4.2. Система статистических стандартов, применяемых в государственной статистике
Государственная статистика как совокупность многогранных видов информационной деятельности регламентирована статистическими стандартами на процессы сбора, обработки и представления статистических данных.
Статистические стандарты – это научно-обоснованные статистические показатели и методы их исчисления, отчетно-статистическая документация, порядок сбора и обработки статистических показателей.
Статистические стандарты образуют единую нормативную базу статистики, устанавливая общие стандартные требования к методологии и организации каждого вида статистической деятельности, включая выполнение проектно-технологических и опытно-конструкторских работ. Именно стандартизация обеспечивает согласованность и гармонизацию данных на всех стадиях функционирования государственной статистической системы.
Статистические стандарты относятся к категории ведомственных или отраслевых стандартов, разработку и внедрение которых осуществляет Госкомстат России в лице своих основных функциональных подразделений. Совершенствование этих стандартов направлено на обеспечение прогрессивности и соответствия новейшим достижениям науки и техники, а, следовательно, и современным стандартам Российской Федерации, с одной стороны, и на гармонизацию с международными требованиями - с другой. Создание и внедрение статистических стандартов призвано способствовать повышению качества и достоверности статистической информации, а также снижению связанных со статистической деятельностью расходов.
В ходе реформирования государственной статистики важное место отводится ее приведению в соответствие с международными статистическими стандартами.
Все технологические этапы сбора, обработки социально-экономической информации и обмен данными между различными подсистемами государственной статистики базируются на применении различных комплексов статистических стандартов.
Самостоятельным и основополагающим комплексом статистических стандартов является система общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, призванная удовлетворять международным требованиям гармонизации с классификаторами и стандартами ООН и ЕС. Совокупность общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации приравнена федеральным законодательством к государственным стандартам.
К числу статистических стандартов относится и Система национальных счетов (ООН, 1993). СНС принята в настоящее время в качестве стандарта для определения макроэкономических показателей в стране. По существу, это стандарт статистического учета результатов хозяйственной деятельности.
Следующую группу статистических стандартов составляют стандарты, формирующие требования к конкретным сторонам статистической деятельности и основным этапам формирования единого информационного ресурса.
Самостоятельное направление стандартизации связано с обеспечением унификации методологических подходов к формированию состава показателей форм федерального государственного статистического наблюдения, что является одним из приоритетных направлений деятельности Госкомстата России. Унификация направлена на оптимизацию потоков всей статистической информации, разрабатываемой как Госкомстатом России, так и министерствами и ведомствами в соответствии с предметом их ведения. Посредством унификации удается исключить дублирование показателей, снизить нагрузки на отчитывающиеся субъекты и бюджет, обеспечить формирование на федеральном уровне единого информационного статистического ресурса.
Территориальным органам государственной статистики предоставлено право осуществлять договорные работы по сбору и обработке информации, не являющейся официальной статистической отчетностью, так же как и разработку проектов статистического инструментария и программ регионального обследования для последующего их утверждения органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В этих условиях немаловажной проблемой представляется преодоление дублирования такого рода информации с другими составляющими элементами единого информационного статистического ресурса.
Решение таких проблем обеспечивается с помощью специального статистического стандарта, такого как «Отраслевой/ведомственный стандарт на формуляр-образец государственного статистического наблюдения», утвержденный постановлением Госкомстата России от 22.09.2001 г. № 61. Данный стандарт устанавливает требования к составу, построению и оформлению форм унифицированной системы отчетно-статистической документации, используемой для организации государственных статистических наблюдений.
В унифицированную систему отчетно-статистической документации включаются формы, утверждаемые Госкомстатом России и регистрируемые в Общероссийском классификаторе управленческой документации (ОКУД), ведение которого обеспечивается Госстандартом России. В ОКУД определен перечень форм документов, на основе которых осуществляется государственное статистическое наблюдение и которые представляются в органы государственной статистики. Это – формы для получения первичной и единовременной статистической информации. По каждой из форм в ОКУД указываются: идентификационный код, индекс и периодичность представления.
Требования к этапу обработки статистической информации содержатся в отраслевом стандарте «Требования к экономическому описанию задач электронной обработки статистической информации» (СТ-11, утвержден 30.10.98 г.). Он регламентирует порядок и процедуру подготовки экономического описания задач, определяет предъявляемые к нему требования. Это, прежде всего, требования к обработке статистической информации, перечень реализуемых при обработке статистической информации задач по уровням системы Госкомстата России. В нем также предусмотрены: описание совокупности обследуемых объектов с указанием алгоритма ее формирования из состава генеральной совокупности объектов статистического наблюдения, схема информационных потоков, то есть описание схемы прохождения статистической информации, способы представления входной и выходной информации по уровням системы Госкомстата России в соответствии с технологией электронной обработки данных, паспорт форм государственного статистического наблюдения, описание входной и выходной информации, ее контроля и корректировки. В стандарте содержатся требования к соблюдению нормативных сроков разработки, перечень используемых общероссийских классификаторов, технологические схемы электронной обработки данных.
Комплексом отраслевых стандартов, введенных в действие с 01.01.95 г. в Госкомстате России (табл. 1), регламентированы все аспекты работы информационно-вычислительной системы статистики (ИВСС). Они обязательны для всех организаций Госкомстата России.
При организации распространения данных в Госкомстате России применяется «Специальный стандарт по распространению данных» (май 1998 г.), созданный Международным валютным фондом и представляющий собой руководство по публикации экономических и финансовых данных. Соблюдение этого стандарта на представление указанной информации является обязательным для Госкомстата России, Центрального банка и Министерства финансов России. В его основе лежит комплексный подход к распространению экономических и финансовых данных, включающий четыре основных параметра:
охват, периодичность, своевременность;
доступность данных для общественности;
достоверность;
качество.
Отраслевой стандарт подготовки и выпуска официальных статистических изданий Госкомстата России регламентирует их подготовку и выпуск, в том числе определяет основные этапы подготовки сводных и отраслевых изданий, исполнителей по этапам и взаимодействие исполнителей.
Приравненными к отраслевым стандартам являются такие материалы, как «Требования к оформлению информационно-аналитических материалов Госкомстата России», которыми необходимо руководствоваться при подготовке материалов (утверждены 11.04.2000 г. № 4-1-14/181). В них содержатся требования к оформлению оперативного и полного докладов о социально-экономическом положении России, статистических бюллетеней, тематических статистических бюллетеней и срочной информации.
таблица 1
Комплекс отраслевых стандартов
Наименование отраслевого стандарта | Краткое наименование | Содержание |
Отраслевой стандарт на ИВСС «Программно-технологическое обеспечение СТОСИ/ЭПС» | Ст-01.01 | Определяет назначение, структуру, функциональные возможности и соглашение по работе системы телеобработки статистической информации со средствами электронной почты ИВСС |
Отраслевой стандарт ИВСС «Банк данных показателей (БДП)» | Ст-02.01 | Определяет назначение, структуру, функциональные возможности и соглашение по работе автоматизированного банка данных показателей ИВСС |
Отраслевой стандарт ИВСС «Технологическая база данных» | Ст-03.01 | Определяет назначение, структуру, функциональные возможности и соглашение по работе с программными средствами технической базы данных ИВСС |
Отраслевой стандарт ИВСС «Обменные массивы при взаимодействии программно-технологических компонентов ИВСС» | Ст-04.01 | Определяет структуру и соглашения по обменным массивам при взаимодействии программно-технологических комплексов на всех уровнях ИВСС |
Отраслевой стандарт ИВСС «Банк готовых документов (БГД)» | Ст-05.01 | Определяет назначение, структуру и функциональные возможности по работе банка готовых документов ИВСС |
Отраслевой стандарт ИВСС «Режим «запрос-ответ» для АБД и регистров» | Ст-06.01 | Определяет назначение, структуру и функциональные возможности по работе программных средств в режиме «запрос-ответ» |
В целях внедрения безбумажной технологии подготовки официальных статистических публикаций разработана нормативная документация, обеспечивающая соблюдение единых стандартов подготовки, выпуска и распространения официальных статистических публикаций, прежде всего:
стандартов полиграфических форматов и соответствующих им размеров полосы набора;
стандарта гарнитуры используемых шрифтов, в том числе минимального и максимального кегля шрифта;
регламента организации и схемы взаимодействия структурных подразделений и ГМЦ Госкомстата России, ИИЦ «Статистика России» при подготовке, выпуске и распространении официальных статистических публикаций с учетом модернизации существующей технологии.
