4.4. Система метаинформации и каталог статистических показателей
Существенная трансформация государственной статистической информации, которой она подверглась за последнее десятилетие, обусловлена в значительной мере переходом экономики России на рыночные отношения и применением международных стандартов.
За последнее десятилетие проделана большая работа по изменению состава показателей. Получили существенное развитие отдельные разделы статистики. Прежде всего, это относится к статистике финансов и образования, системе национального счетоводства, полный переход на которую еще ожидает своего завершения. Введены отдельные группы показателей по проблемам национальной безопасности, ранее отсутствовавшие в государственной статистике. Заново сформирована информация по товарным рынкам, малому предпринимательству, информационному обществу, образованию и пр.
Практическая работа по организации государственной статистики в части состава показателей привела к необходимости осмысления изменений, придания этой работе большей системности. В 90-х годах в Госкомстате России был проведен ряд работ, направленных на разработку Концепции единой методологии экономического анализа (утверждена в 1996 г.), Системы статистических показателей для анализа экономики России и ее отраслей (проект Системы был одобрен Научно-методологическим советом Госкомстата России в 1997 г.), сформирован на новой методологической основе электронный Каталог статистических показателей (КСП). Это продиктовано объективной необходимостью систематизации информационного ресурса, которым располагает Госкомстат России.
Работа по совершенствованию Каталога статистических показателей является важной составной частью программы реформирования государственной статистики. КСП – это информационно-справочная система метаинформации, представляющая собой систематизированный перечень показателей, используемых в статистической практике, сформированный на новой методологической основе с учетом унификации и межотраслевого подхода к его построению:
первичных показателей форм федерального государственного статистического наблюдения, утверждаемых Госкомстатом России (включая показатели нецентрализованной в органах государственной статистики отчетности);
расчетных показателей, получаемых в комплексах электронной обработки данных, ЦБСД, отраслевых базах данных, аналитических расчетах и выходных статистических материалах и публикациях.
КСП, постоянно актуализируемый, содержит около 6 тысяч оснований показателей (абсолютных и относительных, натуральных и стоимостных, первичных и расчетных), характеризующих различные стороны состояния и поведения хозяйствующих субъектов, направления развития экономики на макро- и микроуровне. Кроме того, на основе более 500 справочников формируется призначная часть показателя. В КСП содержится информация о временной характеристике, разрезах разработки, источниках формирования каждого показателя. Показатели систематизированы в рубрики (подрубрики).
Построение КСП предполагает разработку единой методологии определения основания показателя и его признаков, критериев отнесения к основанию показателя или его признаку, разработку методологических основ систематизации (группировки) показателей.
Все статистические показатели, используемые органами государственной статистики, подлежат обязательной регистрации в КСП. При регистрации показатель получает уникальный совокупный код, однозначно его идентифицирующий, являющийся неотъемлемой частью каждого показателя и изменению не подлежит. Коды показателей формируются автоматически. Применение в статистической практике показателя, не зарегистрированного в КСП, недопустимо.
Важнейшим направлением дальнейшего совершенствования КСП является унификация на межотраслевой основе статистических показателей, которая означает приведение их к единообразию, когда однотипные по содержанию показатели не рассредоточиваются по блокам, отраслям, видам деятельности, а концентрируются в одном блоке, группе.
Постановлением Госкомстата России от 30.11.2000 г. № 118 утверждены «Методологические положения по формированию и ведению Каталога статистических показателей (КСП)». Методологические положения основаны на мировоззренческом подходе к анализу экономики как объекту статистического изучения. Суть этого подхода заключается в том, что цели развития экономики – это важнейшая компонента концепции целостного представления об экономике, которые определяются потребностями решения социально-экономических проблем. На практике система целей является выражением системы национальных интересов развития страны, и прежде всего, стратегические интересы – от государственного протекционизма отечественным товаропроизводителям, демографической политики до национальной безопасности.
В свою очередь, формирование целей развития тесно связано с определением и поиском в системе государственных органов необходимых ресурсов для их реализации. Все виды ресурсов правомерно выступают как факторы развития экономики. Использованием наличных ресурсов (материальных, трудовых, финансовых, природных и др.) определяется получение тех или иных результатов социально-экономического развития страны во всех ее аспектах.
Таким образом, экономика представляется в виде укрупненной логической модели: «Цели развития – средства (факторы) развития – результаты развития экономики», в которой достаточно ярко отражается целостный взгляд на экономику и взаимосвязи отдельных ее составляющих. В данной модели цели развития выступают системообразующим фактором, увязывающим все части экономики в единое целое. Одновременно они являются методологической основой системного формирования статистической информации об экономике.
Рубрикатор КСП носит строго межотраслевой характер. В рубрикаторе представлены три блока статистических показателей. Первый блок объединяет показатели, отражающие цели развития экономики и степень их реализации на практике. Во втором блоке группируются показатели, характеризующие все ресурсы (факторы) развития экономики, которыми обладает страна. Третий блок объединяет всю совокупность показателей, отражающих результаты развития экономики страны.
Следует при этом подчеркнуть, что состав и характер статистических показателей – результатов социально-экономического развития страны – структурирован в соответствии с составом и характером целей развития экономики (экономических, социальных, демографических, экологических, правопорядка, национальной безопасности во всей широте последней: экономической, продовольственной, энергетической, экологической, интеллектуальной, нравственной, информационной, военной и др.).
Для облегчения перегруппировки статистических показателей действующего Каталога в соответствии с выделенными тремя блоками показателей использованы следующие понятия:
«Результаты развития экономики». Это понятие включает экономические и внеэкономические результаты развития экономики, а также показатели оценки итогов ее функционирования как системы:
оценка объемов производства товаров (работ, услуг);
соизмерение результатов и затрат (оценка эффективности производства, внешнеэкономической, инвестиционной деятельности и т. д.);
оценка изменения наличных ресурсов (их накопление или уменьшение). Таковы, например, изменение валового накопления, национального богатства, изменение издержек производства и потребления товаров (работ, услуг) и т.д.;
В понятие «результаты» входят также все внеэкономические последствия функционирования экономики (демографические, социальные, экологические, состояние правопорядка и т. д.).
«Факторы развития экономики». Это источники воздействия на результаты социально-экономического развития страны. Воздействие может быть сознательным, целенаправленным принятием управленческих решений или обусловлено влиянием конъюнктуры рыночных отношений. В стратегическом анализе экономики принципиально важно учитывать характер факторов ее развития.
Понятие «факторы развития экономики» тождественно понятию «ресурсы», общим свойством которых является потенциальная возможность их участия (в различных комбинациях) в функционировании экономики, влияние на результаты ее развития и степень реализации целей, задаваемых обществом. В состав ресурсов (факторов) развития экономики входят материальные, финансово-кредитные, трудовые, природные, интеллектуальные и другие ресурсы.
Наконец, следует сказать о понятии «затраты ресурсов», по существу занимающему промежуточное положение между факторами и результатами развития экономики. Осуществленные затраты ресурсов – это ресурсы, преобразованные в результаты вследствие их потребления. Однако будет натяжкой отнести показатели затрат, себестоимости к показателям результатов. Справедливо считать показателями результатов лишь изменение затрат, себестоимости. Этот вопрос нуждается в дополнительных исследованиях.
Прообразом информации в будущем может служить логическая модель экономики в виде триады «цели развития – средства развития – результаты развития экономики», обеспечивающей расширенный и качественно обновленный состав статистических показателей для системного анализа экономики.
Система статистических показателей отражает максимальные потребности углубленного анализа экономики. Будучи ориентированной на опережение, она обеспечивает постоянное пополнение и совершенствование Каталога статистических показателей в той или иной степени приближения к относительному максимуму, формируемому на основе концепции об экономике или по мере возникновения новых потребностей в статистической информации.
