7.6. Формы конкуренции в условиях монополистического производства. Ценовая и неценовая конкуренция
В период монополистической конкуренции основными ее формами выступают: научно-техническое соперничество; промышленно-производственное соперничество; торговое соперничество.
Научно-техническое соперничество. Борьба за повышение конкурентоспособности фирм проводится путем:
разработки новых продуктов; внедрения современных технологическихпроцессов;
накопления и использования научно-технической информации; приобретения и использования патентов. При научно-техническом соперничестве обычно используются две модели:
1. Конкурентная модель — основывается на том, что конкурирующие фирмы используют наиболее эффективную из известной производственной техники; прибыли от НТП могут быть недолговечными, так как конкурирующие фирмы копируют любую техническую новинку; прибыль от нововведений получают после внедрения новаций все конкурирующие фирмы, но затраты на техническое исследование несут только разработчики.
2. Монополистическая модель — основывается на том, что чистый монополист имеет возможность постоянно получать значительные прибыли за счет нововведений. Он имеет большие финансовые ресурсы для НТП, чем конкурирующие фирмы, но стимулы разрабатывать новую технику или продукцию ослабевают в силу монополизированного рынка. Монополисты, чтобы избежать потерь за счет морального износа машин и оборудования, могут скрывать вновь созданные технику и продукцию.
Промышленно-производственное соперничество проявляется в виде наращивания производственных мощностей, освоения новых видов продукции и снижения издержек производства. В условиях совершенной конкуренции производственная эффективность достигается за счет того, что свободный вход на рынок и выход фирм с рынка заставляют фирмы работать при оптимальной норме выработки, когда удельные издержки производства являются минимальными. При этом цены на продукцию устанавливаются на низшем уровне и согласуются со средними валовыми издержками. В условиях чистой монополии фирма может уменьшить объем выпуска продукции, назначить более высокие цены, снизить за счет этого расход ресурсов и максимизировать прибыли. Однако в условиях конкуренции положение осложняется за счет издержек, которые могут увеличиваться или снижаться. При этом используются два подхода — эффект масштаба и понятие «Х-неэффективности».
Эффект масштаба. При данной технологии и издержках производства потребительский спрос может быть недостаточным, чтобы поддержать большое количество конкурирующих фирм, производящих такой объем продукции, который позволяет каждой из них реализовать существующий эффект от роста масштабов. В таких случаях фирма должна быть по отношению к рынку большой, т. е. она должна быть монополистической, способной эффективно производить продукцию при низких издержках производства на единицу выпускаемого изделия.
Х-неэффективностъ. Обычно при исследовании издержек производства делается допущение, что фирма выбирает из существующих технологий именно ту, которая является наиболее эффективной и которая позволяет фирме добиться минимума средних издержек для каждого уровня выпуска. В реальной действительности каждая фирма, как правило, не использует в полной мере имеющиеся возможности снижения издержек. Для оценки потенциальных возможностей снижения издержек до минимального уровня средних введено понятие «Х-неэффективность». Она имеет место тогда, когда фактические издержки фирмы для любого объема производства больше, чем минимально возможные издержки. Такое превышение издержек возникает за счет уклонения фирмы от предпринимательского риска, обеспечения работой некомпетентных друзей и родственников, неудовлетворительного стимулирования рабочих фирмы.
Торговое соперничество. Эта форма соперничества основана на использовании цен. При этом цены формируются в результате трехстороннего соперничества: во-первых, между продавцами за сбыт по более высоким ценам; во-вторых, между покупателями за приобретение товаров по более низким ценам; в-третьих, между продавцами и покупателями за сбыт по более высоким и за приобретение товаров по более низким ценам.
В связи с этим различают ценовую и неценовую конкуренцию. Ценовая конкуренция происходит, как правило, путем искусственного сбивания цен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место тогда, когда данный продукт продается по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках. Ценовая дискриминация возможна при трех условиях:
продавец должен быть монополистом или обладать некоторой степенью монопольной власти;
продавец должен быть способен выделять покупателей в группы, которые имеют разную способность платить за продукт;
первоначальный покупатель не может перепродать товар или услугу.
Ценовая дискриминация наиболее часто применяется при оказании услуг (услуги врачей, адвокатов, владельцев гостиниц), при оказании услуг по транспортировке продукции; при реализации товара, который не поддается перераспределению с одного трынка на другой (транспортировка скоропортящихся продуктов с одного рынка на другой).
