logo search
Organizatsia_statistiki_v_RF

3.4. Сотрудничество Госкомстата России с зарубежными и международными статистическими организациями

Мероприятия, проводимые Госкомстатом России в области международного сотрудничества, нацелены на создание системы взаимоувязанных общероссийских классификаций, статистических показателей и методологий, гармонизированных с требованиями международных стандартов. Важным направлением работы Госкомстата России является изучение требований к качеству статистических показателей международных организаций с целью разработки на их основе рекомендаций по поэтапному сближению российских статистических методик и классификаций с официальными международными стандартами.

Одним из путей проведения данных работ является реализация программы TACIS по статистике. Первоначальный этап сотрудничества с ТАСIS, осуществлявшийся в 1993-94 гг., был основан на общих межгосударственных приоритетах и сосредоточен на взаимном ознакомлении, предварительной помощи в совершенствовании организации национального статистического ведомства и начале работ над тематическими проектами в области статистики.

В последующие годы Госкомстат России продолжил многостороннее сотрудничество с Евростатом и национальными статистическими службами стран ЕС в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве России и стран Евросоюза. В соответствии со статьей 79 этого Соглашения статистическое сотрудничество направлено на дальнейшее развитие статистических систем, информационной и программно-технологической совместимости статистических данных.

Несмотря на ряд объективных трудностей была успешно завершена реализация проектов программы «Статистика-2». Среди основных задач, которые удалось рас-

смотреть в рамках программы, можно отметить такие, как модернизация обработки и хранения данных, совершенствование методов представления статистической информации с учетом применения современных информационных технологий при распространении информации из статистических баз данных, установление диалога с пользователями статистики. Кроме того, особое место в программе было уделено вопросу концепции профессионального обучения специалистов системы государственной статистики Российской Федерации. В рамках соответствующего проекта подготовлены Рекомендации по совершенствованию непрерывного профессионального обучения персонала российской статистики, проведены региональные семинары по актуальной тематике, оборудованы учебные классы «Статистика».

На осуществлении программы «Статистика-3», направленной на создание перспективной модели функционирования территориальной информационно-статистической системы с учетом потребностей федеральных и региональных органов управления и международных стандартов в области статистики и завершившейся летом 2001 г., сказались сжатые сроки реализации проектов. Тем не менее, напряженная работа специалистов Госкомстата России, территориальных комитетов Госкомстата России и экспертов ЕС принесла реальные положительные результаты по проектам «Определение региональной системы статистических показателей», «Отработка и совершенствование методов статистического наблюдения при организации выборочных обследований малых предприятий в регионах с использованием регистра предприятий», «Создание системы наблюдения за состоянием и развитием индивидуального предпринимательства», «Использование административного и статистического регистров предприятий и организаций в региональной статистике», «Разработка схемы сбора, обработки, хранения, передачи статистической информации», «Обеспечение конфиденциальности статистических данных». Работа в рамках проектов увенчалась выпуском итоговых публикаций, нашедших своих потребителей как среди производителей, так и среди пользователей статистики.

В 2001 г. была начата реализация программы «Статистика-4», основной целью которой явилась разработка единых методических рекомендаций для отраслевой статистики по расчету статистических показателей, взаимоувязанных с показателями системы национальных счетов и отвечающих требованиям международных стандартов.

В настоящее время завершено выполнение программы «Статистика-5», направленной на организацию статистического наблюдения за новыми экономическими явлениями в Российской Федерации, что подразумевало реализацию проектов: по статистике ненаблюдаемой экономики; статистике науки, инноваций и образования; организации регулярных конъюнктурных обследований деловой активности; совершенствованию системы сбора, обработки и распространения данных по промышленному производству.

В целях улучшения качества международного информационного взаимодействия впервые в Федеральную программу статистических работ на 2002 г. был введен раздел «Официальная статистическая информация, представляемая федеральными органами государственной власти Российской Федерации в междуна­родные организации». Включение в Федеральную программу данного раздела способствует упорядочению работы с вопросниками, в том числе усиле­нию контроля за сроками их представления в международные организации.

Международный информационный обмен осуществляется на основе периодических вопросников ООН, ОЭСР, МВФ, ЭСКАТО, МОТ, ФАО, ЮНЕСКО и других международных организаций, содержащих статистические данные, разрабатываемые Госкомстатом России.

Для снижения трудозатрат при работе с международными вопросниками планируется создать базу данных «Интеррос», которая будет содержать основные показатели, запрашиваемые у Госкомстата России международными организациями.

Осуществляется информационное взаимодействие с межгосударственными органами стран СНГ. Так, организовано ежеквартальное представление по сети Интернет Секретариату Интеграционного комитета Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) информации о социально-экономическом развитии России. Проводится работа по обеспечению Статкомитета СНГ статистической информацией по специально утвержденному перечню показателей. Со статистическими службами Содружества на регулярной основе осуществляется обмен статистической информацией, официальными публикациями, методологическими разработками, проводятся консультационные встречи экспертов по различным направлениям статистики.

Приоритетной для Госкомстата России является работа, связанная с образованием Союзного государства. Россия и Беларусь одними из первых государств-участников СНГ осознали необходимость более тесной двусторонней интеграции. С целью координации работ по формированию единой статистики в 1996 году был образован Статистический совет Минстата Республики Беларусь и Госкомстата России. Постоянный комитет Союзного государства получает статистическую информацию о состоянии экономики и ходе экономических реформ в России и Беларуси.

Госкомстат России продолжает активное сотрудни­чество с ОЭСР по реализации программы международных сопоставлений и статистической оценке ненаблюдаемой экономики, а также осуществляет информационное взаимодействие двух организаций, в частности, по таким важнейшим направлениям, как обмен данными и унификация метаинформации в целях обеспечения взаимодействия на уровне баз данных по согласованному перечню статистических показателей. В рамках этих направлений проводились с участием экспертов ОЭСР на территории России семинары и совещания по актуальным направлениям совершенствования статистической деятельности в современных условиях. В октябре 2001 г. подписан Меморандум о взаимопонимании между Госкомстатом России и Директоратом статистики ОЭСР. В начале 2002 г. в России проведен семинар, в ходе которого состоялась презентация для российских пользователей регионального уровня новой версии Руководства по измерению ненаблюдаемой экономики.

Продолжаются работы по реализации концепции развития системы государственной статистики Российской Федерации за счет средств займа МБРР, включающей в себя три основных направления: обучение специалистов государственной статистики, закупку современного компьютерного оборудования, создание новых методологий.

Госкомстат России осуществляет реализацию следующих проектов, финансируемых за счет займов, предоставленных МБРР Российской Федерации с целью оказания содействия в развитии российской статистики в сложный переходный период: Проект «Бюро экономического анализа» (Часть С), Проект развития системы государственной статистики, «Заем на поддержку проведения реформы социальной защиты» (Часть С НОБУС), которые включены в Программу сотрудничества Российской Федерации с Всемирным банком на 2002-2004 гг.

Реализация указанных проектов позволяет решать основные проблемы в рамках технического перевооружения системы Госкомстата России, существенно расширить возможности в области программно-технологического обеспечения. Проектами предусмотрено выполнение ряда работ, направленных на развитие методологического и организационного потенциала Госкомстата России. Организация консультационных услуг сочетается с проведением обучающих мероприятий для специалистов государственной статистики.

Кроме того, в апреле 2002 г. был подписан Меморандум о намерениях по основам совместного проекта по совершенствованию измерения, мониторинга и анализа бедности в России между Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по статистике, Всемирным банком и Министерством по делам международного развития Великобритании. Финансирование данного проекта осуществляется за счет средств гранта, предоставленного Министерством по делам международного развития Великобритании.

Одной из основных задач, стоящих перед российской государственной статистикой, является обеспечение сопоставимости статистических данных на международном и национальном уровнях. Решение этой задачи достигается путем создания Госкомстатом России Единой системы статистических классификаторов, гармонизированных с международными классификациями ООН и ЕС и позволяющих получать адекватную картину состояния и развития рыночной экономики.

Сгруппированная по единым правилам в общероссийских классификаторах информация (виды деятельности, продукция, услуги, основные фонды и другие) дает возможность систематизировать и унифицировать информационные ресурсы России в интересах всех разработчиков и пользователей информации. Общероссийские классификаторы становятся, таким образом, ключом к построению информационных систем, регистров, каталогов и баз данных.

Среди разработанных общероссийских классификаторов (31) наибольшее значение имеет внедрение в экономику Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) взамен морально устаревших: Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) и Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП). В современных условиях проблемным является также продолжение использования и Общероссийского классификатора продукции (ОКП).

Классификаторы ОКОНХ и ОКП разрабатывались в условиях централизованной экономики, означавшей жесткую привязку каждого предприятия к соответствующему министерству (ведомству) бывшего Союза, когда структура отраслей экономики соответствовала структуре органов управления, что для настоящего времени является неприемлемым, поскольку большинство предприятий после их приватизации не имеют никакой ведомственной принадлежности. Кроме этого, статистические данные, разрабатываемые в структуре ОКОНХ и ОКП, трудно переводимы в структуру международных и региональных статистических классификаций ООН (ISIC, CPC) и Европейского союза (NACE, CPA, PRODCOM), что создает проблемы для представления информации о российской экономике в международные статистические публикации.

При внедрении ОКВЭД в статистику и экономику в целом указанные проблемы снимаются в силу того, что он построен на базе международной классификации ООН: ISIC, взаимоувязанной с Европейскими классификациями видов деятельности и продукции по видам деятельности: NACE и CPA.

Успешно развиваются контакты с национальными статистическими службами зарубежных стран, осуществляемые на основе двусторонних соглашений о сотрудничестве в области статистики. В настоящее время таких соглашений более 10 (без учета двусторонних совместных документов с государствами-участниками СНГ). Главным образом сотрудничество на двусторонней основе напрямую зависит от финансовых возможностей стран-партнеров и осуществляется путем обмена статистической информацией, взаимными консультациями экспертов. Следует также отметить, что основной объем совместных работ со странами ЕС осуществляется в рамках проектов программы ТАСIS. Российской статистикой проделан большой объем работы по установлению и активизации контактов, выявлению взаимных интересов между Госкомстатом России и статистическими институтами других стран.

После подписания в декабре 2000 г. в Варшаве Соглашения о сотрудничестве активизировались двусторонние контакты между Госкомстатом России и ЦСУ Польши. В июле 2001 г. в Москве была утверждена программа совместной деятельности на 2001-2002 гг., предполагавшая выпуск совместной публикации и проведение взаимных консультаций по широкому кругу вопросов. Кроме того, стороны согласились с целесообразностью развития рабочих контактов между региональными подразделениями двух организаций. В частности, перспективным представляется организация сотрудничества, предусматривающего выпуск совместных публикаций статистическими комитетами Санкт-Петербурга и Гданьска, являющихся городами-побратимами.

Традиционно активно и плодотворно осуществлялось сотрудничество Госкомстата России с ЦСБ Финляндии в рамках Соглашения о сотрудничестве, подписанного в августе 2000 г. Сотрудничество с финскими экспертами осуществляется в соответствии с согласованным двухлетним планом совместных мероприятий по целому ряду направлений, в числе которых можно отметить статистику окружающей среды, статистику цен и финансов, статистику услуг и международного туризма, выпуск совместных публикаций, организацию выборочных обследований. В 2002 году состоялось подписание нового плана совместных мероприятий, определяющего сотрудничество статистических органов этих стран на 2002-2004 гг.

В последнее время заметно активизировалось сотрудничество Госкомстата России со странами Балтии. В настоящее время готовится к подписанию Соглашение с Департаментом статистики Литовской Республики. В 2001 г. состоялся визит в Москву Директора Департамента статистики Эстонии с целью обсуждения перспектив двустороннего сотрудничества и согласования текста проекта Соглашения.

Кроме того, осуществляются консультации и обмен информацией в рамках подписанных соглашений с национальными статистическими службами Болгарии, Германии, Франции, Италии, Монголии.

Госкомстат России проводит активную работу по расширению сотрудничества со странами региона ЭСКАТО. По итогам двусторонних контактов со статистиками КНР и Вьетнама предполагается продолжить согласование и реализацию вопросов совместной деятельности.

Представители Госкомстата России принимают активное участие в работе крупнейших статистических международных форумов, таких как: сессии МСИ, Статистической Комиссии ООН, пленарные сессии Конференции европейских статистиков (КЕС), заседания координационной группы по программе ТАСIS, сессии рабочей группы экспертов в области статистики.

Специалисты Госкомстата России участвуют в рабочих сессиях ЕЭК ООН, Евростата, ФАО и других международных организаций по национальным счетам, статистике цен, метаданным, ГИС-технологиям, демографическим исследованиям, народонаселению и статистике миграции, продовольственной и сельскохозяйственной статистике, охране окружающей среды, по вопросам взаимодействия с пользователями. Российские эксперты изучают опыт ведущих национальных статистических институтов по основным направлениям статистической деятельности, представляют доклады и сообщения об опыте и подходах, применяемых в Госкомстате России.

В более широком контексте развитие международных связей рассматривается Госкомстатом России через призму общей задачи формирования в России официальной статистики, основанной на передовых достижениях мирового опыта сбора, обработки и распространения статистической информации, способной удовлетворять потребности органов власти и управления, средств массовой информации, населения, научной общественности, коммерческих организаций и предпринимателей, международных организаций, т.е. всех пользователей, в разнообразной, объективной и полной статистической информации о происходящих социально-экономических преобразованиях в Российской Федерации.