logo
Добрынин / Добрынин

26.4. Международная миграция капитала и рабочей силы

Одной из основных форм экономических отношений в мировом хозяйстве выступает международная миграция капитала — помещение за границей средств, приносящих их собственнику доход. Миграция (вывоз) капитала предпринимается тогда, когда он может быть помещен в другой стране с большей нормой прибыли, чем в своей. Здесь ряд причин:

Одной из особенностей современного мирового хозяйства является одновременное образование в каждой развитой стране как относительного излишка капитала, диктующего целесообразность его вывоза за границу (в одних отраслях хозяйства), так и наряду с этим потребность в привлечении дополнительных капиталов извне (для развития других отраслей). Поэтому большинство государств выступает в одно и то же время в роли и экспортера и импортера капитала.

Капитал вывозится в двух основных формах — предпринимательского и ссудного (денежного) капитала. Вывоз предпринимательского капитала означает организацию предприятий, затраты на обустройство которых несут иностранные собственники. В зависимости от степени реально осуществляемого контроля за деятельностью таких предприятий различают прямые и портфельные инвестиции.

Прямые инвестиции обеспечивают полный контроль над объектами зарубежных капиталовложений вследствие полной собственности на затраченный капитал, а также обладание контрольным пакетом акций.

Портфельные инвестиции образуются приобретением акций иностранных предприятий в размерах, не обеспечивающих право собственности или контроля над ними. Такие капиталовложения их собственники осуществляют тогда, когда стремятся разместить свои капиталы в разных отраслях хозяйства, либо в случае, если законодательство страны, куда они направляются — ее принято называть «принимающей», делает прямые инвестиции невыгодными. Особую форму портфельных инвестиций составляет участие иностранного капитала в совместных предприятиях, в которых контрольный пакет акций остается за национальным государством или местными частными фирмами. В смешанных предприятиях иностранный капитал участвует своими финансовыми ресурсами, технологией, управленческим опытом, торговыми марками, рекламой и предоставлением услуг по реализации продукции. Взамен он получает причитающуюся ему прибыль, которую вывозит из страны или использует для инвестиций на месте. Участие в смешанных предприятиях предоставляет иностранным собственникам капитала прочные гарантии его сохранности и получения прибыли. В свою очередь государственная власть принимающей страны может более эффективно и рационально использовать внешние источники средств и технологии в общенациональных интересах.

Один из наиболее эффективных способов включения национальной экономики в мировое хозяйство — использование прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Движение ПИИ (или их перепив) складывается из трех компонентов:

В последние десятилетия происходит весьма значительный абсолютный и относительный рост таких вложений во всем мире. Если до 80-х годов прирост ПИИ составлял 1,3-1,6 %, то в последние годы он достиг 20 %, в пять раз превысил темпы расширения мировой торговли.

Это вызвано в определенной степени увеличением числа стран-участниц процесса иностранного инвестирования. В последние годы к традиционным международным инвесторам (США, Япония, Германия и др.) подключились новые: Южная Корея, Китай, Тайвань. Характерно для нынешнего этапа и неравномерное размещение иностранных инвестиций по регионам мирового хозяйства. Примерно три четверти таких инвестиций приходится на развитые государства Запада и лишь около четверти — на развивающиеся страны.

По данным опроса 15 000 ведущих европейских компаний, выявлено, что на пятилетний период (1997-2001 гг.) компании планируют осуществить 64 % капиталовложений в Западной Европе, 6% — в Восточной Европе, 9% — в азиатско-тихоокеанском регионе, остальные — в Северной и Южной Африке. В целом компании ЕС планируют инвестировать в Западной Европе в 10 раз больше, чем в Восточной.

Стоит также заметить, что если в 70-е годы одни развивающиеся страны вкладывали свой капитал в другие себе подобные, то в настоящее время он все более устремляется в развитые страны. Так, Южная Корея направляла в развитые страны в 80-е годы более 40 % зарубежных капиталовложений.

Что касается стран Восточной Европы и стран бывшего СССР, то их участие в движении иностранных инвестиций в настоящее время невелико, причем выражается преимущественно в приеме капиталовложений.

Происходят сдвиги и в отраслевой структуре ПИИ. Здесь особенно важно происшедшее за два последних десятилетия возрастание сферы услуг с 25 до 55 %. Это наиболее характерно для Японии и Канады.

Еще одна особенность развития ПИИ в настоящее время — появление в числе иностранных инвесторов мелких и средних компаний. Так, их доля в вывозе ПИИ из Южной Кореи с 2 % в 60-е годы увеличилась до 25 % в 90-е.

Расширение масштабов, изменения в направлении потоков и в структуре ПИИ, отмечающиеся в мировом хозяйстве, усиливают актуальность учета эффекта иностранных инвестиций. Не вызывает сомнения то, что импорт капитала сыграл важную роль в подъеме американской экономики: обеспечил недостающие ей финансовые средства, способствовал структурной перестройке экономики, решению социальных проблем. Только за 80-е годы общий приток иностранного капитала в США гарантировал не менее 1/5 валютных вложений в экономику. Вместе с тем, используя иностранный капитал, любая страна тем не менее стремится развивать свою независимую экономику.

Привлечение иностранного капитала требует значительных усилий по разработке и осуществлению специальной экономической политики. Решающим фактором ее выбора выступает исходное состояние баланса ввоза и вывоза иностранных инвестиций. В соответствии с этим выделяются три группы стран:

К первой группе относится Япония, ко второй — Ирландия, Португалия, Испания, Турция, большинство развивающихся стран и с недавнего времени США, к третьей — ФРГ, Франция. Конечно, это деление не лишено условности, поскольку любая страна одновременно и поставляет инвестиции за рубеж, и принимает их. Тем не менее приведенная градация позволяет выявить определенные закономерности формирования и проведения государственной политики в области иностранных капиталовложений.

Мировая практика выработала универсальный набор мер, в большей или меньшей степени используемых для привлечения иностранного капитала. Среди них особого внимания заслуживают налоговые стимулы:

Особую группу составляют финансовые методы стимулирования иностранных капиталовложений в виде субсидий, займов, кредита и гарантий их предоставления. Предоставление финансовых льгот ставится в зависимость от выполнения инвестором определенных задач, освоения конкретных регионов, отраслей промышленности, создания рабочих мест. Так, в Испании для прямых инвестиций в районы с высокой безработицей установлены субсидии в размерах 20 % инвестированного капитала, а также льготные кредиты, покрывающие 75 % издержек инвестора.

Нефинансовые методы направлены на создание общей обстановки эффективного функционирования иностранного капитала — от обеспечения необходимыми факторами производства, информацией и службами управления до развития транспорта и других коммуникаций. Результаты такого рода мер могут стать для иностранной компании решающим фактором при определении возможности создания своего предприятия в данном регионе.

Особое место в ряду нефинансовых мер, способствующих активизации иностранных инвесторов, занимают специальные экономические зоны. В самом широком смысле они могут быть определены как обозначенные государством районы или территории, где благодаря льготному налоговому, таможенному и законодательному режимам для инвесторов создается особенно благоприятная экономическая обстановка.

Определенное беспокойство в ряде стран и сообществ вызывает налоговая конкуренция. Так, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) создала рабочую группу для поиска путей ограничения налоговой конкуренции между странами. Такая конкуренция подрывает государственные доходы и иностранные инвестиции. В ОЭСР считают, что постепенная отмена всех форм контроля, не касающихся налогов, как, например, контроля над валютными курсами, привела к тому, что именно налогообложение стало определять место дислокации компании. В материалах организации, в частности, говорится, что глобализация предпринимательства наряду с развитием средств связи приводит к возникновению риска конкуренции между странами с целью привлечения компаний. Проект ОЭСР ставит первоочередной задачей поиск критерия, который позволит провести различия между справедливой и наносящей вред налоговой конкуренцией. Все эти меры используются в определенных комбинациях для привлечения иностранных инвестиций во всех странах. Однако исследование мирового опыта позволяет выделить две особенности,

Во-первых, промышленно развитые страны отдают предпочтение финансовым стимулам перед фискальными. Это связано с тем, что влияние налогов слишком безадресно, тогда как финансовое стимулирование позволяет правительству сконцентрировать усилия на достижении конкретных национально ориентированных целей. Развивающиеся страны, напротив, предпочитают налоговые меры, что связано прежде всего с недостатком финансовых ресурсов.