Неценовая конкуренция проводится, главным образом, посредством совершенствования качества продукции и условий ее продажи, «сервизации» сбыта. Повышение качества может осуществляться по двум основным направлениям: первое — совершенствование технических характеристик товара; второе — улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителя. Неценовая конкуренция посредством совершенствования качества продукции получила название конкуренции по продукту. Этот вид конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путем выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от старой модели, либо представляют ее модернизированный вариант. Конкуренция, основанная на совершенствовании качества, носит противоречивый характер. С одной стороны, повышение качества служит способом скрытого снижения цен и расширения сбыта; с другой — «качество» — это субъективная оценка, которая открывает возможности фальсификации качества путем рекламы и красивой упаковки.
Неценовая конкуренция путем совершенствования сбыта продукции получила название конкуренции по условиям продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервиса обслуживания покупателя. Сюда входит воздействие на потребителя через рекламу, совершенствование торговли, установление льгот по обслуживанию покупателей после приобретения товара, т. е. в процессе его эксплуатации.
- Раздел I. Цели и важнейшие понятия общей экономической теории
- Глава 1. Предмет общей экономической теории
- 1.1. Зарождение и развитие экономической теории
- 1.2. Экономические законы и экономические категории
- 1.3. Предмет исследования общей экономической теории
- 1.4. Различные подходы к анализу экономической динамики
- Глава 2. Философские и методологические основы экономической теории
- 2.1. Философия и экономическая теория
- 2.2. Парадигма экономической теории
- 2.3. Методы познания экономических явлений
- Раздел II. Общие основы экономического развития общества
- Глава 3. Теория производства. Общественное производство — исходная основа экономического роста и развития общества
- 3.1. Место производства в функциональной экономической системе. Основные формы производства
- 3.2. Факторы производства
- 3.3. Оптимальная комбинация и эффективность использования факторов производства
- 3.4. Производственная функция
- 3.5. Закон убывающей производительности и возрастания дополнительных затрат
- 3.6. Организационно-правовые формы производства. Предпринимательство и предприятие (фирма)
- Глава 4. Собственность и модели организации экономической системы
- 4.1. Собственность как экономическое явление
- 4.2. Законы собственности и законы присвоения
- 4.3. Виды собственности и формы хозяйствования
- 4.4. Модели организации экономических систем
- 4.5. Место собственности в реформировании экономики
- Раздел III. Основы теории рыночной экономики
- Глава 5. Основные черты рыночной экономики. Теории стоимости
- 5.1. Товар, его свойства и функциональные формы
- 5.2. Альтернативные теории формирования стоимости товара
- Варианты производства и потребления продукта в для одного работника
- 5.3. Деньги — развитая форма товарных отношений. Функции денег. Эволюция денежных систем
- 5.4. Теория цены товара. Виды цен и тарифов
- Глава 6. Рыночные отношения: сущность, функции, структура
- 6.1. Теоретические основы становления рыночных отношений. Инфраструктура и функции рынка
- 6.2. Элементы рыночной экономики. Принципы функционирования
- 6.3. Формирование рыночного механизма. Проблемы редкости
- 6.4. Структура, виды, сегментация рынков
- 6.5. Границы рыночных отношений. Теоремы а. Смита и р. Коуза
- 6.6. Спотовый и срочный рынки
- 6.7. Модели рыночной экономики
- Характеристика различия форвардов, фьючерсов, опционов
- Глава 7. Совершенная и несовершенная рыночная конкуренция. Механизм функционирования рынка
- 7.1. Экономический цикл конкуренции
- 7.2. Свободная, или совершенная, конкуренция
- 7.3. Механизм спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции
- Спрос и предложение на кофе в банках
- 7.4. Эластичность спроса и предложения
- 7.5. Монополистическая, несовершенная конкуренция
- Основные виды рынков
- 7.6. Формы конкуренции в условиях монополистического производства. Ценовая и неценовая конкуренция
- 7.7. Современные подходы к трактовке проблем совершенной и несовершенной конкуренции
- 7.8. Монопольные цены. Механизм равновесия рынка при монопольных ценах
- Образование монопольных цен
- Глава 8. Саморегулирование экономической системы и обеспечение рыночного равновесия
- 8.1. Общая теория и модели экономического равновесия
- 8.2. Механизм формирования рыночного равновесия. Современные модели рыночного равновесия на микроуровне
- 8.3. Конкурентная рыночная система и принцип «невидимой руки»
- 8.4. Экономические рычаги в механизме саморегулируемой рыночной системы
- Раздел IV. Микроэкономика. Экономическое поведение производителей
- Глава 9. Фирма b системе рыночных отношений. Теория фирмы
- 9.1. Основные формы организации предпринимательства
- 9.2. Организационная структура российского бизнеса
- 9.3. Поведение фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции. Стратегия развития фирмы
- 9.4. Теория управления фирмой — менеджмент
- 9.5. Маркетинг как инструмент коммерческой деятельности фирмы
- Глава 10. Формирование предпринимательского капитала
- 10.1. Первоначальное накопление капитала — исходное начало становления предпринимательства
- 10.2. Рынок капиталов, его субъекты и объекты
- 10.3. Внутренние и внешние источники формирования предпринимательского капитала
- 10.4. Кругооборот инвестиционных ресурсов предприятия. Основные и оборотные фонды
- 10.5. Показатели эффективного использования основного и оборотного капитала
- Глава 11. Теория издержек. Производство и издержки
- 11.1. Концепции издержек производства
- 11.2. Виды издержек. Особенности динамики постоянных, переменных и средних издержек при росте объемов производства
- Классификация издержек (затрат) производства
- 11.3. Издержки и использование труда в производстве. Производительность — мера измерения эффективности функционирования фирмы
- 11.4. Факторы, определяющие динамику производительности труда
- Глава 12. Теория прибыли. Распределение результатов производства, экономическая прибыль, предпринимательский доход, заработная плата
- 12.1. Прибыль и факторы, ее определяющие
- 12.2. Условия максимальной прибыли
- 12.3. Предпринимательский доход
- 12.4. Монопольная прибыль
- 12.5. Экономические основы заработной платы
- 12.6. Основные типы систем заработной платы
- Глава 13. Аграрно-промышленное производство
- 13.1. Аграрное производство - особая сфера приложения труда и капитала
- 13.2. Аграрно-техническая революция
- 13.3. Аграрно-промышленный комплекс
- 13.4. Землепользование и землевладение
- 13. 5. Рыночные отношения в аграрно-промышленном комплексе
- Глава 14. Теория ренты
- 14.1. Земельная рента: сущность, формы
- 14.2. Динамика дифференциальной земельной ренты
- 14.3. Неоклассическая теория рентных доходов
- 14.4. Квазирента и доход на текущие инвестиции
- 14.5. Монопольная и другие виды ренты
- 14.6. Цена земли
- 14.7. Теории извлечения ренты
- Глава 15. Региональная экономика и региональная политика
- 15.1. Регион: содержание и функционирование
- 15.2. Региональная рента — мотив региональной хозяйственной ассоциации
- 15.3. Управление и прогнозирование развития региона
- Раздел V. Макроэкономика. Закономерности функционирования национальной экономики. Экономическая политика государства
- Глава 16. Цели и инструменты макроэкономической политики
- 16.1. Макроэкономика — совокупность взаимосвязанных производителей и потребителей товаров и услуг
- 16.2. Экономически равновесное функционирование национальной экономики
- 16.3. Характеристика макроэкономических показателей. Национальное счетоводство
- 16.4. Способы измерения валового национального продукта. Дефлятор валового национального продукта
- 16.5. Воспроизводственная и отраслевая структуры национальной экономики
- 16.6. Научно-технический прогресс — материальная основа формирования эффективной структуры производства. Виды научно-технических инноваций
- 16.7. Метод «затраты - выпуск» и его использование для анализа и прогнозирования структурных взаимосвязей в экономике
- 16.8. Глобальные проблемы структурной перестройки экономики Российской Федерации
- Глава 17. Накопление, потребление, сбережения. Влияние на объем валового национального продукта
- 17.1. Совокупный спрос и совокупное предложение
- 17.2. Кейнсианская модель динамической функции совокупного спроса и совокупного предложения
- 17.3. Потребление и сбережения: взаимосвязи и различия
- Потребление и сбережение
- 17.4. Функциональная роль инвестиций
- 17.5. Потребление, сбережения, инвестиции и макроэкономическое равновесие
- 17.6. Теория мультипликатора
- 17.7. Производные инвестиции
- Глава 18. Экономический рост — обобщающий результат функционирования национальной экономики
- 18.1. Экономический рост: понятие, подходы к анализу
- 18.2. Цели, эффективность и качество экономического роста
- 18.3. Прямые и косвенные факторы экономического роста
- 18.4. Экстенсивный и интенсивный типы экономического роста. Типы научно-технического прогресса
- 18.5. Основные модели равновесного экономического роста
- 18.6. Концепции стадий экономического роста
- 18.7. Глобальные проблемы роста экономики Российской Федерации
- Глава 19. Цикличность развития экономики и экономические кризисы. Краткосрочное и среднесрочное неравновесие в экономике. Теория кризисов
- 19.1. Цикличность как всеобщая форма экономической динамики
- 19.2. Классификация и периодичность кризисов
- Основные типы циклов
- 19.3. Особенности в подходах к проблеме циклов
- Классификации теорий цикла
- 19.4. Основы математического моделирования цикличности
- 19.5. Особенности экономического кризиса России (конец 80-х-90-е годы). Стабилизационные программы
- Сравнительная динамика фактического и потенциального конечного продукта материального производства в 1987 — 1994 гг.
- Глава 20. Теория человеческого капитала. Труд, занятость, безработица
- 20.1. Роль человека в современной экономике
- 20.2. Концепции занятости населения
- 20.3. Рынок труда
- 20.4. Безработица и ее виды
- 20.5. Миграция трудовых ресурсов
- 20.6. Закономерности формирования человеческого капитала
- Глава 21. Денежно-кредитная система. Рынок ссудных капиталов и ценных бумаг
- 21.1. Денежная масса, спрос и предложение денег. Денежный рынок
- 21.2. Сущность, функции и формы кредита
- 21.3. Кредитный механизм: содержание, диалектика развития
- 21.4. Банки, их виды и функции
- 21.5. Ссудный процент, закономерности его динамики
- 21.6. Рынок кредитных ресурсов: перспективы развития
- 21.7. Фиктивный капитал, рынок ценных бумаг, фондовая биржа
- 21.8. Становление вексельного рынка
- 21.9. Макрорегулирование денежно-кредитной системы. Кейнсианская теория процента и денег
- Глава 22. Инфляция и антиинфляционное регулирование
- 22.1. Инфляция и ее виды. Механизм развития инфляции
- 22.2. Социально-экономические последствия инфляции
- 22.3. Кривая Филлипса и стагфляция
- 22.4. Антиинфляционная политика
- Глава 23. Финансовая система и финансовая политика общества
- 23.1. Финансы общества, сущность и роль в обеспечении экономического роста
- 23.2. Государственный бюджет
- 23.3. Налоги как экономическая база и инструмент финансовой политики государства
- 23.4. Фискальная политика. Мультипликатор государственных расходов и совокупный спрос
- 23.5. Налоговый мультипликатор
- 23.6. Государственный долг
- 23.7. Механизм реализации фискальной политики в переходной экономике России
- Глава 24. Государственное макрорегулирование смешанной экономики. Экономические функции правительства
- 24.1. Государственное регулирование экономики. Модели взаимоотношений экономики и государства
- 24.2. Функциональные экономические системы — объекты государственного регулирования. Экономические функции правительства
- 24.3. Методы государственного экономического регулирования. Макромаркетинг
- 24.4. Общегосударственное планирование — один из методов регулирования экономики
- 24.5. Основные направления государственного регулирования экономики
- Глава 25. Совокупные доходы населения и социальная политика государства
- 25.1. Доходы населения, их виды и источники формирования. Номинальный и реальный доход
- 25.2. Распределение личных доходов и эволюция социальной структуры общества. Диверсификация социального статуса
- 25.3. Уровень жизни и бедность
- 25.4. Социально-экономическая мобильность и общественный прогресс
- 25.5. Государственное регулирование распределения доходов
- 25.6. Системы социальной защиты
- 25.7. Экономическая эффективность и равенство: противостояние или единство
- Раздел VI. Мегаэкономика. Экономические основы и тенденции развития мирохозяйственных связей
- Глава 26. Мировое хозяйство и динамика его эволюции. Интеграционные процессы в мировой экономике
- 26.1. Этапы становления, основные черты мирового хозяйства
- 26.2. Новый этап интернациональных экономических процессов
- 26.3. Мировая торговля: виды, структура
- 26.4. Международная миграция капитала и рабочей силы
- 26.5. Интеграционные процессы в мировой экономике
- 26.6. Транснациональные корпорации
- Глава 27. Международная валютно- финансовая система
- 27.1. Валютные рынки: принципы организации, институты, средства обмена
- 27.2. Платежный баланс
- Платежный баланс России за 1 кв. 1996 г. В млн долл. Сша
- 27.3. Валютный курс: системы, факторы, паритет
- 27.4. Равновесие в модели открытой экономики
- 27.5. Конвертируемость валюты. Проблемы конвертируемости рубля
- 27.6. Международная валютная система