поддержку проводимых социально-экономических реформ:
использование единой идентификации хозяйствующих субъектов во всех государственных информационных системах и ресурсах на основе ОКТЭИ, что способствует сопоставимости их сведений.
ЕГРПО создан Государственным комитетом Российской Федерации по статистике в процессе реализации Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики, утвержденной постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 октября 1992 г. № 3708-1. Развитие ЕГРПО осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по статистике» от 2 февраля 2001 г. № 85, другими постановлениями Правительства Российской Федерации, касающимися функций статистической информационной системы.
В настоящее время ведение ЕГРПО осуществляется на основе Положения о ЕГРПО, утвержденного постановлением Госкомстата России от 8 октября 1992 г. № 168. В связи с изменениями в законодательстве, произошедшими с момента утверждения этого документа, в 2004 г. предусматривается подготовка нового положения, отражающего расширившиеся функции регистра, новый порядок его ведения, задачи и роль регистра по отношению к другим государственным информационным ресурсам, развитие его статистического применения.
Применительно к задачам органов государственной статистики создание и ведение ЕГРПО необходимо для:
внедрения в полном объеме методов сбора информации и методологии расчетов показателей в соответствии с требованиями СНС и международных стандартов и тем самым обеспечения сопоставимости отечественной статистики с международной;
заполнения постоянных реквизитов унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения на основе использования однозначной идентификации хозяйствующих субъектов и их основных характеристик, сформированных в соответствии с общероссийскими классификациями;
формирования генеральной совокупности объектов статистического наблюдения как основы проведения экономических переписей, организации выборочных обследований различных категорий хозяйствующих субъектов;
создания статистических субрегистров и баз данных, используемых при проведении различных статистических обследований;
создания нормативно-справочной информации, используемой в системе электронной обработки статистических данных и др.
Объектами учета в ЕГРПО являются:
юридические лица: в их состав входят коммерческие и некоммерческие организации;
обособленные подразделения юридических лиц (филиалы и представительства);
организации, созданные действующим законодательством без права юридического лица (паевые и инвестиционные фонды, финансово–промышленные группы, внебюджетные фонды, юридические консультации и т.д.);
индивидуальные предприниматели, прошедшие государственную регистрацию;
иностранные организации, функционирующие на территории Российской Федерации без открытия представительств и филиалов;
представительства иностранных юридических лиц.
Основными сведениями, на базе которых формируется ЕГРПО, являются данные государственной регистрации перечисленных видов юридических лиц, их обособленных подразделений, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, т.е. постановке хозяйствующего субъекта на учет в ЕГРПО обязательно предшествует его государственная регистрация.
С 1 июля 2002 г. в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» и постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 г. № 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц» на МНС России возложена обязанность государственной регистрации юридических лиц и ведения Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Однако для отдельных категорий юридических лиц предусматривается иной порядок регистрации. Так, регистрацию торгово-промышленных палат, общественных объединений (в том числе политических партий и профсоюзов) и религиозных организаций от имени уполномоченного федерального органа исполнительной власти – МНС России осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации. Сведения о регистрации этих юридических лиц Минюст России предоставляет в МНС России для внесения их в Единый государственный реестр юридических лиц. Регистрацию банков и кредитных организаций осуществляет Центральный банк Российской Федерации и сведения о регистрации этих организаций также передает в МНС России.
Государственная регистрация юридических лиц осуществляется при создании, реорганизации, внесении изменений и в связи с ликвидацией юридического лица в срок не более, чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, указанного в заявлении о регистрации.
Набор документов, представляемых при регистрации юридического лица, зависит от типа регистрации (создание, реорганизация, внесение изменений, ликвидация юридического лица) и определен Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» и постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 г. № 439 в редакции, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2003 г. № 630.
В связи с вводом в действие нового федерального закона, вносящего изменения в порядок государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (от 23 декабря 2003 г. № 185-ФЗ), каждый регистрирующийся хозяйствующий субъект обязан заявить, какими видами деятельности он предполагает заниматься и самостоятельно подобрать соответствующие коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД). Эти коды вносятся регистрирующими органами в ЕГРЮЛ. Введение с 1 января 2004 г. указанной нормы федерального закона требует изменения действующих сегодня постановлений Правительства Российской Федерации, регламентирующих процедуру государственной регистрации. Внесение таких изменений предполагается в январе – феврале 2004 г.
При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации; решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа, определенного законодательством Российской Федерации; учредительные документы юридического лица; выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя; документ об уплате государственной пошлины.
При государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации; учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица; решение о реорганизации юридического лица; договор о слиянии или присоединении в случаях, предусмотренных федеральными законами; передаточный акт или разделительный баланс; документ об уплате государственной пошлины.
Для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины.
Для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины. При ликвидации юридического лица в случае применения процедуры банкротства в регистрирующий орган представляются: определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства; документ об уплате государственной пошлины.
В ходе рассмотрения документов регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации, которое является основанием для внесения соответствующих записей в государственный реестр.
После государственной регистрации созданных, прошедших реорганизацию, претерпевших какие–либо изменения и ликвидированных юридических лиц МНС России вносит соответствующие сведения о них в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Сведения о юридическом лице, содержащиеся в реестре, формируются в соответствии с Правилами ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. № 438. В этих же Правилах приведен перечень государственных органов, в которые в обязательном порядке представляются сведения о государственной регистрации юридических лиц. К ним относятся территориальные органы Государственного комитета Российской Федерации по статистике.
