3.3. Общие принципы распространения статистической информации
Госкомстат России обеспечивает официальной статистической информацией о социально-экономическом положении страны федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждан и организации. Поэтому удовлетворение запросов потребителей статистической информации всегда были в центре внимания Госкомстата России и особенно усилились в последние годы.
В результате кардинальных социально-экономических преобразований в России за последние десять лет во многом изменились цели, задачи и формы представления статистических данных. Расширился также и круг потребителей статистической информации. Изменение механизма принятия управленческих решений повышает требования к объективности (достоверности) и качеству статистической информации со стороны всех потребителей, особенно Правительства Российской Федерации. В этой связи усилилась функция официальной статистики по разъяснению действующей статистической методологии и результатов статистических наблюдений.
Если раньше пользователями статистической информации были в основном органы государственного управления и научные организации, а также средства массовой информации, которые доводили до населения основные положения развития народного хозяйства, то в настоящее время с развитием рыночных отношений появляется широкий спрос на статистическую информацию и у хозяйствующих субъектов рынка.
С появлением новых негосударственных финансовых организаций (коммерческие банки, инвестиционные и страховые компании и т.д.) возник спрос на соответствующую их интересам информацию. Расширение экономических связей с зарубежными странами также увеличило спрос на социально-экономическую информацию как со стороны государственных и международных органов, так и деловых кругов.
Меняются и потребности государственных органов управления в информационных данных. Делается упор на комплексный анализ социально-экономической ситуации. Расширяется спрос на статистические данные по регионам, в т.ч. на районном и муниципальном уровнях.
Возник класс пользователей региональной статистики, среди которых:
пользователи федерального уровня (федеральные органы власти), формирующие запросы с выделением регионального разреза по системе статистических показателей, разрабатываемых в соответствии с Федеральной программой статистических работ или формирующие специальные (детерминированные, отсутствующие в регулярных федеральных статистических программах) запросы статистической информации по отдельным регионам или их группам;
пользователи регионального уровня (региональные органы власти), формирующие запросы по «своему» региону, «соседним» регионам, всем регионам страны в соответствии с Федеральной программой статистических работ или формирующие специальные запросы, требующие дополнительных затрат для реализации;
коммерческие, некоммерческие, учебные, исследовательские и другие организации и граждане, формирующие запросы по работам, выполняемым в соответствии с Федеральной программой статистических работ, или дополнительным работам. В качестве информации, необходимой пользователям по регионам дополнительно к той, которая разрабатывается в соответствии с Федеральной программой статистических работ, являются данные, характеризующие субрегиональные образования (города, районы, муниципалитеты и пр.).
При разработке единой информационной политики учитывается, что система доведения статистических данных до пользователей должна являться не только окончательным этапом (завершением) статистических наблюдений, но и «толчком» к их организации. Потребность пользователя – единственный мотив для проведения статистического наблюдения или статистических измерений. При этом потребность пользователя является также и источником финансовых ресурсов для статистической системы. Статистическая информация попадает пользователю в виде готовых статистических данных, собранных и обработанных в ходе реализации Федеральной программы статистических работ. В этой связи удовлетворение потребностей конкретных пользователей в информации, требующей дополнительных затрат по ее подготовке, означает получение дополнительных ресурсов для статистической системы.
Предоставление информации в рамках Федеральной программы статистических работ федеральным органам государственной власти и органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется на бесплатной основе, так как Федеральная программа статистических работ финансируется из средств федерального бюджета, а в соответствии с Конституцией Российской Федерации официальный статистический учет находится в ведении Федерации и его финансирование в соответствии с Бюджетным кодексом (статья 84) осуществляется исключительно за счет средств федерального бюджета. Предоставление дополнительной информации, разрабатываемой сверх Федеральной программы статистических работ, осуществляется за счет средств заказчика.
Следует учесть, что государство в лице его исполнительных органов перестает быть не только основным потребителем информации, но и основным источником финансирования статистики. Все большую долю в финансировании органов статистики начинают занимать доходы из внебюджетных источников. В структуре платных услуг, оказываемых органами статистики, все большую роль играют информационно-статистические услуги (более одной трети).
В определенной мере изменился и статус государственной статистики как единственного информационного органа, отражающего социально-экономические аспекты жизни общества. Если раньше единственным конкурентом в области количественных оценок развития страны были зарубежные организации (международные, государственные и т.п.), то в настоящее время возникли и получили развитие различные информационные агентства, центры и институты (в т.ч. неправительственные), которые дают не только качественную, но и количественную оценку общественных явлений, зачастую отличающуюся от государственной статистики, а также информируют о состоянии рынков и хозяйствующих субъектов, т.е. появилась конкуренция в области информации для различного круга пользователей.
В Положении о Госкомстате России, Федеральной программе статистических работ, Программе подготовки, выпуска и распространения официальных статистических публикаций Госкомстата России на 2002-2005 гг., Положении об издательской деятельности Госкомстата России, Регламенте представления информационно-статистических материалов органами Госкомстата России полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах и их аппаратам и других нормативных документах установлены общие принципы и положения предоставления пользователям статистической информации.
В число пользователей статистической информации входят:
СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ:
Президент
Правительство
Федеральное собрание:
Совет Федерации
Государственная Дума
Федеральные органы исполнительной власти
Судебная власть
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации
ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ:
Банки
Сбербанк России
Страховые компании
Биржи
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ:
Профсоюзы
Партии
Религиозные организации
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ:
Высшие учебные заведения
Научно-исследовательские организации
Библиотеки
ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА (ПРЕДПРИЯТИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ)
ГРАЖДАНЕ
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
МЕЖДУНАРОДНЫЕ И МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ЗАРУБЕЖНЫЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ СЛУЖБЫ, ПОСОЛЬСТВА
Статистическая информация, разрабатываемая в рамках Федеральной программы статистических работ, предоставляется:
органам государственной власти Российской Федерации, организациям, созданным при Правительстве Российской Федерации, органам местного самоуправления, Банку России, Сбербанку России, государственным внебюджетным фондам – безвозмездно (статистические данные и официальные статистические издания Госкомстата России предоставляются однократно в электронном виде или в одном экземпляре на бумажном носителе);
в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ «Об обязательном предоставлении изданий в Российскую книжную палату» 16 экземпляров всех официальных статистических изданий безвозмездно предоставляются в Российскую книжную палату и 1 экземпляр – в Минпечати России;
международным организациям в соответствии с перечнем Официальной статистической информации, предоставляемой Госкомстатом России в международные организации в рамках Федеральной программы статистических работ – безвозмездно (официальные статистические данные предоставляются в виде вопросников международных организаций в электронном виде);
всем остальным пользователям – на договорной основе.
Статистическая информация, содержащая сведения, составляющие государственную тайну, предоставляется в соответствии со статьями 16 и 17 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5484-1 «О государственной тайне» однократно, на бумажных или магнитных носителях информации.
Предоставление статистической информации, разработка которой не предусмотрена Федеральной программой статистических работ, осуществляется территориальными органами Госкомстата России и находящимися в его ведении организациями за счет средств заказчика.
Индивидуальные данные, содержащиеся в формах государственного статистического наблюдения, в соответствии со статьей 139 Гражданского кодекса Российской Федерации (о служебной тайне) имеют статус информации ограниченного распространения.
Предоставление бухгалтерской информации осуществляется в соответствии с «Порядком предоставления бухгалтерской информации пользователям органами Госкомстата России» и «Тарифами на предоставление бухгалтерской информации пользователям органами Госкомстата России», утвержденными Госкомстатом России 31.05.96 г.
Органы государственной статистики в пределах своей компетенции в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 1995 г. № 399 «О совершенствовании информационной системы предоставления бухгалтерской отчетности», а также «Порядком сбора и разработки бухгалтерской отчетности», утвержденным постановлением Госкомстата России и зарегистрированным в Минюсте России 13 февраля 1996 г. № 1030, обязаны в соответствии с Федеральной программой статистических работ обеспечивать сводными данными годовой бухгалтерской отчетности по утвержденному перечню показателей на безвозмездной основе федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Госкомстат России имеет WEB-сайт, который содержит информационные фонды общего пользования (оперативную информацию, информацию, публикуемую в соответствии со ССРД МВФ), а также информационные фонды, доступ к которым регламентирован (электронные версии публикаций Госкомстата России, статистические базы данных и др.).
Доступ к информационным фондам общего назначения имеют все пользователи Интернет, доступ к регламентированным информационным фондам предоставляется федеральным органам государственной власти и управлениям, территориальным комитетам Госкомстата России и государственным организациям, имеющим право на получение информации Госкомстата России, а всем остальным пользователям в соответствии с действующим законодательством – на договорной основе.
Средства массовой информации (СМИ) имеют доступ к открытым информационным фондам общего пользования – сайта Госкомстата России. СМИ предоставляется оперативная открытая статистическая информация в виде пресс-выпусков.
С начала реформирования государственной статистики Госкомстатом России значительно расширено взаимодействие со средствами массовой информации, многие из них имеют аккредитацию при Госкомстате России. В целях информирования широких слоев населения создана Пресс-служба Госкомстата России, которая обеспечивает координацию работ по информационному взаимодействию с общественностью посредством СМИ. Во многом благодаря активной работе Пресс-службы удалось преодолеть недоверие к официальной статистике и улучшить имидж Госкомстата России.
