27. Управление топливно-энергетическим комплексом
В России при решении любой проблемы необходимо учитывать территориально-транспортный фактор. В первую очередь это относится к организации отраслей топливно-энергетического комплекса (ТЭК).
Сейчас предприятия ТЭК обеспечивают производство 60% валового внутреннего продукта и 40% национального дохода.
Дальнейшее развитие ТЭК определяет федеральная программа «Топливо и Энергия».
Основными отраслями топливно-энергетического комплекса являются энергетика (производство электрической и тепловой энергии), газовая, нефтяная промышленность, угледобыча.
Россия унаследовала единую энергетическую систему (ЕЭС России), не имеющую аналогов в мире. Она соответствует двум основным критериям — надежности и экономичности.
Сейчас энергетика России — это 72 региональные энергосистемы, из них донорами являются 15, т.е. большинство энергосистем используют не у себя производимую электроэнергию.
Производители электроэнергии могут конкурировать, если к передающим сетям будет равный доступ всем электростанциям, а к дешевым продавцам — равный доступ всем потребителям электроэнергии.
Органы исполнительной власти субъектов РФ решают вопросы регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую всеми электроснабжающими организациями (кроме находящихся в муниципальной собственности, для которых тарифы устанавливают органы местного самоуправления) потребителям, расположенным на территории соответствующих субъектов РФ.
Установлены предельные уровни тарифов на электрическую энергию, потребляемую населением, дифференцированные по субъектам РФ. Для сельского населения и домов, оборудованных электроплитами, действует понижающий коэффициент 0,7. В целях защиты малоимущих слоев населения при повышении тарифов субъекты РФ устанавливают лимиты отпуска электроэнергии по тарифам ниже минимального уровня (для Московской области максимальный уровень — 51 коп./кВт-ч, минимальный — 24 коп./кВт ч). По пониженному тарифу малоимущие оплачивают электроэнергию в пределах социально обоснованной нормы месячного потребления. Порядок использования лимита утверждается органом исполнительной власти субъекта РФ.
Управление закрепленными в федеральной собственности акциями РАО «ЕЭС России» осуществляет коллегия представителей государства. Она включает должностных лиц, назначаемых Постановлением Правительства РФ.
РАО «ЕЭС России» осуществляет управление, комплексное развитие ЕЭС, реализует единую стратегию инвестирования капитала в отрасль, тем самым способствуя обеспечению общности экономического пространства страны.
Россия занимает первое место в мире по запасам газа (1/3 мировых запасов), их хватит на 30—40 лет добычи. Газ экспортируется в 16 стран Европы и 8 стран СНГ. Россия — основной поставщик газа в Европу, ею контролируется 1/3 газовых рынков Германии, Франции, Италии, более 50% рынков бывших соцстран.
Добыча природного газа осуществляется акционерными обществами «Газпром», «Норильскгазпром», «Якутгазпром», «Сахалинморнефтегаз» и нефтяными компаниями.
Открытое акционерное общество «Газпром» (ОАО «Газпром») является мощной, не имеющей аналогов в мире, компанией.
В валовом продукте доля ОАО «Газпром» — 10%, в налоговых поступлениях — 20%; в системе заняты 500 тыс. чел.
Бóльшая часть сделок с акциями ОАО «Газпром» совершается вне биржевого рынка. И здесь ОАО имеет преимущественное право на приобретение своих акций, что используется для регулирования цен на акции.
Государственным пакетом акций управляет по трастовому договору председатель правления ОАО «Газпром».
Россия остается крупной нефтяной державой. По производственным показателям нефтяная отрасль России уступает ведущим мировым компаниям. Дебит скважин на уровне 10—20 т/сутки, велика их обводненность, есть инфраструктурные ограничения.
Государство сохраняет регулирующие функции в транспортировке и экспорте нефти, но и они используются не в полной мере в интересах национальной экономики.
Транспортировка нефти является естественной монополией. Обеспечивающая ее акционерная компания «Транснефть» принадлежит государству (100% голосующих акций).
Россия остается мировым экспортером нефти, вывозит почти 50% от объема добычи (США ввозят более 50% потребляемой нефти — 400 млн т). Нефть стала основным бюджетообразующим товаром: ее доля в экспортной выручке — 25% (16,5 млрд долл.), т.е. в 2 раза больше, чем газа.
Уголь является наиболее надежным и социально значимым энергоносителем. Добыча угля отличается повышенной опасностью, капиталоемкостью, требует периодически реконструкции; отработка запасов ведет к высвобождению работников, нуждающихся в особых мерах социальной защиты.
Отличительной особенностью отраслей топливно-энергетического комплекса является тесная взаимосвязь процессов производства с естественными неблагоприятными условиями, использованием недр, отдаленность предприятий от традиционных промышленных и культурных центров, высокая капиталоемкость продукции, необходимость хозяйственного освоения территорий, повышения плотности населения.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1. Понятие и предмет системы государственного управления.
- 2. Система государственного управления и формы государственного устройства.
- 3. Функции государства и государственного управления.
- 4. Виды и методы государственного управления.
- 5. Государственное управление за рубежом.
- 6. Государственное управление в России.
- 7. Президент Российской Федерации. Органы обеспечения президентской власти.
- 8. Органы законодательной власти (Федеральное Собрание).
- 9. Органы исполнительной власти.
- 10. Вопрос органы судебной власти.
- 11. Разграничение предметов ведения и полномочий
- 12. Органы государственной власти субъектов рф
- 13. Факторы и направления государственной политики.
- 14. Принятие нормативных правовых актов.
- 15. Планирование как инструмент государственной политики.
- 16. Разработка политических решений.
- 17. Реализация государственной политики
- 18. Государственная служба.
- 19. Государственный контроль
- 20. Принципы и объекты государственного регулирования.
- 21. Методы государственного регулирования экономики.
- 22. Регулирование материального производства.
- 23. Регулирование фондового рынка
- 24. Регулирование денежного обращения
- 25. Валютное регулирование
- 26. Государственная научная и промышленная политика
- 27. Управление топливно-энергетическим комплексом
- 28. Управление агропромышленным комплексом
- 29. Управление оборонно-промышленным комплексом.
- 30. Управление транспортным комплексом
- 31. Управление государственным имуществом.
- 32. Государственная региональная политика.
- 34. Местное самоуправление.
- 35. Межбюджетные отношения.
- 36. Основы взаимодействия власти и бизнеса.
- 40. Лоббирование
- Формы (технологии) лоббизма
- 41. Партнерство власти и бизнеса
- 42. Социальная политика государства
- 43. Регулирование доходов населения.
- 44. Государственная политика в области занятости.
- 45. Управление отраслями социальной сферы.
- 46 Вопрос.Социальная защита населения
- 47 Вопрос. Концепция преобразований в жилищно-коммунальном комплексе.
- 48 Вопрос. Жилищно-коммунальное строительство.
- 49. Жилищно-коммунальное обслуживание.
- 50. Тарифное регулирование
- 51. Субсидирование жилищно-коммунальных платежей.
- 52. Организационные структуры управления жилищно-коммунальным комплексом.
- 53. Управление конфликтными ситуациями.
- 54. Управление общественными чрезвычайными ситуациями
- 55. Управление в природных и техногенных чрезвычайных ситуациях
- 56. Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций