8.3. Организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников государственной статистики
В условиях интенсивного реформирования российской статистики, комплексного совершенствования государственного статистического наблюдения, ускоренного роста спроса на достоверную и качественную информацию вопрос формирования кадрового потенциала, способного профессионально решать стоящие перед российской статистикой задачи, приобретает первостепенное значение. Общий успех напрямую зависит от уровня подготовки и переподготовки кадров, организации их обучения и повышения квалификации на непрерывной основе по профилю решаемых ими задач.
Современная организация подготовки и переподготовки кадров для государственной службы в России регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 г. № 1047 «Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти» и Указом Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. № 983 «О дополнительных мерах по подготовке государственных служащих», предусматривающими порядок повышения квалификации всех категорий государственных служащих один раз в пять лет, а замещающих руководящие должности – один раз в три года, процедуры ежегодного планирования их подготовки за счет средств федерального бюджета, показатели оценки эффективности использования кадрового потенциала страны и т.д.
За годы реформирования государственной статистики (1991-2003 гг.) накоплен определенный опыт профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов органов государственной статистики, сформирована научно- методическая и материально- техническая база, подготовлен кадровый состав преподавателей. К работе по переподготовке кадров привлекаются ведущие специалисты подразделений центрального аппарата, территориальных органов Госкомстата России.
Обучение ведется раздельно в рамках плана подготовки руководящих кадров и специалистов за счет средств федерального бюджета (первая форма), исполнения государственного заказа на профессиональную переподготовку и повышение квалификации государственных служащих (вторая форма), обучение за счет бюджетных средств, выделяемых Минфином России (третья форма), за счет средств территориальных органов и подведомственных организаций (четвертая форма), за счет средств программы ТАСIS (пятая форма) и проекта STASYS (шестая форма).
В особой форме организовывается и проводится обучение по отдельно взятым темам, определяемым по профилю решаемых системой текущих задач, например, обучение работников, участвующих в проведении Всероссийской переписи населения 2002 г.
Кроме очной и заочной форм, переподготовка руководящих кадров и специалистов государственной статистики осуществляется в форме дистанционного обучения, организации выездных сессий, инструктивных семинаров и встреч, индивидуальных стажировок, программ и курсов (например, кроме обучения работников, участвующих в проведении Всероссийской переписи населения 2002 г., – обучение по темам «Практика организации экономических переписей», «Комбинированные методы статистических наблюдений», «Методы статистической оценки показателей теневой экономики», «Требования и проблемы перехода России на международные стандарты учета и статистики» и др.).
Переподготовка руководящих кадров и повышение квалификации специалистов государственной статистики в современных условиях организуется и осуществляется на трех различных уровнях – федеральном (первый уровень), субъектов Российской Федерации (второй уровень), районном и городском (третий уровень).
Обучение по всем направлениям профессиональной переподготовки и повышения квалификации проводится по образовательным стандартам и учебно-тематическим планам, разрабатываемым с привлечением ученых-статистиков и специалистов Госкомстата России, которые принимают непосредственное участие в их практической реализации.
Обучение специалистов проводится с оценкой эффективности и качества получаемых знаний и выдачей сертификатов учебных заведений, которые являются победителями соответствующих официально объявляемых тендеров, организуемых Госкомстатом России и его специализированными и спонсорскими организациями, в частности, независимой службой России Фондом «Бюро экономического анализа».
В целом за истекшие годы удалось обеспечить профессиональную переподготовку и повышение квалификации более 27,5 тыс. руководящих работников и специалистов системы государственной статистики, то есть охватить практически весь кадровый ее состав. В частности, в 1997 –2002 гг. прошли переподготовку и повышение квалификации 22,9 тыс. человек, в том числе – 75% специалистов территориальных органов Госкомстата России.
Организация подготовки руководящих работников и специалистов государственной статистики за счет средств федерального бюджета. Обучение государственных служащих Госкомстата России по этой форме регламентируется ежегодным распоряжением Администрации Президента Российской Федерации. В соответствии с этим распоряжением служащие системы Госкомстата России проходят подготовку в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАГС) и подведомственных ей образовательных учреждениях, в Академии народного хозяйства (АНХ) и Финансовой академии при Правительстве России.
Подготовка проводится по ежегодно утверждаемым планам, согласно которым повышение квалификации проходят от 500 до 900 человек, в том числе около 30 специалистов центрального аппарата Госкомстата России, и профессиональную переподготовку – от 30 до 80 человек.
В результате обучения специалисты Госкомстата России приобретают навыки эффективной организации управленческой деятельности, получают предметные рекомендации по использованию статистической информации в практике современного администрирования, знакомятся с зарубежным опытом применения статистических методов в управлении.
Отдельные категории специалистов Госкомстата России проходят стажировку за рубежом. По теме «Государственное регулирование в области статистики» в 1997-2003 гг. прошли стажировку в Японии, Канаде, Франции, Великобритании и ряде других стран около 40 человек, в том числе в 2000 г. – 27 человек.
Организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных служащих на основе государственного заказа. Специалисты центрального аппарата и территориальных органов государственной статистики по этой форме обучения проходят профессиональную переподготовку в Российской академии государственной службы по специальности «Государственное и муниципальное управление» (специализация «Социология»), целью которой является повышение уровня и качества статистических обследований населения по вопросам уровня жизни и социально-экономического положения в регионах Российской Федерации.
Повышение квалификации специалистов центрального аппарата Госкомстата России в рамках государственного заказа проводится по профилю их работы в высших учебных заведениях страны. Основными направлениями обучения являются технологии сбора, обработки, анализа, представления и распространения статистической информации с использованием современных средств вычислительной техники, международные статистические стандарты и их использование в реформировании российской статистики, мониторинг социально-экономического развития страны в рыночных условиях хозяйствования и др., осваиваемые по современным образовательным стандартам и программам.
Обучение за счет средств, выделяемых Минфином России, осуществляется в основном на базе МИПК учета и статистики Госкомстата России. Обучение ведется по таким актуальным направлениям, как «Современные направления развития методологии статистики», «Статистическое изучение структурных и институциональных преобразований в экономике», «Статистическое изучение ненаблюдаемой экономики», «Технология сбора, обработки, анализа и представления статистической информации с использованием специализированного программного обеспечения», «Применение стандартных технологических средств в статистике», «Перепись населения и демографическая статистика», «Индексный метод в изучении социально-экономических процессов», «Статистика предприятий», «Экономико-статистические модели прогнозирования и мониторинга социальных и рыночных процессов», «Организация выборочных статистических наблюдений», «Комбинированные методы статистических наблюдений», «Основные направления подготовки и распространения статистической информации» и др.
Обучение по вышеуказанным направлениям способствует повышению уровня реформирования статистики в соответствии с требованиями международных стандартов, эффективному применению современных программно-технологических средств, формированию информационных ресурсов, обеспечивающих решение новых статистических задач.
Обучение за счет средств территориальных органов государственной статистики и подведомственных организаций, осуществляемое на базе МИПК учета и статистики Госкомстата России и региональных учебных заведений, проводится по более чем 30 различным актуальным направлениям, среди которых: «Методы анализа социально-экономического развития региона», «Проблемы реформирования статистики», «Развитие, ведение и статистическое использование ЕГРПО и Генеральной совокупности», «Развитие общероссийских классификаторов и их применение в статистике», «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) и проблемы его внедрения в статистическую практику», «Комбинированные методы статистического наблюдения в обследованиях предприятий», «Выборочное наблюдение в системе Госкомстата России», «Статистическое изучение финансов, цен и инфляции», «Статистика инвестиций и национального богатства», «Методология изучения и прогнозирования рынков товаров, услуг и труда», «Создание и ведение статистических баз данных», «Статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого предпринимательства» и др.
Изучение этих тем позволяет специалистам системы государственной статистики применить на практике новейшие методы исчисления и анализа статистических показателей, выработать практические навыки решения конкретных экономических задач, повысить достоверность оценок социально-экономического развития регионов и страны в целом.
Большинство специалистов Госкомстата России, прошедших обучение, дают положительную оценку качеству повышения квалификации и профессиональной переподготовки, учебным планам и программам, методическому обеспечению, использованию наглядных и активных методов обучения, профессиональной подготовке профессорско-преподавательского состава.
Профессиональное обучение специалистов системы государственной статистики в рамках ТАСIS осуществляется путем организации учебных семинаров по вопросам повышения уровня государственного и муниципального управления, совершенствования статистического анализа и использования компьютерных технологий в профессиональной деятельности государственных служащих.
Переподготовка статистических кадров в рамках проекта STASYS. Начало повышения квалификации работников центрального аппарата и территориальных органов Госкомстата России в рамках проекта STASYS было положено в 2001 г. Обучение проводится как в России, так и за рубежом.
Обучение в России проводится по следующим темам: «Обследование занятости населения: обследование рабочей силы, ведение баз данных, анализ и публикация итогов», «Использование миникомпьютеров для сбора информации о потребительских ценах», «Региональная статистика (организация, методология и распространение данных»), «Построение таблиц «Затраты–Выпуск» методом товарных потоков», «Развитие Единого государственного регистра предприятий и организаций (ЕГРПО) и его статистическое применение», «Управление распределенными информационными ресурсами в корпоративных сетях», «Основы построения и функционирования информационно-вычислительных сетей. Безопасность информационных ресурсов», «Сетевые технологии и операционная система Microsoft Windows», «Защита информационных ресурсов» и др.
Обучение за рубежом проводится по таким актуальным направлениям, как «Использование данных экономических переписей, административных регистров и баз данных, других подобных источников для повышения точности и достоверности результатов выборочных обследований», «Организация, проведение и публикация результатов экономических переписей», «Методы статистического наблюдения по вопросам заработной платы и затрат на рабочую силу», «Обследование рабочей силы», «Методология построения балансов активов и пассивов», «Методология определения стоимости промышленной и строительной продукции, расчетов индексов физического объема по указанным отраслям», «Методология оценки инвестиций», «Статистическое наблюдение за розничной торговлей на вещевых, смешанных и продовольственных рынках», «Методология построения продовольственных балансов в странах Европейского союза», «Официальная статистика и экономическая система. Стратегия и навыки управления», «Организация и проведение сельскохозяйственной переписи с учетом рекомендаций ФАО ООН», «Управление проектами создания информационно-вычислительных систем», «Сетевые информационные технологии» и др.
В дальнейшем предполагается продолжить практику повышения квалификации отечественных статистиков за рубежом. Предусматривается проведение обучения по следующим темам: «Официальная статистика и экономическая система. Стратегия и навыки управления», «Организация, проведение и публикация результатов экономических переписей» и др.
Предполагается в рамках проекта STASYS создать компьютеризированный учебный центр Госкомстата России, в котором будут работать 7 учебных классов: головной учебный класс в центральном аппарате и 6 учебных классов в территориальных органах, расположенных в центрах федеральных округов страны.
Повышение квалификации работников государственной службы статистики в форме дистанционного обучения. Начало этой формы профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников государственной статистики было положено совместно принятым постановлением коллегии Госкомстата России и Ученого совета МЭСИ от 20 ноября 2001 г. № 26 «О профессиональной переподготовке и повышении квалификации специалистов системы Госкомстата России с использованием дистанционной формы обучения». В соответствии с этим постановлением, в 2002 г., по курсам «Основы автоматизированного офиса (Word, Microsoft Office)» и «Социальная статистика» осуществлен соответствующий пилотный проект.
Подготовка и переподготовка статистических кадров по отдельно взятым целевым программам. Программой такой переподготовки предусматривается повышение квалификации лиц, привлекаемых к выполнению отдельных (обычно разовых) работ в системе органов государственной статистики. Так, в 2002 г. в связи с проведением Всероссийской переписи населения такую переподготовку прошли свыше 600 тыс. работников, привлеченных к переписи.
В соответствии с утвержденной программой были разработаны специальные обучающие инструкции и указания для каждой категории переписных работников, пособия для проведения обучения и тесты для проверки знаний переписных работников (по тестам определялась степень восприятия материала и возможность выполнения функций той или иной категории переписных работников) по категориям работников и по трем уровням обучения (федеральном, в центрах субъектов Российской Федерации, в районах и городах), изданы планы 3-5 дневного обучения специалистов всех категорий.
В этих целях разработана система дистанционного обучения специалистов Госкомстата России и определен курс обучения специалистов территориальных органов статистики как участников пилотного проекта.
