50. Тарифное регулирование
Существующая в настоящее время система тарифообразования основывается на расчете себестоимости затрат предприятий-производителей и поставщиков коммунальных услуг с нормированием их рентабельности. В определенной мере этот подход оправдан по отношению к предприятиям, являющимся естественными монополистами, но по отношению к предприятиям, работающим в потенциально конкурентной и конкурентной зонах, такой подход не является оптимальным. Подобная практика тарифообразования приводит к отсутствию стимулов повышения эффективности деятельности предприятий, т. к. снижение себестоимости производимой продукции ведет к снижению тарифа ее оплаты и к уменьшению абсолютной величины получаемой предприятием прибыли, напротив, увеличение роста затрат предприятия ведет к ее повышению.
Следствием этого является заинтересованность предприятия в росте, а не в снижении затрат. Совершенствование политики тарифообразования должно проводиться в первую очередь с целью соблюдения интересов потребителей коммунальных услуг и стимулировать производителя к внедрению мероприятий, повышающих эффективность его деятельности. Подходы к формированию стоимости произведенной продукции должны быть дифференцированы в зависимости от степени монополизации занимаемого предприятием рынка услуг.
Основное требование к системе тарифного регулирования состоит в том, что с ее помощью органы местного самоуправления должны добиться от коммунального предприятия выполнения определенных ему целей. Система тарифного регулирования должна обеспечить выполнение производственной программы предприятия и стимулировать предприятие к сокращению собственных издержек.
В естественно монопольной зоне тарифное регулирование должно осуществляться в следующих формах:
— установление тарифной базы и правил ее применения;
— осуществление индексации тарифов в соответствии с изменениями макроэкономических показателей;
— надзор за исполнением правил тарифообразования, выдача обязательных для исполнения предписаний, др.
В потенциально конкурентной зоне — в следующих формах:
— определение тарифной базы и ее использование в качестве максимальной стоимости производства услуг, при проведении конкурсного отбора предприятия;
— последующее определение тарифа по результатам конкурса.
В конкурентной зоне тарифное регулирование осуществляться не должно, а стоимость услуг предприятий должна осуществляться посредством рыночного регулирования.
Определение монопольных, потенциально конкурентных и конкурентных зон рынка
Следует отметить, что деление рынка жилищно-коммунальных услуп на монопольные, потенциально конкурентные и конкурентные зоны является достаточно условным и во многом зависит от исторически сложившейся структуры размещения предприятий ЖКХ и жилищного фонда, наличия в муниципальном образовании промышленных предприятий и производств, способных производить аналогичные предприятиям ЖКХ услуги и т. д.
Монопольные зоны рынка характеризуются невозможностью или нецелесообразностью организации альтернативного производства или привлечения к оказанию услуг альтернативного производителя. Применительно к жилищно-коммунальному хозяйству к монопольным зонам рынка однозначно относятся коммунальные сети водоснабжения, канализации, теплоснабжения.
Во всех других случаях, даже если существует монопольный производитель какой-либо услуги, его монополия никогда не является абсолютной и не распространяется на весь производственный цикл. Если произвести детальный анализ производственной структуры, окажется, что в той или иной форме конкуренция присутствует либо со стороны подразделений предприятия, либо существует возможность ее организации за счет выделения конкурентных зон в производственном цикле предприятия-монополиста и организации самостоятельных предприятий, испытывающих давление со стороны внешних предприятий, производящих аналогичную продукцию. Конкуренция также проявляется в виде конкуренции статистической, при которой показатели одной фирмы, обладающей местной монополией, сравниваются с показателями аналогичных фирм, работающих в других местностях, что позволяет делать вывод о качестве работы предприятия и принимать соответствующие меры. Таким образом, большинство предприятий, считающихся монополистами, возможно поставить в условия рыночной конкуренции, сформировать локальные рынки производства услуг и обеспечить рыночное регулирование стоимости производимой ими продукции. К предприятиям, осуществляющим свою деятельность в потенциально конкурентных зонах, можно отнести предприятия теплоснабжения, водоснабжения, водоотведе-ния, осуществляющие обслуживание и содержание жилищного фонда, и другие предприятия, деятельность которых в настоящее время находится вне рыночного регулирования.
К конкурентным зонам в жилищно-коммунальном хозяйстве относятся зоны рынка, в которых присутствует достаточное количество предприятий, способных производить необходимые работы и услуги надлежащего качества. К этим предприятиям относятся предприятия по обслуживанию лифтового хозяйства, вывозу бытового мусора, производству ремонтов зданий, обслуживанию домофонов, антенного хозяйства и другие.
Тарифообразование на услуги предприятий-монополистов
При наличии естественных локальных монополий, предоставляющих коммунальные услуги потребителям, главными направлениями ценовой политики Должны быть: создание нормативно-правового механизма минимизации затрат на производство и поставку ЖКУ и на этой основе — оптимизация устанавливаемых цен и тарифов с включением в их состав планово-обоснованного Размера прибыли (процента рентабельности).
Первоначально размер тарифа для предприятия должен покрывать его издержки на производство продукции и включать в себя размер установленной рентабельности его деятельности. Установление тарифов должно проводиться на достаточно длительный срок, и его изменения должны быть жестко регламентированы. Продолжительность срока действия тарифа и прогнози-руемость его изменения должны стимулировать предприятие к получению дополнительной (сверхнормативной) прибыли за счет изыскания и внедрения в технологический процесс мероприятий, снижающих себестоимость производства продукции или услуги. Изменение тарифа должно зависеть в первую очередь от изменения макроэкономических показателей и значительных изменений стоимостей покупного сырья и материалов, необходимых для производства услуги.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1. Понятие и предмет системы государственного управления.
- 2. Система государственного управления и формы государственного устройства.
- 3. Функции государства и государственного управления.
- 4. Виды и методы государственного управления.
- 5. Государственное управление за рубежом.
- 6. Государственное управление в России.
- 7. Президент Российской Федерации. Органы обеспечения президентской власти.
- 8. Органы законодательной власти (Федеральное Собрание).
- 9. Органы исполнительной власти.
- 10. Вопрос органы судебной власти.
- 11. Разграничение предметов ведения и полномочий
- 12. Органы государственной власти субъектов рф
- 13. Факторы и направления государственной политики.
- 14. Принятие нормативных правовых актов.
- 15. Планирование как инструмент государственной политики.
- 16. Разработка политических решений.
- 17. Реализация государственной политики
- 18. Государственная служба.
- 19. Государственный контроль
- 20. Принципы и объекты государственного регулирования.
- 21. Методы государственного регулирования экономики.
- 22. Регулирование материального производства.
- 23. Регулирование фондового рынка
- 24. Регулирование денежного обращения
- 25. Валютное регулирование
- 26. Государственная научная и промышленная политика
- 27. Управление топливно-энергетическим комплексом
- 28. Управление агропромышленным комплексом
- 29. Управление оборонно-промышленным комплексом.
- 30. Управление транспортным комплексом
- 31. Управление государственным имуществом.
- 32. Государственная региональная политика.
- 34. Местное самоуправление.
- 35. Межбюджетные отношения.
- 36. Основы взаимодействия власти и бизнеса.
- 40. Лоббирование
- Формы (технологии) лоббизма
- 41. Партнерство власти и бизнеса
- 42. Социальная политика государства
- 43. Регулирование доходов населения.
- 44. Государственная политика в области занятости.
- 45. Управление отраслями социальной сферы.
- 46 Вопрос.Социальная защита населения
- 47 Вопрос. Концепция преобразований в жилищно-коммунальном комплексе.
- 48 Вопрос. Жилищно-коммунальное строительство.
- 49. Жилищно-коммунальное обслуживание.
- 50. Тарифное регулирование
- 51. Субсидирование жилищно-коммунальных платежей.
- 52. Организационные структуры управления жилищно-коммунальным комплексом.
- 53. Управление конфликтными ситуациями.
- 54. Управление общественными чрезвычайными ситуациями
- 55. Управление в природных и техногенных чрезвычайных ситуациях
- 56. Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций