4.5. Стандартные информационные технологии в государственной статистике
Деятельность Госкомстата России, связанная с формированием и использованием статистической информации, осуществляется в соответствии с государственной политикой в сфере функционирования информационных ресурсов и информатизации.
Государственная политика в этой сфере деятельности Госкомстата России определена Федеральным законом от 20.02.1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». Она направлена на создание условий для эффективного и качественного информационного обеспечения решения стратегических и оперативных задач социального и экономического развития Российской Федерации. Это предполагает, прежде всего:
создание и развитие федеральных и региональных информационных систем и сетей, обеспечение их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве Российской Федерации;
формирование и осуществление единой научно-технической и промышленной политики в сфере информации с учетом современного мирового уровня развития информационных технологий.
Правительство Российской Федерации осуществляет выбор приоритетных направлений развития информатизации как самостоятельной отрасли экономики1) и определяет порядок ее финансирования.
Положением о Государственном комитете Российской Федерации по статистике на Госкомстат России среди других основных задач возложено:
развитие информационной системы статистики, обеспечение ее взаимодействия с другими государственными информационными системами в едином информационном пространстве Российской Федерации;
проведение единой технологической политики в области сбора, обработки, хранения, передачи и распространения статистической информации при взаимодействии с федеральными и региональными информационными системами с учетом современного уровня информационных технологий.
Наряду с техническими средствами и программно-технологическим обеспечением именно стандартным информационным технологиям отводится решающая роль в создании и развитии информационно-вычислительной системы Госкомстата России (ИВС).
Информационные технологии – это совокупность методов и способов сбора, обработки, хранения, анализа и распространения информации. Если в предыдущие годы интенсивно осуществлялась подготовка условий для внедрения новых информационных технологий, то в настоящее время начался процесс их широкого внедрения.
Используемые в ИВС информационные технологии регламентированы стандартами: ГОСТ 34.601-90 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Стадии создания», ГОСТ 34.602-89 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы» и ГОСТ 34.601-92 «Информационная технология. Виды испытаний автоматизированных систем».
Применение типовых технологий и стандартов сбора, обработки, хранения и представления данных позволяет поддерживать функционирование ИВС на современном уровне, решать крупномасштабные организационно-технические задачи. Это:
создание единого информационного пространства в масштабе страны от федерального до муниципального уровня с использованием высокопроизводительных вычислительных и телекоммуникационных средств, интегрированных в единую систему;
развитие сквозной технологической схемы сбора и обработки информации от предприятий до федеральных фондов;
организация и ведение на современном уровне информационных фондов, банков данных и хранилищ информации;
совершенствование системы предоставления и распространения информации.
Новые информационные технологии, с одной стороны, дают возможность добиться решающего прогресса в обеспечении единства информационного пространства, а с другой, позволяют решать стратегические задачи: внедрение новых способов сбора и распространения информации, сокращение сроков проведения работ, повышение гибкости системы управления и ее зависимости от географического расположения, рост производительности и эффективности труда.
Стандартные информационные технологии радикально преображают существующие процессы сбора и обработки информации. На этапе сбора и обработки данных основная трансформация информационных технологий связана с изменениями программно-аппаратных компонентов обработки данных, с переходом на их основе от ручной к сквозной электронной обработке данных, включая внедрение методов ввода данных в электронной форме непосредственно с предприятий.
Процесс автоматизированного ввода информации обеспечивается применением технологий сканирования и распознавания, и на этой основе происходит постепенная замена обычных бланков статистической отчетности на машиночитаемые.
В ближайшие годы предусмотрено существенное развитие средств автоматизации ввода первичных данных с бумажных документов на региональном уровне, что имеет принципиальное значение при проведении специальных обследований, в частности, Всероссийской переписи населения 2002 г. В результате достигается высвобождение человеческих ресурсов и повышается оперативность (скорость) обработки информации, становится возможным больше внимания уделять контролю первичной информации.
Внедрение новых современных технологий приема первичной статистической государственной отчетности с предприятий – сложный процесс, осуществляемый поэтапно. На первом этапе организуется переход на прием статистической отчетности от предприятий на дисках, а на втором – переход на технологию приема отчетов в электронном виде по сети передачи данных и аналогичной сети Интернет. В результате достигается более высокий уровень сбора информации и получения от предприятий отчетов, прошедших логический и арифметический контроль, что сокращает трудоемкость по вводу первичных данных в комплексы электронной обработки данных.
Одно из важных преимуществ стандартных информационных технологий – возможность развития на их основе унификации используемых технологических схем на отдельных стадиях формирования информационных ресурсов. Так, к примеру, перспективная схема электронной обработки данных строится на максимально возможной унификации модели электронной обработки данных для разных задач, в том числе, унификации состава технологических этапов и типовых процедур обработки данных при унификации технических средств и носителей информации.
Немаловажное направление технологического развития – замена технологии комплексов электронной обработки данных, где используются уникальные для каждой формы статистического наблюдения массивы информации, программного и файлового обмена, банковской технологии сбора, хранения и обработки информации, базирующейся на взаимосвязанной целостной системе баз данных, реализуемых на промышленных системах управления базами данных и специализированными средствами аналитической обработки. Банковская технология обработки данных существенно уменьшит статистическую нагрузку на предприятие, что полностью соответствует статистической практике экономически развитых стран.
Освоение новых информационных технологий на региональном уровне – внедрение банковских технологий и сквозной технологии обработки информации – позволит все компьютеры территориальных органов государственной статистики включить в локальную сеть, работающую по технологии Интернет, с организацией электронной почты и повсеместной компьютеризацией районных отделов.
Радикальные изменения происходят в процессе внедрения информационных технологий в организацию формирования информационных ресурсов на федеральном и региональном уровне. Это, прежде всего, программно-технологическое обеспечение интегрированных и проблемно-ориентированных баз данных регионального уровня с применением промышленных систем управления базами данных, использование современных телекоммуникационных систем, обеспечивающих информационно-телекоммуникационное взаимодействие с хозяйствующими субъектами, органами государственной власти и местного самоуправления по реализации удаленного доступа к базам статистических данных.
Переход на новые технологии, обеспечивающие развитие телекоммуникационной сети и передачу все возрастающего потока информации, осложнен из-за медленного обновления морально и физически устаревшей вычислительной техники, отставания процесса переоснащения современными компьютерами всех рабочих мест в территориальных органах государственной статистики.
С учетом новых технологий и в соответствии с потребностями Госкомстата России в области телекоммуникационных средств и информатики предполагается изменение архитектуры телекоммуникационной сети – переход от лучевой структуры, при которой территориальные органы были связаны между собой только через центральный узел, к сетевой, предусматривающей создание взаимосвязанных систем.
Организация распространения статистической информации является сферой применения наиболее динамично развивающихся информационных технологий и более широкого использования электронных способов вместо распространения печатных изданий, как это осуществлялось до 90-х годов. Новые формы предоставления и распространения статистической информации, такие как дискеты, компакт-диски, Интернет, электронная почта, изменили процессы передачи и распространения публикаций, баз данных и файлов. Если дискеты из-за своего малого объема используются для записи отдельных файлов, то компакт–диски включают в себя информационные массивы и программные средства, обеспечивающие работу их пользователя.
Новые технологии существенно упростили процесс распространения информации, расширили масштабы и разнообразие форм информатизации для обслуживания различных категорий пользователей.
Использование Интернет не ограничивается размещением информации на Web-сайтах. Внедряется также режим FTP и электронная почта, обеспечивающие передачу файлов статистической информации ее владельцам. Применение режима FTP позволяет пользователям получать необходимую им информацию, что имеет особое значение при регулярной рассылке большего объема информации большому числу пользователей.
Внедрение геоинформационных технологий и создание на их основе геофизических информационных систем (ГИС) существенно совершенствует методы и порядок распространения статистической информации. ГИС – это компьютерные системы, позволяющие эффективно работать с пространственно распределенной информацией и создающие возможности для накопления и анализа информации, представленной в виде карт, диаграмм и пр. для оперативного нахождения необходимых сведений и отображения их в удобном для пользователя виде.
Применение ГИС-технологий позволяет:
повысить оперативность и качество всех этапов работы с пространственно распределенной информацией по сравнению с традиционными бумажными методами, начиная от ввода исходной информации и кончая этапом ее детального анализа;
использовать широкий набор инструментальных средств аналитической обработки данных и визуализации представления информации, имеющейся в составе программного обеспечения ГИС-технологий.
С внедрением ГИС-технологий в статистическую практику будет создана статистическая геоинформационная система для использования специалистами структурных подразделений Госкомстата России.
