3.1.2. Территориальные органы Госкомстата России
Территориальный орган Госкомстата России (ТОГР) расположен в каждом субъекте Российской Федерации и является региональным звеном федерального органа исполнительной власти. Он обеспечивает официальной статистической информацией по данному субъекту Российской Федерации, являющейся частью государственных информационных ресурсов о социально-экономическом и демографическом положении субъекта, Госкомстат России, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе, федеральные органы исполнительной власти, расположенных на территории субъекта, органы местного самоуправления, граждан и организации в установленном Госкомстатом России порядке.
ТОГР в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Положением о Госкомстате России, нормативными правовыми актами Госкомстата России, Положением о территориальном органе Госкомстата России.
ТОГР входит в федеральную систему государственной статистики, находится в непосредственном подчинении Госкомстата России и подотчетен ему. Он осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями и населением.
ТОГР обеспечивает выполнение Федеральной программы статистических работ и производственного плана работ Госкомстата России. Для выполнения Федеральной программы статистических работ органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические лица, их филиалы и представительства, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обязаны предоставлять документированную информацию в территориальный орган Госкомстата России.
ТОГР в ходе реализации федеральной программы статистических работ использует официальную статистическую методологию, утвержденную Госкомстатом России, которая является обязательной для территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, юридических лиц, их филиалов и представительств, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица при проведении государственных статистических наблюдений.
Финансирование расходов на содержание территориального органа Госкомстата России, включая выполнение работ, предусмотренных Федеральной программой статистических работ, производственным планом работ Госкомстата России и выполняемых дополнительно по поручениям Госкомстата России, производится за счет средств Федерального бюджета, предусмотренных на государственное управление.
Работы, не входящие в Федеральную программу статистических работ, выполняются территориальным органом Госкомстата России за счет средств заказчиков.
Территориальный орган Госкомстата России:
участвует в работе Госкомстата России по реализации государственной политики в области государственной статистики, по разработке и совершенствованию системы статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы, научно обоснованной официальной статистической методологии для проведения государственных статистических наблюдений и формирования статистических показателей, развитию информационной системы государственной статистики, обеспечению ее совместимости и взаимодействия с другими государственными информационными системами в едином информационном пространстве Российской Федерации;
подготавливает официальную статистическую информацию и выпускает информационно-аналитические материалы, обеспечивает хранение и защиту официальной статистической информации.
Территориальный орган Госкомстата России в соответствии с возложенными на него задачами:
организует проведение государственных статистических наблюдений и обработку их результатов в соответствии с официальной статистической методологией, сбор и обработку бухгалтерской отчетности организаций и обеспечивает в установленном порядке пользователей данными этой отчетности;
обеспечивает в установленном порядке присвоение кодов по общероссийским классификаторам технико-экономической и социальной информации юридическим лицам, их представительствам и филиалам, гражданам, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, при их учете в Едином государственном регистре предприятий и организаций (ЕГРПО);
обеспечивает юридические лица, их представительства и филиалы, граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, бланками форм и инструкциями для проведения государственных статистических наблюдений;
в целях обеспечения равного доступа к официальной статистической информации всех заинтересованных пользователей выпускает информационно-аналитические материалы, использует информационные системы и сети, проводит в средствах массовой информации разъяснительную работу по вопросам, связанным с государственными статистическими наблюдениями и официальной статистической информацией;
осуществляет на договорной основе за счет средств заказчиков работы по сбору и обработке информации, не являющейся официальной статистической отчетностью, разработке проектов статистического инструментария и программ региональных и муниципальных обследований с использованием официальной статистической методологии и другие информационно-статистические работы.
Территориальный орган Госкомстата России имеет право:
запрашивать в установленном порядке информацию по формам государственной статистической и бухгалтерской отчетности от всех юридических лиц, их филиалов и представительств, граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (указанная информация предоставляется на безвозмездной основе), запрашивать у физических лиц информацию, необходимую для проведения государственных статистических наблюдений;
запрашивать от ТОГР, расположенных в соответствующем федеральном округе, информационно-статистические материалы, необходимые для выполнения территориальным органом Госкомстата России функций по обеспечению Аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в этом федеральном округе статистической информацией (относится к ТОГР, расположенном в центре федерального округа);
запрашивать у органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности, иных органов исполнительной власти, а также государственных внебюджетных фондов, копии учредительных документов и другие сведения о юридических и указанных физических лицах, необходимые для ведения Единого государственного регистра предприятий и организаций (ЕГРПО);
осуществлять контроль за выполнением всеми юридическими лицами и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, законодательства Российской Федерации в области государственной статистики, применять в соответствии с законодательством Российской Федерации административные взыскания за нарушение порядка представления статистической информации.
Территориальный орган Госкомстата России возглавляет председатель – руководитель ТОГР, назначаемый на должность и освобождаемый от должности председателем Госкомстата России с рассмотрением на коллегии Госкомстата России. Назначение на должность председателя – руководителя территориального органа Госкомстата России осуществляется по согласованию с полномочным представителем Президента Российской Федерации в соответствующем федеральном округе.
Председатель – руководитель территориального органа Госкомстата России имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности по его представлению председателем Госкомстата России. Назначение на должность заместителей председателя – руководителя территориального органа Госкомстата России осуществляется по согласованию с полномочным представителем Президента Российской Федерации в соответствующем федеральном округе.
Председатель – руководитель территориального органа Госкомстата России несет персональную ответственность за выполнение возложенных на территориальный орган Госкомстата России задач и осуществление им своих функций.
Председатель – руководитель территориального органа Госкомстата России:
руководит деятельностью ТОГР на основании и во исполнение действующего законодательства, приказов, постановлений, распоряжений и указаний Госкомстата России, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения работниками ТОГР, распределяет обязанности между своими заместителями, назначает в установленном порядке на должность и освобождает от занимаемой должности работников ТОГР и его подразделений;
решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в ТОГР и его подразделениях, вносит в установленном порядке на рассмотрение Госкомстата России проекты нормативных документов по вопросам, входящим в компетенцию Госкомстата России;
утверждает структуру ТОГР по согласованию с Госкомстатом России, положения о структурных подразделениях и штатное расписание территориального органа Госкомстата России в пределах установленных численности и фонда оплаты труда работников, смету расходов на его содержание в пределах утвержденных бюджетных ассигнований;
координирует работу ТОГР, расположенных в соответствующем федеральном округе, по обеспечению полномочного представителя Президента Российской Федерации в этом федеральном округе необходимой статистической информацией;
осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В территориальном органе Госкомстата России решением его руководителя образуется коллегия в составе председателя – руководителя территориального органа Госкомстата России (председатель коллегии) и заместителей председателя – руководителя территориального органа Госкомстата России, входящих в нее по должности, других руководящих работников территориального органа Госкомстата России, а также представителей иных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ведущих ученых, специалистов. Коллегия рассматривает основные вопросы, связанные с выполнением задач, возложенных на ТОГР, а также другие вопросы деятельности системы государственной статистики.
В целях проведения политики Госкомстата России в области реформирования статистики, координации деятельности ТОГР и обмена опытом работы, в рамках федеральных округов созданы региональные советы руководителей ТОГР.
Региональные советы ведут большую работу по подготовке предложений по совершенствованию системы статистических показателей, уточнению схемы обеспечения статистической информацией полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, разработке методологических подходов при подготовке аналитических материалов сравнительного характера по субъектам Российской Федерации, обеспечению информацией муниципальных образований, информационном обмене между территориальными органами государственной статистики в пределах федерального округа. Особое внимание уделяется вопросам организации первоочередных работ (Всероссийская перепись населения 2002 года, крупные единовременные обследования и т.п.), создания интегрированных систем экономико-статистической информации по регионам России.
Схема 4
ПРИМЕРНАЯ Структура территориального органа Госкомстата России
Руководство |
Отдел сбора и обработки статинформации |
Отдел статистики цен, финансов и региональных счетов |
Отдел информации, баз данных и ЕГРПО |
Отдел статистики населения и обследования домашних хозяйств |
Сводно-аналитический отдел и другие статистические отделы (при необходимости) |
Административный отдел |
Финансово-экономический отдел |
Технологический отдел |
Прочие отделы (эксплуатационный, хозяйственный) |
|
|
|
Происходящие в обществе процессы становления российской государственности и, в первую очередь, развитие местного самоуправления привели к появлению запросов информации, отличающейся от разрабатываемой в органах государственной статистики.
На основе Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в стране создано почти 12 тысяч муниципальных образований (городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная законом, в пределах которой осуществляется местное самоуправление).
