Построение вертикальной структуры
Структура управления выступает как форма процесса управления, а функции – как его содержание. Такая зависимость предполагает первичность функций управления и вторичность структуры. Поэтому сначала надо определить, какие функции и в каком объеме будут необходимы для управления в данных производственных условиях, а затем создавать необходимые органы управления. Чтобы определить объем и содержание функций управления, необходимо знать внешнюю среду и цели управляемого объекта, процесс производства, его тип, масштабы и технологию, характер продукции, численность работающих, уровень специализации, кооперирования производства, уровень автоматизации управленческих работ, квалификацию работников, эффективность их труда.
Назовем основные факторы, оказывающие влияние на проектирование организационной структуры:
1) внешняя среда, ее динамизм, сложность, уровень неопределенности;
2) технология управления и производства;
3) стратегия, которая определяет типы потребителей, рынков, территориальное размещение производства;
4) способы взаимодействия с окружением для достижения целей организации;
5) поведение работников, которое определяется потребностями людей, степенью их удовлетворенности, квалификацией и мотивацией работников.
К элементам проектирования организации относятся:
1) разделение труда и специализация (чрезмерно высокий уровень специализации приводит к изоляции работников в процессе труда, уменьшению стимулов к выполнению ограниченного количества простых монотонных операций);
2) департаментализация и кооперация (департаментализация – процесс деления организации на блоки, которые называются подразделениями, отделами, секторами, отделениями. В зависимости от критериев разделения организации на блоки различают функциональную, территориальную, продуктовую, проектную и смешанную департаментализацию);
3) иерархия и диапазон контроля (иерархия отражает вертикальную соподчиненность уровней управления, показывает, кто кому подчиняется, где и как распределяются полномочия по принятию решений. Проблема определения уровней иерархии непосредственно связана с определением нормы управляемости. Норма управляемости или диапазон контроля – это максимальное число непосредственных подчиненных, которыми может эффективно управлять руководитель. Узкий диапазон контроля означает, что у руководителя в подчинении минимальное число подчиненных, в результате чего в организации увеличивается число уровней управления. Широкий диапазон контроля предполагает подчинение руководителю максимально возможного числа подчиненных, что сокращает количество уровней иерархии в организации);
4) централизация и децентрализация (централизация означает сосредоточение прав по принятию решений на высшем уровне управления, децентрализация – передачу прав по принятию решений на нижние уровни иерархии. Децентрализация обеспечивает большую гибкость организации, так как позволяет быстро реагировать на изменяющиеся условия. Инструментом децентрализации является делегирование);
5) дифференциация и интеграция (дифференциация означает такую специализацию подразделений, при которой каждое из них выполняет определенную законченную работу. Необходимость в дифференциации вызвана изменениями, происходящими во внешней среде. Чем выше степень дифференциации различных частей организации, тем больше потребность в интеграции, т. е. в согласовании их действий и сотрудничестве).
Понятие линейной структуры связано с делением организации по вертикали сверху вниз и непосредственной подчиненностью низшего звена управления высшему. Сущность линейного управления в том, то во главе каждого подразделения стоит руководитель (орган), осуществляющий все функции управления. Каждый член коллектива непосредственно подчиняется только этому руководителю (органу). В свою очередь последний подотчетен вышестоящему руководителю (органу). Вышестоящий руководитель не имеет права давать распоряжения работникам, минуя их непосредственного начальника.
Преимущества линейного управления:
1) получение подчиненными непротиворечивых, увязанных между собой распоряжений, заданий;
2) полная ответственность каждого руководителя за результаты работы подчиненных ему подразделений;
3) обеспечение единства руководства сверху донизу.
Но в такой структуре каждый руководитель должен быть высококвалифицированным специалистом и обладать разносторонними знаниями. Кроме того, линейные структуры не обладают гибкостью, адаптивностью, что не позволяет им решать сложные задачи выживания в рыночной среде. Тем не менее развитие отечественного малого бизнеса, как правило, начинается с простых линейных структур. Только затем продолжающееся развитие организации, накопление или объединение акционерного капитала вынуждают организации переструктурироваться на другие типы организационных структур.
