logo
Добрынин / Добрынин

Варианты производства и потребления продукта в для одного работника

вари-анта

Время труда, ч

Произве-денное коли-чество продукта В, шт.

Объек-тивная потреб-ность в продукте в, шт.

Потреб-ление запаса продукта В

Оценка полез-ности потреб-ляемых ед. запаса

Затраты труда на 1 изд. с точки зрения произ-водства, ч

Затраты труда на 1 изд. с точки зрения потреб-ления, ч

1

2

3

4

5

6

7

8

I

5,0

5,0

10

1,0

2,0

II

10

10

10

1,0

1,0

III

15

15

10

1.0

0,67

В таблице представлены три варианта рабочего дня: 5, 10 и 15 ч (графа 2). Так как применяется одна и та же технология, то производительность не меняется и во всех трех вариантах: на производство единицы В тратится 1 ч (графа 7). Соответственно в первом варианте за 5 ч производится 5 В, за 10 — 10 В, за 15 ч — 15 В (графа 3).

В графе 4 таблицы отражена дневная потребность одного работника в продукте В — она равна 10 единицам. При этом имейте в виду один важный нюанс. О том, что каждому работнику необходимо именно 10 штук В в день, знаем только мы. Они же сами, приступая к производству В, точно не знают величины своей потребности.

Рассмотрим первый вариант функционирования нашей условной экономики. В соответствии с ее условиями работники проработали 5 ч и произвели 5 единиц В. По окончании производства начинается потребление произведенного запаса. Посмотрите на графы 5 и 6 таблицы. Запас В уменьшается от 5 единиц до нуля. Полезность первой единицы равна 10, последней — 6. Если рассуждать строго, то процесс убывания полезности носит нелинейный характер. Но это не имеет в наших рассуждениях принципиального значения. Это и есть предельная полезность продукта В, сложившаяся в этом варианте. Она достаточно высока по сравнению со вторым вариантом. Это связано с тем, что работники слишком высоко оценили свой труд, поэтому рано прекратили работу и в итоге в конце дня получили продукта В ровно в 2 раза меньше, чем им необходимо.

Обратим внимание на графы 7 и 8. В графе 7, как уже отмечалось, выражены затраты на единицу продукта В с точки зрения производства. Они составляют один час, как в рассматриваемом первом варианте, так и в остальных двух. Однако почему следует смотреть на затраты труда только с точки зрения производства продукта? Ведь существует правило, что продукт есть процесс и производства, и потребления. Значит, надо анализировать затраты труда также со стороны потребления. Объективно работнику надо 10 единиц В в день. Значит, для удовлетворения потребностей при сложившейся производительности—единица В в час — опять же объективно, работник должен затратить на производство 10 B десять часов труда. Затратил он только пять (графа 2).

Теперь важный вывод: с точки зрения производства в пяти единицах В воплощено 5 необходимых часов труда, по одному часу на каждую единицу, а с точки зрения потребления в пяти единицах В воплощено 10 необходимых часов труда. Значит, с точки зрения потребления в каждой единице В содержится 2 ч общественно необходимого труда (10 ч: ед. В = 2ч на ед.). Этот факт и отражен в графе 8 таблицы. Большие затраты труда в графе 8 по сравнению с графой 7 объективно свидетельствуют, что экономическая система недоиспользовала свои возможности в удовлетворении потребности В.

Субъективно работники на следующий день продукт В стали ценить высоко, а свой труд — низко. Поэтому перемещаемся из первого варианта не во второй, а сразу в третий. В третьем варианте работники, высоко ценя продукт В, проработали не 5 ч, а целых 15. При стабильной производительности (1 штука В в час) они к концу дня произвели целых 15 B. Объективно им надо только 10 B.

По окончании производства начинается потребление созданного запаса 5 (графы 5 и 6). Первая единица B отражает первоначальную интенсивность потребности, которая равна 10. Еще 4 единицы B снижают полезность до 6, и она уравнивается с предельной полезностью в первом варианте. Однако процесс потребления B продолжается. Одиннадцатая единица B имеет нулевую полезность. Нулевая полезность означает, что потребность полностью удовлетворена и дальнейшее потребление не принесет никакого удовлетворения. Но жалко выбрасывать оставшиеся произведенные продукты B и запасти их впрок нельзя, так как продукт B скоропортящийся. Тогда работники потребляют оставшиеся четыре единицы B. В результате полезность последней единицы запаса (предельная полезность) стала отрицательной величиной.

Снова обратите внимание на графы 7 и 8. С точки зрения производства затраты труда на единицу B такие же, как и в первом варианте (15 ч : 15 B = 1 ч). Но с точки зрения потребления они равны только лишь 0,67 ч. Как видим, время труда, которое нужно затратить для объективно нормального удовлетворения потребности одного работника в продукте В, равно 10 ч (10 B х 1ч = 10 ч).

Соотнесем это общественно необходимое время с реально произведенными пятнадцатью единицами B:10ч/15B = 0,67 ч. Вывод: с точки зрения потребления в каждой единице B воплощен общественно необходимый труд в размере 0,67 ч.

Сравните графы 7 и 8 в варианте I и те же графы в варианте III. В первом варианте затраты труда в графе 8 больше, чем в графе 7. В третьем — наоборот. Значит, в третьем варианте экономическая система явно перенапрягла свои возможности по отношению к величине потребления.

Во втором варианте, представленном в таблице, работники оптимизировали пропорцию между производством и потреблением продукта B. Оптимизировали как с точки зрения субъективных ощущений, так и с точки зрения затрат труда. Они теперь знают не только что и как им производить и потреблять, но и сколько.

Изобразим процесс оптимизации пропорции производства и потребления графически (рис. 5.5, 5.6).

На рис. 5.5 оптимизация пропорций между производством и потреблением представлена с точки зрения трудовой теории стоимости. На оси X отложены произведенные и потребленные количества продукта В. На оси Y — затраты труда на единицу продукта В, необходимые с точки зрения потребления (графа 8 таблицы). Линия аа — линия потребления продукта В. Она вертикальна, так как уровень потребности неизменен и равен 10 единицам в день. Линия bb — линия производства. Она колеблется от 5 до 15 единиц в день, что соответствует вариантам таблицы. График резко расходится с таблицей в одном. По таблице затраты труда на единицу В, равные 0,67 ч, соответствуют производству 15 единиц в день. Затраты же труда, равные двум часам на единицу, соответствуют дневному производству в 5 единиц В. На графике же все наоборот. Но, спрашивается, какой конкретно уровень затрат труда стимулировал работников произвести не 5, а 15 единиц В? Не 0,67 ч, а уровень затрат труда, сложившийся в варианте 1-2 ч на единицу, стимулировал работников произвести на следующий день 15 единиц В. Поэтому на графике приведены в соответствие 2 ч на единицу и 15 единиц дневного производства.

Если бы события развивались обратным ходом, от третьего варианта к первому, то уровень затрат 0,67 ч на единицу стимулировал бы производство только 5 единиц в день, что и отражено на графике.

Рис. 5.6 отражает тот же процесс формирования пропорции между производством и потреблением, но уже с точки зрения динамики предельной полезности.

Здесь на оси Y вместо объективных трудовых оценок откладываются субъективные значения предельной полезности.

Теперь наложим рис. 5.5 на рис. 5.6. Получилось, что объективные трудовые значения стоимости пусть грубо, но совпадают с субъективными значениями предельной полезности (рис. 5.7). Это показывает и частично доказывает простой факт: движение стоимости есть единый процесс, содержащий в себе объективный и субъективный моменты. Поэтому и объективные затраты труда, и субъективная предельная полезность лишь формы проявления единого — процесса образования стоимости.

Традиционная трудовая теория стоимости слишком увлекалась производством и недоучитывала потребления. В нашем анализе авторы пытались избавиться от этой односторонности. Теперь значения затрат труда учитывают процесс потребления.

Трудовая теория стоимости не могла объяснить, каким образом люди учитывают объективные трудовые пропорции, складывающиеся у них «за спинами». Субъективные оценки, соответствующие изменению трудовых пропорций, избавляют ее и от этих проблем.

Со своей стороны теория предельной полезности, наоборот, делала упор на потребление, совершенно забывая о производстве. В этом смысле трудовая теория восполняет ее односторонность.

Теория предельной полезности не могла объяснить, почему субъективные оценки складываются именно так, а не иначе. Теперь мы можем утверждать, что изменения субъективных оценок имеют объективную основу в виде изменения затрат труда.