При этом муниципальные образования территориально отличаются от административных единиц. В Санкт-Петербурге, например, в соответствии с законом о местном самоуправлении в административных границах города на территории 20 административных районов созданы 111 муниципальных образований. В ряде субъектов Российской Федерации, напротив, муниципальные образования включают два и более административных образований.
Для обеспечения деятельности органов местного самоуправления (которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации не входят в систему государственной власти) Госкомстат России подготовил Перечень статистических показателей социально-экономического положения муниципальных образований, который основан на принципах: соответствия общей методологии построения статистических показателей, используемых отечественной статистикой; обеспечения единства методологии построения основных сквозных показателей и их сопоставимости с аналогичными показателями в системе государственной централизованной статистики; соответствия содержания и состава показателей (предметом ведения местного самоуправления) особенностям муниципального образования; положения муниципальной территории в иерархии территориальной структуры.
Включая относительно небольшое число показателей, Перечень содержит показатели, характеризующие все сферы жизнедеятельности: уровень жизни и занятость населения, производственный и научно-технический потенциал, финансовое состояние, демографическую ситуацию, экологию, правопорядок, состояние и развитие муниципального хозяйства на соответствующей территории.
Этой информацией органы местного самоуправления обеспечиваются территориальными органами государственной статистики: в пределах разработки в соответствии с Федеральной программой статистических работ – за счет финансирования из федерального бюджета, сверх Федеральной программы – на договорной основе за счет средств заказчика.
Функциональная структура ТОГР России может быть представлена схемой 5, которая соответствует стандартной, опубликованной в «Руководстве ООН по организации статистической деятельности 2003 года», о котором уже шла речь в п. 3.1.1.
Схема 5
- В подготовке материалов издания принимали участие сотрудники нии статистики Госкомстата России:
- В рецензировании принимали участие специалисты центрального аппарата госкомстата россии:
- Научно-техническое редактирование – мипк учета и статистики Госкомстата России:
- Cодержание
- Глава 3. Структура и назначение системы государственной статистики 130
- Глава 4. Унификация и стандартизация в государственной статистике Российской Федерации 215
- Глава 5. Организация статистических наблюдений в Российской Федерации 257
- Глава 6. Организация сбора, обработки, хранения, передачи статистических данных и публикации официальной статистической информации 323
- 1.1. Место статистики в обществе
- 1.2. История организации российской статистики
- 1.3. Основные цели и функции современной российской государственной статистики
- 1.4. Развитие международных связей российских органов государственной статистики
- 1.5. Источники статистических данных
- Глава 2. Принципы организации госудаРСтвенной статистики в Российской Федерации
- 2.1. Задачи организации государственной статистики
- 2.2. Нормативно-правовая база государственной статистики
- 2.3. Научно-методологические принципы организации государственной статистики
- 2.3.1. Планирование, координация, менеджмент в сфере государственной статистики
- 2.3.2. Принципы организации сбора, обработки, хранения и передачи статистических данных
- 2.3.3. Принципы доступа и режимы использования официальной статистической информации
- 2.3.4. Качество официальной статистической информации
- 2.3.5. Система государственных статистических информационных ресурсов
- 2.3.6. Административный и статистический регистры
- 2.3.7. Принципы интеграции и гармонизации национальной статистики России с международными стандартами. Внедрение международных стандартов в статистическую практику России
- Глава 3. Структура и назначение системы государственной статистики
- 3.1. Система государственной статистики
- Территориальные органы Госкомстата России в субъектах Российской Федерации
- 3.1.1. Государственный Комитет Российской Федерации по статистике
- 3.1.2. Территориальные органы Госкомстата России
- Структура территориальных статистических служб (включая характеристику возможностей сбора административной отчетности)
- 3.1.3. Организации, подведомственные Госкомстату России
- I. Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации Госкомстата России
- II. Научно-исследовательский институт проблем социально-экономической статистики Госкомстата России
- Гмц Госкомстата России
- III. Научно-исследовательский и проектно-технологический институт статистической информационной системы Госкомстата России
- IV. Межотраслевой институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов в области учета и статистики Госкомстата России
- V. Информационно-издательский центр «Статистика России»
- VI. Межведомственный центр социально-экономических измерений Российской Академии наук (ран) и Госкомстата России
- VII. Управление по эксплуатации зданий Госкомстата России
