4.6. Внедрение международной стандартной системы национальных счетов в государственную статистику Российской Федерации
Система национальных счетов (СНС) представляет собой систему взаимоувязанных показателей, применяемую для описания и анализа макроэкономических процессов. Она широко используется органами государственного управления и бизнеса при принятии и контроле в ходе реализации принятых решений, анализе общего макроэкономического климата и экономической конъюнктуры, в научных разработках фундаментальных положений теории воспроизводства, при построении эконометрических моделей, т.д. Представляя сегодня важный раздел экономической статистики и общей системы экономической информации во всем мире, СНС – не только действенное орудие контроля принятых решений, но и мощное средство постановки новых задач в социально-экономическом развитии страны и ее регионов, стимулирования производства, повышения занятости, снижения уровня инфляции. СНС является также инструментом оптимизации внутрихозяйственных и внешнеэкономических связей.
В современном мире СНС представляет собой универсальный экономико-статистический язык, на котором общаются между собой экономисты всех школ и направлений, статистики, государственные деятели, политики, социологи, специалисты в области государственного управления, финансисты, дипломаты и др.
Важное место занимает СНС в деятельности международных экономических организаций (ООН, МВФ, МБРР, др.), которые являются не только потребителями данных СНС, но и вносят большой вклад в развитие ее теории и методологии, систематизируют и распространяют сравнимые в международном плане данные о наиболее важных
макроэкономических показателях. Статистическая Комиссия ООН одобрила в 1993 г. новую версию СНС ООН, которая представляет современный международный стандарт в области национального счетоводства.
Интеграция России в международное сообщество и переход к рыночным отношениям обусловили необходимость создания адекватной информационной базы, объективно и полно характеризующей происходящие в стране реформы. Реализация этой задачи связана с проведением целого комплекса преобразований в области статистической методологии и практики. Внедрение Системы национальных счетов явилось важным событием в жизни сообщества экономистов России, поскольку вызвало необходимость изменения экономического мировоззрения, связанного с переходом от баланса народного хозяйства, применявшегося в СССР для описания экономики, основанной на централизованном планировании, к СНС.
Внедрение Системы национальных счетов в российскую статистическую практику началось в 1991 г. Работа проводилась в рамках государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики, благодаря которой к 1995 г. удалось получить новую статистическую информацию о производстве продукции и ее использовании, образовании, распределении и перераспределении доходов, придать показателю валового внутреннего продукта статус основной характеристики национальной экономической деятельности. Методологические и координирующие функции в этой работе были возложены на Госкомстат России.
Важность форсированного внедрения СНС версии 1993 года определялась новыми акцентами в управлении экономикой, где все большее значение приобретало создание благоприятных для экономического роста макроэкономических условий, а также обязательствами представлять в международные экономические организации (ООН, МВФ и др.) статистические данные на основе международных стандартов.
Выбор приоритетов в работе по внедрению СНС зависел прежде всего от потребностей органов государственного управления в определенной информации, необходимой для принятия решений в области формирования экономической политики, от способности этих органов эффективно использовать информацию для упомянутых целей, от прогресса в реформировании смежных разделов экономической статистики, обеспечивающих исходные данные для СНС, от имеющихся финансовых и кадровых ресурсов.
Внедрение методологии СНС в России осуществлялось по принципу последовательной детализации работ, начиная с расчетов основных наиболее общих показателей счетов. Первым показателем стал валовой внутренний продукт. Расчет этого показателя производится тремя методами.
Производственный метод, который состоит в суммировании валовой добавленной стоимости всех отраслей экономики (с поправкой на налоги и субсидии на продукты) для анализа отраслевой структуры экономики.
Метод формирования ВВП по доходам заключается в суммировании первичных доходов, выплаченных участникам производства: оплаты труда, прибыли, смешанного дохода, налогов.
ВВП методом использования доходов складывается из расходов на конечное потребление, валовое накопление основного капитала, прирост запасов материальных оборотных средств, чистое приобретение ценностей и чистый экспорт товаров и услуг.
В настоящее время ежегодно разрабатываются следующие основные счета СНС (в целом и по секторам экономики): счет товаров и услуг, счет производства, счет образования доходов, счета распределения первичных доходов, счет вторичного распределения доходов, счет использования располагаемого дохода, счет использования скорректированного располагаемого дохода и счет операций с капиталом. Счета производства и образования доходов строятся также в разрезе отраслей.
Разработка консолидированных счетов для экономики в целом позволяет получить ряд наиболее важных обобщающих показателей, именуемых в СНС-93 агрегатами. Такими агрегатами, исчисляемыми в российской статистике, являются: валовой внутренний продукт (ВВП) в текущих и постоянных ценах; валовой национальный доход (ВНД); валовой национальный располагаемый доход (ВНРД); конечное потребление; фактическое конечное потребление домашних хозяйств; валовое сбережение; валовое накопление; сальдо внешней торговли товарами и услугами; чистое кредитование/чистое заимствование.
В соответствии с рекомендациями СНС-93 исчисляются также оперативные показатели национальных счетов. Разработка показателей ВВП по кварталам необходима для анализа изменений в экономической конъюнктуре в краткосрочном плане.
Госкомстат России ежеквартально рассчитывает показатели номинального и реального объемов произведенного и использованного ВВП, формирования ВВП по доходам. В 2003 г. пересмотрена методология квартальных оценок реального ВВП. Квартальные оценки реального объема произведенного и использованного ВВП, начиная с I квартала 1995 г., осуществляются на основе постоянных цен, при этом в качестве базисного года для построения динамического ряда за 1995-2000 гг. выбран 1995 г., а за период 2000-2003 гг. – 2000 г.
Динамический ряд за весь рассматриваемый период построен на основе сцепления двух периодов: 1995-2000 гг. и 2000-2003 гг., рассчитанных соответственно в среднегодовых ценах 1995 г. и 2000 г. Построение динамического ряда ВВП осуществлено с учетом методологии СНС-1993 г., методологических рекомендаций МВФ, Европейской Статистической Комиссии и ОЭСР по исчислению ВВП в постоянных ценах.
С 1995 года ежегодно строятся счета для секторов «домашние хозяйства», «государственные учреждения» и «остальной мир». Начиная с расчетов за 1998 г., разрабатываются счета секторов «нефинансовые предприятия», «финансовые учреждения» и «некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства». Увязка показателей счетов по институциональным секторам производится в интегрированной таблице, отражающей основные стоимостные межсекторальные потоки в экономике.
Составление секторальных счетов дает возможность определить многие важные макроэкономические показатели (добавленную стоимость, прибыль, доходы от собственности, трансферты, расходы секторов на конечное потребление и накопление, сбережение и др.), характеризующие результаты экономической деятельности отдельных секторов. На основе секторальных счетов можно определить «вклад» каждого сектора в формирование основных макроэкономических показателей. Кроме того, разработка секторальных счетов позволяет проанализировать взаимосвязь между различными группами институциональных единиц в экономике.
Особо следует отметить показатель фактического конечного потребления домашних хозяйств, который, в дополнение к показателю расходов на конечное потребление населения, включает стоимость бесплатных услуг в области здравоохранения, образования, культуры и т.д., предоставленных домашним хозяйствам органами государственного управления и некоммерческими организациями. Этот новый показатель СНС‑93, уже внедренный в практику российской статистики, позволяет получить более точную характеристику изменений в уровне жизни. Другой новый показатель – «скорректированный располагаемый доход домашних хозяйств», сравнительно недавно разрабатываемый российской статистикой, важен в контексте анализа уровня жизни. Он включает не только располагаемый доход домашних хозяйств, но и социальные трансферты в натуральной форме, полученные домашними хозяйствами от государства и некоммерческих организаций.
Из счетов, рекомендованных для построения в СНС-93, Госкомстатом России не составляется финансовый счет, счет других изменений в активах и пассивах, счет переоценки, баланс активов и пассивов. Вместе с тем, в настоящее время ведутся экспериментальные расчеты элементов баланса активов и пассивов на начало периода, представляющих собой национальное богатство страны, выполняется большая работа по внедрению в практику расчетов баланса в целом.
С целью совершенствования секторальных расчетов в 1998 году были разработаны основные принципы классификации хозяйствующих субъектов Российской Федерации по секторам, что позволило разработать Классификатор институциональных единиц по секторам экономики.
По данным за 1995 г. разработаны детализированные таблицы «Затраты-Выпуск», включающие таблицу ресурсов товаров и услуг, межотраслевые балансы производства и распределения товаров и услуг в ценах покупателей и в основных ценах, таблицы использования импортных ресурсов, таблицы торгово-посреднических и транспортных наценок, чистых налогов на продукты. Эти таблицы содержат информацию о межотраслевых связях более чем 200 отраслей экономики.