Функциональная структура. При функциональном управлении подчинение осуществляется в пределах реализации определенной функции управления. Такая структура повышает эффективность управления за счет участия в работе квалифицированных специалистов по конкретным областям деятельности организации. Функции одного линейного руководителя выполняют несколько функциональных руководителей. Работники, в том числе и нижестоящие руководители, подчинены нескольким функциональным руководителям. Такая структура позволяет разгрузить линейных руководителей от необходимости детального знания всех сторон управления организацией, но нарушает принцип единоначалия, снижает ответственность за работу, так как исполнитель получает задания от нескольких функциональных руководителей.
Функциональное управление полностью не исключает линейное управление, но сужает его роль. Наряду с линейной иерархией формируется функциональная иерархия. Это обычно приводит к двойному подчинению. Часто у функциональных руководителей наблюдается склонность переоценивать значение своего участка работы. Это приводит к появлению «болезни» функционализм при котором цели функциональных подразделений ставятся выше общей цели организации, появляются противоречия между подразделениями, создается их замкнутость. Недостатки функциональной структуры растут по мере усложнения управления и увеличения количества функциональных подразделений.
В чистом виде функциональная структура практически не применяется. Она используется в органическом сочетании с линейной структурой, образуя линейно-функциональную структуру. Эта структура свободна от недостатков, присущих линейной и функциональной структурам. В такой структуре у линейного руководителя появляется штаб, состоящий из функциональных органов управления (отделов, бюро, групп, отдельных специалистов).
Линейно-функциональная структура требует создания специальных советов, коллегий, в которых линейные руководители совместно с функциональными руководителями и экспертами могут согласовывать свои действия и решения. Но и этой структуре присущи свои недостатки: иногда наблюдается искусственное расширение аппарата управления, его отрыв от производства, увеличение расходов на управление.
Данная структура наиболее целесообразна в тех организациях, которые выпускают продукцию массового спроса с ограниченной номенклатурой, действуют в стабильных внешних условиях и для обеспечения своего функционирования требуют решения стандартных, часто повторяющихся управленческих задач (фирмы в металлургических отраслях, отраслях, производящих сырьевые материалы). Общей тенденцией является расширение функционального управления по мере подъема к более высоким уровням управления.
В настоящее время, чтобы справиться с новыми проблемами, обусловленными размерами фирмы, диверсификацией, технологией, изменениями внешней среды, руководство разрабатывает дивизиональные структуры. В таких структурах деление организации на блоки происходит по видам товаров или услуг, группам покупателей или географическим регионам. Появляются продуктовые и региональные структуры, структуры, ориентированные на потребителя. Такие новые элементы, как управление по продукту, потребителю, рынку, встроенные в линейно-функциональные структуры, позволяют группировать работы вокруг результата. Развитие продуктовых структур было связано с появлением многопродуктовых диверсифицированных производств. Переход к продуктовой структуре начинается с осознания невозможности сочетать рост организации, стратегические проблемы ее развития с текущими проблемами производства продуктов.
В производственном звене выделяются автономные участки, связанные с производством разных продуктов. На эти участки назначаются руководители с полной ответственностью за производство продукта и получение прибыли. Участкам придается соответствующее функциональное обслуживание.
Структура, ориентированная на потребителя, группирует работы вокруг конечного пользователя продукта. Например, товары для детей, молодежи, пенсионеров или товары для дома и т. д. Если деятельность организации охватывает большие географические зоны, особенно в международном масштабе, то может оказаться целесообразной структура по территориальному принципу, т. е. по месту расположения ее подразделений. Региональная структура облегчает решение проблем, связанных с местным законодательством, обычаями, нуждами потребителей. Такой подход облегчает связь с клиентами. Примером могут служить сбытовые организации крупных фирм.
