logo search
ehkonomika_predprijatija (1)

43. Оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятий

Реализация готовой продукции, выполнен­ных работ, оказанных услуг позволяет опре­делить финансовый результат деятельности предприятия.

Выручка от реализации — это полная сумма денежных поступлений от реализации товарной продукции, работ, услуг и матери­альных ценностей. Она определяется в фак­тических ценах реализации.

Валовой доход — это показатель, харак­теризующий конечный результат производ­ственной или хозяйственной деятельности предприятия. Определяется путем исклю­чения из валовой выручки (выручки от реализации) и результатов внереализаци­онных операций (без НДС и акцизов) всех затрат на производство, вошедших в себе­стоимость, кроме затрат на оплату труда. Валовой доход включает в себя оплату тру­да и прибыль.

Прибыль (или убыток) — это конечный финансовый результат; слагается из финан­сового результата от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов и иного иму­щества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сум­му расходов по этим операциям.

Прибыль от реализации продукции (ра­бот, услуг) определяется как разница меж­ду выручкой от реализации в действующих ценах без НДС и акцизов и затратами на производство и реализацию продукции.

Валовая прибыль — это часть валового дохода предприятия, которая остается у него после вычета всех обязательных расходов. Представляет собой сумму прибыли от реа­лизации продукции, основных фондов, ино­го имущества предприятия и доходов от вне­реализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Налогооблагаемая прибыль — это вало­вая прибыль, уменьшенная на сумму льгот по прибыли.

Чистая прибыль — это прибыль, остаю­щаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и используемая им по своему усмотрению. Она меньше налогооблагаемой прибыли на величину ставки налога на при­быль.

Прибыльность — это соотношение меж­ду валовыми доходами и суммарными издержками, которая выражается в показа­телях рентабельности (собственного капита­ла, основных средств, продаж и т. д.).