Система таблиц «Затраты-Выпуск» представляет собой комплекс взаимоувязанных таблиц, раскрывающих источники формирования ресурсов товаров и услуг, направления их использования для удовлетворения промежуточного и конечного спроса, структуру ценообразования, состав затрат, межотраслевые связи, использование добавленной стоимости в отраслях и многое другое. Ее основным элементом является межотраслевой баланс производства и использования продукции, хорошо известный специалистам по макроэкономическому анализу. Система таблиц «Затраты-Выпуск» дает богатейший материал для анализа воспроизводственных пропорций, структурных изменений в экономике.
Российские таблицы «Затраты-Выпуск» за 1995 г. являются первыми базовыми таблицами, основанными на данных специальных единовременных обследований о структуре затрат на производство и составленными с учетом методологических принципов действующей версии СНС-93. В некоторых случаях имеются незначительные отличия от стандартов СНС-93, обусловленные, с одной стороны, особенностями статистического учета, с другой – характерными чертами экономики переходного периода и трудностями практического решения многих рекомендаций СНС-93. На основе базовых таблиц «Затраты-Выпуск» за 1995 год и данных текущей статистической отчетности разработаны краткие таблицы «Затраты-Выпуск» за 1996-2001 гг.
Начиная с 1995 г., в России выполняются расчеты показателя «Валовой региональный продукт» (ВРП). Показатель ВРП исчисляется производственным методом по каждому из 89 регионов России. В региональном разрезе рассчитываются также важнейшие показатели счетов использования доходов и операций с капиталом. По итогам за 2000 и 2001 гг. регионами Российской Федерации осуществлен экспериментальный расчет показателей счета образования доходов.
Расчеты ВРП осуществляются региональными комитетами по статистике по единой методологии, разработанной в Госкомстате России. Эти показатели не повторяют показатели национальных счетов федерального уровня, но сопоставимы с ними и позволяют проводить региональный анализ в соответствии с общим направлением развития российской макроэкономической статистики и международными стандартами. В настоящее время система показателей на основе СНС, позволяющая дать основную характеристику макроэкономических процессов в регионе, включает в себя следующие показатели:
валовой региональный продукт;
фактическое конечное потребление домашних хозяйств;
валовое накопление основного капитала;
оплата труда наемных работников, чистые налоги на производство, прибыль.
Основное направление в развитии региональных счетов состоит в совершенствовании методологии их расчета, обеспечении идентичности показателей СНС и их увязки на федеральном и региональном уровнях.
Одной из наиболее актуальных в России является проблема отражения в СНС ненаблюдаемой (нерегистрируемой) экономики. Начиная с 1995 г., Госкомстат России рассчитывает макроэкономические показатели с учетом экономики, не регистрируемой прямыми статистическими методами. В статистике России в понятие нерегистрируемой прямыми статистическими методами экономики включается скрытая и неформальная экономическая деятельность. Нелегальная экономическая деятельность в настоящее время не включается в границы сферы производства системы национальных счетов. Расчеты показателей скрытой и неформальной экономики ведутся Госкомстатом России на основании косвенной информации, применения балансовых методов и экспертных оценок. Поправки на скрытую и неформальную деятельность производятся как для показателей производства ВВП, так и для показателей ВВП со стороны доходов и расходов.
Применяемые подходы к определению размеров скрытой и неформальной экономики на федеральном уровне не вполне могут использоваться на региональном уровне. В настоящее время по отдельным отраслям, в целях обеспечения согласованности показателей, объемы скрытой и неформальной экономики, определяемые для России в целом, распределяются по регионам пропорционально выпуску и добавленной стоимости. Такая практика вполне справедливо не всегда удовлетворяет региональные органы управления. Поэтому ведется работа по разработке подходов к определению величины скрытой и неформальной экономики на региональном уровне.
В рамках выполнения федеральной программы по реформированию статистики Российская Федерация с 1993 г. участвует в Программе международных сопоставлений.
Создание новой системы экономической информации существенно повлияло на отношения ее разработчиков и пользователей. С одной стороны, у Правительства Российской Федерации резко возрос спрос на информацию, характеризующую общее состояние экономики и динамику ее преобразований в отдельных сегментах рынка, с другой стороны, экономические ведомства, включая статистические комитеты, не всегда оперативно могут перестроить методы учета. В частности, в условиях действия старых национальных классификаторов трудно организовать наблюдение за вновь возникающими видами экономической деятельности.
