24.4. Общегосударственное планирование — один из методов регулирования экономики
В командно-административной экономике государственное планирование являлось основным методом регулирующего воздействия на производство, обмен и распределение производимого продукта. Адекватно оно соответствовало господствующей государственной собственности и распространялось на распределительные процессы всех без исключения ресурсов и производимых благ. Такая система плановой привязки производителя и потребителя приводила к разрастанию планирующих распределительно-снабженческих структур, росту издержек производства и обращения, создавала искусственный дефицит при скрытом избытке производимого продукта. Более того, план как юридический закон распределения превращался в тормоз НТП, инноваций, роста производительности труда. Россия как главное государство использования плана отставала от развитых стран по общему уровню экономического роста, производительности общественного труда, производству конечного продукта на душу населения. Поэтому с началом реформирования экономики и перевода ее на рыночные связи и отношения государственные органы отказались от использования планирования как метода регулирования глобальных связей и равновесного экономического роста на отдаленный горизонт.
В экономической науке господствующее положение заняли позиции тех авторов, которые полностью отрицают возможность использования централизованного и индикативного планирования не только в переходной, но и развитой рыночной экономике.
Однако опыт функционирования административно-командной и рыночной систем свидетельствует о том, что виноват не сам метод планирования, а его гипертрофированное использование в интересах государства, монополий и отдельных классово-партийных групп. Метод планирования, как и план, предполагает использование позитивных факторов. План в любом национальном образовании увязывает цели, ресурсы и мероприятия в единое целое. Более того, в постиндустриальном обществе с преимущественно децентрализованной системой принятия решений товарно-денежные отношения объективно обусловливают необходимость вмешательства государства с минимальными потерями ресурсов и времени, поддерживать прогрессивные изменения структуры производства, нейтрализовывать влияние факторов, вызывающих кризисные явления в экономике.
С ростом обобществления и концентрации производства, усложнением связей, достигающих значения многократных, государство уже не в состоянии поддержать равновесие функциональной экономической системы и достаточно высокие темпы ее развития только посредством макроэкономического инструментария, т. е. бюджетного, налогового и денежно-кредитного регулирования. Эти инструменты краткосрочного действия в основном используются для нивелировки, устранения отклонений от прогнозных или планируемых показателей экономического роста и нарушения пропорций, обеспечивающих это развитие.
Становится очевидным, что показатели роста и экономические пропорции могут устанавливаться государством на основе анализа, прогнозирования и плановых программ экономики. В этом случае функциональная экономическая система будет координироваться более совершенным ценовым рыночным механизмом. Пользуясь им при наличии разработанного плана, станет возможным быстрее адаптироваться к факторам, нарушающим ее равновесие.
Это положение целиком относится и к функционированию российской экономической системы, когда она развивается уже не в режиме централизованного планирования, а в условиях развитой инфраструктуры постиндустриального общества.
Проявление планомерности и организация планирования не только объективно необходимы, но и возможны в рыночной экономике. Чем обусловлена эта возможность?
Во-первых, увеличением вовлеченного в реальное производство колоссального ресурсного и производственного потенциала. Это ресурсы государственного и частного секторов экономики. При этом, правительственные доходы и расходы оказывают все возрастающее влияние на использование ресурсов частного сектора, вовлекая его во взаимосвязанный оборот.
Во-вторых, государство через финансово-промышленные группы (ФПГ), крупные корпорации оказывает реальное воздействие на деятельность обособленных производителей и принимает меры к достижению согласованности в их деятельности как во внешней торговле, так и в проведении отраслевой и кредитной политики.
В-третьих, усиление взаимосвязи, зависимости и контроля достигается за счет использования информационных систем электронно-вычислительной техники и т. д.
Планомерность — это последовательность реализации отраслевых и межотраслевых связей, рационального поведения и рационального использования рыночных регуляторов для достижения целей экономического роста. План фиксирует предполагаемую последовательность в использовании ресурсов как по количеству, так и по их качественному составу с учетом сложившихся ценностей. Макроэкономическое планирование предполагает организованную деятельность, осуществляемую как центральным планирующим органом, так и его локальными подразделениями (регионами, муниципалитетами и т. д.).