По каждому объекту (юридическому лицу), независимо от того, какая именно процедура (создание, реорганизация, ликвидация) имеет место, в территориальные органы Госкомстата России осуществляется передача из ЕГРЮЛ следующих сведений:
полное и сокращенное наименование юридического лица;
организационно-правовая форма;
адрес;
коды видов экономической деятельности по ОКВЭД;
способ образования юридического лица;
сведения об учредителях юридического лица (кроме паспортных данных физических лиц и ИНН);
сведения о правопреемстве;
сведения о внесении изменений;
сведения о прекращении деятельности юридического лица;
размер уставного капитала;
сведения о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени юридического лица;
сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом;
сведения о регистрации: Основной государственный регистрационный номер (ОГРН); государственный регистрационный номер записи; дата внесения записи о государственной регистрации при создании, реорганизации, ликвидации юридического лица, изменениях, вносимых в учредительные документы, а также изменении сведений о юридическом лице, содержащихся в государственном реестре; серия и номер документа, подтверждающего факт внесения записи в государственный реестр; наименование регистрирующего органа; регистрационный номер (для юридических лиц, зарегистрированных до 1 июля 2002 года); дата регистрации, наименование органа, зарегистрировавшего юридическое лицо;
копия устава юридического лица.
Сведения о государственной регистрации юридических лиц сообщаются в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации юридического лица или внесения изменений в государственный реестр в органы Госкомстата России в соответствии с территориальной принадлежностью хозяйствующего субъекта в порядке, установленном по согласованию Госкомстата России и МНС России.
На основе этих сведений органы Госкомстата России осуществляют присвоение юридическим лицам кодов по общероссийским классификаторам. При этом используются следующие общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации:
ОКПО – Общероссийский классификатор предприятий и организаций;
ОКАТО – Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления;
ОКОГУ – Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления;
ОКФС – Общероссийский классификатор форм собственности;
ОКОПФ – Общероссийский классификатор организационно-правовых форм.
С 1 января 2004 г. вводится в действие и новый порядок регистрации индивидуальных предпринимателей. Согласно этому порядку физические лица для регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей представляют в налоговый орган комплект документов, определенный постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 г. № 439 в редакции, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2003 г. № 630.
В соответствии с вышеуказанным федеральным законом индивидуальные предприниматели, так же, как юридические лица обязаны при регистрации указать, какой деятельностью они предполагают заниматься и определить соответствующие коды ОКВЭД.
На основании представленных документов в случаях, когда принято решение об осуществлении государственной регистрации (перерегистрации) о каждом индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) заносятся следующие сведения:
фамилия, имя, отчество;
пол;
дата и место рождения;
гражданство;
коды видов деятельности по ОКВЭД;
данные документов, удостоверяющих личность, подтверждающих право на проживание в Российской Федерации;
сведения о регистрации и внесении в ЕГРИП: Основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя (ОГРНИП), номер и дата записи в ЕГРИП, орган, зарегистрировавший индивидуального предпринимателя);
сведения о дате и способе прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
сведения о полученных лицензиях.
Регистрация осуществляется в течение пяти дней, по истечении которых сведения из ЕГРИП в согласованном МНС России с Госкомстатом России порядке передаются в органы государственной статистики для присвоения кодов.
На основе этих сведений органы Госкомстата России осуществляют присвоение индивидуальным предпринимателям кодов по общероссийским классификаторам в недельный срок. При этом используются следующие общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации:
ОКПО – Общероссийский классификатор предприятий и организаций;
ОКАТО – Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления;
ОКОГУ – Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления;
ОКФС – Общероссийский классификатор форм собственности;
ОКОПФ – Общероссийский классификатор организационно-правовых форм.
Установление нового порядка государственной регистрации и получение с 1 января 2004 г. данных для присвоения кодов непосредственно от налоговых органов как от основного источника информации существенно меняет установленную с 1992 г. практику ведения ЕГРПО.
В настоящее время ведение ЕГРПО осуществляется органами государственной статистики на: федеральном, региональном (уровне субъектов Российской Федерации) и районном уровнях (районах и городах подчинения субъектов Российской Федерации).
На районном уровне органы районных (городских) управлений (отделов) государственной статистики собирают и идентифицируют информацию о зарегистрированных на территории данного района (города) субъектах хозяйственной деятельности, направляют указанные сведения в отдел администрации регистра соответствующего территориального комитета государственной статистики (на региональный уровень).
Основной объем работ по ведению ЕГРПО приходится на уровень субъектов Российской Федерации. Отделы администрации регистра территориальных комитетов государственной статистики: организуют, контролируют, координируют работы районных (городских) управлений (отделов) статистики по учету и идентификации хозяйствующих субъектов в ЕГРПО; проводят работы по обеспечению полноты охвата хозяйствующих субъектов, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, проверке достоверности полученной информации на основе взаимодействия с органами, осуществляющими государственную регистрацию, и органами исполнительной власти; осуществляют работы по присвоению и подтверждению кодов ОКПО и других общероссийских классификаторов; вносят изменения в учетные данные объектов ЕГРПО; проводят работы по сверке территориального раздела ЕГРПО с данными территориальных органов МНС России и реестров других органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по обслуживанию пользователей регистра.
На федеральном уровне:
подразделения Госкомстата России осуществляют работу по координации развития ЕГРПО, методологическому обеспечению возложенных на него государственных функций и совершенствованию его статистического применения.