Всем категориям пользователей предоставляется право временного пользования информационными фондами научной библиотеки Госкомстата России1), в составе которых содержатся все официальные публикации Госкомстата России и его территориальных органов. Библиотека по желанию пользователей предоставляет электронные версии или копии отдельных фрагментов из имеющихся в библиотеке информационно-аналитических материалов на договорной основе (в соответствии с тарифами, возмещающими расходы на копирование или подготовку электронной версии документа).
Совершенствование работы по подготовке, выпуску и распространению официальных статистических публикаций Госкомстата России проводится с учетом решения следующих задач:
совершенствование структуры и содержания официальных статистических публикаций, нацеленное на максимальное удовлетворение потребностей различных категорий пользователей;
внедрение новой технологии, обеспечивающей соблюдение единых стандартов подготовки, выпуска и распространения официальных статистических публикаций;
дальнейшее развитие электронных способов распространения официальных статистических публикаций с использованием Интернет-технологий;
создание и применение унифицированной геоинформационной системы статистики;
совершенствование системы распространения официальных статистических публикаций на договорной основе.
Отдельно необходимо отметить перспективное направление создания и применения унифицированной геоинформационной системы статистики (ГИС) для подготовки и распространения официальных статистических публикаций.
Геоинформационные технологии (ГИС-технологии), выступая как средство повышения качества отображения статистической информации для комплексного анализа социально-экономической ситуации как по стране в целом, так и в территориальном разрезе (на уровне субъектов Федерации, муниципальных образований и т.д.), успешно применяются для обработки пространственно-распределенных данных.
Разработка и реализация программы ГИС-технологий для распространения статистической информации предполагает определение состава и создание унифицированной ГИС-статистики, применение разработанной схемы для решения конкретных статистических задач, реализацию ГИС-технологий в Интернете (создание Интернет-сервера Госкомстата России).
Внедрение унифицированной геоинформационной системы статистики позволит визуализировать статистические данные по регионам, предоставить удобные для пользователя средства по формированию картографических материалов для официальных статистических публикаций, осуществить предоставление информации в Интернете и на CD-ROM.
- В подготовке материалов издания принимали участие сотрудники нии статистики Госкомстата России:
- В рецензировании принимали участие специалисты центрального аппарата госкомстата россии:
- Научно-техническое редактирование – мипк учета и статистики Госкомстата России:
- Cодержание
- Глава 3. Структура и назначение системы государственной статистики 130
- Глава 4. Унификация и стандартизация в государственной статистике Российской Федерации 215
- Глава 5. Организация статистических наблюдений в Российской Федерации 257
- Глава 6. Организация сбора, обработки, хранения, передачи статистических данных и публикации официальной статистической информации 323
- 1.1. Место статистики в обществе
- 1.2. История организации российской статистики
- 1.3. Основные цели и функции современной российской государственной статистики
- 1.4. Развитие международных связей российских органов государственной статистики
- 1.5. Источники статистических данных
- Глава 2. Принципы организации госудаРСтвенной статистики в Российской Федерации
- 2.1. Задачи организации государственной статистики
- 2.2. Нормативно-правовая база государственной статистики
- 2.3. Научно-методологические принципы организации государственной статистики
- 2.3.1. Планирование, координация, менеджмент в сфере государственной статистики
- 2.3.2. Принципы организации сбора, обработки, хранения и передачи статистических данных
- 2.3.3. Принципы доступа и режимы использования официальной статистической информации
- 2.3.4. Качество официальной статистической информации
- 2.3.5. Система государственных статистических информационных ресурсов
- 2.3.6. Административный и статистический регистры
- 2.3.7. Принципы интеграции и гармонизации национальной статистики России с международными стандартами. Внедрение международных стандартов в статистическую практику России
- Глава 3. Структура и назначение системы государственной статистики
- 3.1. Система государственной статистики
- Территориальные органы Госкомстата России в субъектах Российской Федерации
- 3.1.1. Государственный Комитет Российской Федерации по статистике
- 3.1.2. Территориальные органы Госкомстата России
- Структура территориальных статистических служб (включая характеристику возможностей сбора административной отчетности)
- 3.1.3. Организации, подведомственные Госкомстату России
- I. Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации Госкомстата России
- II. Научно-исследовательский институт проблем социально-экономической статистики Госкомстата России
- Гмц Госкомстата России
- III. Научно-исследовательский и проектно-технологический институт статистической информационной системы Госкомстата России
- IV. Межотраслевой институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов в области учета и статистики Госкомстата России
- V. Информационно-издательский центр «Статистика России»