Группировка работ вокруг результата (продукт, рынок, потребитель, проект) разрешила ряд проблем, возникших при функциональном подходе, где работы группируются вокруг ресурса, функции. Удалось исключить текучку из работы руководства организации путем отделения оперативного уровня управления от стратегического. Этому также способствовало перенесение ответственности за прибыль на уровень отделений, что освободило время высшего руководства для решения стратегических задач. Повышение ответственности руководителя отделения способствует развитию децентрализации, инициативы, автономии.
Преимущества дивизиональных структур:
1) быстрая реакция организации на изменения внешней среды, так как повышается ее гибкость, ибо каждое подразделение работает непосредственно на свой рынок и на своего потребителя;
2) отделение текущих проблем управления производством какого-либо товара от стратегических проблем выживания организации в целом, в результате чего высшее руководство компании концентрируется на стратегическом планировании и управлении;
3) перенесение ответственности за прибыль на уровень дивизионов, что развивает широту мышления и предприимчивость их руководителей;
4) улучшение коммуникаций;
5) ориентация организации на конечный результат;
6) высокий уровень координации функциональных отделов каждого подразделения, так как сотрудники сгруппированы «под одной крышей» и должны обеспечить эффективность функционирования одной товарной линии;
7) сокращение уровней управления, что делает процесс принятия решений более децентрализованным.
Недостатки продуктовой дивизиональной структуры:
1) появление новой «болезни» – продуктивизма – противопоставление целей продукта общим целям организации, появление конкуренции за ее ресурсы;
2) невысокая координация деятельности отделений, разобщенность штабных служб, ослабленность горизонтальных связей;
3) увеличение численности персонала, дублирование работ;
4) рост расходов на содержание дополнительных служб, что снижает общую эффективность;
5) затруднение осуществления контроля сверху донизу;
6) сохранение в рамках дивизионов линейно-функциональных структур и всех их недостатков.
Если проблема адаптации к внешней среде не решается в рамках группировки работ вокруг результата или функции, то выходом из положения становится одновременная группировка работ и вокруг результата, и вокруг функции. Появляется матричная структура. Эта структура максимизирует преимущества и минимизирует слабые стороны функционального и продуктового подходов.
В матричной структуре для работы над конкретным проектом сотрудников набирают из различных функциональных подразделений на временной основе. Члены группы подчиняются не только руководителю проекта, но и руководителям тех функциональных подразделений, в которых они постоянно работают. Руководители проектов отвечают в целом за интеграцию всех видов деятельности и ресурсов, относящихся к данному проекту. С этой целью все материальные и финансовые ресурсы по данному проекту передаются в их распоряжение. Руководители проекта также отвечают за планирование проекта и ход его выполнения по всем количественным, качественным и временным показателям.
Руководители функциональных подразделений решают, как и где должна быть выполнена та или иная работа, утверждают предложения своих специалистов. Таким образом, главным принципом формирования матричной структуры является развитая сеть горизонтальных связей, многочисленные пересечения которых с вертикальной иерархией образуются за счет взаимодействия руководителей проектов с руководителями функциональных и линейных подразделений.
Эффективность матричной структуры базируется на том, что функциональные знания пропитывают каждую работу. Кадры используются более гибко, более эффективно принимаются управленческие решения.
Преимущества матричных структур:
1) высокая гибкость, адаптивность к изменениям внешней среды;
2) интеграция различных видов деятельности компании в рамках реализуемых проектов, программ;
3) кооперация между разными функциональными подразделениями;
4) более эффективное использование ресурсов, в том числе человеческих;
5) обогащение содержания рабочих задач для сотрудников;
6) усиление личной ответственности конкретного руководителя как за проект в целом, так и за его элементы;
7) усиление мотивации персонала. Недостатки матричных структур:
1) высокая сложность, отсюда – путаница, вызванная двойной командной цепочкой;
2) увеличение времени на совещания, дискуссии по решению проблем;
3) борьба за власть, так как в ее рамках четко не определены властные полномочия;
4) необходимость обучения сотрудников искусству человеческих взаимоотношений;
5) большие накладные расходы в связи с тем, что требуется больше средств для содержания большего количества руководителей, а также порой на разрешение конфликтных ситуаций. Следует отметить, что переход к матричным структурам, как правило, охватывает не всю компанию, а лишь какую-то ее часть. Масштабы применения матричных структур или отдельных элементов матричного подхода в компаниях довольно значительны.