Наиболее важные характеристики экономики – темпы ее экономического роста, изменение структуры, динамики валового накопления, конечного потребления, экспорта, импорта широко используется Минэкономразвития России для составления краткосрочных и среднесрочных прогнозов экономического развития, на основе которых принимаются важные решения по формированию государственного бюджета, налоговой и инвестиционной политики. Широкое использование показателей национальных счетов получило у специалистов научно-исследовательских институтов и коммерческих структур для анализа и прогноза конъюнктуры рынка. Особую значимость приобрел показатель отношения дефицита государственного бюджета к ВВП. Правительство Российской Федерации использует этот показатель в качестве важного ориентира при разработке государственного бюджета, для оценки эффективности фискальной политики. Совсем недавно прикладное значение приобрел показатель валового регионального продукта, который положен в основу методики распределения фонда финансовой поддержки регионов России.
Основными направлениями развития работ по завершению внедрения СНС ООН версии 1993 г. являются:
повышение надежности счетов, которые уже внедрены в регулярную статистическую практику и данные которых систематически публикуются;
разработка счетов и таблиц, отсутствующих в практической статистике России;
совершенствование информационной базы для составления ключевых счетов;
совершенствование разработки показателей национальных счетов на региональном уровне;
гармонизация отраслевых статистик с СНС в отношении согласования и координации методологических положений;
гармонизация СНС с другими разделами макроэкономической статистики, за которые отвечают другие министерства и ведомства (Минфин, Банк России, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет и др.).
В 2003-2004 гг. основное внимание в работе по построению системы национальных счетов уделяется проблемам перехода на новый Классификатор видов экономической деятельности.
- В подготовке материалов издания принимали участие сотрудники нии статистики Госкомстата России:
- В рецензировании принимали участие специалисты центрального аппарата госкомстата россии:
- Научно-техническое редактирование – мипк учета и статистики Госкомстата России:
- Cодержание
- Глава 3. Структура и назначение системы государственной статистики 130
- Глава 4. Унификация и стандартизация в государственной статистике Российской Федерации 215
- Глава 5. Организация статистических наблюдений в Российской Федерации 257
- Глава 6. Организация сбора, обработки, хранения, передачи статистических данных и публикации официальной статистической информации 323
- 1.1. Место статистики в обществе
- 1.2. История организации российской статистики
- 1.3. Основные цели и функции современной российской государственной статистики
- 1.4. Развитие международных связей российских органов государственной статистики
- 1.5. Источники статистических данных
- Глава 2. Принципы организации госудаРСтвенной статистики в Российской Федерации
- 2.1. Задачи организации государственной статистики
- 2.2. Нормативно-правовая база государственной статистики
- 2.3. Научно-методологические принципы организации государственной статистики
- 2.3.1. Планирование, координация, менеджмент в сфере государственной статистики
- 2.3.2. Принципы организации сбора, обработки, хранения и передачи статистических данных
- 2.3.3. Принципы доступа и режимы использования официальной статистической информации
- 2.3.4. Качество официальной статистической информации
- 2.3.5. Система государственных статистических информационных ресурсов
- 2.3.6. Административный и статистический регистры
- 2.3.7. Принципы интеграции и гармонизации национальной статистики России с международными стандартами. Внедрение международных стандартов в статистическую практику России
- Глава 3. Структура и назначение системы государственной статистики
- 3.1. Система государственной статистики
- Территориальные органы Госкомстата России в субъектах Российской Федерации
- 3.1.1. Государственный Комитет Российской Федерации по статистике
- 3.1.2. Территориальные органы Госкомстата России
- Структура территориальных статистических служб (включая характеристику возможностей сбора административной отчетности)
- 3.1.3. Организации, подведомственные Госкомстату России
- I. Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации Госкомстата России
- II. Научно-исследовательский институт проблем социально-экономической статистики Госкомстата России
- Гмц Госкомстата России
- III. Научно-исследовательский и проектно-технологический институт статистической информационной системы Госкомстата России
- IV. Межотраслевой институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов в области учета и статистики Госкомстата России
- V. Информационно-издательский центр «Статистика России»
- VI. Межведомственный центр социально-экономических измерений Российской Академии наук (ран) и Госкомстата России
- VII. Управление по эксплуатации зданий Госкомстата России
- 3.2. Координация Госкомстатом России деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере государственной статистики
