26. Государственная научная и промышленная политика
Развитие производительных сил, эффективность экономики, состояние обороны, защищенность личности от неблагоприятных факторов, уровень жизни, духовную культуру народа определяет развитие науки. Опыт развитых стран свидетельствует, что только государство способно регулировать технологическое развитие страны, аккумулировать заказы на науку, обеспечивать широкую доступность использования научных достижений в практических целях.
В России существует обширная сеть научно-исследовательских организаций Установлен резерв средств в размере 2% бюджетных ассигнований на проведение исследований и содействие научно-техническому прогрессу, фундаментального и прикладного направления. 0,5% ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете Министерству экономического развития и торговли России, направляются на выполнение прикладных экономических исследований.
Образованы внебюджетные фонды содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, производственных инноваций, фундаментальных исследований.
Муниципальным образованиям с градообразующими научно-производственными комплексами присваивается статус наукограда. Статус наукограда присваивается Президентом РФ по представлению Правительства РФ на срок до 25 лет.
Государственную научно-техническую политику гражданского назначения осуществляет Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации совместно с Российской Академией наук, федеральными органами исполнительной власти.
Органы государственной власти утверждают уставы научных учреждений, контролируют использование предоставленного им в ведение имущества.
Экономический рост возможен лишь на основе инновационного пути развития, создания эффективной системы внедрения наукоемких технологий через цивилизованный рынок достижений науки.
В стране действуют около 40 тыс. малых технологических фирм, где заняты более 200 тыс. чел. Основным источником финансирования инноваций являются собственные средства предприятий.
На средства федерального и региональных бюджетов создаются инновационно-технологические центры (ИТЦ). В функционирующих 18 ИТЦ заняты 7 тыс. специалистов. Они испытывают товары, в случае востребованности их рынком создают инновационно-промышленные комплексы для серийного производства. Основными критериями отбора проектов для финансирования являются высокий научный уровень; междисциплинарность, т.е. связь со смежными науками; повышение конкурентоспособности продукта.
По направлениям реализации промышленной политики предприятия делятся на три группы:
1. Предприятия экспортно-ориентированных отраслей (нефть, газ, лес, алмазы).
2. Отрасли, обладающие большим научно-техническим потенциалом и способные в короткие сроки создать конкурентоспособные изделия для мирового и внутреннего рынка: авиация, ракетно-космическое производство.
3. Отрасли с большим техническим отставанием: автомобильное, транспортное, дорожное, сельскохозяйственное машиностроение, легкая, пищевая промышленность.
Проводниками промышленной политики являются федеральные органы исполнительной власти.
Наибольшее правовое обеспечение получили финансово-промышленные группы. Финансово-промышленную группу (ФПГ) образует совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные ресурсы. Основной целью ФГП является технологическая или экономическая интеграция для реализации инвестиционных и иных проектов и программ. ФПГ являются эффективным средством реализации приоритетов структурной политики и концентрации инвестиционных ресурсов.
Инструментом государственной промышленной политики являются также холдинговые системы. Холдинги централизуют функции управления дочерними предприятиями. Они создаются как со 100%-м участием государственного капитала, так и с участием государства в форме владения крупными пакетами акций входящих в холдинг предприятий.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1. Понятие и предмет системы государственного управления.
- 2. Система государственного управления и формы государственного устройства.
- 3. Функции государства и государственного управления.
- 4. Виды и методы государственного управления.
- 5. Государственное управление за рубежом.
- 6. Государственное управление в России.
- 7. Президент Российской Федерации. Органы обеспечения президентской власти.
- 8. Органы законодательной власти (Федеральное Собрание).
- 9. Органы исполнительной власти.
- 10. Вопрос органы судебной власти.
- 11. Разграничение предметов ведения и полномочий
- 12. Органы государственной власти субъектов рф
- 13. Факторы и направления государственной политики.
- 14. Принятие нормативных правовых актов.
- 15. Планирование как инструмент государственной политики.
- 16. Разработка политических решений.
- 17. Реализация государственной политики
- 18. Государственная служба.
- 19. Государственный контроль
- 20. Принципы и объекты государственного регулирования.
- 21. Методы государственного регулирования экономики.
- 22. Регулирование материального производства.
- 23. Регулирование фондового рынка
- 24. Регулирование денежного обращения
- 25. Валютное регулирование
- 26. Государственная научная и промышленная политика
- 27. Управление топливно-энергетическим комплексом
- 28. Управление агропромышленным комплексом
- 29. Управление оборонно-промышленным комплексом.
- 30. Управление транспортным комплексом
- 31. Управление государственным имуществом.
- 32. Государственная региональная политика.
- 34. Местное самоуправление.
- 35. Межбюджетные отношения.
- 36. Основы взаимодействия власти и бизнеса.
- 40. Лоббирование
- Формы (технологии) лоббизма
- 41. Партнерство власти и бизнеса
- 42. Социальная политика государства
- 43. Регулирование доходов населения.
- 44. Государственная политика в области занятости.
- 45. Управление отраслями социальной сферы.
- 46 Вопрос.Социальная защита населения
- 47 Вопрос. Концепция преобразований в жилищно-коммунальном комплексе.
- 48 Вопрос. Жилищно-коммунальное строительство.
- 49. Жилищно-коммунальное обслуживание.
- 50. Тарифное регулирование
- 51. Субсидирование жилищно-коммунальных платежей.
- 52. Организационные структуры управления жилищно-коммунальным комплексом.
- 53. Управление конфликтными ситуациями.
- 54. Управление общественными чрезвычайными ситуациями
- 55. Управление в природных и техногенных чрезвычайных ситуациях
- 56. Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций