logo search
ehkonomika_predprijatija (1)

20. Хозяйственная стратегия предприятия

Формирование хозяйственной стратегии в общем виде можно определить как процесс разработки целей развития и функциониро­вания предприятия на определенный пери­од времени, а также способов использова­ния средств для достижения поставленной цели.

Выбор хозяйственной стратегии зависит от множества условий: форм конкурентной борьбы и степени ее жесткости, экономичес­кой политики правительства, сравнительных преимуществ национальной экономики на мировом рынке и иных внешних факторов, а также внутренних факторов, связанных с воз­можностями самого предприятия, т. е. его производственными и финансовыми ресур­сами.

В хозяйственной практике выделяют три уровня конкурентоспособности предприя­тий. К первому уровню конкурентоспособно­сти можно отнести небольшие предприятия, закрепившиеся на определенном сегменте рынка благодаря благоприятному стечению внутренних и внешних факторов. Стратегия развития таких предприятий сводится к выпуску продукции определенного вида, четко­му выполнению намеченного производствен­ного плана. Такой подход позволяет им до определенного времени поддерживать свою конкурентоспособность и получать прибыль.

Предприятия второго уровня конкурен­тоспособности получили название «следую­щих за лидером». Они стремятся максималь­но заимствовать технические приемы, техно­логии, методы организации производства ведущих предприятий отрасли. Однако рано или поздно подобные стереотипы делового поведения, целиком базирующиеся на заим­ствовании передового опыта, перестают ра­ботать.

Предприятия постепенно эволюциониру­ют до третьего уровня конкурентоспособ­ности, при котором система управления на­чинает активно воздействовать на производ­ственные системы, содействует их развитию и совершенствованию. Успех в конкурентной борьбе становится уже не столько функцией производства, сколько функцией управления (зависит от качества, эффективности управ­ления и организации производства в самом широком смысле). Предприятия, которым удалось достичь данной степени конкурен­тоспособности, оказываются впереди конку­рентов на многие годы.