- 3.2. Координация Госкомстатом России деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере государственной статистики
- 3.3. Общие принципы распространения статистической информации
- 3.4. Сотрудничество Госкомстата России с зарубежными и международными статистическими организациями
- Глава 4. Унификация и стандартизация в государственной статистике Российской Федерации
- 4.1. Основные стандартные понятия, термины и определения, используемые в статистической практике
- 4.2. Система статистических стандартов, применяемых в государственной статистике
- 4.3. Система стандартных экономико-статистических классификаций
- 4.4. Система метаинформации и каталог статистических показателей
- 4.5. Стандартные информационные технологии в государственной статистике
- 4.6. Внедрение международной стандартной системы национальных счетов в государственную статистику Российской Федерации
- 4.7. Основные направления использования международных стандартов
- Глава 5. Организация статистических наблюдений в Российской Федерации
- 5.1. Организация периодических статистических наблюдений
- 5.1.1. Организация текущих и годовых статистических наблюдений
- 5.1.2. Оперативный и бухгалтерский учет как источник статистической информации
- 5.1.3. Организация работы по совершенствованию форм государственной статистической отчетности
- 5.2. Организация переписей и других сплошных единовременных статистических наблюдений
- 5.2.1. Общие понятия о переписях
- 5.2.2. Организация общероссийских переписей населения и текущего наблюдения демографических процессов
- 5.2.2.1. Основные источники информации о населении в России
- 5.2.2.2. Краткий очерк истории статистики населения в России
- 5.2.3. Всероссийская перепись населения 2002 года
- 5.2.4. Статистическое наблюдение демографических событий
- 5.2.5. Статистическое наблюдение миграции
- 5.2.6. Организация общероссийских экономических переписей
- 5.2.7. Организация других единовременных сплошных статистических наблюдений
- 5.3. Организация выборочных наблюдений в государственной статистике
- 5.3.1. Выборочное обследование населения по проблемам занятости
- 5.3.2. Выборочное обследование бюджетов домохозяйств
- 5.3.3. Выборочные наблюдения в статистике сельского хозяйства
- Макет группировки по трем признакам с разбивкой на три группы по каждому группировочному признаку
- 5.4. Организация изучения общественного мнения
- Глава 6. Организация сбора, обработки, хранения, передачи статистических данных и публикации официальной статистической информации
- 6.1. Технология сбора, обработки, накопления, хранения и передачи статистической информации в условиях корпоративной информационно- вычислительной сети Госкомстата России
- Организация сбора, обработки, хранения и передачи данных государственной статистики в российской федерации
- Входная информация
- Сводная информация по округам
- Входная информация
- Органы государственной статистики, осуществлЯющие сбор, обработку, хранение и передачу статистической информации в российской федерации
- 6.2. Использование Интернет федеральной системой государственной статистики
- 6.3. Организация публикации официальной статистической информации
- 6.3.1. Организация публикации официальной статистической информации в Российской Федерации
- 6.3.2. Организация публикации официальной статистической информации по Российской Федерации в зарубежных и международных изданиях
- Глава 7. Информационно-статистическАя деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления
- 7.1. Деятельность федеральных органов исполнительной власти по формированию государственных информационных ресурсов в области статистики
- 7.2. Информационно-статистическая деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации
- 7.3. Информационно-статистическая деятельность органов местного самоуправления
- Глава 8. Организация научно-исследовательской деятельности и статистического образования
- 8.1. Организация научно-исследовательских работ в системе государственной статистики
- 8.2. Становление и развитие статистического образования в России
- 8.3. Организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников государственной статистики
- Глава 9. Перспективы развития российской государственной статистики
- Положение о Государственном комитете Российской Федерации по статистике
- История создания и основные положения
- Глава 1. Принцип организации национальных статистических учреждений
- Глава 2. Система статистических органов(17)
- Глава 3. Потребители статистической информации, их требования и нужды (47)
- Глава 4. Порядок определения приоритетов статистических работ (64)
- Глава 5. Принципы организации и реорганизации статистической деятельности (72)
- Глава 6. Управленческий персонал (83)
- Глава 7. Управление информационными технологиями (95)
- Глава 8. Нематериальные активы в деятельности статистических учреждений (102)
- Часть 9. Управление целевыми статистическими программами (108)
- Часть 10. Организация полевых статистических обследований (119)
- Часть 11. Распространение и публикация статистических данных (128)
- Часть 12. Защита частной собственности и конфиденциальность статистической информации: кодекс чести (141)
- Часть 13. Заключительные положения: суммируя все, взятое вместе (153)
- Организация государственной статистики в российской федерации