Главная Администрация Регистра Госкомстата России (ГАР Госкомстата России) структурное подразделение ГМЦ Госкомстата России проводит следующие работы:
ведет сводный массив информации в базе данных ЕГРПО по всем хозяйствующим субъектам, расположенным на территории Российской Федерации, и взаимодействует с отделами администрации регистра территориальных комитетов государственной статистики;
разрабатывает инструктивно-методологические и программно-технологические средства по ведению ЕГРПО;
организует работы по внедрению нормативно-методических материалов и программно-технологических средств по ведению ЕГРПО на территориальном и районном уровнях органов государственной статистики;
реализует процедуры, обеспечивающие информационное взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, их информационными системами и ресурсами, использующими единую систему учета и идентификации, установленную в ЕГРПО, организует и проводит работы по сверке данных ЕГРПО с данными регистров и реестров федеральных органов исполнительной власти.
Помимо данных о юридических лицах с 2002 г. для включения в ЕГРПО индивидуальных предпринимателей использовались сведения, полученные от администраций объектов административно-территориального деления соответствующего уровня, осуществляющих государственную регистрацию этой категории хозяйствующих субъектов.
По каждой хозяйственной единице, учитываемой в ЕГРПО, составляется «Карточка учета объекта Регистра», в которой по соответствующим полям проставляются определенные реквизиты (данные).
Существует два вида карточек: карточка учета предприятий и организаций; карточка учета индивидуальных предпринимателей. Внесение информации в карточку происходит по следующим трем типам: ликвидация объекта (тип 1); изменение реквизитов объекта (тип 2); включение нового объекта в состав ЕГРПО (тип 3).
В карточке учета предприятий и организаций проставляются следующие реквизиты:
соответствующий тип сведений (вносимой в ЕГРПО информации) о предприятиях и организациях;
8–значный идентификационный код, присвоенный предприятию (организации), т.е. код ОКПО;
полное и сокращенное наименование объекта;
код по ОКАТО, характеризующий местонахождение объекта по его юридическому адресу;
код по ОКОГУ, характеризующий учредителя создаваемого объекта;
коды по ОКВЭД, определяющие виды экономической деятельности, установленные самими хозяйствующими субъектами;
код формы собственности объекта учета по ОКФС;
код организационно-правовой формы объекта учета по ОКОПФ;
реквизиты юридического адреса объекта учета;
данные о вышестоящей организации − в случае, если карточку заполняет филиал юридического лица;
должность, фамилия, имя, отчество руководителя объекта учета;
сведения об учредителях (акционерах) объекта учета;
фактический адрес объекта ЕГРПО, т.е. адрес места осуществления его хозяйственной деятельности;
срок, до которого соответствующим аккредитирующим органом разрешена деятельность представительства иностранного юридического лица;
данные о реорганизации юридического лица, его обособленных подразделений (изменение реквизитов), данные о ликвидации объекта учета и некоторые другие.
Карточка учета индивидуального предпринимателя заполняется следующими реквизитами:
10–значный идентификационный код индивидуального предпринимателя (код ОКПО);
область занятости: индивидуальный предприниматель, частный нотариус, частный детектив, частный охранник (последние три вида предпринимательской деятельности приводятся с указанием номера лицензии), глава крестьянского (фермерского) хозяйства;
фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя полностью;
код ОКАТО, соответствующий постоянному месту проживания индивидуального предпринимателя, главы крестьянского (фермерского) хозяйства, указанный в Свидетельстве о регистрации и подтвержденный паспортными данными. Для частных нотариусов проставляется код ОКАТО, соответствующий наименованию места осуществления нотариальной деятельности;
код ОКОГУ: индивидуальному предпринимателю, включая частного нотариуса, частного детектива, частного охранника присваивается код 49015, а главе крестьянского (фермерского) хозяйства – код 49005;
коды ОКВЭД: указываются коды видов экономической деятельности, заявленные индивидуальным предпринимателем при регистрации и являющиеся равноправными по отношению друг к другу;
код ОКФС (для всех индивидуальных предпринимателей он единый – 16);
код ОКОПФ: индивидуальные предприниматели и главы крестьянских (фермерских) хозяйств идентифицируется в составе ЕГРПО с кодом «91»;
адрес и телефон места проживания индивидуального предпринимателя;
адрес, по которому индивидуальный предприниматель осуществляет предпринимательскую деятельность, а глава крестьянского фермерского хозяйства имеет крестьянское (фермерское) хозяйство;
сведения о регистрации индивидуального предпринимателя, срок окончания предпринимательской деятельности, данные государственной регистрации об изменениях в учетных данных или прекращении предпринимательской деятельности и некоторые другие.
Новый порядок взаимодействия налоговых органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, с органами государственной статистики и органами внебюджетных фондов, на которые возложены регистрация и учет хозяйствующих субъектов в качестве страхователей, будет реализован с января 2004 г. в рамках концепции «одного окна».
Что это означает?
До введения процедуры регистрации в рамках концепции «одного окна» кроме прохождения государственной регистрации каждый хозяйствующий субъект должен был встать на статистический учет и получить от органа статистики сведения о присвоенных ему кодах по общероссийским классификаторам технико-экономической и социальной информации. Эти коды учитывались при постановке на налоговый учет, при учете во внебюджетных фондах и регистрации хозяйствующих субъектов в качестве страхователей во внебюджетных фондах.
При постановке на статистический учет юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю присваиваются коды, обозначающие его местонахождение, форму собственности, организационно-правовую форму, подчиненность, если она имеется, виды деятельности, если информация о них предоставляется в учредительных документах.
Для кодирования видов деятельности с 1 января 2003 г. используется новый Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД).
Чтобы ликвидировать излишние административные барьеры и упростить процедуру начала хозяйственной деятельности юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, процедуры государственной регистрации и постановки на различные виды учета с 1 января 2004 г. увязаны в так называемую концепцию «одного окна».