Исходя из вышеизложенного, задача формирования КСП является производной, прикладной по отношению к более общей задаче построения все более совершенной системы статистических показателей для комплексного анализа социально-экономического развития страны.
Формирование и совершенствование системы статистических показателей следует правомерно причислить к перманентным задачам государственной статистики. Важным условием ее совершенствования является структуризация, детализация агрегированной статистической информации, сосредоточенной в отдельных элементах рубрикатора КСП.
Структуризация показателей означает разбиение множеств на подмножества.
Дезагрегирование рубрикатора КСП по признаку различия сути показателей, выделение групп показателей по однородности содержания позволяет избежать объединения в группы разнородных показателей. Например, при всем «удобстве» для пользователей иметь в одной группе показатели наличия и обновления основных фондов, их возрастной структуры, такие показатели, исходя из принципов построения КСП, попадают в разные группы, поскольку отражают разные явления социально-экономической жизни страны: показатель «наличие основных фондов» отражает количество, а коэффициент их обновления – качественный аспект основных фондов. Таким образом, структуризация показателей – проблема не только количества, но и качества статистической информации.
При этом следует подчеркнуть, что однородность той или иной группы показателей не абсолютна, а относительна (из-за возможных различий в методике расчета показателей с учетом отраслевых особенностей, разной степени полноты статистических данных, разной периодичности и т.д.). Это – объективная реальность, из-за которой существует предел присвоения показателям с однотипным основанием общего кода.
Структуризация, членение элементов рубрикатора КСП включает также задачу определения первичного звена, отражающего нижнюю границу детализации агрегированных показателей, которая рассматривается как предел дальнейшего членения массивов на группы однородных показателей.
Выбор нижнего элемента разбиения массива показателей определяется характером изучаемых процессов и решаемых статистических задач в данный период времени, наличием в статистической отчетности соответствующих данных, уровнем методологических разработок и затрат на проведение работ, характером действующих общероссийских классификаторов и т. д.
Поскольку статистическая отчетность, состав и характер статистических показателей в ней находятся в постоянном движении, изменении, то неизбежны изменения в составе первичных единиц КСП, представляющих собой самую глубокую в данный период времени степень детализации групп показателей, рассматриваемых без дальнейшего членения.
В составе межотраслевого рубрикатора КСП весьма важное место отводится показателям национальной безопасности, включая показатели экономической безопасности с правомерным выделением показателей продовольственной и энергетической безопасности страны. Эти показатели отличаются тем, что они должны обладать пороговыми значениями, принятыми в законодательном порядке. В КСП показатели экономической безопасности (и иной другой) должны обеспечивать оценку степени соответствия их фактических значений законодательно установленным границам, степени приближения или удаления от них.
Работы по формированию региональной статистики тесно связаны с методологическим обеспечением формирования и ведения Каталога статистических показателей на федеральном уровне. Эта связь проявляется прежде всего в использовании методологических требований по унификации показателей, имеющих общее основание и, следовательно, общее экономическое содержание, требований унификации методов и средств учета, сбора, передачи, обработки и анализа статистических данных.
Поскольку региональная статистика служит прежде всего интересам региональных потребителей информации, она объективно полнее учитывает специфику отдельных регионов страны и включает соответствующие этой специфике показатели. Следует, однако обратить внимание на то, что многие показатели региональной статистики являются сквозными, действующими на всех уровнях государственной статистики, включая федеральный. На этом уровне, как известно, для анализа экономики широко используются показатели объемов производства, потребления материальных и духовных благ, инвестиций, финансов, экологические показатели и многие другие.
Показатели, используемые на региональном уровне, как правило, имеют общую методологию расчета, общий состав, что обеспечивает сравнительный анализ в оценке состояния и тенденций развития отдельных регионов.