Направления дальнейшего совершенствования профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов Госкомстата России. На основе накопленного опыта переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов государственной статистики могут быть сформулированы следующие конкретные рекомендации и предложения:
организовать и осуществлять на системной основе подготовку всех специалистов государственной статистики по профилю решаемых задач с использованием международных стандартов статистического образования, разработанных и принятых Международным статистическим институтом;
ввести обязательную стажировку преподавателей обучающих заведений в Госкомстате России и других федеральных органах исполнительной власти;
активнее привлекать к преподавательской работе квалифицированных специалистов федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;
распространить систему государственного заказа федеральных органов исполнительной власти на обучение государственных служащих территориальных органов;
особое внимание уделить организации учебного процесса по индивидуальным учебным планам с привлечением опыта дистанционного обучения, практике использования компьютерных версий в проведении практических занятий, подготовке методических материалов, ориентирующих слушателей на индивидуальное освоение учебного материала;
улучшить работу по охвату профессиональной переподготовкой и повышением квалификации кадров в территориальных органах государственной статистики России лиц, впервые поступивших на государственную службу, установив периодичность повышения их квалификации 3-4 года.
В целях повышения эффективности и качества дополнительного обучения специалистов системы государственной статистики соответствующим службам профессиональных учебных заведений и Госкомстату России рекомендуется на систематической основе организовывать и осуществлять входные и выходные анкетирования слушателей, а также периодическое тестирование и анкетирование преподавателей соответствующих обучающих заведений.
Из вышеизложенного вытекают задачи дальнейшего совершенствования подготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов государственной статистики, решение которых столь же актуально, как и решение вопросов обеспечения и всеобщего охвата повышением квалификации всех руководящих работников и специалистов современной системы государственной статистики России.
- В подготовке материалов издания принимали участие сотрудники нии статистики Госкомстата России:
- В рецензировании принимали участие специалисты центрального аппарата госкомстата россии:
- Научно-техническое редактирование – мипк учета и статистики Госкомстата России:
- Cодержание
- Глава 3. Структура и назначение системы государственной статистики 130
- Глава 4. Унификация и стандартизация в государственной статистике Российской Федерации 215
- Глава 5. Организация статистических наблюдений в Российской Федерации 257
- Глава 6. Организация сбора, обработки, хранения, передачи статистических данных и публикации официальной статистической информации 323
- 1.1. Место статистики в обществе
- 1.2. История организации российской статистики
- 1.3. Основные цели и функции современной российской государственной статистики
- 1.4. Развитие международных связей российских органов государственной статистики
- 1.5. Источники статистических данных
- Глава 2. Принципы организации госудаРСтвенной статистики в Российской Федерации
- 2.1. Задачи организации государственной статистики
- 2.2. Нормативно-правовая база государственной статистики
- 2.3. Научно-методологические принципы организации государственной статистики
- 2.3.1. Планирование, координация, менеджмент в сфере государственной статистики
- 2.3.2. Принципы организации сбора, обработки, хранения и передачи статистических данных
- 2.3.3. Принципы доступа и режимы использования официальной статистической информации
- 2.3.4. Качество официальной статистической информации
- 2.3.5. Система государственных статистических информационных ресурсов
- 2.3.6. Административный и статистический регистры
- 2.3.7. Принципы интеграции и гармонизации национальной статистики России с международными стандартами. Внедрение международных стандартов в статистическую практику России
- Глава 3. Структура и назначение системы государственной статистики
- 3.1. Система государственной статистики
- Территориальные органы Госкомстата России в субъектах Российской Федерации
- 3.1.1. Государственный Комитет Российской Федерации по статистике
- 3.1.2. Территориальные органы Госкомстата России
- Структура территориальных статистических служб (включая характеристику возможностей сбора административной отчетности)
- 3.1.3. Организации, подведомственные Госкомстату России
- I. Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации Госкомстата России
- II. Научно-исследовательский институт проблем социально-экономической статистики Госкомстата России
- Гмц Госкомстата России
- III. Научно-исследовательский и проектно-технологический институт статистической информационной системы Госкомстата России
- IV. Межотраслевой институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов в области учета и статистики Госкомстата России
- V. Информационно-издательский центр «Статистика России»
- VI. Межведомственный центр социально-экономических измерений Российской Академии наук (ран) и Госкомстата России