Во-вторых, в последнее время наметилась устойчивая тенденция к образованию свободных экономических зон.

Интересен опыт привлечения иностранного капитала в США, которые на протяжении долгого времени преимущественно вывозили капитал и были главным международным нетто-инвестором. К концу 80-х годов впервые за 80 лет иностранные активы в США превысили их активы за рубежом. Такой сдвиг — следствие как организационно-политических причин, так и экономической политики. В течение последних десятилетий США признаются самой надежной в политическом и экономическом отношении страной. Большое влияние на приток в нее капитала оказали ускоренный экономический рост, быстрый выход из кризиса начала 80-х годов и более высокий спрос на капитал. Привлекает в США высокая ставка ссудного процента в этой стране, что повышает доходность американских ценных бумаг и стимулирует их приобретение.

Кроме того, доллар США сохраняет роль основного средства международных расчетов, что позволяет этой стране оплачивать свои иностранные долги в «собственной валюте» и наращивать внешний долг в больших размерах, чем это могло бы себе позволить любое другое государство. Внешняя задолженность США к концу 80-х годов составляла более 8 % от ВНП (это, кстати, не является рекордом в американской истории: в конце XIX в. такая задолженность доходила до 1/4 ВНП).

Однако значительное увеличение притока иностранных инвестиций в США связано не только с перечисленными обстоятельствами, но и с направленной экономической политикой. В связи с этим можно отметить введение ограничений на импорт товаров в США, что в условиях обострения конкуренции за американский внутренний рынок заставляет иностранных инвесторов активизироваться в создании собственного производства на американской территории. Большое значение имело также осуществление системы финансовых и налоговых мер по стимулированию зарубежных капиталовложений: так, был отменен 30-процентный налог на доходы иностранцев от американских ценных бумаг, на американских же держателей акций эта мера не распространялась. Особенно эффективными оказались меры, предпринятые в рамках кампании поддержки иностранных капиталовложений в свободные экономические зоны. В США они располагаются, как правило, в экономически слаборазвитых регионах и пользуются широкой поддержкой государства и местных властей, обеспечивающих субсидии, налоговые льготы и т. д. К примеру, в Миссури 50 % чистого дохода корпораций освобождались от налогообложения, в Коннектикуте инвестору предоставлялось 1000 долл. за каждое новое рабочее место, а в Луизиане корпорации полностью освобождались от налогов в течение 10 лет.

Таким образом, мировой опыт показывает, что наибольших успехов в привлечении прямых инвестиций добиваются страны, которые, во-первых, делают такую цель приоритетной в экономической политике и, во-вторых, используют широкий набор экономических мер.

Во всяком случае решение проблемы прямых инвестиций зависит от трех факторов. Во-первых, от потенций эффективности, вызывающихся условиями данной страны. Имеются в виду факторы природной или естественной эффективности (наличие природных ресурсов, демографическая ситуация, географическое положение и т. д.) итак называемой эффективности развития (способность экономики к самонастройке, преодолению кризиса, состояние платежного баланса, валюты и т. д.), а также факторов, обусловливающих состояние законодательства (правовой режим в области предпринимательства, заработной платы, налогообложении т. д.).

Во-вторых, решения инвестора зависят от эффективности той или иной отрасли — ее места в экономической системе, уровня конкуренции, степени наукоемкости и т. д.

В-третьих, от эффективности предприятия, обусловливаемой особенностями его внутренней организации, спецификой поведения на рынке.

Для переходной экономики России характерна общая нестабильность, постоянно изменяющееся законодательство, не решена часть вопросов собственности, инфляция, что является неблагоприятными моментами для иностранного инвестирования.