Применительно к рыночной экономике, на это указывал К.Ландауэр в книге «Теория национального экономического планирования», плановые учреждения должны анализировать, как предполагаемые изменения в производственном процессе повлияют на доходы разных групп населения и какова будет реакция потребителей на изменение в снабжении и доходах (Landauer Cari. Theory of National Planning. Uneversity of California Press. 1994. C.171-173).
Отметим, что еще в 30-х годах ряд крупнейших экономистов США (В. Леонтьев, Дж. К. Гелберт, С. Холланд и др.) выступили с манифестом по созданию в аппарате Президента США Управления национального экономического планирования с функциями анализа экономики страны, выявления долгосрочных тенденций развития, разработки программ развития производственной и социальной сфер, а также координации деятельности всех государственных органов по регулированию экономики.
Дж. Гелберт отмечал, что существующее внутрифирменное стратегическое планирование не может обеспечить полного согласования между отраслями-производителями и отраслями-потребителями ввиду нерыночного поведения крупных корпораций. Это может обеспечить только государственный плановый орган (Гелбрейт Дж. Экономические теории и цели общества. М.: Прогресс, 1969. С. 395-397).
Государственное вмешательство через разработанные программы предусматривает субсидирование и кредитование из бюджета жилищного строительства, проведение структурной, антикризисной и финансовой политики. В условиях рынка никакие организации частного сектора, олигополистические структуры и их различные ассоциации не в состоянии определить комплексные проблемы и задачи, относящиеся ко всей функциональной экономической системе. Только государственные органы в состоянии разработать долгосрочные прогнозы вовлечения неиспользованных резервов и ресурсов, имеющихся в стране, и определить цели, которые не всегда совпадают с целями предпринимательского сектора экономики.
Системой плановых ориентиров государство имеет возможность скорректировать структурные сдвиги, которые, как правило, порождают такие кризисные явления, как безработица, инфляция, неравновесие совокупных рынков и т.д. Совершенная государственная координация во многих случаях действует более эффективно чем ценовой механизм рынка. На этом основывается государственная промышленная политика Японии, которую проводит Министерство внешней торговли и промышленности. Согласованное планирование в этой стране явилось одним из средств успешного перехода к быстрорастущему производству.
В 60-х годах планирующие органы были созданы во Франции — Генеральный комиссариат по планированию, в Канаде — Экономический совет, в Голландии — Центральное плановое бюро и в других странах. Эти планирующие органы анализируют социальные, экологические, демографические проблемы и разрабатывают систему регулирующих мер по их оптимизации. В их функционировании заинтересованы прежде всего предприниматели, подвергающиеся инвестиционному риску при вложении капитала в те или иные отрасли экономики.
В странах с рыночной экономикой используются как методы централизованного, так и индикативного планирования. По мере накопления опыта и изменения объективных условий наблюдается переход от одного к другому. Так, Франция, первая использовавшая в послевоенные годы индикативное планирование, в последующем перешла к разработке и реализации стратегических государственных планов.
Формирование единого централизованного плана находится в зависимости от действия внутренних (эндогенных) и внешних (экзогенных) факторов, из которых формируются экономический рост и внутренний валовой продукт. В его создании участвуют различные государственные и частные структуры на основе вариантов государственной экономической политики а, представленной множеством А. Если варианты экономической политики отличаются только количественно, то а можно представить вектором большой размерности, численные значения которого соответствуют элементам бюджетной, налоговой, кредитно-денежной политики.
Как известно, состояние функциональной экономической системы зависит от экзогенных, малоуправляемых факторов z — изменения конъюнктуры мирового рынка, соотношения курсов валют, объема экспорта, притока внешних инвестиций и т. п. Все возможные состояния экзогенных факторов образуют множество Z. Возможное состояние функциональной экономической системы в будущем горизонте образует x. Если рассматривать только количественное различие экономики, то х образует множество X, которое ограничено множеством возможных экономических стратегий А и множеством значений экзогенных факторов Z. В этом случае функционирование экономической системы и механизм управления ею может быть представлен зависимостью:
x = f (a,z),
т. е. состояние планируемой экономики х является функцией от политики, проводимой планирующим центром А, и от экзогенных факторов z. В итоге, каждой паре a, z соответствует определенное состояние х.
Это наиболее упрощенное, условное представление о планировании. Реальное функционирование моделируется системой уравнений.
