logo
Добрынин / Добрынин

Образование монопольных цен

Объем партии, шт.

Издержки на единицу продукции, тыс. руб.

Совокупные издержки, тыс. руб.

Цена за одно изделие, тыс. руб.

Общая выручка за партию, тыс. руб.

Прибыль, тыс. руб.

100

25

2500

40

4000

1500

200

25

5000

35

7000

2000

300

25

7500

30

9000

1500

400

25

10000

28

11200

1200

Нижняя граница монопольной цены — это низкая цена, при которой дополнительная прибыль сверх нормальной будет равна нулю. Доля монопольной прибыли в цене товара связана с величиной эластичности спроса на продукцию монополиста. Этот показатель называется индексом Лернера. Он определяется по формуле:

где Рт — монопольная цена;

Рck— цена совершенной конкуренции;

Е — эластичность спроса.

2. Механизм равновесия рынка при монопольных ценах. При формировании механизма рыночного равновесия в условиях монопольных цен необходимо исходить из следующих предпосылок:

Эти условия позволяют сделать методологический вывод: при анализе монопольного рынка следует рассматривать фактически только поведение фирмы-монополиста на рынке. Механизм равновесия рынка можно обосновать графически (рис. 7.3).

В условиях свободной конкуренции при пересечении кривой предложения S и кривой спроса В рыночное равновесие наступает в точке пересечения А.

Если фирмы-производители договариваются между собой о проведении единой политики при установлении цен и объемов производства, тогда эти фирмы объединяются и выступают в виде картели или монополии. В этом случае кривая спроса D потребителя превращается в кривую спроса AR монополии, спрос потребителя подменяется как бы спросом монополии, монополия диктует спрос потребителя.

Чтобы максимизировать прибыль, монополия сокращает объем производства товара для потребителя с Qa до Qal, который соответствует точке А1 — пересечение кривой предельного дохода MR (маргинальные поступления) с кривой предложения S, которая превращается в кривую предельных издержек МС в виде предложения средств производства. При этом чтобы потребители приобретали объем выпуска товаров, предложенный фирмой-монополистом в размере Qal, и чтобы не было нарушено равновесие спроса и предложения, товары реализуются не по цене Pal, а по цене Р. В этих целях монополия блокирует действия рыночных субъектов, которые стремятся уравнять цены спроса и предложения, соответствующие уровню свободной конкуренции. В результате равновесие устанавливается на уровне монопольных цен, соответствующих цене Р объему Qa1. В связи с тем что каждая единица товара, не выпущенная в пределах от Qa до Qal, уменьшает издержки монополии, монополия добивается увеличения дохода в виде сверхприбыли. Прибыль РаР выступает в виде монопольной прибыли.

Вместе с тем монополистическая ситуация, как правило, сопровождается антимонопольными методами воздействия со стороны государственных органов.

Первая группа мер — административно-правовое воздействие в виде:

Вторая группа мер — административно-экономическое воздействие, направленное на:

Третья группа мер — экономическое воздействие, проводимое государством:

Естественная монополия. В некоторых отраслях существует монополия, когда отдельный производитель выпускает продукцию, которая отличается более низкими издержками, чем продукция, выпускаемая несколькими производителями (производство газа, нефти, золота), — это естественная монополия. Демонополизация в таких отраслях может привести к резкому увеличению затрат, повышению цен на продукцию, к снижению общей производительности труда. Осуществление такой демонополизации будет неэффективно.

Когда заходит речь о демонополизации производства, надо иметь в виду, что во всех развитых странах основная доля выпускаемой продукции приходится на крупнейшие предприятия. Например, в промышленности США определяющую роль играют 200 крупнейших корпораций. В производстве легковых автомобилей действуют 3 основные корпорации: «Дженерал Моторс», «Форд мотор», «Крайслер»; в химической промышленности лидирует одна корпорация — «Дю-пон-де-Немур»; производство пассажирских самолетов монополизировано тремя корпорациями: «Боинг», «Макдонелл-Дуглас», «Локхид». Особо следует сказать о мелких предприятиях: предприятия, принадлежащие корпорациям, образуют основу производственных комплексов. Эти комплексы «обрастают» множеством мелких и средних предприятий, удовлетворяя потребности корпораций в инструменте, узлах, в разных комплектующих изделиях. Причем самостоятельность мелких предприятий, обслуживающих крупные корпорации, является сугубо номинальной. В основном они функционируют как придатки комплексов на условиях, диктуемых корпорациями.