Работы по совершенствованию региональной статистики проводятся с учетом изучения опыта функционирования региональной статистики ряда европейских стран. Это позволяет более полно учесть показатели для характеристики социально-экономического положения отдельных субъектов Российской Федерации.
Работы Госкомстата России по региональной статистике явились важным этапом создания территориальных информационно-статистических систем и формирования Каталога статистических показателей регионального уровня. Создание такого Каталога правомерно базируется на основных положениях методологии, применяемой к формированию и ведению федерального Каталога статистических показателей, с учетом специфики отдельных регионов страны.
- В подготовке материалов издания принимали участие сотрудники нии статистики Госкомстата России:
- В рецензировании принимали участие специалисты центрального аппарата госкомстата россии:
- Научно-техническое редактирование – мипк учета и статистики Госкомстата России:
- Cодержание
- Глава 3. Структура и назначение системы государственной статистики 130
- Глава 4. Унификация и стандартизация в государственной статистике Российской Федерации 215
- Глава 5. Организация статистических наблюдений в Российской Федерации 257
- Глава 6. Организация сбора, обработки, хранения, передачи статистических данных и публикации официальной статистической информации 323
- 1.1. Место статистики в обществе
- 1.2. История организации российской статистики
- 1.3. Основные цели и функции современной российской государственной статистики
- 1.4. Развитие международных связей российских органов государственной статистики
- 1.5. Источники статистических данных
- Глава 2. Принципы организации госудаРСтвенной статистики в Российской Федерации
- 2.1. Задачи организации государственной статистики
- 2.2. Нормативно-правовая база государственной статистики
- 2.3. Научно-методологические принципы организации государственной статистики
- 2.3.1. Планирование, координация, менеджмент в сфере государственной статистики
- 2.3.2. Принципы организации сбора, обработки, хранения и передачи статистических данных
- 2.3.3. Принципы доступа и режимы использования официальной статистической информации
- 2.3.4. Качество официальной статистической информации
- 2.3.5. Система государственных статистических информационных ресурсов
- 2.3.6. Административный и статистический регистры
- 2.3.7. Принципы интеграции и гармонизации национальной статистики России с международными стандартами. Внедрение международных стандартов в статистическую практику России
- Глава 3. Структура и назначение системы государственной статистики
- 3.1. Система государственной статистики
- Территориальные органы Госкомстата России в субъектах Российской Федерации
- 3.1.1. Государственный Комитет Российской Федерации по статистике
- 3.1.2. Территориальные органы Госкомстата России
- Структура территориальных статистических служб (включая характеристику возможностей сбора административной отчетности)
- 3.1.3. Организации, подведомственные Госкомстату России
- I. Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации Госкомстата России
- II. Научно-исследовательский институт проблем социально-экономической статистики Госкомстата России
- Гмц Госкомстата России
- III. Научно-исследовательский и проектно-технологический институт статистической информационной системы Госкомстата России
- IV. Межотраслевой институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов в области учета и статистики Госкомстата России
- V. Информационно-издательский центр «Статистика России»
- VI. Межведомственный центр социально-экономических измерений Российской Академии наук (ран) и Госкомстата России
- VII. Управление по эксплуатации зданий Госкомстата России
- 3.2. Координация Госкомстатом России деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере государственной статистики
- 3.3. Общие принципы распространения статистической информации
- 3.4. Сотрудничество Госкомстата России с зарубежными и международными статистическими организациями
- Глава 4. Унификация и стандартизация в государственной статистике Российской Федерации
- 4.1. Основные стандартные понятия, термины и определения, используемые в статистической практике
- 4.2. Система статистических стандартов, применяемых в государственной статистике
- 4.3. Система стандартных экономико-статистических классификаций
- 4.4. Система метаинформации и каталог статистических показателей
- 4.5. Стандартные информационные технологии в государственной статистике