- 1. Трудовая теория стоимости. Закон стоимости
- 2. Теория предельной полезности
- 3. Рыночная структура: понятие и виды
- 4. Экономические ресурсы предприятия
- Анализ обеспеченности предприятия основными средствами производства
- 5. Издержки производства и себестоимость продукции
- 6. Качество и конкурентоспособность продукции
- 7. Оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятия
- 8. Сущность и функции финансов. Характеристика финансовой системы рф
- 9. Бюджетная система рф
- 10. Кредитная система рф
- 11. Кредитно-денежная политика Центрального Банка России
- 12. Методы и приемы экономического анализа
- 13. Анализ производства и реализации продукции
- 14. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
- 15. Диагностика риска банкротства
- 16. Сущность и модели менеджмента
- 1. Исторические предпосылки, основы и содержание менеджмента
- 17. Миссия организации и её цели
- 18. Сущность функций управления, их классификация
- Понятие и классификация функций управления
- 19. Понятие структуры управления, факторы ее определяющие
- 1.2 Определение понятий структуры управления
- Построение вертикальной структуры
- 20. Механизмы и методы управления предприятием
- 1.4. Социально-психологические методы
- 21. Сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга
- Понятие маркетинга и его цели
- Функции маркетинга
- Принципы маркетинга
- 22. Концепции маркетинга и их характеристика
- 4. Современные концепции управления маркетингом
- 23. Маркетинговая среда и ее структура
- Тема 2. Маркетинговая среда
- Микросреда маркетинга и ее составляющие
- Макросреда функционирования компании
- 1. Микросреда маркетинга и её составляющие
- Макросреда функционирования компании
- 1. Демографическая среда включает:
- 24. Комплекс маркетинга (маркетинг-микс) Тема: Разработка комплекса маркетинга
- Определение, понятие и сущность комплекса маркетинга
- Содержание элементов комплекса маркетинга
- Определение, понятие и сущность комплекса маркетинга
- 2. Содержание элементов комплекса маркетинга
- Инструменты маркетинговой политики
- 25. Сущность и особенности международного маркетинга
- 1. Особенности, цели и основные задачи международного маркетинга
- Международная окружающая среда
- 5. Факторами государственною регулирования в международном маркетинге являются:
- 26. Стратегия и тактика проникновения на международные рынки
- 3. Стратегии проникновения на зарубежные рынки
- 3. Производственная кооперация.
- 6. Прямое инвестирование.
- Экономическое содержание и принципы разработки стратегии маркетинга
- 2. Функции и задачи стратегического маркетинга
- 3.Принципы стратегии маркетинга
- 28. Логистика: понятие, цели и задачи
- Логистика. Понятие, цели и задачи.
- Краткий исторический очерк развития логистики.
- Определение понятия логистики. Специфика логистического подхода к управлению материальными потоками.
- Объект и предмет логистики. «6 правил логистики». Концепция логистики. Принципы и задачи логистики. Логистические функции.
- 29. Основные принципы эффективного использования логистики в коммерческой практике предприятия Основные принципы эффективного использования логистики в коммерческой практике предприятия
- 30. Логистические информационные системы
- Логические информационные системы
- 1. Информационные потоки в логистике
- 2. Информационные системы в логистике
- 3. Виды информационных систем в логистике
- 4. Принципы построения информационных систем в логистике
- 5. Информационные технологии в логистике
- 6. Использование в логистике технологии автоматической идентификации штриховых кодов
- 7. Маркировка грузовых пакетов машиночитаемым кодом
- 31. Закупочная, производственная и распределительная виды логистики Закупочная логистика
- Производственная логистика
- Материальное
- Традиционная и логистическая концепции организации производства
- Распределительная логистика
- 32. Разработка систем складирования в логистике
- Система складирования и складского хранения продукции. Управление запасами в логистической системе
- Функционирование складского хозяйства
- 2 Характеристика и классификация складов.