Технология, реализующая данную концепцию, предусматривает, что хозяйствующий субъект сдает документы, установленные законодательством, только на регистрацию и больше не должен сам никуда обращаться.
Перечисленные ведомства сами перешлют информацию в необходимые адреса в установленные законодательством сроки, проведут без участия хозяйствующего субъекта все необходимые процедуры и направят ему по почте документы, подтверждающие постановку на налоговый и регистрацию его в качестве страхователя. Идентификация по общероссийским классификаторам технико-экономической и социальной информации, установленная органами государственной
Сравнительный анализ показателей субъектов хозяйствования, учитываемых в ЕГРПО и других административных реестрах (регистрах) страны, свидетельствует о том, что принципы и методы ведения административного регистра Госкомстата России находят свое отражение при формировании и ведении целевых регистров министерств и ведомств.
Как указывалось выше, ЕГРПО является не только важным государственным административным регистром, но и центральным звеном в организации государственного статистического наблюдения. Это проявляется в том, что непосредственно на основе базы данных ЕГРПО, т.е. перечня зарегистрированных организаций, формируется Генеральная совокупность объектов статистического наблюдения (ГС) как статистический регистр.
ГС − перечень юридических лиц, их обособленных структурных подразделений (филиалов и представительств), осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, подлежащих статистическому наблюдению и предоставляющих в органы государственной статистики статистическую и бухгалтерскую отчетность.
К числу таких объектов ГС относятся: коммерческие организации, которые согласно законодательству Российской Федерации представляют статистическую и бухгалтерскую отчетность в органы государственной статистики, субъекты малого предпринимательства, перешедшие на упрощенную систему учета и отчетности, предприятия и учреждения бюджетной сферы, общественные, религиозные и другие некоммерческие организации. В дальнейшем предполагается включение в ГС круга граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
ГС может быть задействована при проведении различного рода переписей, учетов, обследований.
Целями создания ГС являются:
обеспечение методологической основы для перехода к интегрированному принципу сбора отчетной информации и проведения статистического анализа по сопоставимому кругу объектов;
определение единого круга хозяйствующих субъектов, подлежащих статистическому наблюдению, по отраслям экономики;
установление стандартного описания предприятий и организаций, подлежащих статистическому наблюдению (для всех типов предприятий), для получения количественной и качественной характеристики каждой единицы статистического учета;
введение единого порядка формирования перечней объектов для проведения конкретных статистических наблюдений, применение в них обязательных реквизитов, выгруженных из ГС.
В составе ГС учитываются зарегистрированные в органах государственной регистрации предприятия и организации:
действующие и предоставляющие бухгалтерскую и статистическую отчетность в текущем году;
вновь созданные в отчетном году;
учитываемые в ЕГРПО, но в течение двух лет, предшествующих текущему году (не более), не предоставляющие в органы статистики никаких сведений, подтверждающих их активность или ликвидацию.
ГС имеет территориальный и отраслевые разрезы. Территориальный раздел ГС это фрагмент, содержащий перечень объектов статистического наблюдения, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации. Отраслевые разделы ГС − фрагменты ГС, представляющие совокупность действующих объектов, систематизированных по основному виду деятельности, сгруппированных по отраслям экономики.
До 2003 г. кодирование видов деятельности и определение основного вида деятельности как для юридических лиц и их обособленных подразделений, так и индивидуальных предпринимателей осуществлялось на основе ОКОНХ. Внедрение в статистическую практику с 1 января 2003 г. ОКВЭД позволяет получать информацию о фактической деятельности хозяйствующего субъекта, гармонизированную с европейской классификацией экономической деятельности, с учетом специфики российской экономики и особенностей ее государственного регулирования. На основе этого классификатора разрабатывается новый порядок определения основного вида деятельности за отчетный период для каждого субъекта хозяйствования.
Кодирование заявленных видов деятельности на основе ОКВЭД будет представлено в ЕГРПО, а формирование сведений об основном виде деятельности субъекта хозяйствования будет осуществляться в ГС. После этого соответствующий код из ГС вносится в специальное поле ЕГРПО и может быть использован для анализа различных совокупностей организаций, при подготовке публикаций, информационно-справочном обслуживании пользователей.
Внедрение порядка установления основного вида деятельности позволяет уточнять процесс определения типа предпринимателя и более четко выделить крупные, средние и малые предприятия. Максимальный охват малых предприятий и их полная и правильная идентификация в ГС дает возможность на основе сформированного их перечня разрабатывать данные о состоянии и развитии малого предпринимательства.
База данных ГС представляет собой информационную систему, созданную на базе ЕГРПО, данных статистических наблюдений и бухгалтерской отчетности организаций, построенную на основе единых методологических, программно-технологических и технических решений по всем уровням органов государственной статистики. Подразделения центрального аппарата Госкомстата России осуществляют методологическое руководство и координацию работ по формированию, ведению и использованию ГС.
Владельцем ГС в полном объеме является Госкомстат России. ГМЦ Госкомстата России осуществляет функции по формированию и ведению ГС на федеральном уровне. ГМЦ Госкомстата России осуществляет: формирование ГС в полном объеме и хранение информации предыдущих периодов; взаимодействие с территориальными органами государственной статистики по формированию и ведению ГС; хранение в установленном порядке информации, полученной от территориальных органов государственной статистики; информационно-справочное обслуживание пользователей; обеспечение защиты информации от несанкционированного доступа.
Владельцами территориальных разделов ГС являются территориальные органы государственной статистики. В их функции входят: формирование, ведение и хранение территориальных разделов ГС; сбор и представление в установленном порядке информации в ГМЦ Госкомстата России для формирования ГС федерального уровня; информационно-справочное обслуживание пользователей; защита информации от несанкционированного доступа.
Пользователями отраслевых разделов ГС являются: на федеральном уровне − подразделения Госкомстата России; на региональном уровне – подразделения территориальных органов государственной статистики.
Разработку, сопровождение и развитие программно-технологических средств формирования и ведения информационного фонда, эксплуатацию и развитие ГС осуществляют: на федеральном уровне – ГМЦ Госкомстата России; на региональном уровне – Научно-исследовательский и проектно-технологический институт статистической информации Госкомстата России (НИПИстатинформ Госкомстата России).
По решению территориальных органов государственной статистики и при наличии необходимых средств ведение ГС по объектам статистического учета, расположенным в соответствующих районах (городах), может осуществляться на районном (городском) уровне.
ГС содержит информацию о каждом действующем объекте статистического наблюдения и содержит следующие типы данных:
идентификационный (код ОКПО; краткое наименование предприятия);
справочный (идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), тип предприятия, признак субъекта малого предпринимательства, перешедшего на упрощенную систему учета и отчетности, признак приватизированного предприятия, признак наличия лицензии, признак субъекта естественных монополий, признак отнесения к государственному сектору экономики, признак наличия годовой бухгалтерской отчетности и статистической отчетности по состоянию на последнюю дату, адрес (фактический), дата регистрации, дата регистрации последнего изменения и др.)
классификационный (коды ОКАТО, ОКОГУ, ОКВЭД, ОКФС, ОКОПФ);
экономические показатели (средняя численность работников, выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ и услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных платежей), выпуск товаров и услуг;
технологический (дата и тип актуализации, код региона, где организация зарегистрирована – для организаций, осуществляющих деятельность на территории другого субъекта Российской Федерации, признак источника заполнения кода ОКВЭД, либо источника данных для уточнения кода ОКВЭД, дополнительные признаки, включая служебные).
Наряду с этим ГС содержит также: блок нормативно-справочной информации, построенный на основе общероссийских классификаторов технико-экономической информации (ОК ТЭИ), взаимодействующий с автоматизированным банком классификаторов (АБК); блок выходных таблиц, содержащий каталоги таблиц для предоставления пользователям на основе регламентных запросов; сводные информационно-справочные данные и их динамику; блок регистрации изменений текущего состояния записи по каждому объекту ГС.
Генеральная совокупность работает в двух состояниях: в фиксированном – на начало отчетного года с включением экономических показателей; в текущем – на первое число II, III и IV квартала текущего года без включения экономических показателей.
Ведение ГС включает в себя ежеквартальную актуализацию ее информационного фонда при создании новых организаций, ликвидации ранее действовавших организаций, при не предоставлении организациями длительное время статистической и бухгалтерской отчетности, при структурных преобразованиях организаций и при изменении их типа и основного вида деятельности (в исключительных случаях), а также при внесении изменений в БД ГС, связанных с развитием нормативно-методологического и программно-технологического обеспечения.
Основными источниками ведения ГС на региональном уровне являются: данные ЕГРПО; данные федеральных статистических наблюдений (структурных обследований по форме № 1-предприятие, сплошного наблюдения крупных и средних организаций по унифицированным формам П-1, П-2, П-3, П-4, выборочного и сплошного обследования малых организаций по формам ПМ), данные бухгалтерской отчетности организаций, информация о субъектах крупного, среднего и малого предпринимательства, содержащаяся в целевых реестрах министерств и ведомств.
В качестве развития применения ГС в настоящее время создается дополнение к этой базе данных, содержащее сведения о структурных подразделениях объектов статистического учета, так называемых «местных единицах». В зарубежной статистики такие объекты именуются нередко как «места деятельности». Эти единицы будут характеризоваться сведениями о местонахождении, непосредственно осуществляемых видах деятельности, численности работающих в подразделении и другими данными. Источником сведений о них будут результаты структурных обследований. В последующем использование этого раздела ГС позволит упорядочить процедуру организации структурных обследований, отслеживать «историю» местных единиц, получать более подробные статистические данные в территориальном разрезе.
Генеральная совокупность объектов статистического наблюдения создает основу формирования совокупности объектов для решения конкретных статистических задач. Поэтому на её базе подразделениями Госкомстата России формируются и развиваются статистические субрегистры, представляющие собой генеральные совокупности объектов статистического наблюдения по конкретной отрасли экономики.
Такие субрегистры формируются с использованием конкретного перечня экономических показателей. Статистический субрегистр по существу представляет собой отраслевой раздел статистического регистра (ГС) и получает самостоятельное развитие.
В настоящее время самостоятельно функционируют статистический субрегистр торговых организаций, субрегистр строительных организаций, субрегистр сельскохозяйственных товаропроизводителей, субрегистр промышленных организаций. Разрабатываются также субрегистры малых предприятий и некоторые другие.
Субрегистры разрабатываются как на федеральном, так и на региональном уровнях. Владельцами субрегистров являются подразделения центрального аппарата Госкомстата России и территориальных органов государственной статистики. Владельцы субрегистров, систематизированных по основному виду деятельности, в рамках общих целей, задач и функциональных обязанностей формируют присущие только своей отрасли цели, задачи и функциональные обязанности для субрегистров.