- VII. Управление по эксплуатации зданий Госкомстата России
- 3.2. Координация Госкомстатом России деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере государственной статистики
- 3.3. Общие принципы распространения статистической информации
- 3.4. Сотрудничество Госкомстата России с зарубежными и международными статистическими организациями
- Глава 4. Унификация и стандартизация в государственной статистике Российской Федерации
- 4.1. Основные стандартные понятия, термины и определения, используемые в статистической практике
- 4.2. Система статистических стандартов, применяемых в государственной статистике
- 4.3. Система стандартных экономико-статистических классификаций
- 4.4. Система метаинформации и каталог статистических показателей
- 4.5. Стандартные информационные технологии в государственной статистике
- 4.6. Внедрение международной стандартной системы национальных счетов в государственную статистику Российской Федерации
- 4.7. Основные направления использования международных стандартов
- Глава 5. Организация статистических наблюдений в Российской Федерации
- 5.1. Организация периодических статистических наблюдений
- 5.1.1. Организация текущих и годовых статистических наблюдений
- 5.1.2. Оперативный и бухгалтерский учет как источник статистической информации
- 5.1.3. Организация работы по совершенствованию форм государственной статистической отчетности
- 5.2. Организация переписей и других сплошных единовременных статистических наблюдений
- 5.2.1. Общие понятия о переписях
- 5.2.2. Организация общероссийских переписей населения и текущего наблюдения демографических процессов
- 5.2.2.1. Основные источники информации о населении в России
- 5.2.2.2. Краткий очерк истории статистики населения в России
- 5.2.3. Всероссийская перепись населения 2002 года
- 5.2.4. Статистическое наблюдение демографических событий
- 5.2.5. Статистическое наблюдение миграции
- 5.2.6. Организация общероссийских экономических переписей
- 5.2.7. Организация других единовременных сплошных статистических наблюдений
- 5.3. Организация выборочных наблюдений в государственной статистике
- 5.3.1. Выборочное обследование населения по проблемам занятости
- 5.3.2. Выборочное обследование бюджетов домохозяйств
- 5.3.3. Выборочные наблюдения в статистике сельского хозяйства
- Макет группировки по трем признакам с разбивкой на три группы по каждому группировочному признаку
- 5.4. Организация изучения общественного мнения
- Глава 6. Организация сбора, обработки, хранения, передачи статистических данных и публикации официальной статистической информации
- 6.1. Технология сбора, обработки, накопления, хранения и передачи статистической информации в условиях корпоративной информационно- вычислительной сети Госкомстата России
- Организация сбора, обработки, хранения и передачи данных государственной статистики в российской федерации
- Входная информация
- Сводная информация по округам
- Входная информация
- Органы государственной статистики, осуществлЯющие сбор, обработку, хранение и передачу статистической информации в российской федерации
- 6.2. Использование Интернет федеральной системой государственной статистики
- 6.3. Организация публикации официальной статистической информации
- 6.3.1. Организация публикации официальной статистической информации в Российской Федерации
- 6.3.2. Организация публикации официальной статистической информации по Российской Федерации в зарубежных и международных изданиях
- Глава 7. Информационно-статистическАя деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления
- 7.1. Деятельность федеральных органов исполнительной власти по формированию государственных информационных ресурсов в области статистики
- 7.2. Информационно-статистическая деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации
- 7.3. Информационно-статистическая деятельность органов местного самоуправления
- Глава 8. Организация научно-исследовательской деятельности и статистического образования
- 8.1. Организация научно-исследовательских работ в системе государственной статистики
- 8.2. Становление и развитие статистического образования в России
- 8.3. Организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников государственной статистики
- Глава 9. Перспективы развития российской государственной статистики
- Положение о Государственном комитете Российской Федерации по статистике
- История создания и основные положения
- Глава 1. Принцип организации национальных статистических учреждений
- Глава 2. Система статистических органов(17)
- Глава 3. Потребители статистической информации, их требования и нужды (47)
- Глава 4. Порядок определения приоритетов статистических работ (64)
- Глава 5. Принципы организации и реорганизации статистической деятельности (72)
- Глава 6. Управленческий персонал (83)
- Глава 7. Управление информационными технологиями (95)
- Глава 8. Нематериальные активы в деятельности статистических учреждений (102)
- Часть 9. Управление целевыми статистическими программами (108)
- Часть 10. Организация полевых статистических обследований (119)
- Часть 11. Распространение и публикация статистических данных (128)
- Часть 12. Защита частной собственности и конфиденциальность статистической информации: кодекс чести (141)
- Часть 13. Заключительные положения: суммируя все, взятое вместе (153)
- Организация государственной статистики в российской федерации