- VI. Межведомственный центр социально-экономических измерений Российской Академии наук (ран) и Госкомстата России
- VII. Управление по эксплуатации зданий Госкомстата России
- 3.2. Координация Госкомстатом России деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере государственной статистики
- 3.3. Общие принципы распространения статистической информации
- 3.4. Сотрудничество Госкомстата России с зарубежными и международными статистическими организациями
- Глава 4. Унификация и стандартизация в государственной статистике Российской Федерации
- 4.1. Основные стандартные понятия, термины и определения, используемые в статистической практике
- 4.2. Система статистических стандартов, применяемых в государственной статистике
- 4.3. Система стандартных экономико-статистических классификаций
- 4.4. Система метаинформации и каталог статистических показателей
- 4.5. Стандартные информационные технологии в государственной статистике
- 4.6. Внедрение международной стандартной системы национальных счетов в государственную статистику Российской Федерации
- 4.7. Основные направления использования международных стандартов
- Глава 5. Организация статистических наблюдений в Российской Федерации
- 5.1. Организация периодических статистических наблюдений
- 5.1.1. Организация текущих и годовых статистических наблюдений
- 5.1.2. Оперативный и бухгалтерский учет как источник статистической информации
- 5.1.3. Организация работы по совершенствованию форм государственной статистической отчетности
- 5.2. Организация переписей и других сплошных единовременных статистических наблюдений
- 5.2.1. Общие понятия о переписях
- 5.2.2. Организация общероссийских переписей населения и текущего наблюдения демографических процессов
- 5.2.2.1. Основные источники информации о населении в России
- 5.2.2.2. Краткий очерк истории статистики населения в России
- 5.2.3. Всероссийская перепись населения 2002 года
- 5.2.4. Статистическое наблюдение демографических событий
- 5.2.5. Статистическое наблюдение миграции
- 5.2.6. Организация общероссийских экономических переписей
- 5.2.7. Организация других единовременных сплошных статистических наблюдений
- 5.3. Организация выборочных наблюдений в государственной статистике
- 5.3.1. Выборочное обследование населения по проблемам занятости
- 5.3.2. Выборочное обследование бюджетов домохозяйств
- 5.3.3. Выборочные наблюдения в статистике сельского хозяйства
- Макет группировки по трем признакам с разбивкой на три группы по каждому группировочному признаку
- 5.4. Организация изучения общественного мнения
- Глава 6. Организация сбора, обработки, хранения, передачи статистических данных и публикации официальной статистической информации
- 6.1. Технология сбора, обработки, накопления, хранения и передачи статистической информации в условиях корпоративной информационно- вычислительной сети Госкомстата России
- Организация сбора, обработки, хранения и передачи данных государственной статистики в российской федерации
- Входная информация
- Сводная информация по округам
- Входная информация
- Органы государственной статистики, осуществлЯющие сбор, обработку, хранение и передачу статистической информации в российской федерации
- 6.2. Использование Интернет федеральной системой государственной статистики
- 6.3. Организация публикации официальной статистической информации
- 6.3.1. Организация публикации официальной статистической информации в Российской Федерации
- 6.3.2. Организация публикации официальной статистической информации по Российской Федерации в зарубежных и международных изданиях
- Глава 7. Информационно-статистическАя деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления
- 7.1. Деятельность федеральных органов исполнительной власти по формированию государственных информационных ресурсов в области статистики
- 7.2. Информационно-статистическая деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации
- 7.3. Информационно-статистическая деятельность органов местного самоуправления
- Глава 8. Организация научно-исследовательской деятельности и статистического образования
- 8.1. Организация научно-исследовательских работ в системе государственной статистики
- 8.2. Становление и развитие статистического образования в России
- 8.3. Организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников государственной статистики
- Глава 9. Перспективы развития российской государственной статистики
- Положение о Государственном комитете Российской Федерации по статистике
- История создания и основные положения
- Глава 1. Принцип организации национальных статистических учреждений
- Глава 2. Система статистических органов(17)
- Глава 3. Потребители статистической информации, их требования и нужды (47)
- Глава 4. Порядок определения приоритетов статистических работ (64)
- Глава 5. Принципы организации и реорганизации статистической деятельности (72)
- Глава 6. Управленческий персонал (83)
- Глава 7. Управление информационными технологиями (95)
- Глава 8. Нематериальные активы в деятельности статистических учреждений (102)
- Часть 9. Управление целевыми статистическими программами (108)
- Часть 10. Организация полевых статистических обследований (119)
- Часть 11. Распространение и публикация статистических данных (128)
- Часть 12. Защита частной собственности и конфиденциальность статистической информации: кодекс чести (141)
- Часть 13. Заключительные положения: суммируя все, взятое вместе (153)
- Организация государственной статистики в российской федерации