- 4.6. Внедрение международной стандартной системы национальных счетов в государственную статистику Российской Федерации
- 4.7. Основные направления использования международных стандартов
- Глава 5. Организация статистических наблюдений в Российской Федерации
- 5.1. Организация периодических статистических наблюдений
- 5.1.1. Организация текущих и годовых статистических наблюдений
- 5.1.2. Оперативный и бухгалтерский учет как источник статистической информации
- 5.1.3. Организация работы по совершенствованию форм государственной статистической отчетности
- 5.2. Организация переписей и других сплошных единовременных статистических наблюдений
- 5.2.1. Общие понятия о переписях
- 5.2.2. Организация общероссийских переписей населения и текущего наблюдения демографических процессов
- 5.2.2.1. Основные источники информации о населении в России
- 5.2.2.2. Краткий очерк истории статистики населения в России
- 5.2.3. Всероссийская перепись населения 2002 года
- 5.2.4. Статистическое наблюдение демографических событий
- 5.2.5. Статистическое наблюдение миграции
- 5.2.6. Организация общероссийских экономических переписей
- 5.2.7. Организация других единовременных сплошных статистических наблюдений
- 5.3. Организация выборочных наблюдений в государственной статистике
- 5.3.1. Выборочное обследование населения по проблемам занятости
- 5.3.2. Выборочное обследование бюджетов домохозяйств
- 5.3.3. Выборочные наблюдения в статистике сельского хозяйства
- Макет группировки по трем признакам с разбивкой на три группы по каждому группировочному признаку
- 5.4. Организация изучения общественного мнения
- Глава 6. Организация сбора, обработки, хранения, передачи статистических данных и публикации официальной статистической информации
- 6.1. Технология сбора, обработки, накопления, хранения и передачи статистической информации в условиях корпоративной информационно- вычислительной сети Госкомстата России
- Организация сбора, обработки, хранения и передачи данных государственной статистики в российской федерации
- Входная информация
- Сводная информация по округам
- Входная информация
- Органы государственной статистики, осуществлЯющие сбор, обработку, хранение и передачу статистической информации в российской федерации
- 6.2. Использование Интернет федеральной системой государственной статистики
- 6.3. Организация публикации официальной статистической информации
- 6.3.1. Организация публикации официальной статистической информации в Российской Федерации
- 6.3.2. Организация публикации официальной статистической информации по Российской Федерации в зарубежных и международных изданиях
- Глава 7. Информационно-статистическАя деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления
- 7.1. Деятельность федеральных органов исполнительной власти по формированию государственных информационных ресурсов в области статистики
- 7.2. Информационно-статистическая деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации
- 7.3. Информационно-статистическая деятельность органов местного самоуправления
- Глава 8. Организация научно-исследовательской деятельности и статистического образования
- 8.1. Организация научно-исследовательских работ в системе государственной статистики
- 8.2. Становление и развитие статистического образования в России
- 8.3. Организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников государственной статистики
- Глава 9. Перспективы развития российской государственной статистики
- Положение о Государственном комитете Российской Федерации по статистике
- История создания и основные положения
- Глава 1. Принцип организации национальных статистических учреждений
- Глава 2. Система статистических органов(17)
- Глава 3. Потребители статистической информации, их требования и нужды (47)
- Глава 4. Порядок определения приоритетов статистических работ (64)
- Глава 5. Принципы организации и реорганизации статистической деятельности (72)
- Глава 6. Управленческий персонал (83)
- Глава 7. Управление информационными технологиями (95)
- Глава 8. Нематериальные активы в деятельности статистических учреждений (102)
- Часть 9. Управление целевыми статистическими программами (108)
- Часть 10. Организация полевых статистических обследований (119)
- Часть 11. Распространение и публикация статистических данных (128)
- Часть 12. Защита частной собственности и конфиденциальность статистической информации: кодекс чести (141)
- Часть 13. Заключительные положения: суммируя все, взятое вместе (153)
- Организация государственной статистики в российской федерации