5.2.6. Организация общероссийских экономических переписей
Во второй половине XIX века во многих европейских странах становятся регулярными переписи населения. По мере накопления опыта проведения переписей и осознания их как важного источника информации область их применения расширяется: стали проводиться переписи занятий и профессий, скота, жилищ и т.д. Начинают проводиться промышленные и сельскохозяйственные переписи.
В конце XIX – начале XX вв. промышленные переписи уже проводились во многих европейских странах, периодически проводились в США. В дореволюционной России данные о промышленности собирались через полицейские учреждения. Начиная с 1900 г. эти данные собираются путем переписей промышленности, проводившихся министерством финансов, а затем министерством торговли и промышленности. Наиболее полные и систематизированные данные о состоянии промышленности дали переписи, проведенные под руководством известного русского статистика В.Е. Варзара в 1900 и 1908 гг. Программы этих переписей охватывали более широкий круг вопросов, чем в других европейских странах. Перепись 1900 г., например, дала сведения о продукции в натуральном и стоимостном выражении, о численности рабочих, их составе по полу, возрасту и занятиям, об отработанном времени, характеристиках оборудования, стоимости потребленных сырья и топлива, издержках производства и т.д. Однако сбор данных производился не специально подготовленными лицами, а путем рассылки опросных листов владельцам предприятий, что не обеспечивало достоверности сведений, особенно относительно расходов. В 1913 г. проводилась еще одна перепись за 1910-1913 гг. с целью сбора материалов для пересмотра таможенных тарифов.
Первая советская промышленная перепись была проведена по состоянию на 31 августа 1918 г., она охватила лишь крупные предприятия, в частности имевшие при наличии механического двигателя не менее 16 рабочих, а при отсутствии двигателя – не менее 30 рабочих. Программа переписи была весьма обширной, причем по ряду основных вопросов данные собирались за пять лет, с 1913/14 по 1917/18 гг. Одновременно была проведена профессиональная перепись рабочих и служащих, занятых на переписываемых предприятиях.
По состоянию на 28 августа 1920 г., вместе с демографической и сельскохозяйственной переписями была проведена Всероссийская перепись (учет) промышленных заведений, охватившая как крупные, так и мелкие предприятия.
Третья промышленная перепись была проведена по состоянию на 15 марта 1923 г. и охватила лишь промышленные предприятия городов и поселений городского типа. Она была последней переписью крупной промышленности. В 1925 было проведено Всесоюзное обследование мелкой (нецензовой) промышленности (включая кустарей одиночек), с 1926 г. они стали проводиться по годовому статистическому бланку «Б», а с 1930 г. сведения о крупной промышленности стали получать посредством отчетности. Мелкие промышленные предприятия, не охваченные переписями и не представляющие отчетность, подвергались единовременным обследованиям в 1925, 1929, 1932, 1934, 1936 и 1938 гг., а с 1939 до 1954 г. – ежегодно. В дальнейшем все предприятия, состоящие на самостоятельном балансе, стали представлять статистическую отчетность.
Первая сельскохозяйственная перепись в дореволюционной России была проведена в 1916 г. особым совещанием по продовольственному делу с привлечением работников земств для учета продовольственных ресурсов страны. Регистрировалось число хозяйств, численность сельского населения, поголовье скота по видам, размер посевных площадей по культурам и запасы главных продовольственных и фуражных культур. Особенность переписи – сочетание сплошной переписи и выборочного обследования крестьянских хозяйств. Переписью не были охвачены местности, оккупированные германо-австрийскими войсками, некоторые территории Закавказья, Средней Азии, Степного края и Сибири.
Летом и осенью 1917 г. по более широкой программе проводилась сельскохозяйственная и поземельная перепись, которая, однако, не охватила значительной части территории страны. Наконец, в сентябре – октябре 1920 г. проведена еще одна сельскохозяйственная перепись для получения сведений об изменениях в сельском хозяйстве в результате Октябрьской революции. В условиях интервенции и гражданской войны перепись эта не могла охватить всей территории страны, данные ее были неполными.
Важную роль в изучении социальной структуры советской деревни сыграли материалы, полученные в результате проведения динамических переписей крестьянских хозяйств в 1927 и 1929 гг.
Экономические переписи проводились и в следующие десятилетия, хотя они были направлены в основном на сбор информации, которую не охватывала отчетность, например, переписи промышленного оборудования. В годы войны и первые послевоенные годы нашли широкое применение срочные переписи, позволявшие получить необходимую информацию в течение одной-двух недель. После окончания войны возобновились ежегодные переписи скота, были проведены переписи многолетних насаждений и т.д. В период с 1948 г. до 1991 г., как и перед войной, главным источником статистических данных была отчетность. В постсоветский период экономические переписи государственного масштаба не проводились.
Согласно стратегическому направлению развития российской государственной статистики, в ближайшей перспективе статистическое наблюдение за состоянием экономики страны и отдельных ее секторов будет опираться на проведение раз в 5-10 лет крупных сплошных обследований – экономических переписей, а в промежутках между ними будут осуществляться периодические выборочные обследования по широкому кругу проблем. В этом направлении предстоит осуществить необходимые организационные и методологические мероприятия для проведения Всероссийской экономической переписи всех хозяйствующих субъектов на территории Российской Федерации и Всероссийской сельскохозяйственной переписи.