Так, с 2000 г. на региональном уровне статистики ведется статистический «Регистр торговых организаций». Целью его создания и ведения является внедрение выборочных наблюдений за деятельностью организаций внутренней оптовой и розничной торговли в полном объеме. Данный субрегистр представляет собой перечень всех крупных, средних и малых организаций торговли с набором необходимых классификационных признаков и экономических показателей по каждой организации. Основным источником формирования совокупности объектов наблюдения в рамках субрегистра и их классификационных признаков является ГС. Субрегистр позволяет осуществлять выборку торговых организаций в зависимости от целей обследования с последующим распространением данных на генеральную совокупность организаций. Кроме того, субрегистр позволяет осуществить построение аналитических таблиц и группировок торговых организаций в целях более глубокого экономического анализа состояния торговли. Для расширения сферы применения субрегистра, обработки различных вариантов выборки, работы с массивом информации в запросовом режиме и повышения качества информации по статистике внутренней торговли планируется в ближайшей перспективе создание базы данных на федеральном уровне.
Субрегистр «Строительные организации» (ССО) создан на базе ГС для формирования в автоматизированном режиме выборочных совокупностей при организации несплошных статистических наблюдений и агрегирования их до всей совокупности единиц статистического наблюдения, организации информационно-справочного обслуживания различных категорий заинтересованных пользователей. ССО содержит данные статистического наблюдения и бухгалтерской отчетности по юридическим лицам и их структурным подразделениям, представляющим собой:
организации, выполняющие работы подрядным способом;
организации, осуществляющие капитальный ремонт зданий и сооружений производственного назначения;
организации, осуществляющие ремонт зданий и сооружений непроизводственного назначения, ремонт и строительство квартир (жилищ) по заказам населения;
организации, осуществляющие эксплуатационное бурение.
ССО охватывает все типы организаций, включая субъекты малого предпринимательства (по выборочной совокупности). Однако в субрегистр не входит перечень организаций, осуществляющих строительство хозяйственным способом, проектных, проектно-изыскательских и изыскательских организаций.
ССО ведется на федеральном и региональном уровнях: на федеральном уровне – в полном объеме, на региональном – по организациям, расположенным на данной территории. Для этого территориальные органы государственной статистики из общего массива объектов статистического наблюдения территориального разделе ГС формируют перечни объектов, включаемых в субрегистр.
Данный субрегистр содержит значительное число экономических показателей, которые отражают как социально-демографическую, так и финансово-хозяйственную ситуацию каждого субъекта хозяйствования. В условиях целенаправленного формирования выборочной совокупности наличие широкого круга показателей по каждой единице статистического наблюдения обеспечивает достаточную степень глубины анализа положения дел в отрасли.
Субрегистр «Сельскохозяйственные товаропроизводители» представляет собой объединение субрегистров «Сельскохозяйственные предприятия», «Крестьянские (фермерские) хозяйства», «Малые сельскохозяйственные предприятия».
Субрегистр «Сельскохозяйственные предприятия» (РСХП) был создан в 1986 г. Он включает данные по крупным и средним сельскохозяйственным предприятиям на основе показателей годовой бухгалтерской отчетности. До 1996 г. субрегистр функционировал только на федеральном уровне. В 1996 г. концепция субрегистра была пересмотрена, и в настоящее время он функционирует на федеральном и региональном уровнях. Субрегистр «Сельскохозяйственные предприятия» – автоматизированный банк их индивидуальных данных, позволяющий отслеживать динамику их экономического состояния, проводить группировку хозяйств по любому из 250 заложенных в него показателей, осуществлять индексный и корреляционный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
В целях оперативного отражения новых явлений и процессов в сельском хозяйстве практикуется проведение обследования «Экономическая конъюнктура в сельском хозяйстве», а также планируется проведение специальных выборочных (многоцелевых) обследований крупных и средних сельскохозяйственных предприятий на базе действующего субрегистра «Сельскохозяйственные товаропроизводители».
Субрегистр «Крестьянские (фермерские) хозяйства» создан в 1994 г., включает статистические данные по 70 показателям о деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, являющихся как юридическими, так и физическими лицами. Субрегистр функционирует на региональном уровне, представляя собой базу данных по каждому хозяйству. Используемые программные средства позволяют осуществлять как механическую, так и стратифицированную выборку с предварительной группировкой хозяйств по величине показателя, положенного в основу отбора. Субрегистр предусматривает распространение данных выборочных обследований на Генеральную совокупность на региональном уровне, а также позволяет анализировать полученную информацию с использованием математических и статистических методов. Кроме того, методологическое и программное обеспечение регистра позволяет провести выборку ограниченного числа хозяйств (не более 4-5%) для организации опросов об урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности скота при проведении текущих расчетов производства продукции.
Субрегистр «Малые сельскохозяйственные предприятия» создан в 1997 г. и включает статистические данные по 70 показателям о деятельности малых предприятий, производящих сельскохозяйственную продукцию.
С 1992 г., а с учетом введения регулярной актуализации данных − с 1994 г. функционирует «Субрегистр промышленных организаций». Он представляет собой перечень крупных и средних промышленных организаций, насчитывающий свыше 27 тыс. единиц, который активно используется в практической деятельности Комитета по антимонопольной политике России, а также в работе отрасли статистики промышленности при формировании выборочной совокупности для проведения обследований по широкому кругу проблем. Субрегистр формируется на основе данных годовой формы № 1-предприятие, гармонизированных с базами данных ЕГРПО и ГС.
Субрегистр промышленных организаций отличается широким набором экономических показателей, формируемых на основе данных статистической отчетности по формам № П-1, № П-4, № 1-т годовая, № 11, № 1-ВЭС, № 5-з пром. и № 1-ф мес. и включает показатели: объемов произведенной продукции в фактических отпускных ценах предприятия; среднесписочной численности ППП, в том числе рабочих; средств на оплату труда, в том числе рабочих; начислений выплат социального характера ППП, в том числе рабочим; среднегодовой стоимости промышленно-производственных фондов; прибыли; затрат на рубль продукции. Раз в год экономический блок и блок классификационных признаков актуализируется, что позволяет поддерживать действенность субрегистра как важного источника инструмента формирования статистической информации.