Обозначим через W(x) шкалу предпочтений планирующего центра. Если два состояния экономики х' и х", принадлежащие множеству X, соответствуют шкале предпочтений планирующего центра, то
W(x') = W(x")
Если же состояние х' предпочтительней, чем x", то
W(x') > W(x").
Отметим взаимодействие между этими элементами на рис. 24.2.
* Остапенко Ю., Парсадонов Г., Кормишина Т. Государственное регулирование экономики. Ч. 2. М.: ГАУ, 1996. С. 6-7
Упрощение или усложнение планирования функциональных систем предполагает определенный набор этапов и расчетов:
формирование множества возможных вариантов экономической политики А;
формирование обоснованного перечня экзогенных факторов z, влияющих на х;
влияние отраслевой структуры экономики и специфики механизма ее функционирования х = f (a,z);
формирование функций предпочтения W(x);
прогнозирование экзогенных факторов z;
выбор такого варианта экономической политики а, при котором функция предпочтений W(x) достигает максимального значения. Оптимальная экономическая политика соответствует соотношению:
W (f (a,z)) = maxW (f (a,z)) для заданных z.
Здесь представлены лишь контуры возможного централизованного планирования в достижении оптимальной величины ВВП. Это планирование отличается от планов экономики развитого социализма, где они носили обязательно-директивный характер и включали в орбиту планирования не только макропропорции, но и движение самых несущественных благ и услуг.
Методология и методы индикативного планирования отличны от централизованного плана.
Индикативное планирование представляет собой процесс разработки системы взаимосвязанных индикаторов (параметров) состояния экономики, а также определение мер государственного воздействия на экономические и социальные процессы с целью достижения этих индикаторов. К индикаторам относится система показателей экономической динамики: структура и эффективность экономики, состояние обращения, занятости, уровня жизни, движение цен и т. д. Индикативный план, как и централизованный, должен быть сбалансированным по материальным, трудовым и финансовым ресурсам. Отсутствие реальных ресурсов в данное время предполагает возможный расчет получения их в будущем горизонтальном периоде. Поэтому индикативные планы больше напоминают прогнозные расчеты, которые не носят директивного характера. В целом индикативное планирование опирается на согласованность и гармонию общественных интересов. Поэтому в случае экономических конфликтов и кризисных симптомов спада производства и роста безработицы доверие к этим планам и методам индикативного прогноза резко снижается, а экономика в этом случае вступает в полосу неопределенности и недоверия к сбалансированным индикаторам.
Несмотря на недостатки, индикативные планы позволяют разработать обоснованные цели, задачи и методы реализации государственной социально-экономической политики, организовать взаимодействие всех звеньев федеральной системы (центра и регионов).
Индикативный план органично соединяет в едином концептуальном документе действующую экономическую политику, прогнозные расчеты государственных программ, систему регуляторов, объемы государственных инвестиций и возможности воздействия на динамику функционирования структур на микроуровне. При благоприятной экономической конъюнктуре индикативный план выступает стимулирующим фактором экономического роста при прямом и косвенном государственном регулировании. Использование его позволяет решать крупные социальные и экологические программы по миграции трудовых ресурсов, освоению территорий, охране водных, лесных и почвенных ресурсов национального государства и его регионов. На основе индикативных планов определяются:
глобальные элементы структурной программы государства;
структура экспорта и импорта;
основные направления НТП и науки;
развитие рыночной и производственной инфраструктуры;
основные направления реформирования социальных условий и социальных структур;
показатели уровня жизни и обеспеченности населения;
параметры институциональной политики государства.
В переходной экономике России отсутствуют специальные органы организации как централизованного, так и индикативно-прогнозного планирования. Частично эту работу осуществляет Министерство экономики, которое определяет важнейшие направления-индикаторы приватизационных мероприятий, изменения структуры промышленного и аграрного производства, стабилизации экономики, повышения уровня жизни различных слоев населения. В наследство от командно-административной системы России досталась далеко не совершенная отраслевая структура с преобладанием тяжелой промышленности, военно-промышленного комплекса, сверхмонополизм и сырьевая ориентация экспорта. В формирующейся экономике низок уровень рыночной инфраструктуры, информатики, банковско-кредитной системы.
Эти негативные особенности Российской экономики, с одной стороны, затрудняют действие объективного автоматического рыночного механизма, с другой — дают дополнительные возможности государственного регулирования ее с помощью централизованных и индикативных планов. Положение усугубляется сохранением национального федерализма, недостаточной самостоятельной активностью регионов и финансово-кредитных рынков.