- 3 Издержки складской системы.
- 33. Транспортная логистика Транспортная логистика
- 1. Транспортная система России: технико-экономические особенности, состояние, характеристика
- 2. Классификация и характеристика грузовых перевозок
- 3. Транспортно-экспедиционное обеспечение распределения товаров
- 34. Экономические показатели оценки работы транспорта
- 36. Разработка систем складирования в логистике
- Система складирования и складского хранения продукции. Управление запасами в логистической системе
- Функционирование складского хозяйства
- 2 Характеристика и классификация складов.
- 3 Издержки складской системы.
- 37. Управление запасами в логистике Лекция № 9. Логистика запасов
- Назначение и виды товарно-материальных запасов
- По месту нахождения запасы делят на производственные и товарные.
- 2. Управление запасами на предприятии
- 3. Системы контроля за состоянием запасов
- 38. Методы оценки логистических затрат и пути их оптимизации
- 39. Предмет, цели, задачи, принципы и методы товароведения
- 40. Ассортимент товаров: понятие, классификация и свойства
- 41. Экспертиза товаров: понятие, цели и задачи
- Стандартизация: сущность, содержание и основные цели
- 43. Типология, формы и виды предпринимательства Два основных типа профессиональной предпринимательской деятельности
- Формы производительной предпринимательской деятельности
- Традиционалистское и инновационное предпринимательство
- Посредническая предпринимательская деятельность
- 3.3. Агентирование
- 3.4. Конкретные формы агентирования
- Предпринимательство в финансовой сфере
- 4.1. Финансовые институты как основа предпринимательской инфраструктуры
- 4.2. Банки
- 4.3. Инвестиционные компании и фонды
- Субъекты и объекты предпринимательской деятельности
- Концепция жизненного цикла товара
- 45. Принятие предпринимательского решения. Возможные формы партнерских связей в предпринимательстве
- Глава 2. Принятие предпринимательского решения
- 2.1. Сфера принятия управленческих решений
- 2.2. Технология принятия предпринимательских решений
- 2.3. Экономические методы принятия предпринимательских решений
- Общая схема предпринимательской деятельности
- 1. Формы совместного предпринимательства.
- 46. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
- 5.2. Хозяйственные товарищества и общества
- Хозяйственные товарищества
- Хозяйственные общества
- Акционерное общество
- Открытое акционерное общество (оао)
- 5.3. Производственные кооперативы
- 5.4. Государственные и муниципальные унитарные предприятия
- 5.5. Некоммерческие организации
- Потребительские кооперативы
- Общественные и религиозные организации (объединения)
- Учреждения
- Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)
- Объединения предпринимателей. Ассоциативные формы организации бизнеса
- 47. Статистические методы исследования социально-экономических процессов
- 48. Статистика использования трудовых ресурсов
- 49. Статистика издержек производства
- 50. Статистика основных фондов
- 51. Анализ использования производственных ресурсов
- Анализ основных средств предприятия
- 2. Анализ эффективности затрат по содержанию и эксплуатации оборудования:
- 3. Анализ структурной динамики основных средств:
- 4. Анализ эффективности инвестиций в основные средства:
- 52. Анализ и управление объемом производства и продаж Анализ динамики и выполнения плана производство продукции
- Анализ ассортимента и структуры продукции
- Анализ качества продукции
- Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции
- 53. Экономический анализ инвестиций
- Прогнозирование эффективности инвестиционных проектов
- 54. Технология и модели процесса разработки управленческих решений
- 55. Разработка и принятие управленческих решений в условиях риска и неопределенности
- 2.2 Способы оценки степени риска
- 2.3 Управление рисками при принятии управленческих решений
- 56. Организация и контроль выполнения управленческих решений
- 57. Причины возникновения кризисов и их роль в социально – экономическом развитии Понятие кризиса в социально-экономическом развитии