Экспорт ссудного капитала — основа современной системы международного кредита. Такой кредит содействует росту товарообмена между странами, облегчает денежные расчеты, дает возможность привлекать внешние финансовые источники с целью развития экономики. Кредитные связи между государствами развиваются темпами значительно большими, чем темпы мировой торговли и увеличения прямых иностранных капиталовложений. Международный рынок ссудных капиталов функционирует практически круглосуточно. Перевод из одной страны в другую значительных денежных сумм и любой из конвертируемых валют производится с помощью современных средств связи через искусственные спутники Земли и всемирную сеть связи моментально.

Помимо миграции капитала важную часть всемирных экономических отношений составляет международная миграция рабочей силы — перемещение трудящихся, ищущих работу, в другие страны.

Несмотря на наличие безработицы в развитых странах Запада, предприниматели широко используют иностранных рабочих из государств с менее высоким уровнем экономического развития и более дешевой рабочей силой. Предприниматели заинтересованы использовать таких рабочих, поскольку они согласны фактически на любые условия труда и низкую заработную плату, с готовностью берутся за тяжелую, опасную и грязную работу, которой чурается большинство местного населения, трудятся дольше, чем обычно полагается в данной стране, не имеют сколько-нибудь надежной социальной защиты. Иностранных рабочих в случае необходимости легко уволить. Главным мотивом миграции рабочей силы служит более высокая заработная плата.

Для предпринимателей выгода использования иностранной рабочей силы заключается в повышении нормы прибыли не только за счет более низкой оплаты труда самих иммигрантов, но и вследствие того давления, которое они неизбежно оказывают на общий уровень заработной платы в сторону его понижения. Наплыв работников из-за границы осложняет проблему занятости в развитой стране, отрицательно воздействует на экономическое положение трудящихся в ней. В числе важных последствий такого положения все обостряющиеся конфликты между местным населением и иностранцами.

В развивающихся странах, откуда рабочая сила уходит за рубеж, также возникают серьезные осложнения. Они лишаются наиболее мобильной и обычно лучшей части трудовых ресурсов. В силу этого правительства ряда развивающихся стран проводят политику, сдерживающую отток квалифицированных работников за границу.

Однако следует учесть, что для беднейших стран суммы, которые рабочие-мигранты переводят своим семьям, образуют существенную часть доходов в платежном балансе государства и что выезд части трудоспособного населения страны за границу хотя бы временно и частично уменьшает остроту проблемы занятости. Эти соображения побуждают правительства развивающихся стран проводить политику поощрения выезда трудоспособного населения на работу за рубеж.

В условиях формирования все более прочных экономических связей во всемирном хозяйстве широкое распространение получает миграция рабочей силы из промышленно развитых в развивающиеся государства.

Центрами притяжения иностранных рабочих и специалистов стали нефтедобывающие страны Ближнего Востока и Персидского залива. В некоторых из них иностранцы составляют большую часть населения. Без такой миграции было бы невозможно освоить богатые месторождения нефти, расположенные на территории развивающихся стран, собственные трудовые ресурсы которых не позволяют это сделать. Поэтому главные выгоды от этой миграции получают страны, потребляющие нефть, корпорации, для которых таким образом решаются топливно-энергетические проблемы.

По мере развертывания научно-технической революции все более важное место в миграционных процессах приобретает переезд высококвалифицированных работников из одних стран в другие, получивший название «утечки мозгов». По самым различным причинам много ученых, инженеров, врачей и других специалистов с высшим образованием эмигрируют из европейских государств. Практически невосполнимые утраты представляет «утечка мозгов» для слаборазвитых стран. Странам, экономически их превосходящим, разумеется, гораздо дешевле приобретать уже готовых специалистов из менее развитых стран, нежели обучать их у себя. Экономия достигается и в течение длительного периода использования таких специалистов с учетом различий в оплате труда и социальных расходах. Для развивающихся стран «утечка мозгов» оборачивается крупным экономическим, социальным, политическим и нравственным ущербом. Проблема «утечки мозгов» в настоящее время остро стоит в России, как и в некоторых других государствах, образовавшихся на территории бывшего СССР.