Основной концепцией государственного регулирования экономики России должна стать структурная политика. А основу ее должна составить избирательная поддержка отраслей, обеспечивающих производство конкурентной продукции, независимость и безопасность экономики, повышение благосостояния народа.
- Раздел I. Цели и важнейшие понятия общей экономической теории
- Глава 1. Предмет общей экономической теории
- 1.1. Зарождение и развитие экономической теории
- 1.2. Экономические законы и экономические категории
- 1.3. Предмет исследования общей экономической теории
- 1.4. Различные подходы к анализу экономической динамики
- Глава 2. Философские и методологические основы экономической теории
- 2.1. Философия и экономическая теория
- 2.2. Парадигма экономической теории
- 2.3. Методы познания экономических явлений
- Раздел II. Общие основы экономического развития общества
- Глава 3. Теория производства. Общественное производство — исходная основа экономического роста и развития общества
- 3.1. Место производства в функциональной экономической системе. Основные формы производства
- 3.2. Факторы производства
- 3.3. Оптимальная комбинация и эффективность использования факторов производства
- 3.4. Производственная функция
- 3.5. Закон убывающей производительности и возрастания дополнительных затрат
- 3.6. Организационно-правовые формы производства. Предпринимательство и предприятие (фирма)
- Глава 4. Собственность и модели организации экономической системы
- 4.1. Собственность как экономическое явление
- 4.2. Законы собственности и законы присвоения
- 4.3. Виды собственности и формы хозяйствования
- 4.4. Модели организации экономических систем
- 4.5. Место собственности в реформировании экономики
- Раздел III. Основы теории рыночной экономики
- Глава 5. Основные черты рыночной экономики. Теории стоимости
- 5.1. Товар, его свойства и функциональные формы
- 5.2. Альтернативные теории формирования стоимости товара
- Варианты производства и потребления продукта в для одного работника
- 5.3. Деньги — развитая форма товарных отношений. Функции денег. Эволюция денежных систем
- 5.4. Теория цены товара. Виды цен и тарифов
- Глава 6. Рыночные отношения: сущность, функции, структура
- 6.1. Теоретические основы становления рыночных отношений. Инфраструктура и функции рынка
- 6.2. Элементы рыночной экономики. Принципы функционирования
- 6.3. Формирование рыночного механизма. Проблемы редкости
- 6.4. Структура, виды, сегментация рынков
- 6.5. Границы рыночных отношений. Теоремы а. Смита и р. Коуза
- 6.6. Спотовый и срочный рынки
- 6.7. Модели рыночной экономики
- Характеристика различия форвардов, фьючерсов, опционов
- Глава 7. Совершенная и несовершенная рыночная конкуренция. Механизм функционирования рынка
- 7.1. Экономический цикл конкуренции
- 7.2. Свободная, или совершенная, конкуренция
- 7.3. Механизм спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции
- Спрос и предложение на кофе в банках
- 7.4. Эластичность спроса и предложения
- 7.5. Монополистическая, несовершенная конкуренция
- Основные виды рынков
- 7.6. Формы конкуренции в условиях монополистического производства. Ценовая и неценовая конкуренция
- 7.7. Современные подходы к трактовке проблем совершенной и несовершенной конкуренции
- 7.8. Монопольные цены. Механизм равновесия рынка при монопольных ценах
- Образование монопольных цен
- Глава 8. Саморегулирование экономической системы и обеспечение рыночного равновесия
- 8.1. Общая теория и модели экономического равновесия
- 8.2. Механизм формирования рыночного равновесия. Современные модели рыночного равновесия на микроуровне
- 8.3. Конкурентная рыночная система и принцип «невидимой руки»
- 8.4. Экономические рычаги в механизме саморегулируемой рыночной системы
- Раздел IV. Микроэкономика. Экономическое поведение производителей
- Глава 9. Фирма b системе рыночных отношений. Теория фирмы
- 9.1. Основные формы организации предпринимательства
- 9.2. Организационная структура российского бизнеса
- 9.3. Поведение фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции. Стратегия развития фирмы
- 9.4. Теория управления фирмой — менеджмент
- 9.5. Маркетинг как инструмент коммерческой деятельности фирмы
- Глава 10. Формирование предпринимательского капитала
- 10.1. Первоначальное накопление капитала — исходное начало становления предпринимательства
- 10.2. Рынок капиталов, его субъекты и объекты
- 10.3. Внутренние и внешние источники формирования предпринимательского капитала
