logo
Добрынин / Добрынин

5.4. Теория цены товара. Виды цен и тарифов

Каждый товар в зависимости от того, в какой форме он представлен на рынках, имеет свою цену.

Как отмечалось ранее, основу цен образует ценность товаров. Из сферы производства продукты труда попадают в сферу обращения, где начинают действовать рыночные факторы. Они вызывают отклонения цены вверх или вниз. В свою очередь цена воздействует на спрос и предложение товаров, а значит, на поведение покупателей и продавцов.

На цены как пропорции обмена сильное влияние оказывают методы их установления, называемые механизмом ценообразования.

В экономической практике сформировались два основных подхода к становлению цен: рыночный и затратный (производственный). Они различаются прежде всего факторами, воздействующими на формирование цены. При рыночном способе определяющие факторы — конъюнктура рынка, спрос и предложение товара. При затратном подходе в основу установления цены кладутся производственные затраты, прежде всего трудовые, связанные с созданием товара.

В рыночном ценообразовании цена — это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена.

Во-первых, здесь выражается непосредственная связь цены товара с ценностью, которой он обладает как объект потребления.

Во-вторых, цена товара проявляется только в условиях его обмена на деньги или другой товар.

Цены различаются по ряду признаков. В зависимости от масштаба торговых операций и вида продаваемого товара выделяют:

По степени свободы цены делятся на:

Наряду с описанными видами цен в экономической практике применяется ряд других характеристик цен.

В экономическом анализе, планировании и статистике, а также в исследовательских целях наряду с текущими используются сопоставимые цены. Их использование актуально, например, при изменении цен в процессе инфляции. Если, к примеру, в один период семья тратила на питание триста тысяч рублей, а затемстала тратить шестьсот тысяч при прежнем уровне потребления, значит, произошел двукратный рост цен на продовольствие.

Все виды цен, определяемые посредством расчетов, называют расчетными. Ряд цен на товары и услуги фиксируется в виде прейскурантов, т. е. указателей цен. Такие цены называются прейскурантными.

В ходе осуществления планово-управленческих работ используются прогнозные и плановые цены. В условиях централизованной экономики планировать цены трудно. Неслучайно в советский период цены в России были плановыми только на бумаге. Регулировались они исключительно государственными органами ценообразования.

В экономике рыночного типа также широко используются прогнозные цены — на их основе планируется деятельность фирм, разрабатываются проекты и программы, составляются государственные планы-прогнозы, именуемые индикативными планами.

Договорные цены — цены, величина которых определена предваряющим акт купли-продажи соглашением, документально зафиксированным контрактом между продавцами и покупателями. В ряде случаев в контракте фиксируется не абсолютная величина цены, а диапазон цен, верхний или нижний уровень либо их соотношение с государственными, рыночными, мировыми ценами. Оговаривается также допустимость изменения закрепленных контрактом цен вследствие инфляции, возникновения особых обстоятельств, принятия новых законов.

Часто вид цены определяется типом рынка, на котором она складывается. Выделяются биржевые, аукционные, комиссионные цены. Различный уровень цен на однотипные товары в разных странах приводит к необходимости использования мировых цен. Они представляют либо реально действующие на мировом рынке цены на товары данной группы, либо средние значения цен на одни и те же товары, установившиеся в разных странах и регионах. Мировые цены исчисляются в свободно конвертируемых валютах.