5.3. Организация выборочных наблюдений в государственной статистике
В период становления рыночной экономики всестороннее и углубленное изучение новых аспектов социально-экономических процессов, эффективное управление этими процессами невозможно без объективной оперативной, достоверной, полной и надежной статистической информации.
Это требует постоянного совершенствования всей системы статистического наблюдения (традиционных видов учета и регулярной отчетности, переписей, единовременных учетов, сплошных и несплошных наблюдений) как в части выбора эффективных форм его организации, повышения содержательности, точности и оперативности, так и органичного сочетания всех его видов.
Основные системные мероприятия в этом направлении были определены Федеральной целевой программой «Реформирование статистики в 1997-2000 годах» (утверждена 29.11.96 г. Постановлением Правительства Российской Федерации № 1410) и нашли дальнейшее отражение в разработанной Госкомстатом России новой Программе развития государственной статистической системы до 2005 г., одобренной на заседании коллегии Госкомстата России 8 августа 2001 г. (протокол № 17).
Одним из значимых направлений, определенным в этой Программе, является радикальное изменение в методах сбора, обработки, хранения и обмена информации, в первую очередь – на основе расширения применения выборочных методов наблюдения в статистической практике при оптимальном их сочетании со сплошными обследованиями для улучшения охвата, надежности и своевременности официальной статистической информации.
Совершенствование, развитие и реорганизация методов статистического наблюдения за счет широкого использования выборочного наблюдения и расширения сфер его приложения обусловлены эффективностью, оперативностью и экономичностью этого метода, который является одним из важнейших инструментов для достижения основной цели принятой Программы, а именно, – обеспечение получения достоверной, качественной, оперативной и общедоступной информации о состоянии экономики и социальной сферы страны и поддержания доверия общества к официальной статистике.
Внедрение выборочных методов наблюдения в статистическую практику, постоянное совершенствование их программ и методологии вызвано необходимостью осуществления качественного статистического наблюдения в условиях коренных изменений в экономике России и в государственном устройстве, повлекших за собой значительное увеличение количества наблюдаемых хозяйствующих субъектов с одновременным снижением качества представляемой ими первичной информации. Реализация данного направления нацелена на улучшение как информационного обеспечения участников хозяйственной деятельности, так и организации статистических наблюдений, отвечающих условиям рыночной экономики и требованиям эффективного ее функционирования.
Базовой основой реорганизации и развития методов статистического наблюдения является накопленный опыт организации и проведения выборочных наблюдений как в зарубежной, так и российской статистике (в т.ч. и опыт в данном направлении до 1991 г.). В нашей стране сравнительно широкое распространение получили выборочные обследования в середине 70-х годов и последующее десятилетие. Это было обусловлено, с одной стороны, расширением деловых и научных контактов между статистическими службами и научными организациями стран социалистического лагеря, а с другой стороны, – появлением в печати ряда фундаментальных исследований по современной технике выборочного наблюдения ведущих зарубежных ученых.
Все это способствовало расширению в нашей стране как сферы приложения методов выборочного наблюдения, так и исследований в направлении совершенствования его методологии и практики использования. За данный период выборочные обследования нашли применение при изучении экономических, социально-экономических и демографических проблем, касающихся как населения, так и предприятий, организаций, учреждений в отдельных отраслях экономики (промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, торговле, жилищно-коммунальном хозяйстве, здравоохранении, народном образовании и др.), а также при проведении переписей населения для сбора информации по расширенной программе наблюдения.
Необходимо особо отметить ведущее место выборочного метода при проведении периодических обследований населения. Так, например, в нашей стране постоянно функционировала (начиная с 1982 г.) выборочная бюджетная сеть домашних хозяйств, предназначенная для изучения уровня жизни семей рабочих, служащих и колхозников. В период между переписями (1979 г., 1989 г.) было проведено первое крупномасштабное выборочное социально-демографическое обследование населения по типу микропереписи (1985 г.). Регулярно проводилось такое крупномасштабное наблюдение, как обследование доходов 310 тыс. семей рабочих, служащих и колхозников. Это обследование является одним из важнейших источников как экономико-статистической информации о личных доходах и их формировании в семьях различных социальных групп населения, так и дополнительной информации для повышения точности и надежности статистического оценивания параметров, характеризующих уровень народного благосостояния по данным бюджетных обследований.