- 10.4. Кругооборот инвестиционных ресурсов предприятия. Основные и оборотные фонды
- 10.5. Показатели эффективного использования основного и оборотного капитала
- Глава 11. Теория издержек. Производство и издержки
- 11.1. Концепции издержек производства
- 11.2. Виды издержек. Особенности динамики постоянных, переменных и средних издержек при росте объемов производства
- Классификация издержек (затрат) производства
- 11.3. Издержки и использование труда в производстве. Производительность — мера измерения эффективности функционирования фирмы
- 11.4. Факторы, определяющие динамику производительности труда
- Глава 12. Теория прибыли. Распределение результатов производства, экономическая прибыль, предпринимательский доход, заработная плата
- 12.1. Прибыль и факторы, ее определяющие
- 12.2. Условия максимальной прибыли
- 12.3. Предпринимательский доход
- 12.4. Монопольная прибыль
- 12.5. Экономические основы заработной платы
- 12.6. Основные типы систем заработной платы
- Глава 13. Аграрно-промышленное производство
- 13.1. Аграрное производство - особая сфера приложения труда и капитала
- 13.2. Аграрно-техническая революция
- 13.3. Аграрно-промышленный комплекс
- 13.4. Землепользование и землевладение
- 13. 5. Рыночные отношения в аграрно-промышленном комплексе
- Глава 14. Теория ренты
- 14.1. Земельная рента: сущность, формы
- 14.2. Динамика дифференциальной земельной ренты
- 14.3. Неоклассическая теория рентных доходов
- 14.4. Квазирента и доход на текущие инвестиции
- 14.5. Монопольная и другие виды ренты
- 14.6. Цена земли
- 14.7. Теории извлечения ренты
- Глава 15. Региональная экономика и региональная политика
- 15.1. Регион: содержание и функционирование
- 15.2. Региональная рента — мотив региональной хозяйственной ассоциации
- 15.3. Управление и прогнозирование развития региона
- Раздел V. Макроэкономика. Закономерности функционирования национальной экономики. Экономическая политика государства
- Глава 16. Цели и инструменты макроэкономической политики
- 16.1. Макроэкономика — совокупность взаимосвязанных производителей и потребителей товаров и услуг
- 16.2. Экономически равновесное функционирование национальной экономики
- 16.3. Характеристика макроэкономических показателей. Национальное счетоводство
- 16.4. Способы измерения валового национального продукта. Дефлятор валового национального продукта
- 16.5. Воспроизводственная и отраслевая структуры национальной экономики
- 16.6. Научно-технический прогресс — материальная основа формирования эффективной структуры производства. Виды научно-технических инноваций
- 16.7. Метод «затраты - выпуск» и его использование для анализа и прогнозирования структурных взаимосвязей в экономике
- 16.8. Глобальные проблемы структурной перестройки экономики Российской Федерации
- Глава 17. Накопление, потребление, сбережения. Влияние на объем валового национального продукта
- 17.1. Совокупный спрос и совокупное предложение
- 17.2. Кейнсианская модель динамической функции совокупного спроса и совокупного предложения
- 17.3. Потребление и сбережения: взаимосвязи и различия
- Потребление и сбережение
- 17.4. Функциональная роль инвестиций
- 17.5. Потребление, сбережения, инвестиции и макроэкономическое равновесие
- 17.6. Теория мультипликатора
- 17.7. Производные инвестиции
- Глава 18. Экономический рост — обобщающий результат функционирования национальной экономики
- 18.1. Экономический рост: понятие, подходы к анализу
- 18.2. Цели, эффективность и качество экономического роста
- 18.3. Прямые и косвенные факторы экономического роста
- 18.4. Экстенсивный и интенсивный типы экономического роста. Типы научно-технического прогресса
- 18.5. Основные модели равновесного экономического роста
- 18.6. Концепции стадий экономического роста
- 18.7. Глобальные проблемы роста экономики Российской Федерации
- Глава 19. Цикличность развития экономики и экономические кризисы. Краткосрочное и среднесрочное неравновесие в экономике. Теория кризисов
- 19.1. Цикличность как всеобщая форма экономической динамики
- 19.2. Классификация и периодичность кризисов
- Основные типы циклов
- 19.3. Особенности в подходах к проблеме циклов
- Классификации теорий цикла
- 19.4. Основы математического моделирования цикличности
- 19.5. Особенности экономического кризиса России (конец 80-х-90-е годы). Стабилизационные программы
- Сравнительная динамика фактического и потенциального конечного продукта материального производства в 1987 — 1994 гг.