Всероссийская экономическая перепись хозяйствующих субъектов в Российской Федерации реализуется в несколько этапов. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. № 476-р, на первом этапе в 2001 г. проведено сплошное обследование (перепись) малых предприятий, позволившее получить развернутую картину параметров данного сектора малого предпри- нимательства, более четко определить его место в экономике России. Так, обследование малых предприятий позволило:
получить развернутую информацию о параметрах малого предпринимательства в России, обобщающие характеристики малого бизнеса по детализированным видам экономической деятельности и административно-территориальным образованиям;
более четко определить место малого предпринимательства в экономике России, выявить ресурсный потенциал малых предприятий и оценить результативность его использования.
Итоги переписи малых предприятий использованы Госкомстатом России и его территориальными органами для:
уточнения генеральной совокупности объектов статистического наблюдения;
создания базы для дорасчетов и уточнения основных показателей деятельности этих предприятий, получаемых из квартальных выборочных обследований малых предприятий, а также оперативной отчетности;
ретроспективного пересчета динамических рядов производства продукции и основных показателей деятельности малых предприятий;
усовершенствования организации и методологии проведения переписи как важнейшего средства получения информации в условиях становления рыночной экономики.
Итоги сплошного обследования подтвердили, что динамизм развития малого предпринимательства предопределяет объективную необходимость регулярного проведения экономических переписей с периодичностью один раз в три-пять лет. Итоги обследования свидетельствуют о том, что в настоящее время процесс обновления малых предприятий с тенденцией к сокращению во многом обусловлен интенсивностью развития другой составляющей малого предпринимательства – деятельностью индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Именно в этом направлении осуществляется отток малых предприятий.
В связи с этим на втором этапе в рамках Всероссийской экономической переписи хозяйствующих субъектов предполагается проведение сплошного статистического обследования в секторе индивидуального предпринимательства.
Необходимость обследования индивидуальных предпринимателей обусловлена кардинальным изменением структуры экономики, форм и видов деятельности хозяйствующих субъектов, интенсивностью процесса преобразования как малых предприятий, так и крупных и средних предприятий (юридических лиц) в указанную группу хозяйствующих субъектов.
На завершающем этапе будет реализована перепись всех хозяйствующих субъектов (юридических лиц).
Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу предусмотрено осуществление необходимых организационно-методологических мероприятий для проведения Всероссийской сельскохозяйственной переписи.
Сельскохозяйственная перепись такого масштаба будет проводиться практически впервые за многие годы. Последний раз такая статистическая работа была проведена в стране в 1920 г. Эта перепись позволит получить данные по основным характеристикам сельскохозяйственного производства, которые будут использоваться в качестве базисных величин при разработке оценок в межпереписной период, актуализировать данные о генеральных совокупностях для организации выборочных обследований, расширить систему статистического наблюдения за состоянием сельского хозяйства.
- В подготовке материалов издания принимали участие сотрудники нии статистики Госкомстата России:
- В рецензировании принимали участие специалисты центрального аппарата госкомстата россии:
- Научно-техническое редактирование – мипк учета и статистики Госкомстата России:
- Cодержание
- Глава 3. Структура и назначение системы государственной статистики 130
- Глава 4. Унификация и стандартизация в государственной статистике Российской Федерации 215
- Глава 5. Организация статистических наблюдений в Российской Федерации 257
- Глава 6. Организация сбора, обработки, хранения, передачи статистических данных и публикации официальной статистической информации 323
- 1.1. Место статистики в обществе
- 1.2. История организации российской статистики
- 1.3. Основные цели и функции современной российской государственной статистики
- 1.4. Развитие международных связей российских органов государственной статистики
- 1.5. Источники статистических данных
- Глава 2. Принципы организации госудаРСтвенной статистики в Российской Федерации
- 2.1. Задачи организации государственной статистики
- 2.2. Нормативно-правовая база государственной статистики
- 2.3. Научно-методологические принципы организации государственной статистики
- 2.3.1. Планирование, координация, менеджмент в сфере государственной статистики
- 2.3.2. Принципы организации сбора, обработки, хранения и передачи статистических данных
- 2.3.3. Принципы доступа и режимы использования официальной статистической информации
- 2.3.4. Качество официальной статистической информации
- 2.3.5. Система государственных статистических информационных ресурсов
- 2.3.6. Административный и статистический регистры
- 2.3.7. Принципы интеграции и гармонизации национальной статистики России с международными стандартами. Внедрение международных стандартов в статистическую практику России
- Глава 3. Структура и назначение системы государственной статистики
- 3.1. Система государственной статистики
- Территориальные органы Госкомстата России в субъектах Российской Федерации
- 3.1.1. Государственный Комитет Российской Федерации по статистике
- 3.1.2. Территориальные органы Госкомстата России
- Структура территориальных статистических служб (включая характеристику возможностей сбора административной отчетности)
- 3.1.3. Организации, подведомственные Госкомстату России
- I. Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации Госкомстата России