В конце 1980-х и начале 1990-х годов большое внимание уделялось исследованиям в области построения стратифицированных основ выборки, выделению типичных объектов статистического наблюдения, процедурам многомерного расслоения и снижения объемов выборки при изучении неоднородных совокупностей, использованию функции расходов при планировании выборочного наблюдения, разработке моделей построения многомерных выборок, адекватно представляющих структуру генеральной совокупности по множеству признаков, а также актуализации основ выборки и ротации выборочных совокупностей, моделей статистического оценивания в условиях неполноты информации и др.
Частично результаты исследований в данных направлениях нашли отражение в таких работах, как «Основные методологические положения по переводу сплошных наблюдений на иные формы организации сбора данных» (1992 г.) и «Методология создания территориальной выборки населения» (1991 г.), первые проекты которой разрабатывались еще в начале 70-х гг., «Методология организации выборочных обследований населения по проблемам занятости» (1992 г.), «Актуализация территориальной выборочной сети для проведения в 1993 г. обследования населения по проблемам занятости».
В указанных работах дано решение ряда наиболее важных задач, связанных как с подготовкой выборочного наблюдения, так и с использованием наиболее эффективных его методов при изучении неоднородных совокупностей.
Особого внимания заслуживает территориальная выборка населения (ТВН)1) являющаяся первой крупномасштабной выборкой, модель которой была реализована на ЭВМ, а ее формирование было осуществлено по всем республикам, входящим в состав СССР.
Выборочный массив адресной части домашних хозяйств является единственной базовой основой, которую удалось не только сохранить на начальных этапах перестройки и дважды актуализировать (1992 г. и 1993 г.), но и успешно использовать для формирования подвыборок при проведении крупномасштабных выборочных обследований населения по проблемам занятости (с 1992 г. и по настоящее время), микропереписи населения (1994 г.), бюджетов домашних хозяйств (с 1996 г. и по настоящее время). К характерным особенностям ТВН относятся: во-первых, централизованное построение и её минимальная стоимость, что было обеспечено за счет использования готовой основы выборки (т.е. информационного массива переписи 1989 г. в электронном виде); во-вторых, реализация одной из сложнейших моделей построения многомерной выборки, представительной по множеству структурных соотношений основных признаков программы переписи населения 1989 г.; в-третьих, реализация на ЭВМ и ПЭВМ соответственно как модели построения ТВН, так и всех других моделей подвыборок, предназначенных для проведения указанных выше обследований населения.
Государственные выборочные статистические наблюдения1) особое развитие получили в середине последнего десятилетия. В настоящее время трудно выделить какую-либо отрасль экономики, в которой не применялись бы (или не планировались для использования) выборочные методы для сбора информации о происходящих изменениях в общественной и экономической жизни России. Госкомстатом России только за период с 1998 г. по 2002 г. проведено более 50 выборочных наблюдений, являющихся значимым информационным источником для объективного и надежного управления социально-экономическими процессами, происходящими в нашей стране. Характерным для этого периода, в части организации выборочного наблюдения и расширения сфер его применения, является:
создание Единого государственного регистра предприятий и организаций (ЕГРПО) как основного методологического инструмента, обеспечивающего полноту учета и идентификацию всех хозяйствующих субъектов в Российской Федерации, а также совместимость государственных информационных ресурсов;
создание (на основе ЕГРПО и данных статистического наблюдения) банка данных «Бухгалтерская отчетность организаций» (БД БОО) и базы данных Генеральной совокупности (ГС), определение принципов ведения ГС, хранения информации и использования ее как основы для формирования перечней объектов конкретных статистических наблюдений;
проектирование и создание на основе ГС в ряде отраслей и секторах экономики статистических субрегистров (в частности, организаций розничной и оптовой торговли, строительных организаций, сельскохозяйственных предприятий (РСХП), крестьянских (фермерских) хозяйств и др.), расширяющих направления использования методов несплошного наблюдения, а также определение порядка как формирования субрегистров, так и их актуализации;
организация статистического наблюдения за субъектами малого предпринимательства в режиме квартальных выборочных обследований (распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 г. № 1389-р);
разработка регламента проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью предприятий, включающего все виды выборочных наблюдений, связанных с неполным охватом исследуемой совокупности и предполагающих распространение результатов наблюдения части совокупности на всю совокупность. Он устанавливает порядок организационного и методологического взаимодействия при проведении выборочных обследований на всех уровнях органов государственной статистики. В регламенте нашли свое отражение такие вопросы, как распределение функций по уровням организации и проведения выборочного наблюдения (т.е. на федеральном и региональном уровнях), порядок реализации программы выборочного наблюдения и его проведения, формирование основ выборки и выборочной совокупности, распространение результатов выборки на исследуемую совокупность, а также вопросы, связанные с подведением, анализом и оформлением итогов обследования;