Дальнейшее развитие ЕГРПО и Генеральной совокупности объектов статистического наблюдения определяется Комплексной программой развития системы стандартных экономико-статистических классификаций и регистров и их внедрения в статистическую информационную систему в 2001-2005 гг. Мероприятия Программы направлены на развитие ЕГРПО как основного методологического инструмента, обеспечивающего полноту учета и правильность идентификации всех хозяйствующих субъектов в Российской Федерации, а также информационную совместимость государственных информационных систем и ресурсов и совершенствование статистического регистра как основы организации статистических наблюдений.
Работы по обеспечению охвата в регистре всех хозяйствующих субъектов, включая индивидуальных предпринимателей, является первым важным шагом и позволит осуществить учет значительной части ВВП, получить достоверную информацию об осуществляемых ими операциях, а в конечном счете обеспечить исчисление важнейших макроэкономических показателей в соответствии с требованиями СНС.
Следующим шагом является совершенствование на регулярной основе содержания, структуры и технологии формирования и ведения ГС. Проведена единовременная работа по уточнению перечня объектов ГС, типов предприятий и экономических показателей с учетом результатов сплошных обследований малых предприятий в 2000 г. Включение в ГС данных сплошного обследования малых предприятий позволило более точно формировать выборочную основу для статистического наблюдения за субъектами малого предпринимательства. Предусматриваемые планом работы Правительства Российской Федерации на 2004 г. новые нормативные правовые акты в области развития малого предпринимательства позволят совершенствовать совокупность объектов данной категории.
Как указывалось выше, продолжаются работы по переходу на организацию статистических наблюдений на базе территориально-обособленных подразделений (местных единиц). Полный учет местных единиц потребует изменения подходов к кодированию субъектов хозяйственной деятельности, пересмотру состава данных и структуры базы данных ГС. Целью работы является формирование основ для организации структурных обследований в статистике предприятий, повышение объективности данных в территориальном разрезе и группировках по чистым отраслям экономики.
Необходимость реализации задач, стоящих перед ЕГРПО и ГС, предусматривает совершенствование методологии учета и идентификации объектов регистра. С этой целью в 2000 г. внедрены в ЕГРПО и ГС новые общероссийские классификаторы взамен устаревших.
Как уже отмечалось, с 1 января 2003 г. происходит замена Общероссийского классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) на Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД). Совершенствуется нормативно-законодательная база ЕГРПО.
Переход на новые классификаторы и дальнейшее развитие ЕГРПО как основы идентификации хозяйствующих субъектов для всего круга государственных информационных ресурсов выявил ряд недостатков, по которым разрабатываются новые решения.
Важной задачей является продолжение работ по повышению качества статистического регистра. Основным направлением в этой области являются: расширение использования для актуализации ЕГРПО и ГС информации административных источников, полученных из целевых регистров министерств и ведомств и данных статистических наблюдений; подготовка методологических материалов, направленных на выявление так называемых «ложно активных» объектов регистра и исключение их из регистров ГС; уточнение объектов, подлежащих статистическому наблюдению по отдельным видам деятельности на основе проведения сверок ЕГРПО с реестрами министерств и ведомств; накопление и ведение данных по объектам, имеющим лицензии на занятия определенными видами деятельности.
Важнейшим направлением развития ЕГРПО и ГС является создание на всех уровнях государственной статистики единой информационной системы «Объединенная система регистров», обеспечивающей ведение в единой программной среде на основе общей технологии баз данных ЕГРПО, ГС, АБК, БД БОО и их информационное взаимодействие с другими статистически базами данных, использование в этих целях современных программно-технических средств, более рациональную организацию информационных ресурсов, исключив дублирование и упростив связи между регистром предприятий и базами данных.
- В подготовке материалов издания принимали участие сотрудники нии статистики Госкомстата России:
- В рецензировании принимали участие специалисты центрального аппарата госкомстата россии:
- Научно-техническое редактирование – мипк учета и статистики Госкомстата России:
- Cодержание
- Глава 3. Структура и назначение системы государственной статистики 130
- Глава 4. Унификация и стандартизация в государственной статистике Российской Федерации 215
- Глава 5. Организация статистических наблюдений в Российской Федерации 257
- Глава 6. Организация сбора, обработки, хранения, передачи статистических данных и публикации официальной статистической информации 323
- 1.1. Место статистики в обществе
- 1.2. История организации российской статистики
- 1.3. Основные цели и функции современной российской государственной статистики
- 1.4. Развитие международных связей российских органов государственной статистики
- 1.5. Источники статистических данных
- Глава 2. Принципы организации госудаРСтвенной статистики в Российской Федерации
- 2.1. Задачи организации государственной статистики
- 2.2. Нормативно-правовая база государственной статистики
- 2.3. Научно-методологические принципы организации государственной статистики
- 2.3.1. Планирование, координация, менеджмент в сфере государственной статистики
- 2.3.2. Принципы организации сбора, обработки, хранения и передачи статистических данных
- 2.3.3. Принципы доступа и режимы использования официальной статистической информации
- 2.3.4. Качество официальной статистической информации
- 2.3.5. Система государственных статистических информационных ресурсов
- 2.3.6. Административный и статистический регистры
- 2.3.7. Принципы интеграции и гармонизации национальной статистики России с международными стандартами. Внедрение международных стандартов в статистическую практику России
- Глава 3. Структура и назначение системы государственной статистики
- 3.1. Система государственной статистики
- Территориальные органы Госкомстата России в субъектах Российской Федерации
- 3.1.1. Государственный Комитет Российской Федерации по статистике
- 3.1.2. Территориальные органы Госкомстата России
- Структура территориальных статистических служб (включая характеристику возможностей сбора административной отчетности)
- 3.1.3. Организации, подведомственные Госкомстату России
- I. Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации Госкомстата России
- II. Научно-исследовательский институт проблем социально-экономической статистики Госкомстата России
- Гмц Госкомстата России
- III. Научно-исследовательский и проектно-технологический институт статистической информационной системы Госкомстата России
- IV. Межотраслевой институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов в области учета и статистики Госкомстата России
- V. Информационно-издательский центр «Статистика России»
- VI. Межведомственный центр социально-экономических измерений Российской Академии наук (ран) и Госкомстата России
- VII. Управление по эксплуатации зданий Госкомстата России
- 3.2. Координация Госкомстатом России деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере государственной статистики
- 3.3. Общие принципы распространения статистической информации
- 3.4. Сотрудничество Госкомстата России с зарубежными и международными статистическими организациями
- Глава 4. Унификация и стандартизация в государственной статистике Российской Федерации
- 4.1. Основные стандартные понятия, термины и определения, используемые в статистической практике
- 4.2. Система статистических стандартов, применяемых в государственной статистике
- 4.3. Система стандартных экономико-статистических классификаций
- 4.4. Система метаинформации и каталог статистических показателей
- 4.5. Стандартные информационные технологии в государственной статистике
- 4.6. Внедрение международной стандартной системы национальных счетов в государственную статистику Российской Федерации
- 4.7. Основные направления использования международных стандартов
- Глава 5. Организация статистических наблюдений в Российской Федерации
- 5.1. Организация периодических статистических наблюдений
- 5.1.1. Организация текущих и годовых статистических наблюдений
- 5.1.2. Оперативный и бухгалтерский учет как источник статистической информации
- 5.1.3. Организация работы по совершенствованию форм государственной статистической отчетности
- 5.2. Организация переписей и других сплошных единовременных статистических наблюдений
- 5.2.1. Общие понятия о переписях
- 5.2.2. Организация общероссийских переписей населения и текущего наблюдения демографических процессов
- 5.2.2.1. Основные источники информации о населении в России
- 5.2.2.2. Краткий очерк истории статистики населения в России
- 5.2.3. Всероссийская перепись населения 2002 года
- 5.2.4. Статистическое наблюдение демографических событий
- 5.2.5. Статистическое наблюдение миграции
- 5.2.6. Организация общероссийских экономических переписей
- 5.2.7. Организация других единовременных сплошных статистических наблюдений
- 5.3. Организация выборочных наблюдений в государственной статистике
- 5.3.1. Выборочное обследование населения по проблемам занятости
- 5.3.2. Выборочное обследование бюджетов домохозяйств
- 5.3.3. Выборочные наблюдения в статистике сельского хозяйства
- Макет группировки по трем признакам с разбивкой на три группы по каждому группировочному признаку
- 5.4. Организация изучения общественного мнения
- Глава 6. Организация сбора, обработки, хранения, передачи статистических данных и публикации официальной статистической информации
- 6.1. Технология сбора, обработки, накопления, хранения и передачи статистической информации в условиях корпоративной информационно- вычислительной сети Госкомстата России
- Организация сбора, обработки, хранения и передачи данных государственной статистики в российской федерации
- Входная информация
- Сводная информация по округам
- Входная информация
- Органы государственной статистики, осуществлЯющие сбор, обработку, хранение и передачу статистической информации в российской федерации
- 6.2. Использование Интернет федеральной системой государственной статистики
- 6.3. Организация публикации официальной статистической информации
- 6.3.1. Организация публикации официальной статистической информации в Российской Федерации
- 6.3.2. Организация публикации официальной статистической информации по Российской Федерации в зарубежных и международных изданиях
- Глава 7. Информационно-статистическАя деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления
- 7.1. Деятельность федеральных органов исполнительной власти по формированию государственных информационных ресурсов в области статистики
- 7.2. Информационно-статистическая деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации
- 7.3. Информационно-статистическая деятельность органов местного самоуправления
- Глава 8. Организация научно-исследовательской деятельности и статистического образования
- 8.1. Организация научно-исследовательских работ в системе государственной статистики
- 8.2. Становление и развитие статистического образования в России
- 8.3. Организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников государственной статистики
- Глава 9. Перспективы развития российской государственной статистики
- Положение о Государственном комитете Российской Федерации по статистике
- История создания и основные положения
- Глава 1. Принцип организации национальных статистических учреждений
- Глава 2. Система статистических органов(17)
- Глава 3. Потребители статистической информации, их требования и нужды (47)
- Глава 4. Порядок определения приоритетов статистических работ (64)
- Глава 5. Принципы организации и реорганизации статистической деятельности (72)
- Глава 6. Управленческий персонал (83)
- Глава 7. Управление информационными технологиями (95)
- Глава 8. Нематериальные активы в деятельности статистических учреждений (102)
- Часть 9. Управление целевыми статистическими программами (108)
- Часть 10. Организация полевых статистических обследований (119)
- Часть 11. Распространение и публикация статистических данных (128)
- Часть 12. Защита частной собственности и конфиденциальность статистической информации: кодекс чести (141)
- Часть 13. Заключительные положения: суммируя все, взятое вместе (153)
- Организация государственной статистики в российской федерации