logo search
Добрынин / Добрынин

17.3. Потребление и сбережения: взаимосвязи и различия

Оптимизация макроэкономических пропорций достигается через механизм спроса и предложения. Рассмотрим проблему согласования спроса и предложения применительно к владельцам капитала и рабочей силы.

Фирмы, администрация которых выступает в качестве представителей капитала, производят продукцию, выручают за это деньги и предъявляют спрос на рабочую силу. Работники предлагают свою рабочую силу, получают за это вознаграждение и предъявляют спрос на произведенную продукцию. На основе взаимодействия фирм и домашних хозяйств на рынке товаров и услуг складывается пропорция деления ВНП на потребление и сбережение.

Потребление представляет собой индивидуальное и совместное использование потребительских благ, направленное на удовлетворение материальных и духовных потребностей людей. В стоимостной форме — это та сумма денег, которая тратится населением на приобретение материальных благ и услуг. Таким образом, все, что не относится к сбережениям, не уходит в виде налога, не находится на заграничных счетах — это потребление. Люди склонны откладывать потребление сегодня в надежде, что потребление в будущем принесет им больше полезности, чем в настоящем. Первичной ячейкой потребления выступает семья. В ней формируются объем и структура потребления. Семейное хозяйство характеризуется общим потребительским бюджетом, жилищным и накопленным имуществом.

Потребление населения — один из главных компонентов, определяющих развитие экономики. На потребительские расходы приходится от 2/3 до 3/4 валового внутреннего продукта. Они формируют потребительское поведение, которое является своеобразным индикатором циклического развития экономики. Для оценки потребительского поведения используется показатель — индекс потребительских настроений (ИПН). Он входит в число основных макроэкономических показателей, на основе которых делаются прогнозы экономического цикла. Это важно как для краткосрочного планирования любого бизнеса, так и для выработки экономической политики государства.

Индекс потребительских настроений был разработан в 1946 г. в США. Однако интенсивное его использование началось в 70-х годах. Практическое использование индекса для анализа российской экономики начинается с 1992 г. Рассмотрим методику его определения и построения. В основе индекса лежат данные опроса 2400 человек в 101 точке страны, отобранных по социальному положению, полу и возрасту так, чтобы они наиболее точно представляли мнение всего населения страны. Для построения индекса используются ответы на 5 основных вопросов:

Индекс рассчитывается в процентах (из доли положительных ответов вычитается доля отрицательных), затем к полученному значению прибавляется 100, чтобы не иметь отрицательных величин. Таким образом, сплошь негативные ответы на все вопросы дали бы общий индекс 0, сплошь позитивные дали бы общий индекс 200, равновесие негативных и позитивных дает индекс 100, являющийся в сущности нулевой отметкой.

Среднее арифметическое из частных индексов дает совокупные индексы. К их числу относятся:

Динамику индексов, отражающих текущее состояние населения России, его потребительских ожиданий и настроений с 1992 по 1997 г., дает рис. 17.4.

Расположение индексов свидетельствует о том, что большинство людей надеется, что завтрашний день будет лучше сегодняшнего, поскольку линия ожидания (ИПО) оказалась верхней, линия текущего состояния (ИТС) — нижней, линия обобщающая (ИПН) — средней. Индекс потребительских настроений в России начиная с 1992 г. держится ниже 70. Важное значение имеет не столько его абсолютное значение, сколько динамика. В начале 1993 г. ИПН упал ниже 60, тогда как перед тем был выше 65. К началу 1994 г. также наблюдается снижение индекса до 60, хотя перед этим он достигал 70 и более. Наконец, в ноябре 1996 г. он оказался немногим более 60, тогда как в середине года держался на уровне 70. С декабря 1992 г. по декабрь 1996 г. наблюдались три понижательные волны индекса. Попытаемся выяснить, какие факторы способствовали этому процессу? Первая волна была связана с политическим кризисом в стране: апрельским референдумом и октябрьскими событиями. Вторая понижательная волна индекса наблюдалась в начале 1994 г. Его снижение обусловило инфляционное напряжение, которое разрядилось валютным крахом «черного вторника», скачком цен и резким падением реальных доходов населения.

В ноябре 1996 г. наблюдалась третья понижательная волна. Интересно узнать — какие факторы обусловили снижение индекса и насколько глубокий характер носит их действие? Данному процессу способствовал целый комплекс факторов. Прежде всего — задолженность по зарплате и пенсиям, увеличение пошлин с лиц, занятых «челночной» торговлей. Снижению индекса способствовало снижение числа занятых на конверсируемых предприятиях (12 % против 7 по промышленности в целом). На этих предприятиях заработная плата составляет 2/3 от средней по промышленности.

На снижение индекса воздействовали факторы более глубокого порядка. Наблюдалось снижение расходов населения на непродовольственные товары с 42,4 в 1993 г. до 33 % к концу 1996 г., увеличение расходов на жилищно-коммунальные услуги с 0,7 в 1993 г. до 6,1% к концу 1996 г. При этом доля оплаты жилья возросла в 17 раз: с 0,1 до 1,7 %. К этому следует добавить увеличение доли оплаты коммунальных услуг в 43 раза: с 0,1 до 4,3 %, что соответствовало величине всех расходов средней российской семьи в 1993 г. на хлеб. К концу 1996 г. на покупку хлеба приходилось 10,1% расходов. Несмотря на понижательные процессы, происходившие в российской экономике в течение 1993-1996 гг., ИНП не опускался ниже 60, а с июля 1997 г. наметилась тенденция его роста. Если в ноябре 1996 г. его величина составила 61,4, то к сентябрю 1997 г. — 77,5. За этот период наметилось сокращение разрыва между верхней и нижней кривыми, а также абсолютный их рост. Это свидетельствует о возросшей трезвости оценок, об уменьшении разрыва между ожиданиями и действительностью, о росте потребления. Мультипликационный эффект был вызван ростом инвестиций в производственную сферу. (Данные проф. О. Лациса. «Известия», № 43 и 83, март-май 1997 г.; «Новые Известия», 4 ноября 1997 г.).

Сбережения — это отсроченное потребление или та часть дохода, которая в настоящее время не потребляется. Они равны разнице между доходами и текущим потреблением. Сбережение — это процесс, который связан с обеспечением в будущем производственных и потребительских нужд.

Следовательно, сбережение — это экономический процесс, связанный с инвестированием; часть дохода, которая остается неиспользованной при затратах на текущие производственные и потребительские нужды, накапливается. Сбережения делаются как фирмами, так и домашними хозяйствами. Фирмы сберегают для инвестирования — на расширение производства и увеличение прибыли. Домашние хозяйства сберегают по ряду причин, среди которых: мотивы обеспечения старости и передачи состояния детям, накопление средств для покупки земли, недвижимости и дорогостоящих предметов длительного пользования. Сбережение и инвестирование осуществляются независимо друг от друга, разными экономическими субъектами и вследствие разных причин. Каким образом доход распределяется на потребление и сбережение? Отвечая на этот вопрос, важно прежде всего дать характеристику общих свойств функции потребления. Она показывает отношение потребительских расходов к доходу в их движении.

Личное потребление домашних хозяйств С образует важнейшую составляющую часть эффективного спроса. Но если вспомнить, что сбережение S представляет собой превышение дохода над потребительскими расходами, то станет ясно, что, анализируя факторы, определяющие потребление, мы одновременно рассматриваем и факторы, от которых зависит сбережение:

Y = С + S.

Данное уравнение показывает, что часть доходов идет на личное потребление С, а избыток принимает форму сбережений S. Вместе с тем расходы общества могут быть представлены, с одной стороны, как спрос на потребительские нужды С, а с другой — на инвестиционные I:

Y = С + I.

Характеризуя соотношение между объемом национального дохода и расходами на потребление, Д. Кейнс отмечал, что уровень потребления зависит от уровня дохода. «Психология общества такова, — писал Кейнс, — что с ростом совокупного реального дохода увеличивается и совокупное потребление, но не в такой же мере, в какой растет доход» (Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс, 1978. С. 80). В формализованном виде потребление можно выразить следующей функцией:

С = С(Y).

Однако доход является основным фактором, определяющим не только потребление, но и сбережения:

S = S (Y).

Исследованиями установлено, что потребление движется в том же направлении, что и доход. Однако потребление зависит не только от дохода, но и от так называемой предельной склонности к потреблению (МРС).

Предельная склонность к потреблению выражает отношение любого изменения в потреблении к тому изменению в доходе, которое его вызвало. Математически это выглядит так:

Эта модель показывает нам, какая часть дополнительного дохода уходит на приращение потребления. Как определить МРС? Рассмотрим данные табл. 17.1.

Таблица 17.1