logo search
ehkonomika_predprijatija (1)

22. Формирование ассортимента

Важное значение для предприятия имеет успешное решение проблемы формирования ассортимента и управления им.

Сущность планирования, формирования и управления ассортиментом заключается в том, чтобы предприятие своевременно пред­лагало на рынке определенную совокупность товаров, которые, соответствуя в целом про­филю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли бы требова­ниям определенных категорий покупателей.

Ассортимент - это набор товаров, пред­лагаемых предприятием-изготовителем на рынке. Номенклатура, или товарный ассор­тимент, - это вся совокупность изделий, ко­торое может выпускать предприятие.

Формирование ассортимента - это про­цесс нахождения определенного соотноше­ния между товарными группами, между «ста­рыми» и «новыми» товарами, товарами еди­ничного и серийного производства и т. д.

Формированию ассортимента обычно предшествует разработка предприятием ас­сортиментной политики, которая позволяет определить возможности оптимального про­изводства ассортимента данного вида това­ров. Цель ассортиментной политики - сориентировать предприятие на выпуск то­варов, наиболее соответствующих структуре и разнообразию спроса конкретных покупа­телей. В процессе разработки ассортимент­ной политики определяются различные по­казатели: разнообразие видов и разновид­ностей товаров (с учетом типологии потребителей); уровень и частота обновле­ния ассортимента; уровень и соотношение цен на товары данного вида и др.

Обычно прогнозируется лишь тенденция развития ассортимента (ассортиментная структура спроса и товарного предложения). Планирование, формирование и управление ассортиментом продукции - непрерывный процесс, продолжающийся в течение всего жизненного цикла продукта. Основная зада­ча ассортиментной политики - использовать имеющиеся и/или потенциальные техноло­гии и материальные возможности предприя­тия в продуктах, которые, принося произво­дителю прибыль, обладают потребительской ценностью, удовлетворяющей покупателя.