25. Валютное регулирование
Валюты подразделяются на три группы:
1. Замкнутые валюты, сфера использования которых ограничена территорией страны.
2. Конвертируемые валюты, т.е. обратимые в другие валюты.
3. Ограниченно обратимые валюты, т.е. конвертируемые лишь в некоторые другие валюты (в пределах определенной валютной зоны).
Основой валютной политики государства является регулирование обменного курса рубля, т.е. цен иностранных валют, выраженных в рублях (валютных курсов). Валютный курс служит барометром состояния национальной денежной единицы, платежного баланса, влияет на макроэкономические показатели, доходные и расходные статьи государственного бюджета. Крепкая, устойчивая валюта всегда благо, но конкретно высокий или низкий курс может быть и полезным и вредным. Все зависит от валютного режима в стране, ситуации в экономике, соотношения между экспортом и импортом, целей, которые ставит курсовая политика.
Различают следующие виды валютного регулирования:
1. Жесткий фиксированный курс, включая модификацию в виде валютного совета (Аргентина, Литва, Эстония).
2. Управляемый фиксированный курс — коридор (Бразилия, Россия до 17 августа 1998 г. и др.).
3. Плавающий, в том числе свободный, управляемый с помощью периодических интервенций курс (США, Япония, Россия после 17 августа 1998 г. и др.).
Валютное регулирование осуществляется как экономическими, так и административными методами. Экономические методы (ставки рефинансирования, интервенции на бирже и т.д.) интересы конкретных участников рынка не затрагивают, рассчитаны на добровольный выбор их поведения. Административные методы предполагают волевое управление рынком с целью удаления с него нежелательных игроков и включают прямые запреты на какие-то операции.
Валютное регулирование использует понятия резидента (предприятие, организация с местонахождением в России, а также физические лица, постоянно проживающие в России, в том числе временно находящиеся за ее пределами) и нерезидента (юридические и физические лица за пределами России).
Валютное регулирование и контроль концентрируются на пресечении спекуляций против рубля, незаконного вывоза валюты, расширении использования рубля во внешнеторговом обороте, дедолларизации экономики. Для организаций и частных лиц устанавливаются ограничения покупки и продажи иностранных валют, а также другие ограничения с целью уменьшения дефицита платежного баланса и поддержания курса национальной валюты. Нерезиденты могут без ограничений продавать и покупать валюту за рубли, ввозить ее в Россию. Валютный курс устанавливается на единой торговой сессии (ETC) ежедневно в 11.30.
Так, валютная интервенция (продажа или скупка Банком России иностранной валюты) или повышает, или понижает курс рубля. Для повышения курса Банк России выбрасывает на рынок иностранную валюту, она дешевеет, а рубль дорожает. Валютные резервы сокращаются. Когда их остается немного или валюта требуется для других нужд, он может выступить покупателем на рынке валюты и курс рубля понизится. Рубль дешевеет, а валюта расходуется, например, на выплату по внешнему государственному долгу. В этом случае поднимаются цены на импортные товары, население теряет, т.е. долг частично выплачивается за счет населения. Когда рубль дорожает (доллар падает), то валютные резервы тратятся на поддержание рубля, покупатели долларов довольны: можно закупить больше импортных товаров и дешевле продать, т.е. население выигрывает.
В условиях действующего порядка курс рубля фиксируется ежедневно; Банк России официально объявляет фактически о размерах девальвации или ревальвации.
Девальвация может быть одномоментной и в значительных размерах (десятки, сотни процентов) и постепенной или ползучей (доли процента, несколько процентов).
Банк России является основным органом валютного регулирования, он издает правила обращения иностранной валюты, выдает лицензии коммерческим банкам на валютные операции, проводит все виды валютных операций. Органами валютного контроля являются Банк России, Минфин России.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1. Понятие и предмет системы государственного управления.
- 2. Система государственного управления и формы государственного устройства.
- 3. Функции государства и государственного управления.
- 4. Виды и методы государственного управления.
- 5. Государственное управление за рубежом.
- 6. Государственное управление в России.
- 7. Президент Российской Федерации. Органы обеспечения президентской власти.
- 8. Органы законодательной власти (Федеральное Собрание).
- 9. Органы исполнительной власти.
- 10. Вопрос органы судебной власти.
- 11. Разграничение предметов ведения и полномочий
- 12. Органы государственной власти субъектов рф
- 13. Факторы и направления государственной политики.
- 14. Принятие нормативных правовых актов.
- 15. Планирование как инструмент государственной политики.
- 16. Разработка политических решений.
- 17. Реализация государственной политики
- 18. Государственная служба.
- 19. Государственный контроль
- 20. Принципы и объекты государственного регулирования.
- 21. Методы государственного регулирования экономики.
- 22. Регулирование материального производства.
- 23. Регулирование фондового рынка
- 24. Регулирование денежного обращения
- 25. Валютное регулирование
- 26. Государственная научная и промышленная политика
- 27. Управление топливно-энергетическим комплексом
- 28. Управление агропромышленным комплексом
- 29. Управление оборонно-промышленным комплексом.
- 30. Управление транспортным комплексом
- 31. Управление государственным имуществом.
- 32. Государственная региональная политика.
- 34. Местное самоуправление.
- 35. Межбюджетные отношения.
- 36. Основы взаимодействия власти и бизнеса.
- 40. Лоббирование
- Формы (технологии) лоббизма
- 41. Партнерство власти и бизнеса
- 42. Социальная политика государства
- 43. Регулирование доходов населения.
- 44. Государственная политика в области занятости.
- 45. Управление отраслями социальной сферы.
- 46 Вопрос.Социальная защита населения
- 47 Вопрос. Концепция преобразований в жилищно-коммунальном комплексе.
- 48 Вопрос. Жилищно-коммунальное строительство.
- 49. Жилищно-коммунальное обслуживание.
- 50. Тарифное регулирование
- 51. Субсидирование жилищно-коммунальных платежей.
- 52. Организационные структуры управления жилищно-коммунальным комплексом.
- 53. Управление конфликтными ситуациями.
- 54. Управление общественными чрезвычайными ситуациями
- 55. Управление в природных и техногенных чрезвычайных ситуациях
- 56. Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций