logo search
Organizatsia_statistiki_v_RF

3.1.2. Территориальные органы Госкомстата России

Территориальный орган Госкомстата России (ТОГР) расположен в каждом субъекте Российской Федерации и является региональным звеном федерального органа исполнительной власти. Он обеспечивает официальной статистической информацией по данному субъекту Российской Федерации, являющейся частью государственных информационных ресурсов о социально-экономическом и демографическом положении субъекта, Госкомстат России, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе, федеральные органы исполнительной власти, расположенных на территории субъекта, органы местного самоуправления, граждан и организации в установленном Госкомстатом России порядке.

ТОГР в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Положением о Госкомстате России, нормативными правовыми актами Госкомстата России, Положением о территориальном органе Госкомстата России.

ТОГР входит в федеральную систему государственной статистики, находится в непосредственном подчинении Госкомстата России и подотчетен ему. Он осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими территориальными органами фе­деральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями и населением.

ТОГР обеспечивает выполнение Федеральной программы статистических работ и производственного плана работ Госкомстата России. Для выполнения Федеральной программы статистических работ органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические лица, их филиалы и представительства, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обязаны предоставлять документированную информацию в территориальный орган Госкомстата России.

ТОГР в ходе реализации федеральной программы статистических работ использует официальную статистическую методологию, утвержденную Госкомстатом России, которая является обязательной для территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, юридических лиц, их филиалов и представительств, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица при проведении государственных статистических наблюдений.

Финансирование расходов на содержание территориального органа Госкомстата России, включая выполнение работ, предусмотренных Федеральной программой статистических работ, производственным планом работ Госкомстата России и выполняемых дополнительно по поручениям Госкомстата России, производится за счет средств Федерального бюджета, предусмотренных на государственное управление.

Работы, не входящие в Федеральную программу статистических работ, выполняются территориальным органом Госкомстата России за счет средств заказчиков.

Территориальный орган Госкомстата России:

Территориальный орган Госкомстата России в соответствии с возложенными на него задачами:

Территориальный орган Госкомстата России имеет право:

Территориальный орган Госкомстата России возглавляет председатель – руководитель ТОГР, назначаемый на должность и освобождаемый от должности председателем Госкомстата России с рассмотрением на коллегии Госкомстата России. Назначение на должность председателя – руководителя территориального органа Госкомстата России осуществляется по согласованию с полномочным представителем Президента Российской Федерации в соответствующем федеральном округе.

Председатель – руководитель территориального органа Госкомстата России имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности по его представлению председателем Госкомстата России. Назначение на должность заместителей председателя – руководителя территориального органа Госкомстата России осуществляется по согласованию с полномочным представителем Президента Российской Федерации в соответствующем федеральном округе.

Председатель – руководитель территориального органа Госкомстата России несет персональную ответственность за выполнение возложенных на территориальный орган Госкомстата России задач и осуществление им своих функций.

Председатель – руководитель территориального органа Госкомстата России:

В территориальном органе Госкомстата России решением его руководителя образуется коллегия в составе председателя – руководителя территориального органа Госкомстата России (председатель коллегии) и заместителей председателя – руководителя территориального органа Госкомстата России, входящих в нее по должности, других руководящих работников территориального органа Госкомстата России, а также представителей иных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ведущих ученых, специалистов. Коллегия рассматривает основные вопросы, связанные с выполнением задач, возложенных на ТОГР, а также другие вопросы деятельности системы государственной статистики.

В целях проведения политики Госкомстата России в области реформирования статистики, координации деятельности ТОГР и обмена опытом работы, в рамках федеральных округов созданы региональные советы руководителей ТОГР.

Региональные советы ведут большую работу по подготовке предложений по совершенствованию системы статистических показателей, уточнению схемы обеспечения статистической информацией полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, разработке методологических подходов при подготовке аналитических материалов сравнительного характера по субъектам Российской Федерации, обеспечению информацией муниципальных образований, информационном обмене между территориальными органами государственной статистики в пределах федерального округа. Особое внимание уделяется вопросам организации первоочередных работ (Всероссийская перепись населения 2002 года, крупные единовременные обследования и т.п.), создания интегрированных систем экономико-статистической информации по регионам России.

Схема 4

ПРИМЕРНАЯ Структура территориального органа Госкомстата России

Руководство

Отдел сбора и обработки статинформации

Отдел статистики цен, финансов и региональных счетов

Отдел информации, баз данных и ЕГРПО

Отдел статистики населения и обследования домашних хозяйств

Сводно-аналитический отдел и другие статистические отделы (при необходимости)

Административный отдел

Финансово-экономический отдел

Технологический отдел

Прочие отделы (эксплуатационный, хозяйственный)

Происходящие в обществе процессы становления российской государственности и, в первую очередь, развитие местного самоуправления привели к появлению запросов информации, отличающейся от разрабатываемой в органах государственной статистики.

На основе Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в стране создано почти 12 тысяч муниципальных образований (городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная законом, в пределах которой осуществляется местное самоуправление).

При этом муниципальные образования территориально отличаются от административных единиц. В Санкт-Петербурге, например, в соответствии с законом о местном самоуправлении в административных границах города на территории 20 административных районов созданы 111 муниципальных образований. В ряде субъектов Российской Федерации, напротив, муниципальные образования включают два и более административных образований.

Для обеспечения деятельности органов местного самоуправления (которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации не входят в систему государственной власти) Госкомстат России подготовил Перечень статистических показателей социально-экономического положения муниципальных образований, который основан на принципах: соответствия общей методологии построения статистических показателей, используемых отечественной статистикой; обеспечения единства методологии построения основных сквозных показателей и их сопоставимости с аналогичными показателями в системе государственной централизованной статистики; соответствия содержания и состава показателей (предметом ведения местного самоуправления) особенностям муниципального образования; положения муниципальной территории в иерархии территориальной структуры.

Включая относительно небольшое число показателей, Перечень содержит показатели, характеризующие все сферы жизнедеятельности: уровень жизни и занятость населения, производственный и научно-технический потенциал, финансовое состояние, демографическую ситуацию, экологию, правопорядок, состояние и развитие муниципального хозяйства на соответствующей территории.

Этой информацией органы местного самоуправления обеспечиваются территориальными органами государственной статистики: в пределах разработки в соответствии с Федеральной программой статистических работ – за счет финансирования из федерального бюджета, сверх Федеральной программы – на договорной основе за счет средств заказчика.

Функциональная структура ТОГР России может быть представлена схемой 5, которая соответствует стандартной, опубликованной в «Руководстве ООН по организации статистической деятельности 2003 года», о котором уже шла речь в п. 3.1.1.

Схема 5