Внедрение новой технологии получения оперативных информационно-статистических материалов – срочной информации и докладов о социально-экономическом положении России с использованием средств ЛОС с подключением к действующим базам данных БГД «Статистика России» – существенно сокращает сроки формирования оперативных материалов для последующего их тиражирования и распространения.
Введение с 1998 г. официального Web-сайта Госкомстата России (http:/www.gks.ru) в Интернет в соответствии с документацией ЕЭС ООН «Стандарт для статистических метаданных в Интернете» сделало возможным размещение и предоставление информации, публикуемой в официальной статистике, в соответствии со Специальным стандартом распространения данных Международного валютного фонда.
Происходит постоянное расширение сфер использования Интернета. Наряду с сайтом Госкомстата России появляются сайты территориальных органов государственной статистики.
На базе новых информационных технологий введен в действие «Интернет-магазин», позволяющий клиенту в удлиненном режиме получать информацию о всех статистических публикациях с их краткой аннотацией, ценах и сделать заказ. С внедрением новых форм распространения информации расширился круг пользователей.
Отличительная особенность информационных технологий – это быстрые темпы обновления. Поэтому техническая политика в Госкомстате России по развитию ИВС направлена, в первую очередь, на максимальное использование технологических новшеств. При этом учитываются основные направления развития информационных технологий, изложенные в рекомендациях Европейской статистической комиссии ООН, в руководстве для национальных статистических служб по информационным технологиям, в рекомендациях специалистов ИНСЕЕ Франции, ФСУ Германии, ЦСБ Швеции и других национальных статистических организаций.
- В подготовке материалов издания принимали участие сотрудники нии статистики Госкомстата России:
- В рецензировании принимали участие специалисты центрального аппарата госкомстата россии:
- Научно-техническое редактирование – мипк учета и статистики Госкомстата России:
- Cодержание
- Глава 3. Структура и назначение системы государственной статистики 130
- Глава 4. Унификация и стандартизация в государственной статистике Российской Федерации 215
- Глава 5. Организация статистических наблюдений в Российской Федерации 257
- Глава 6. Организация сбора, обработки, хранения, передачи статистических данных и публикации официальной статистической информации 323
- 1.1. Место статистики в обществе
- 1.2. История организации российской статистики
- 1.3. Основные цели и функции современной российской государственной статистики
- 1.4. Развитие международных связей российских органов государственной статистики
- 1.5. Источники статистических данных
- Глава 2. Принципы организации госудаРСтвенной статистики в Российской Федерации
- 2.1. Задачи организации государственной статистики
- 2.2. Нормативно-правовая база государственной статистики
- 2.3. Научно-методологические принципы организации государственной статистики
- 2.3.1. Планирование, координация, менеджмент в сфере государственной статистики
- 2.3.2. Принципы организации сбора, обработки, хранения и передачи статистических данных
- 2.3.3. Принципы доступа и режимы использования официальной статистической информации
- 2.3.4. Качество официальной статистической информации
- 2.3.5. Система государственных статистических информационных ресурсов
- 2.3.6. Административный и статистический регистры
- 2.3.7. Принципы интеграции и гармонизации национальной статистики России с международными стандартами. Внедрение международных стандартов в статистическую практику России
- Глава 3. Структура и назначение системы государственной статистики
- 3.1. Система государственной статистики
- Территориальные органы Госкомстата России в субъектах Российской Федерации
- 3.1.1. Государственный Комитет Российской Федерации по статистике
- 3.1.2. Территориальные органы Госкомстата России
- Структура территориальных статистических служб (включая характеристику возможностей сбора административной отчетности)
- 3.1.3. Организации, подведомственные Госкомстату России
- I. Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации Госкомстата России
- II. Научно-исследовательский институт проблем социально-экономической статистики Госкомстата России
- Гмц Госкомстата России
- III. Научно-исследовательский и проектно-технологический институт статистической информационной системы Госкомстата России
- IV. Межотраслевой институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов в области учета и статистики Госкомстата России
- V. Информационно-издательский центр «Статистика России»
- VI. Межведомственный центр социально-экономических измерений Российской Академии наук (ран) и Госкомстата России
- VII. Управление по эксплуатации зданий Госкомстата России
- 3.2. Координация Госкомстатом России деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере государственной статистики
- 3.3. Общие принципы распространения статистической информации