расширение сферы применения выборочного метода в отраслевой статистике (внутренней и внешней торговле; предприятий; труда; окружающей среды и сельского хозяйства; цен и финансов; услуг, транспорта и связи; населения; основных фондов и строительства), использование как современных технологий формирования выборочных совокупностей (многомерного расслоения, отбора с вероятностями, пропорциональными размеру, многоступенчатых, многоцелевых выборок и др.), так и созданных баз данных, включая их дальнейшее совершенствование;
существенная реорганизация выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, предусматривающая переход от отраслевого принципа отбора семей к территориальному и формирование новой выборки домашних хозяйств (ее построение было осуществлено на базовой основе ТВН, а разработанная модель была реализована на ПЭВМ);
реорганизация крупномасштабного обследования населения по проблемам занятости как в части его программы, так и методов сбора информации с целью повышения репрезентативности данных о численности и составе экономически активного населения, занятых и безработных, уровне экономической активности и безработицы, их динамике как в целом по России, так и в разрезе субъектов Российской Федерации;
совершенствование методов выборочного наблюдения при проведении Всероссийской переписи населения и моделей распространения результатов ее выборочной части на генеральную совокупность.
Ориентация на преимущественно выборочные методы сбора информации потребовала решения ряда новых проблем, обусловленных особенностями рыночной экономики, к которым относятся:
значительный рост числа объектов, подлежащих учету, и трудности организации их учета;
усиление демографических процессов, связанных с созданием новых предприятий, их ликвидацией, изменением видов экономической деятельности и размеров предприятий, что особенно характерно для субъектов малого предпринимательства;
неполнота информации и ощутимый рост неполучения ответов от респондентов;
увеличение нагрузки на респондента по заполнению статистических формуляров;
ограниченность финансовых ресурсов на сбор и обработку информации по всем действующим единицам объекта статистического наблюдения;
снижение качества первичной информации.
Методологическое решение как данных проблем, так и вопросов, нацеленных на совершенствование методологии выборочного наблюдения в части повышения надежности и точности его результатов, нашло отражение в следующих работах:
методология выборочного наблюдения за деятельностью малых предприятий (включая различные аспекты их деятельности);
методология координации и ротации выборочных статистических наблюдений за малыми предприятиями (на примере статистического регистра);
методологические рекомендации по обработке неответов предприятий при выборочных статистических обследованиях. Указанные выше методологические разработки (включая и «Регламент проведения выборочных наблюдений») характеризуют новые подходы к изучению деятельности предприятий и расширяют возможности применения выборочного наблюдения;
методологические рекомендации по планированию и организации проведения выборочных обследований в статистике внутренней торговли на основе субрегистров;
методологические рекомендации по формированию выборочной сети сельскохозяйственных организаций для наблюдения за ценами на реализованную сельскохозяйственную продукцию на базе регистра сельскохозяйственных производителей;
методологические рекомендации по статистическому оцениванию данных выборочного обследования о распределении численности работников по размерам заработной платы;
методология построения выборочной совокупности домашних хозяйств для проведения бюджетного обследования (включая методологические и практические рекомендации соответственно по контролю за ведением выборки на региональном уровне и по отбору домашних хозяйств при их недостижимости);
методология создания выборочной сети домашних хозяйств для перевода обследований населения по проблемам занятости на квартальную периодичность (включая методические указания по проведению ротации выборочных совокупностей, планированию и построению независимых подвыборок);
методология статистического наблюдения за сельскохозяйственным производством (включая алгоритмы по построению выборок крестьянских (фермерских) хозяйств, малых сельскохозяйственных предприятий и хозяйств населения и распространения данных на Генеральную совокупность;
методические указания по формированию выборочной сети сельскохозяйственных предприятий для проведения многоцелевых обследований;
методология распространения выборочных данных квартальных обследований рынка труда на всю численность населения в обследуемом возрасте (впервые в российской статистике была разработана и внедрена модель персональных коэффициентов взвешивания, скорректированных по данным текущей статистики по половозрастному составу);
методология организации выборочного наблюдения для сбора информации по вопросам расширенной программы Всероссийской переписи населения. В работах по этой тематике впервые был разработан и внедрен ряд новых моделей как по контролю качества выборки при ручном способе ее формирования, так и по распространению выборочных данных многомерных таблиц, имеющих различную структуру и разную степень сопряженности. Кроме того, была разработана универсальная модель индивидуального взвешивания, позволяющая получать распространенные согласованные итоги по любому типу таблиц как регламентных, так и нерегламентных. Важное место в исследованиях по этой тематике принадлежало работе: «Методология статистического оценивания результатов распространения выборочных данных пробных переписей населения, сравнительный анализ и критерии надежности таблиц».
Госкомстатом России (в частности, Управлением статистического планирования и организации статистического наблюдения) и его подведомственными организациями (НИИ статистики Госкомстата России и МИПК учета и статистики Госкомстата России) проводится целенаправленная работа по совершенствованию методологии выборочного наблюдения в отдельных отраслях и секторах экономики. В рамках развития этого направления Госкомстат России организует активное сотрудничество со статистическими службами таких наиболее авторитетных международных организаций, как ООН, ОЭСР, Европейский союз, ВТО, МВФ, Мировой банк и др.
Официальные методологические и регламентирующие положения по организации государственных выборочных статистических обследований в различных отраслях и секторах экономики за период с середины 90-х гг. до 2000 г. нашли свое отражение в третьем выпуске «Методологических положений по статистике». В данный выпуск включены:
общие положения относительно организации различных видов сплошного и несплошного наблюдения;
методологические и практические проблемы организации статистического наблюдения за деятельностью предприятий (крупных, средних и малых), организаций, за ценами в отдельных секторах экономики;
методологические вопросы организации выборочных обследований населения, в частности, при изучении уровня материального благосостояния, потребительских ожиданий различных групп населения, рынка рабочей силы, объема производства сельскохозяйственной продукции в хозяйствах населения;
методологические принципы использования выборочного метода для сбора информации по отдельным вопросам программы Всероссийской переписи населения.
В данных методологических положениях нашли отражение как материалы общеметодологического характера относительно организации выборочного наблюдения, так и ряд разработок, конкретизирующих принципы этого наблюдения в отдельных секторах экономики1).
Для периода с 2000 г. по настоящее время характерно дальнейшее развитие выборочных методов статистического наблюдения и внедрение их в статистическую практику. Особое внимание в этот период уделяется работам по:
ведению и развитию ЕГРПО, расширению статистического использования регистра путем формирования на его базе Генеральной совокупности объектов статистического наблюдения (ГС), которая обеспечивает основу организации статистических наблюдений, применение интегрированного принципа сбора и обработки статистической отчетности, проведение анализа по сопоставимому кругу объектов и типу предприятий, дальнейшее развитие методов статистических наблюдений с использованием общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации;
включению в ЕГРПО индивидуальных предпринимателей, прошедших государственную регистрацию. Это позволит осуществлять учет значительной части производимого индивидуальными предпринимателями внутреннего валового продукта, получать достоверную информацию об основных операциях, осуществляемых ими, обеспечить в конечном счете исчисление важнейших макроэкономических показателей в СНС;
дальнейшему совершенствованию статистического регистра – Генеральной совокупности объектов статистического наблюдения (ГС), его содержания, структуры, технологии формирования и ведения. В 2001 г. проведена единовременная работа по уточнению перечня объектов ГС, типов предприятий и экономических показателей по результатам сплошного обследования малых предприятий. Включение в ГС данных сплошного обследования малых предприятий позволяет более точно формировать выборочную основу для статистического наблюдения за субъектами малого предпринимательства. Дополнение ГС данными о наличии лицензии, на первом этапе с использованием сведений реестров Минтранса России, создает основу для дополнительных статистических разработок по кругу субъектов, имеющих лицензии на право занятия определенными видами деятельности. Включение в ГС сведений о фактическом основном виде деятельности, определенном с использованием международных подходов, на основе результатов обработки формы №1-предприятие, является началом работы по формированию сведений в статистическом регистре об основном виде деятельности хозяйствующих субъектов. В связи с этим продолжаются работы по определению методологических подходов по реструктуризации статистического регистра с целью включения в его состав территориально-обособленных структурных подразделений предприятий, так называемых местных единиц;
повышению качества и надежности статистической информации, предоставляемой пользователям. В рамках этой работы утверждены «Основные методологические положения по оценке качества статистической информации». Эти методологические положения регламентируют гармонизированные с международной статистической практикой основные понятия и стандартные требования, предъявляемые к качеству статистических данных, и определяют методологическую основу работы по его повышению. В 2002-2003 гг. проведена апробация указанных Основных положений по оценке качества статистической информации и с учетом результатов этой апробации намечено разработать пакет методологических документов по стандартизации требований качества;
обобщению накопленного опыта и завершению процесса перевода статистического наблюдения, осуществляемого органами государственной статистики, на несплошную основу при сохранении, в необходимых случаях, сплошного наблюдения. В соответствии с этим планируется разработка плана-графика организации целостной системы перевода статистического наблюдения за хозяйствующими субъектами на выборочное наблюдение за счет кредита Мирового банка по программе STASYS;
внедрению в статистическую практику комбинированного метода1) наблюдения малых предприятий, в частности, при формировании информационных ресурсов деятельности малых предприятий, выработке принципов формирования выборочной совокупности для статистического изучения различных аспектов транспортной деятельности;
реорганизации методов статистического наблюдения. Разработаны в рамках проекта международного сотрудничества программы TACIS «Статистика 3» «Методологические рекомендации по выявлению и обработке нетипичных единиц совокупности малых предприятий и областей изучения». Использование указанных рекомендаций в практической реализации «Методологических указаний по статистическому оцениванию малых областей изучения по результатам работы территориальных органов государственной статистики в 2002 г.» позволит комплексно решать вопросы повышения качества получаемых результатов и удовлетворять потребности пользователей в субъектах Российской Федерации в статистической информации по муниципальным образованиям, городам и районам;
разработке методологических положений по формированию новых подходов проведения выборки базовых организаций для наблюдения за ценами производителей промышленной продукции;
расширению сферы применения выборочного наблюдения в различных отраслях и секторах экономики (промышленности, торговле, строительстве, сельском хозяйстве и др.).
В этих целях проведены и запланированы следующие основные выборочные обследования по изучению:
деловой активности предприятий промышленности (в частности, разработаны методологические подходы к распространению качественных показателей на генеральную совокупность);
деятельности субъектов малого предпринимательства: торговой деятельности индивидуальных предпринимателей, технологических инноваций в сфере малого предпринимательства, экономических результатов деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, инвестиций в основной капитал;
строительства на садовых и дачных участках (в статистической практике наблюдения за объемами садового и дачного строительства ранее не осуществлялись) с целью оценки объема инвестиций, основных строений, хозяйственных построек и размеров строительства в натуральном и количественном выражении;
возрастной структуры основных фондов, конъюнктуры на рынке капиталообразующих инвестиций, состояния жилищного строительства (о количестве выданных разрешений, стадиях готовности и сроках строительства);
затрат на рабочую силу на предприятиях и организациях;
структуры розничных цен на отдельные виды производственных товаров за 1-е полугодие 2001 г.;
сельскохозяйственной деятельности сельхозпроизводителей;
хозяйствующих субъектов на рынке транспортных услуг;
перевозочной деятельности индивидуальных предпринимателей и предприятий, имеющих менее 10 грузовых автомобилей;
деятельности индивидуальных предпринимателей, работающих в области бытового обслуживания населения;
деятельности физических лиц, занимающихся производством без образования юридического лица.
Кроме того, в рамках данного направления разработан также и ряд программ по дальнейшему внедрению методов выборочного наблюдения в статистическую практику. В частности разработаны:
программы единовременных выборочных обследований отдельных видов рыночных услуг (эксплуатационные услуги, услуги ломбардов, услуги лизинговых компаний, услуги в области туризма на внутреннем водном транспорте);
программа единовременного выборочного обследования за деятельностью некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства;
программа пилотного обследования вещевых, смешанных и продовольственных рынков;
программа выборочного обследования движения ценных бумаг и доходов по ним.