- Глава 20. Теория человеческого капитала. Труд, занятость, безработица
- 20.1. Роль человека в современной экономике
- 20.2. Концепции занятости населения
- 20.3. Рынок труда
- 20.4. Безработица и ее виды
- 20.5. Миграция трудовых ресурсов
- 20.6. Закономерности формирования человеческого капитала
- Глава 21. Денежно-кредитная система. Рынок ссудных капиталов и ценных бумаг
- 21.1. Денежная масса, спрос и предложение денег. Денежный рынок
- 21.2. Сущность, функции и формы кредита
- 21.3. Кредитный механизм: содержание, диалектика развития
- 21.4. Банки, их виды и функции
- 21.5. Ссудный процент, закономерности его динамики
- 21.6. Рынок кредитных ресурсов: перспективы развития
- 21.7. Фиктивный капитал, рынок ценных бумаг, фондовая биржа
- 21.8. Становление вексельного рынка
- 21.9. Макрорегулирование денежно-кредитной системы. Кейнсианская теория процента и денег
- Глава 22. Инфляция и антиинфляционное регулирование
- 22.1. Инфляция и ее виды. Механизм развития инфляции
- 22.2. Социально-экономические последствия инфляции
- 22.3. Кривая Филлипса и стагфляция
- 22.4. Антиинфляционная политика
- Глава 23. Финансовая система и финансовая политика общества
- 23.1. Финансы общества, сущность и роль в обеспечении экономического роста
- 23.2. Государственный бюджет
- 23.3. Налоги как экономическая база и инструмент финансовой политики государства
- 23.4. Фискальная политика. Мультипликатор государственных расходов и совокупный спрос
- 23.5. Налоговый мультипликатор
- 23.6. Государственный долг
- 23.7. Механизм реализации фискальной политики в переходной экономике России
- Глава 24. Государственное макрорегулирование смешанной экономики. Экономические функции правительства
- 24.1. Государственное регулирование экономики. Модели взаимоотношений экономики и государства
- 24.2. Функциональные экономические системы — объекты государственного регулирования. Экономические функции правительства
- 24.3. Методы государственного экономического регулирования. Макромаркетинг
- 24.4. Общегосударственное планирование — один из методов регулирования экономики
- 24.5. Основные направления государственного регулирования экономики
- Глава 25. Совокупные доходы населения и социальная политика государства
- 25.1. Доходы населения, их виды и источники формирования. Номинальный и реальный доход
- 25.2. Распределение личных доходов и эволюция социальной структуры общества. Диверсификация социального статуса
- 25.3. Уровень жизни и бедность
- 25.4. Социально-экономическая мобильность и общественный прогресс
- 25.5. Государственное регулирование распределения доходов
- 25.6. Системы социальной защиты
- 25.7. Экономическая эффективность и равенство: противостояние или единство
- Раздел VI. Мегаэкономика. Экономические основы и тенденции развития мирохозяйственных связей
- Глава 26. Мировое хозяйство и динамика его эволюции. Интеграционные процессы в мировой экономике
- 26.1. Этапы становления, основные черты мирового хозяйства
- 26.2. Новый этап интернациональных экономических процессов
- 26.3. Мировая торговля: виды, структура
- 26.4. Международная миграция капитала и рабочей силы
- 26.5. Интеграционные процессы в мировой экономике
- 26.6. Транснациональные корпорации
- Глава 27. Международная валютно- финансовая система
- 27.1. Валютные рынки: принципы организации, институты, средства обмена
- 27.2. Платежный баланс
- Платежный баланс России за 1 кв. 1996 г. В млн долл. Сша
- 27.3. Валютный курс: системы, факторы, паритет
- 27.4. Равновесие в модели открытой экономики
- 27.5. Конвертируемость валюты. Проблемы конвертируемости рубля
- 27.6. Международная валютная система