- II. Научно-исследовательский институт проблем социально-экономической статистики Госкомстата России
- Гмц Госкомстата России
- III. Научно-исследовательский и проектно-технологический институт статистической информационной системы Госкомстата России
- IV. Межотраслевой институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов в области учета и статистики Госкомстата России
- V. Информационно-издательский центр «Статистика России»
- VI. Межведомственный центр социально-экономических измерений Российской Академии наук (ран) и Госкомстата России
- VII. Управление по эксплуатации зданий Госкомстата России
- 3.2. Координация Госкомстатом России деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере государственной статистики
- 3.3. Общие принципы распространения статистической информации
- 3.4. Сотрудничество Госкомстата России с зарубежными и международными статистическими организациями
- Глава 4. Унификация и стандартизация в государственной статистике Российской Федерации
- 4.1. Основные стандартные понятия, термины и определения, используемые в статистической практике
- 4.2. Система статистических стандартов, применяемых в государственной статистике
- 4.3. Система стандартных экономико-статистических классификаций
- 4.4. Система метаинформации и каталог статистических показателей
- 4.5. Стандартные информационные технологии в государственной статистике
- 4.6. Внедрение международной стандартной системы национальных счетов в государственную статистику Российской Федерации
- 4.7. Основные направления использования международных стандартов
- Глава 5. Организация статистических наблюдений в Российской Федерации
- 5.1. Организация периодических статистических наблюдений
- 5.1.1. Организация текущих и годовых статистических наблюдений
- 5.1.2. Оперативный и бухгалтерский учет как источник статистической информации
- 5.1.3. Организация работы по совершенствованию форм государственной статистической отчетности
- 5.2. Организация переписей и других сплошных единовременных статистических наблюдений
- 5.2.1. Общие понятия о переписях
- 5.2.2. Организация общероссийских переписей населения и текущего наблюдения демографических процессов
- 5.2.2.1. Основные источники информации о населении в России
- 5.2.2.2. Краткий очерк истории статистики населения в России
- 5.2.3. Всероссийская перепись населения 2002 года
- 5.2.4. Статистическое наблюдение демографических событий
- 5.2.5. Статистическое наблюдение миграции
- 5.2.6. Организация общероссийских экономических переписей
- 5.2.7. Организация других единовременных сплошных статистических наблюдений
- 5.3. Организация выборочных наблюдений в государственной статистике
- 5.3.1. Выборочное обследование населения по проблемам занятости
- 5.3.2. Выборочное обследование бюджетов домохозяйств
- 5.3.3. Выборочные наблюдения в статистике сельского хозяйства
- Макет группировки по трем признакам с разбивкой на три группы по каждому группировочному признаку
- 5.4. Организация изучения общественного мнения
- Глава 6. Организация сбора, обработки, хранения, передачи статистических данных и публикации официальной статистической информации
- 6.1. Технология сбора, обработки, накопления, хранения и передачи статистической информации в условиях корпоративной информационно- вычислительной сети Госкомстата России
- Организация сбора, обработки, хранения и передачи данных государственной статистики в российской федерации
- Входная информация
- Сводная информация по округам
- Входная информация
- Органы государственной статистики, осуществлЯющие сбор, обработку, хранение и передачу статистической информации в российской федерации
- 6.2. Использование Интернет федеральной системой государственной статистики
- 6.3. Организация публикации официальной статистической информации
- 6.3.1. Организация публикации официальной статистической информации в Российской Федерации
- 6.3.2. Организация публикации официальной статистической информации по Российской Федерации в зарубежных и международных изданиях
- Глава 7. Информационно-статистическАя деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления
- 7.1. Деятельность федеральных органов исполнительной власти по формированию государственных информационных ресурсов в области статистики
- 7.2. Информационно-статистическая деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации
- 7.3. Информационно-статистическая деятельность органов местного самоуправления
- Глава 8. Организация научно-исследовательской деятельности и статистического образования
- 8.1. Организация научно-исследовательских работ в системе государственной статистики
- 8.2. Становление и развитие статистического образования в России
- 8.3. Организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников государственной статистики
- Глава 9. Перспективы развития российской государственной статистики
- Положение о Государственном комитете Российской Федерации по статистике
- История создания и основные положения
- Глава 1. Принцип организации национальных статистических учреждений
- Глава 2. Система статистических органов(17)
- Глава 3. Потребители статистической информации, их требования и нужды (47)
- Глава 4. Порядок определения приоритетов статистических работ (64)
- Глава 5. Принципы организации и реорганизации статистической деятельности (72)
- Глава 6. Управленческий персонал (83)
- Глава 7. Управление информационными технологиями (95)
- Глава 8. Нематериальные активы в деятельности статистических учреждений (102)
- Часть 9. Управление целевыми статистическими программами (108)
- Часть 10. Организация полевых статистических обследований (119)
- Часть 11. Распространение и публикация статистических данных (128)
- Часть 12. Защита частной собственности и конфиденциальность статистической информации: кодекс чести (141)
- Часть 13. Заключительные положения: суммируя все, взятое вместе (153)
- Организация государственной статистики в российской федерации