совершенствованию программ и методологии выборочного наблюдения при изучении различных социально-экономических проблем, касающихся населения (в т.ч. и при проведении Всероссийской переписи населения). В соответствии с этим направлением к наиболее важным разработкам относятся:
новая версия Программы обследований бюджетов домашних хозяйств, составленная в соответствии с методологическими принципами проведения бюджетных обследований в странах ЕС;
введение в программу опросного листа для квартальных обследований населения по проблемам занятости новых показателей, обеспечивающих необходимую информационную основу для формирования данных о занятости в неформальном секторе экономики и неполной занятости в соответствии с последними нормами и руководящими принципами, установленными под эгидой Международной организации труда (МОТ);
Методологические рекомендации по оптимизации выборочной сети домашних хозяйств по регионам России для квартальных обследований населения по проблемам занятости;
Методология оценки точности распространенных итогов выборочной части пробных переписей населения 1997 и 2000 гг.;
Методология восстановления отсутствующих сведений (импутация данных), предназначенная для повышения полноты охвата населения переписью;
Методология агрегирования таблиц различной размерности для обеспечения их репрезентативности в зависимости от детальности разработки итогов выборочной части Всероссийской переписи населения 2002 г.;
Методологические и организационные положения (включая и программу) подготовки и проведения национального обследования благосостояния домохозяйств и участия в социальных программах (НОБУС).
Обозначенные выше методологические разработки и практические работы по использованию выборочного метода в статистической практике можно рассматривать как важную составную часть многофункциональной системы статистического наблюдения, предназначенную для получения оперативной, полной, надежной, сопоставимой и экономичной информации, представительной во времени и пространстве и адекватно отражающей развитие и изменение процессов в условиях рыночной экономики.
На современном этапе особенно актуально и перспективно дальнейшее развитие методов статистического наблюдения и в рамках этого направления – совершенствование методов выборочного наблюдения (в т.ч. его программы и методологии), расширение сферы его использования и внедрения в статистическую практику. В соответствии с Программой развития государственной статистической системы до 2005 г. особое внимание обращается на:
кардинальное расширение применения выборочных методов статистического наблюдения;
совершенствование программы и методологии статистических наблюдений, статистических показателей, отвечающих направлениям развития российской экономики и социальной сферы и требованиям международных статистических стандартов;
продолжение работ по совершенствованию статистики уровня жизни населения и существующей ее информационной базы посредством внесения необходимых изменений в действующие формы статистического наблюдения и программ обследования бюджетов домашних хозяйств. В перспективе же основным направлением развития программы бюджетных обследований должно стать совершенствование программы обследования для расширения применения его результатов в соответствии с задачами по развитию СНС и статистики уровня жизни населения;
внедрение выборочного метода статистического наблюдения в различных отраслях и секторах экономики и, особенно, в практику обследований малых предприятий и индивидуальных предпринимателей;
реализацию современных подходов к организации статистического наблюдения, включающих оптимальное сочетание выборочных методов наблюдения со сплошными обследованиями, (т.е. перехода на комбинированный метод статистического наблюдения);
повышение качества и достоверности представляемой пользователям статистической информации, полноты формируемой информационной базы для целей эффективного управления в социально-экономической сфере;
повышение надежности данных по «малым областям изучения», содержащих по результатам выборки небольшое (малое) число организаций;
создание многоцелевой выборки населения (т.е. территориальной выборки) на основе информационного массива Всероссийской переписи населения 2002 г.
Это позволит:
повысить эффективность работ по построению подвыборок для проведения множества обследований населения по различной тематике, снизить нагрузку на респондентов (в частности, за счет формирования полностью непересекающихся единиц наблюдения или частично пересекающихся, но в разные временные периоды), облегчить процедуру актуализации основы выборки, координации и ротации выборочных совокупностей;
усовершенствовать план выборки и ее методологический аппарат как для проведения обследований бюджетов домашних хозяйств, так и квартальных обследований населения по проблемам занятости;
создать в перспективе высококвалифицированный корпус интервьюеров и минимизировать затраты на его содержание за счет сокращения трудовых и финансовых ресурсов на постоянное обучение новых интервьюеров, контроль их работы и повышение качества первичной информации;
разработке нормативного правового акта, регулирующего вопросы проведения в системе государственной статистики выборочных обследований населения по различным аспектам развития социальной сферы;
организации статистического наблюдения за состоянием экономики страны и отдельных ее секторов на базе проведения раз в 5-10 лет экономических переписей и осуществление между переписями периодических выборочных обследований по широкому спектру проблем. В этой связи в 2003-2005 годах в соответствии с Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы), утвержденной Правительством Российской Федерации от 15.08.2003 № 1163-р и в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.11.2003 г. № 1626-р предполагается подготовка и проведение Всероссийской сельскохозяйственной переписи (в рамках Всемирного раунда сельскохозяйственных переписей в соответствии с рекомендациями ФАО ООН). В 2005 г. планируется проведение сплошного обследования индивидуальных предпринимателей.
В части организации выборочных обследований информационный массив экономических переписей является эффективной базовой основой для:
актуализации действующей информационной системы (ЕГРПО, субрегистров и т.п.);
создания многофункциональной системы статистического наблюдения;
повышения точности оценивания результатов выборочного наблюдения;
сокращения части расходов на составление, обновление и ведение основ выборки в различных секторах и отраслях экономики.
В последующих подразделах освещены с разной степенью подробности вопросы организации: выборочного обследования населения по проблемам занятости; выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств (эти два обследования даны в кратком изложении); выборочного наблюдения в статистике сельского хозяйства и в изучении общественного мнения (методы выборочного наблюдения в этом направлении особенно широкое применение получили в середине 80-х и начале 90-х годов).
- В подготовке материалов издания принимали участие сотрудники нии статистики Госкомстата России:
- В рецензировании принимали участие специалисты центрального аппарата госкомстата россии:
- Научно-техническое редактирование – мипк учета и статистики Госкомстата России:
- Cодержание
- Глава 3. Структура и назначение системы государственной статистики 130
- Глава 4. Унификация и стандартизация в государственной статистике Российской Федерации 215
- Глава 5. Организация статистических наблюдений в Российской Федерации 257
- Глава 6. Организация сбора, обработки, хранения, передачи статистических данных и публикации официальной статистической информации 323
- 1.1. Место статистики в обществе
- 1.2. История организации российской статистики
- 1.3. Основные цели и функции современной российской государственной статистики
- 1.4. Развитие международных связей российских органов государственной статистики
- 1.5. Источники статистических данных
- Глава 2. Принципы организации госудаРСтвенной статистики в Российской Федерации
- 2.1. Задачи организации государственной статистики
- 2.2. Нормативно-правовая база государственной статистики
- 2.3. Научно-методологические принципы организации государственной статистики
- 2.3.1. Планирование, координация, менеджмент в сфере государственной статистики
- 2.3.2. Принципы организации сбора, обработки, хранения и передачи статистических данных
- 2.3.3. Принципы доступа и режимы использования официальной статистической информации
- 2.3.4. Качество официальной статистической информации
- 2.3.5. Система государственных статистических информационных ресурсов
- 2.3.6. Административный и статистический регистры
- 2.3.7. Принципы интеграции и гармонизации национальной статистики России с международными стандартами. Внедрение международных стандартов в статистическую практику России
- Глава 3. Структура и назначение системы государственной статистики
- 3.1. Система государственной статистики
- Территориальные органы Госкомстата России в субъектах Российской Федерации
- 3.1.1. Государственный Комитет Российской Федерации по статистике
- 3.1.2. Территориальные органы Госкомстата России
- Структура территориальных статистических служб (включая характеристику возможностей сбора административной отчетности)
- 3.1.3. Организации, подведомственные Госкомстату России
- I. Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации Госкомстата России
- II. Научно-исследовательский институт проблем социально-экономической статистики Госкомстата России
- Гмц Госкомстата России
- III. Научно-исследовательский и проектно-технологический институт статистической информационной системы Госкомстата России
- IV. Межотраслевой институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов в области учета и статистики Госкомстата России
- V. Информационно-издательский центр «Статистика России»
- VI. Межведомственный центр социально-экономических измерений Российской Академии наук (ран) и Госкомстата России
- VII. Управление по эксплуатации зданий Госкомстата России
- 3.2. Координация Госкомстатом России деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере государственной статистики
- 3.3. Общие принципы распространения статистической информации
- 3.4. Сотрудничество Госкомстата России с зарубежными и международными статистическими организациями
- Глава 4. Унификация и стандартизация в государственной статистике Российской Федерации
- 4.1. Основные стандартные понятия, термины и определения, используемые в статистической практике
- 4.2. Система статистических стандартов, применяемых в государственной статистике
- 4.3. Система стандартных экономико-статистических классификаций
- 4.4. Система метаинформации и каталог статистических показателей
- 4.5. Стандартные информационные технологии в государственной статистике
- 4.6. Внедрение международной стандартной системы национальных счетов в государственную статистику Российской Федерации
- 4.7. Основные направления использования международных стандартов
- Глава 5. Организация статистических наблюдений в Российской Федерации
- 5.1. Организация периодических статистических наблюдений
- 5.1.1. Организация текущих и годовых статистических наблюдений
- 5.1.2. Оперативный и бухгалтерский учет как источник статистической информации
- 5.1.3. Организация работы по совершенствованию форм государственной статистической отчетности
- 5.2. Организация переписей и других сплошных единовременных статистических наблюдений
- 5.2.1. Общие понятия о переписях
- 5.2.2. Организация общероссийских переписей населения и текущего наблюдения демографических процессов
- 5.2.2.1. Основные источники информации о населении в России
- 5.2.2.2. Краткий очерк истории статистики населения в России
- 5.2.3. Всероссийская перепись населения 2002 года
- 5.2.4. Статистическое наблюдение демографических событий
- 5.2.5. Статистическое наблюдение миграции
- 5.2.6. Организация общероссийских экономических переписей
- 5.2.7. Организация других единовременных сплошных статистических наблюдений
- 5.3. Организация выборочных наблюдений в государственной статистике
- 5.3.1. Выборочное обследование населения по проблемам занятости
- 5.3.2. Выборочное обследование бюджетов домохозяйств
- 5.3.3. Выборочные наблюдения в статистике сельского хозяйства
- Макет группировки по трем признакам с разбивкой на три группы по каждому группировочному признаку
- 5.4. Организация изучения общественного мнения
- Глава 6. Организация сбора, обработки, хранения, передачи статистических данных и публикации официальной статистической информации
- 6.1. Технология сбора, обработки, накопления, хранения и передачи статистической информации в условиях корпоративной информационно- вычислительной сети Госкомстата России
- Организация сбора, обработки, хранения и передачи данных государственной статистики в российской федерации
- Входная информация
- Сводная информация по округам
- Входная информация
- Органы государственной статистики, осуществлЯющие сбор, обработку, хранение и передачу статистической информации в российской федерации
- 6.2. Использование Интернет федеральной системой государственной статистики
- 6.3. Организация публикации официальной статистической информации
- 6.3.1. Организация публикации официальной статистической информации в Российской Федерации
- 6.3.2. Организация публикации официальной статистической информации по Российской Федерации в зарубежных и международных изданиях
- Глава 7. Информационно-статистическАя деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления
- 7.1. Деятельность федеральных органов исполнительной власти по формированию государственных информационных ресурсов в области статистики
- 7.2. Информационно-статистическая деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации
- 7.3. Информационно-статистическая деятельность органов местного самоуправления
- Глава 8. Организация научно-исследовательской деятельности и статистического образования
- 8.1. Организация научно-исследовательских работ в системе государственной статистики
- 8.2. Становление и развитие статистического образования в России
- 8.3. Организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников государственной статистики
- Глава 9. Перспективы развития российской государственной статистики
- Положение о Государственном комитете Российской Федерации по статистике
- История создания и основные положения
- Глава 1. Принцип организации национальных статистических учреждений
- Глава 2. Система статистических органов(17)
- Глава 3. Потребители статистической информации, их требования и нужды (47)
- Глава 4. Порядок определения приоритетов статистических работ (64)
- Глава 5. Принципы организации и реорганизации статистической деятельности (72)
- Глава 6. Управленческий персонал (83)
- Глава 7. Управление информационными технологиями (95)
- Глава 8. Нематериальные активы в деятельности статистических учреждений (102)
- Часть 9. Управление целевыми статистическими программами (108)
- Часть 10. Организация полевых статистических обследований (119)
- Часть 11. Распространение и публикация статистических данных (128)
- Часть 12. Защита частной собственности и конфиденциальность статистической информации: кодекс чести (141)
- Часть 13. Заключительные положения: суммируя все, взятое вместе (153)
- Организация государственной статистики в российской федерации