- 3.3. Общие принципы распространения статистической информации
- 3.4. Сотрудничество Госкомстата России с зарубежными и международными статистическими организациями
- Глава 4. Унификация и стандартизация в государственной статистике Российской Федерации
- 4.1. Основные стандартные понятия, термины и определения, используемые в статистической практике
- 4.2. Система статистических стандартов, применяемых в государственной статистике
- 4.3. Система стандартных экономико-статистических классификаций
- 4.4. Система метаинформации и каталог статистических показателей
- 4.5. Стандартные информационные технологии в государственной статистике
- 4.6. Внедрение международной стандартной системы национальных счетов в государственную статистику Российской Федерации
- 4.7. Основные направления использования международных стандартов
- Глава 5. Организация статистических наблюдений в Российской Федерации
- 5.1. Организация периодических статистических наблюдений
- 5.1.1. Организация текущих и годовых статистических наблюдений
- 5.1.2. Оперативный и бухгалтерский учет как источник статистической информации
- 5.1.3. Организация работы по совершенствованию форм государственной статистической отчетности
- 5.2. Организация переписей и других сплошных единовременных статистических наблюдений
- 5.2.1. Общие понятия о переписях
- 5.2.2. Организация общероссийских переписей населения и текущего наблюдения демографических процессов
- 5.2.2.1. Основные источники информации о населении в России
- 5.2.2.2. Краткий очерк истории статистики населения в России
- 5.2.3. Всероссийская перепись населения 2002 года
- 5.2.4. Статистическое наблюдение демографических событий
- 5.2.5. Статистическое наблюдение миграции
- 5.2.6. Организация общероссийских экономических переписей
- 5.2.7. Организация других единовременных сплошных статистических наблюдений
- 5.3. Организация выборочных наблюдений в государственной статистике
- 5.3.1. Выборочное обследование населения по проблемам занятости
- 5.3.2. Выборочное обследование бюджетов домохозяйств
- 5.3.3. Выборочные наблюдения в статистике сельского хозяйства
- Макет группировки по трем признакам с разбивкой на три группы по каждому группировочному признаку
- 5.4. Организация изучения общественного мнения
- Глава 6. Организация сбора, обработки, хранения, передачи статистических данных и публикации официальной статистической информации
- 6.1. Технология сбора, обработки, накопления, хранения и передачи статистической информации в условиях корпоративной информационно- вычислительной сети Госкомстата России
- Организация сбора, обработки, хранения и передачи данных государственной статистики в российской федерации
- Входная информация
- Сводная информация по округам
- Входная информация
- Органы государственной статистики, осуществлЯющие сбор, обработку, хранение и передачу статистической информации в российской федерации
- 6.2. Использование Интернет федеральной системой государственной статистики
- 6.3. Организация публикации официальной статистической информации
- 6.3.1. Организация публикации официальной статистической информации в Российской Федерации
- 6.3.2. Организация публикации официальной статистической информации по Российской Федерации в зарубежных и международных изданиях
- Глава 7. Информационно-статистическАя деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления
- 7.1. Деятельность федеральных органов исполнительной власти по формированию государственных информационных ресурсов в области статистики
- 7.2. Информационно-статистическая деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации
- 7.3. Информационно-статистическая деятельность органов местного самоуправления
- Глава 8. Организация научно-исследовательской деятельности и статистического образования
- 8.1. Организация научно-исследовательских работ в системе государственной статистики
- 8.2. Становление и развитие статистического образования в России
- 8.3. Организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников государственной статистики
- Глава 9. Перспективы развития российской государственной статистики
- Положение о Государственном комитете Российской Федерации по статистике
- История создания и основные положения
- Глава 1. Принцип организации национальных статистических учреждений
- Глава 2. Система статистических органов(17)
- Глава 3. Потребители статистической информации, их требования и нужды (47)
- Глава 4. Порядок определения приоритетов статистических работ (64)
- Глава 5. Принципы организации и реорганизации статистической деятельности (72)
- Глава 6. Управленческий персонал (83)
- Глава 7. Управление информационными технологиями (95)
- Глава 8. Нематериальные активы в деятельности статистических учреждений (102)
- Часть 9. Управление целевыми статистическими программами (108)
- Часть 10. Организация полевых статистических обследований (119)
- Часть 11. Распространение и публикация статистических данных (128)
- Часть 12. Защита частной собственности и конфиденциальность статистической информации: кодекс чести (141)
- Часть 13. Заключительные положения: суммируя все, взятое вместе (153)
- Организация государственной статистики в российской федерации