3.2. Координация Госкомстатом России деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере государственной статистики
Госкомстат России осуществляет межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере государственной статистики в соответствии с возложенными на него постановлением Правительства России от 2 февраля 2001 г. № 85 полномочиями путем унификации методологических подходов к формированию показателей форм федерального государственного статистического наблюдения, разработки статистических стандартов, формирования Федеральной программы статистических работ на межведомственной основе, утверждения по представлению министерств и ведомств нецентрализованных форм государственной статистической отчетности, применения в статистической практике общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации.
Наряду с Госкомстатом России, статистическая информация собирается, разрабатывается и формируется также и другими федеральными органами исполнительной власти в соответствии с правовыми нормами, установленными федеральными законами и иными нормативными актами.
Периодически Госкомстат России по представлению соответствующих федеральных органов исполнительной власти рассматривает и утверждает формы федерального государственного статистического наблюдения, нецентрализованные в органах государственной статистики, для сбора и обработки информации в системе министерств и ведомств в соответствии с предметом их ведения. По согласованию с соответствующими министерствами и ведомствами, в ходе пересмотра форм отчетности, осуществляется актуализация системы показателей и адресной части форм, а также приведение их в соответствие с требованиями Отраслевого (ведомственного) стандарта на формуляр-образец государственного статистического наблюдения, утвержденного Госкомстатом России, внедрение необходимых общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в кодовую зону и содержательную часть форм.
Усилиями, в том числе и Госкомстата России, решается также проблема обеспечения информационного и технического совмещения информационных ресурсов различных федеральных органов государственной власти. Первым шагом в этом направлении была разработка по инициативе и с участием Госкомстата России принятого Правительством Российской Федерации 01.11.1999 г. № 1212 постановления «О развитии единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации». Согласно этому постановлению, применение общероссийских классификаторов, приравненных федеральным законодательством к государственным стандартам, является обязательным при создании федеральными органами исполнительной власти государственных информационных систем и ресурсов.
Основополагающим документом, регламентирующим формирование единого информационного статистического ресурса России, является Федеральная программа статистических работ (далее именуемая Программой). С учетом возложенных на Госкомстат России Правительством Российской Федерации задач по межотраслевой координации и функциональному регулированию в сфере государственной статистики Программа ежегодно формируется как межведомственный документ, содержащий задания Госкомстату России и другим федеральным органам государственной власти в части статистических работ и сроков их выполнения. Фундаментальную часть указанного ресурса составляют статистические работы, выполняемые Госкомстатом России (Программа на 2003 г. содержит 389 работ). Программой предусмотрены задания другим федеральным министерствам и ведомствам по представлению статистической информации по конкретным работам, относящимся законодательно к предмету их ведения (на 2003 г. Программа содержит 316 таких работ). Основная часть этих работ выполняется Минтрансом России, Минздравом России, МПС России, Минобразования России, Минтрудом России, Минкультуры России, Минсвязи России, а также Банком России.
В ряде случаев данные федеральных органов государственной власти являются единственным источником для формирования статистической информации. Так, статистическая информация об экспорте (импорте) товаров, пересекающих таможенную границу, формируется ГТК России, о социальной помощи и пенсионном обеспечении населения – Минтрудом России и Пенсионным фондом России; о медицинском обслуживании населения и материально-технической базе лечебных учреждений – Минздравом России; о деятельности общеобразовательных школ и учреждений культуры – соответственно Минобразования России и Минкультуры России; о материально-технической базе и деятельности федерального железнодорожного транспорта, авиационного, морского и речного транспорта, а также сети автодорог общего пользования – соответственно МПС России и Минтрансом России; о технических средствах связи – Минсвязи России; о наличии автотранспортных средств, безопасности дорожного движения, преступности и результатах борьбы с ней, о беженцах и вынужденных переселенцах – МВД России; о наличии природных ресурсов – МПР России.
Информация, предоставляемая федеральными органами государственной власти, используется Госкомстатом России при подготовке макроэкономических расчетов и публикации сводно-информационных материалов.
Координация статистических работ в рамках единой программы позволит повысить эффективность использования бюджетных средств за счет рационального выбора источников статистической информации, создания единого взаимоувязанного информационного статистического ресурса, исключения параллелизма в работе ведомств и дублирования информации при одновременном снижении нагрузки на отчитывающиеся организации.
Реализация Программы осуществляется на основе утверждаемой Госкомстатом России научно обоснованной официальной статистической методологии, обязательной для всех министерств и ведомств, обеспечивающей адекватное отражение экономических и социальных процессов, происходящих в обществе, соответствующей требованиям международных стандартов и основополагающим принципам официальной статистики, принятым и Статистической комиссией ООН.
Обмен статистической информацией между Госкомстатом России и федеральными органами исполнительной власти осуществляется на основе соглашений об информационном взаимодействии. Так, в 2002 г. к числу ведомств, заключивших соглашения с Госкомстатом России, относились: Минимущество России, Минюст России, Минтопэнерго России, Российское акционерное общество энергетики и электрификации «ЕЭС России», Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Центр экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации, ГТК России, Росгидромет, Росгосхлебинспекция, Банк России, Сбербанк России, Министерство науки и технологий Российской Федерации, Минтранс России, МПС России, МВД России, Российская транспортная инспекция при Минтрансе России.
- В подготовке материалов издания принимали участие сотрудники нии статистики Госкомстата России:
- В рецензировании принимали участие специалисты центрального аппарата госкомстата россии:
- Научно-техническое редактирование – мипк учета и статистики Госкомстата России:
- Cодержание
- Глава 3. Структура и назначение системы государственной статистики 130
- Глава 4. Унификация и стандартизация в государственной статистике Российской Федерации 215
- Глава 5. Организация статистических наблюдений в Российской Федерации 257
- Глава 6. Организация сбора, обработки, хранения, передачи статистических данных и публикации официальной статистической информации 323
- 1.1. Место статистики в обществе
- 1.2. История организации российской статистики
- 1.3. Основные цели и функции современной российской государственной статистики
- 1.4. Развитие международных связей российских органов государственной статистики
- 1.5. Источники статистических данных
- Глава 2. Принципы организации госудаРСтвенной статистики в Российской Федерации
- 2.1. Задачи организации государственной статистики
- 2.2. Нормативно-правовая база государственной статистики
- 2.3. Научно-методологические принципы организации государственной статистики
- 2.3.1. Планирование, координация, менеджмент в сфере государственной статистики
- 2.3.2. Принципы организации сбора, обработки, хранения и передачи статистических данных
- 2.3.3. Принципы доступа и режимы использования официальной статистической информации
- 2.3.4. Качество официальной статистической информации
- 2.3.5. Система государственных статистических информационных ресурсов
- 2.3.6. Административный и статистический регистры
- 2.3.7. Принципы интеграции и гармонизации национальной статистики России с международными стандартами. Внедрение международных стандартов в статистическую практику России
- Глава 3. Структура и назначение системы государственной статистики
- 3.1. Система государственной статистики
- Территориальные органы Госкомстата России в субъектах Российской Федерации
- 3.1.1. Государственный Комитет Российской Федерации по статистике
- 3.1.2. Территориальные органы Госкомстата России
- Структура территориальных статистических служб (включая характеристику возможностей сбора административной отчетности)
- 3.1.3. Организации, подведомственные Госкомстату России
- I. Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации Госкомстата России
- II. Научно-исследовательский институт проблем социально-экономической статистики Госкомстата России
- Гмц Госкомстата России
- III. Научно-исследовательский и проектно-технологический институт статистической информационной системы Госкомстата России
- IV. Межотраслевой институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов в области учета и статистики Госкомстата России
- V. Информационно-издательский центр «Статистика России»
- VI. Межведомственный центр социально-экономических измерений Российской Академии наук (ран) и Госкомстата России
- VII. Управление по эксплуатации зданий Госкомстата России
- 3.2. Координация Госкомстатом России деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере государственной статистики
- 3.3. Общие принципы распространения статистической информации
- 3.4. Сотрудничество Госкомстата России с зарубежными и международными статистическими организациями
- Глава 4. Унификация и стандартизация в государственной статистике Российской Федерации
- 4.1. Основные стандартные понятия, термины и определения, используемые в статистической практике
- 4.2. Система статистических стандартов, применяемых в государственной статистике
- 4.3. Система стандартных экономико-статистических классификаций
- 4.4. Система метаинформации и каталог статистических показателей
- 4.5. Стандартные информационные технологии в государственной статистике
- 4.6. Внедрение международной стандартной системы национальных счетов в государственную статистику Российской Федерации
- 4.7. Основные направления использования международных стандартов
- Глава 5. Организация статистических наблюдений в Российской Федерации
- 5.1. Организация периодических статистических наблюдений
- 5.1.1. Организация текущих и годовых статистических наблюдений
- 5.1.2. Оперативный и бухгалтерский учет как источник статистической информации
- 5.1.3. Организация работы по совершенствованию форм государственной статистической отчетности
- 5.2. Организация переписей и других сплошных единовременных статистических наблюдений
- 5.2.1. Общие понятия о переписях
- 5.2.2. Организация общероссийских переписей населения и текущего наблюдения демографических процессов
- 5.2.2.1. Основные источники информации о населении в России
- 5.2.2.2. Краткий очерк истории статистики населения в России
- 5.2.3. Всероссийская перепись населения 2002 года
- 5.2.4. Статистическое наблюдение демографических событий
- 5.2.5. Статистическое наблюдение миграции
- 5.2.6. Организация общероссийских экономических переписей
- 5.2.7. Организация других единовременных сплошных статистических наблюдений
- 5.3. Организация выборочных наблюдений в государственной статистике
- 5.3.1. Выборочное обследование населения по проблемам занятости
- 5.3.2. Выборочное обследование бюджетов домохозяйств
- 5.3.3. Выборочные наблюдения в статистике сельского хозяйства
- Макет группировки по трем признакам с разбивкой на три группы по каждому группировочному признаку
- 5.4. Организация изучения общественного мнения
- Глава 6. Организация сбора, обработки, хранения, передачи статистических данных и публикации официальной статистической информации
- 6.1. Технология сбора, обработки, накопления, хранения и передачи статистической информации в условиях корпоративной информационно- вычислительной сети Госкомстата России
- Организация сбора, обработки, хранения и передачи данных государственной статистики в российской федерации
- Входная информация
- Сводная информация по округам
- Входная информация
- Органы государственной статистики, осуществлЯющие сбор, обработку, хранение и передачу статистической информации в российской федерации
- 6.2. Использование Интернет федеральной системой государственной статистики
- 6.3. Организация публикации официальной статистической информации
- 6.3.1. Организация публикации официальной статистической информации в Российской Федерации
- 6.3.2. Организация публикации официальной статистической информации по Российской Федерации в зарубежных и международных изданиях
- Глава 7. Информационно-статистическАя деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления
- 7.1. Деятельность федеральных органов исполнительной власти по формированию государственных информационных ресурсов в области статистики
- 7.2. Информационно-статистическая деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации
- 7.3. Информационно-статистическая деятельность органов местного самоуправления
- Глава 8. Организация научно-исследовательской деятельности и статистического образования
- 8.1. Организация научно-исследовательских работ в системе государственной статистики
- 8.2. Становление и развитие статистического образования в России
- 8.3. Организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников государственной статистики
- Глава 9. Перспективы развития российской государственной статистики
- Положение о Государственном комитете Российской Федерации по статистике
- История создания и основные положения
- Глава 1. Принцип организации национальных статистических учреждений
- Глава 2. Система статистических органов(17)
- Глава 3. Потребители статистической информации, их требования и нужды (47)
- Глава 4. Порядок определения приоритетов статистических работ (64)
- Глава 5. Принципы организации и реорганизации статистической деятельности (72)
- Глава 6. Управленческий персонал (83)
- Глава 7. Управление информационными технологиями (95)
- Глава 8. Нематериальные активы в деятельности статистических учреждений (102)
- Часть 9. Управление целевыми статистическими программами (108)
- Часть 10. Организация полевых статистических обследований (119)
- Часть 11. Распространение и публикация статистических данных (128)
- Часть 12. Защита частной собственности и конфиденциальность статистической информации: кодекс чести (141)
- Часть 13. Заключительные положения: суммируя все, взятое вместе (153)
- Организация государственной статистики в российской федерации