- 3.4. Сотрудничество Госкомстата России с зарубежными и международными статистическими организациями
- Глава 4. Унификация и стандартизация в государственной статистике Российской Федерации
- 4.1. Основные стандартные понятия, термины и определения, используемые в статистической практике
- 4.2. Система статистических стандартов, применяемых в государственной статистике
- 4.3. Система стандартных экономико-статистических классификаций
- 4.4. Система метаинформации и каталог статистических показателей
- 4.5. Стандартные информационные технологии в государственной статистике
- 4.6. Внедрение международной стандартной системы национальных счетов в государственную статистику Российской Федерации
- 4.7. Основные направления использования международных стандартов
- Глава 5. Организация статистических наблюдений в Российской Федерации
- 5.1. Организация периодических статистических наблюдений
- 5.1.1. Организация текущих и годовых статистических наблюдений
- 5.1.2. Оперативный и бухгалтерский учет как источник статистической информации
- 5.1.3. Организация работы по совершенствованию форм государственной статистической отчетности
- 5.2. Организация переписей и других сплошных единовременных статистических наблюдений
- 5.2.1. Общие понятия о переписях
- 5.2.2. Организация общероссийских переписей населения и текущего наблюдения демографических процессов
- 5.2.2.1. Основные источники информации о населении в России
- 5.2.2.2. Краткий очерк истории статистики населения в России
- 5.2.3. Всероссийская перепись населения 2002 года
- 5.2.4. Статистическое наблюдение демографических событий
- 5.2.5. Статистическое наблюдение миграции
- 5.2.6. Организация общероссийских экономических переписей
- 5.2.7. Организация других единовременных сплошных статистических наблюдений
- 5.3. Организация выборочных наблюдений в государственной статистике
- 5.3.1. Выборочное обследование населения по проблемам занятости
- 5.3.2. Выборочное обследование бюджетов домохозяйств
- 5.3.3. Выборочные наблюдения в статистике сельского хозяйства
- Макет группировки по трем признакам с разбивкой на три группы по каждому группировочному признаку
- 5.4. Организация изучения общественного мнения
- Глава 6. Организация сбора, обработки, хранения, передачи статистических данных и публикации официальной статистической информации
- 6.1. Технология сбора, обработки, накопления, хранения и передачи статистической информации в условиях корпоративной информационно- вычислительной сети Госкомстата России
- Организация сбора, обработки, хранения и передачи данных государственной статистики в российской федерации
- Входная информация
- Сводная информация по округам
- Входная информация
- Органы государственной статистики, осуществлЯющие сбор, обработку, хранение и передачу статистической информации в российской федерации
- 6.2. Использование Интернет федеральной системой государственной статистики
- 6.3. Организация публикации официальной статистической информации
- 6.3.1. Организация публикации официальной статистической информации в Российской Федерации
- 6.3.2. Организация публикации официальной статистической информации по Российской Федерации в зарубежных и международных изданиях
- Глава 7. Информационно-статистическАя деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления
- 7.1. Деятельность федеральных органов исполнительной власти по формированию государственных информационных ресурсов в области статистики
- 7.2. Информационно-статистическая деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации
- 7.3. Информационно-статистическая деятельность органов местного самоуправления
- Глава 8. Организация научно-исследовательской деятельности и статистического образования
- 8.1. Организация научно-исследовательских работ в системе государственной статистики
- 8.2. Становление и развитие статистического образования в России
- 8.3. Организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников государственной статистики
- Глава 9. Перспективы развития российской государственной статистики
- Положение о Государственном комитете Российской Федерации по статистике
- История создания и основные положения
- Глава 1. Принцип организации национальных статистических учреждений
- Глава 2. Система статистических органов(17)
- Глава 3. Потребители статистической информации, их требования и нужды (47)
- Глава 4. Порядок определения приоритетов статистических работ (64)
- Глава 5. Принципы организации и реорганизации статистической деятельности (72)
- Глава 6. Управленческий персонал (83)
- Глава 7. Управление информационными технологиями (95)
- Глава 8. Нематериальные активы в деятельности статистических учреждений (102)
- Часть 9. Управление целевыми статистическими программами (108)
- Часть 10. Организация полевых статистических обследований (119)
- Часть 11. Распространение и публикация статистических данных (128)
- Часть 12. Защита частной собственности и конфиденциальность статистической информации: кодекс чести (141)
- Часть 13. Заключительные положения: суммируя все, взятое вместе (153)
- Организация государственной статистики в российской федерации