- Причины возникновения кризисов
- Виды экономических кризисов
- 58. Механизмы антикризисного управления
- Необходимость и проблематика антикризисного управления
- 59. Государственное регулирование кризисных ситуаций Аналитическая основа государственного регулирования кризисных ситуаций
- Роль государства в антикризисном управлении
- Виды государственного регулирования кризисных ситуаций
- 60. Стратегия и тактика в антикризисном управлении
- 61. Правовые основы организации таможенной деятельности в рф
- 62. Таможенное регулирование пропуска товаров через таможенную границу
- 63. Структура, задачи и функции таможенных органов
- 64. Пропуск и декларирование товаров
- 65. Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу
- 66. Порядок заполнения таможенных деклараций
- 67. Лицензирование и квотирование при экспортных и импортных операциях
- Организация и функционирование таможенных складов
- 69. Порядок ввоза и вывоза товаров для переработки
- 70. Понятие и виды нетарифных ограничений
- 71. Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности в рф
- 1. Импортные налоги (не следует их смешивать с импортными пошлинами):
- 72. Влияние нетарифных ограничений на отечественный экспорт и защитные меры в российской практике
- 73. Национальный и международные режимы экспортного контроля Основные международные режимы экспортного контроля
- Международный режим экспортного контроля за товарами и технологиями двойного назначения и обычными вооружениями
- Раздел 1 — базовый список,
- Раздел 2 — список «чувствительных» товаров и технологий,
- Раздел 3 — список «весьма чувствительных» товаров и технологий.
- Международный режим экспортного контроля за ракетной технологией
- Комитет Цангера и Группа ядерных поставщиков
- Австралийская группа
- 74. Защита прав интеллектуальной собственности таможенными органами
- Глава 46 "Особенности совершения таможенных
- 75. Административная ответственность за несоблюдение установленных запретов и ограничений во внешнеэкономической деятельности
- 76. Понятие, виды таможенных режимов и их классификация
- Глава 30. Таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления
- Глава 31. Таможенная процедура экспорта
- Глава 32. Таможенная процедура таможенного транзита
- Глава 33. Таможенная процедура таможенного склада
- Глава 34. Таможенная процедура переработки на таможенной территории
- Глава 35. Таможенная процедура переработки вне таможенной территории
- Глава 36. Таможенная процедура переработки для внутреннего потребления
- Глава 37. Таможенная процедура временного ввоза (допуска)
- Глава 38. Таможенная процедура временного вывоза
- Глава 39. Таможенная процедура реимпорта
- Глава 40. Таможенная процедура реэкспорта
- Глава 41. Таможенная процедура беспошлинной торговли
- Глава 42. Таможенная процедура уничтожения
- Глава 43. Таможенная процедура отказа в пользу государства
- 77. Таможенный контроль: понятие, виды, форма
- 78. Таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей
- 79. Таможенные льготы
- 80. Таможенная статистика внешней торговли: понятие, цели и общая характеристика
- 81. Исчисление и уплата таможенных пошлин, акцизов и ндс при перемещении товаров через таможенную границу
- 82. Виды таможенных платежей и таможенные сборы
- 83. Классификация валют и их конвертируемость
- 7) По функциональной роли валюты:
- 84. Валютный рынок и валютные курсы
- 85. Международные расчеты, их условия и формы
- 86. Правовые и организационные основы валютного контроля, осуществляемого таможенными органами рф
- 87. Таможенно-банковский валютный контроль за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров
- Глава 10. Государственное регулирование внешнеторговых бартерных сделок
- 89. Таможенно-банковский валютный контроль за экспортом кредитными организациями аффинированного золота и серебра
- 90. Перемещение валюты Российской Федерации и валютных ценностей через таможенную границу Российской Федерации федеральный закон "о валютном регулировании и валютном контроле"
- Порядок оформления квитанции формы тс-21