- В подготовке материалов издания принимали участие сотрудники нии статистики Госкомстата России:
- В рецензировании принимали участие специалисты центрального аппарата госкомстата россии:
- Научно-техническое редактирование – мипк учета и статистики Госкомстата России:
- Cодержание
- Глава 3. Структура и назначение системы государственной статистики 130
- Глава 4. Унификация и стандартизация в государственной статистике Российской Федерации 215
- Глава 5. Организация статистических наблюдений в Российской Федерации 257
- Глава 6. Организация сбора, обработки, хранения, передачи статистических данных и публикации официальной статистической информации 323
- 1.1. Место статистики в обществе
- 1.2. История организации российской статистики
- 1.3. Основные цели и функции современной российской государственной статистики
- 1.4. Развитие международных связей российских органов государственной статистики
- 1.5. Источники статистических данных
- Глава 2. Принципы организации госудаРСтвенной статистики в Российской Федерации
- 2.1. Задачи организации государственной статистики
- 2.2. Нормативно-правовая база государственной статистики
- 2.3. Научно-методологические принципы организации государственной статистики
- 2.3.1. Планирование, координация, менеджмент в сфере государственной статистики
- 2.3.2. Принципы организации сбора, обработки, хранения и передачи статистических данных
- 2.3.3. Принципы доступа и режимы использования официальной статистической информации
- 2.3.4. Качество официальной статистической информации
- 2.3.5. Система государственных статистических информационных ресурсов
- 2.3.6. Административный и статистический регистры
- 2.3.7. Принципы интеграции и гармонизации национальной статистики России с международными стандартами. Внедрение международных стандартов в статистическую практику России
- Глава 3. Структура и назначение системы государственной статистики
- 3.1. Система государственной статистики
- Территориальные органы Госкомстата России в субъектах Российской Федерации
- 3.1.1. Государственный Комитет Российской Федерации по статистике
- 3.1.2. Территориальные органы Госкомстата России
- Структура территориальных статистических служб (включая характеристику возможностей сбора административной отчетности)
- 3.1.3. Организации, подведомственные Госкомстату России
- I. Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации Госкомстата России
- II. Научно-исследовательский институт проблем социально-экономической статистики Госкомстата России
- Гмц Госкомстата России
- III. Научно-исследовательский и проектно-технологический институт статистической информационной системы Госкомстата России
- IV. Межотраслевой институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов в области учета и статистики Госкомстата России
- V. Информационно-издательский центр «Статистика России»
- VI. Межведомственный центр социально-экономических измерений Российской Академии наук (ран) и Госкомстата России
- VII. Управление по эксплуатации зданий Госкомстата России
- 3.2. Координация Госкомстатом России деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере государственной статистики
- 3.3. Общие принципы распространения статистической информации
- 3.4. Сотрудничество Госкомстата России с зарубежными и международными статистическими организациями
- Глава 4. Унификация и стандартизация в государственной статистике Российской Федерации
- 4.1. Основные стандартные понятия, термины и определения, используемые в статистической практике
- 4.2. Система статистических стандартов, применяемых в государственной статистике
- 4.3. Система стандартных экономико-статистических классификаций
- 4.4. Система метаинформации и каталог статистических показателей
- 4.5. Стандартные информационные технологии в государственной статистике
- 4.6. Внедрение международной стандартной системы национальных счетов в государственную статистику Российской Федерации
- 4.7. Основные направления использования международных стандартов
- Глава 5. Организация статистических наблюдений в Российской Федерации
- 5.1. Организация периодических статистических наблюдений
- 5.1.1. Организация текущих и годовых статистических наблюдений
- 5.1.2. Оперативный и бухгалтерский учет как источник статистической информации
- 5.1.3. Организация работы по совершенствованию форм государственной статистической отчетности
- 5.2. Организация переписей и других сплошных единовременных статистических наблюдений
- 5.2.1. Общие понятия о переписях
- 5.2.2. Организация общероссийских переписей населения и текущего наблюдения демографических процессов
- 5.2.2.1. Основные источники информации о населении в России
- 5.2.2.2. Краткий очерк истории статистики населения в России
- 5.2.3. Всероссийская перепись населения 2002 года
- 5.2.4. Статистическое наблюдение демографических событий
- 5.2.5. Статистическое наблюдение миграции
- 5.2.6. Организация общероссийских экономических переписей
- 5.2.7. Организация других единовременных сплошных статистических наблюдений
- 5.3. Организация выборочных наблюдений в государственной статистике
- 5.3.1. Выборочное обследование населения по проблемам занятости
- 5.3.2. Выборочное обследование бюджетов домохозяйств
- 5.3.3. Выборочные наблюдения в статистике сельского хозяйства
- Макет группировки по трем признакам с разбивкой на три группы по каждому группировочному признаку
- 5.4. Организация изучения общественного мнения
- Глава 6. Организация сбора, обработки, хранения, передачи статистических данных и публикации официальной статистической информации
- 6.1. Технология сбора, обработки, накопления, хранения и передачи статистической информации в условиях корпоративной информационно- вычислительной сети Госкомстата России
- Организация сбора, обработки, хранения и передачи данных государственной статистики в российской федерации
- Входная информация
- Сводная информация по округам
- Входная информация
- Органы государственной статистики, осуществлЯющие сбор, обработку, хранение и передачу статистической информации в российской федерации
- 6.2. Использование Интернет федеральной системой государственной статистики
- 6.3. Организация публикации официальной статистической информации
- 6.3.1. Организация публикации официальной статистической информации в Российской Федерации
- 6.3.2. Организация публикации официальной статистической информации по Российской Федерации в зарубежных и международных изданиях
- Глава 7. Информационно-статистическАя деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления
- 7.1. Деятельность федеральных органов исполнительной власти по формированию государственных информационных ресурсов в области статистики
- 7.2. Информационно-статистическая деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации
- 7.3. Информационно-статистическая деятельность органов местного самоуправления
- Глава 8. Организация научно-исследовательской деятельности и статистического образования
- 8.1. Организация научно-исследовательских работ в системе государственной статистики
- 8.2. Становление и развитие статистического образования в России
- 8.3. Организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников государственной статистики
- Глава 9. Перспективы развития российской государственной статистики
- Положение о Государственном комитете Российской Федерации по статистике
- История создания и основные положения
- Глава 1. Принцип организации национальных статистических учреждений
- Глава 2. Система статистических органов(17)
- Глава 3. Потребители статистической информации, их требования и нужды (47)
- Глава 4. Порядок определения приоритетов статистических работ (64)
- Глава 5. Принципы организации и реорганизации статистической деятельности (72)
- Глава 6. Управленческий персонал (83)
- Глава 7. Управление информационными технологиями (95)
- Глава 8. Нематериальные активы в деятельности статистических учреждений (102)
- Часть 9. Управление целевыми статистическими программами (108)
- Часть 10. Организация полевых статистических обследований (119)
- Часть 11. Распространение и публикация статистических данных (128)
- Часть 12. Защита частной собственности и конфиденциальность статистической информации: кодекс чести (141)
- Часть 13. Заключительные положения: суммируя все, взятое вместе (153)
- Организация государственной статистики в российской федерации