23.2. Государственный бюджет
Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет. Это крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Совокупность входящих в него организационных структур образует бюджетную систему. Она формируется с учетом совокупности социально-экономических, правовых, административных особенностей.
Структура бюджетной системы той или иной страны зависит прежде всего от ее государственного устройства. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет двухъярусное построение — государственный и местный бюджет. В странах с федеральным государственным устройством (США, ФРГ, Российская Федерация) имеются промежуточные звенья — бюджеты штатов, земель, субъектов федерации.
Через бюджетную систему реализуются функции бюджета: распределительная и контрольная (рис. 23.1).
Распределительнаяфункция предполагает концентрацию денежных средств в государстве через различные каналы поступления и их использование для выполнения государственных целей и функций. В некоторых странах эту функцию выполняет государственное казначейство через свои региональные органы.
Контрольнаяфункция проявляется в проведении контролирующих мер за процессом формирования и использования денежных средств в различных структурных звеньях экономики. Осуществляют ее налоговые инспекции и налоговая полиция, государственные казначейства, Центральный банк и другие органы.
Государственный бюджет образует централизованный фонд денежных ресурсов правительства для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, здравоохранения, образования, выплаты социальных пособий. Бюджет является мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, осуществления мер по ее стабилизации. Воздействие государства на экономику происходит путем финансирования, выдачи субсидий, трансфертов и т. д.
Бюджет современного государства — сложный, многоплановый инструмент, отражающий компромисс в соотношениях социально-экономических интересов различных групп и партий. Это компромисс между собственниками и работающими по найму, по вопросам налогообложения, доходов и заработной плате, по поводу расходов на социальные цели.
С помощью бюджета государство осуществляет сочетание централизованных и местных интересов регионов через распределение налогов, бюджетных дотаций, трансфертов. Как экономический документ бюджет отражает политическую и социальную динамику общества.
Местные бюджеты— бюджеты штатов, земель, субъектов федерации. Под влиянием усложнения производства, роста НТП в развитых рыночных странах развивается тенденция повышения и усиления влияния местных органов власти. Растут масштабы и объемы регионального хозяйства, расширяются и усложняются межтерриториальные связи и функции местных властей. Все это усиливает значение, авторитет и удельный вес местных бюджетов. На их долю в федеративных государствах приходится от 40 до 50 % всех бюджетных ресурсов, тогда как в унитарных государствах не более 30 %.
Бюджет центрального правительства и местные бюджеты тесно взаимосвязаны как по источникам поступления денежных средств, так и их расходованию. В главном они совместно решают политические, экономические и социальные цели общества на принципе компромисса интересов основных групп как в политике, так и в экономике. Носителями этих интересов выступают политические партии, финансово-промышленные группы, монополии, союзы предпринимателей, профсоюзы отраслей и т. д.
Достигается этот компромисс иногда в острой политической и экономической борьбе путем перераспределения налогов, бюджетных дотаций, распределением государственных заказов и т. д. В этой борьбе складывается распределение и перераспределение денежных ресурсов в рамках единого государственного бюджета.
Таким образом, государственный бюджет представляет собой не только бюджет центрального (федерального) правительства, но и совокупность бюджетов всех уровней государственных и административно-территориальных властей (штатов, губерний, субъектов федерации, земель и т. д.).
Но и это еще не все. К бюджету относятся также различные внебюджетные фонды или денежные средства, имеющие целевое назначение. По своему количественному составу они не всегда включаются в состав бюджета. Но по принципу распределения и использования они равнозначны государственным бюджетным расходам. Находятся они в распоряжении центральных и местных органов власти, концентрируясь в определенные целевые фонды. Это пенсионные фонды, внебюджетные и другие, которые создаются за счет специальных налогов, займов и субсидий из бюджета. Число их постоянно увеличивается по мере усложнения экономических и социальных связей. Так, в рамках федерального бюджета США насчитывается более 800 подобных фондов. В переходной экономике России численность их невелика, но роль значительна. Посредством их государство сглаживает остроту бюджетного дефицита, оказывает помощь в развитии северных регионов, стимулирует инвестиционные процессы в областях и республиках.
Большинство государственных фондов формируется для содержания и финансирования производственной и социальной инфраструктуры: автострад (автобанов в ФРГ), аэропортов, гидроэлектростанций, лесовосстановительных посадок, водоохраны (озеро Байкал) и др. Крупнейшими фондами являются фонды социального страхования: пенсионного обеспечения, пособий по болезни, безработице, переквалификации кадров и т. д.
Внебюджетные фонды расширяют возможность государственного регулирования и вмешательства в экономику, минуя бюджет и парламентский контроль. В любом государственном образовании выделяется внутренняя структура бюджета по доходам и расходам. Изобразим это схематически (рис. 23.2)
Доходы* | Удельный вес, % | Расходы* | Удельный вес, % |
• налоги, акцизные сборы, таможенные пошлины, гербовый сбор и др. | 85 | • на здравоохранение, образование, пособия, субсидии региональным властям на эти цели | 50 |
• на поддержание конъюнктуры и экономический рост: инвестиции в инфраструктуру, дотации фирмам, расходы на развитие аграрного сектора экономики, осуществление целевых программ и планов | 15 | ||
• доходы от государственной собственности, государственных предприятий, торговли и др. | 7 | ||
• на оборону | 12 | ||
• на материальное обеспечение внешней политики, содержание дипломатических служб, займы иностранным государствам | 3 | ||
• поступления фондов социального страхования, пенсионного и страхового фондов | 7 | ||
• содержание аппаратов государства, милиции (полиции), юстиции и др. | 10 | ||
• платежи по государственному долгу | 8 | ||
• прочие доходы | 1 | • прочие расходы | 2 |
Рис. 23.2
* Рассчитано в среднем по странам с развитой рыночной экономикой, в том числе по Российской Федерации
Структура государственного бюджета в каждой стране имеет свои особенности. Они обусловлены не только национальными традициями, организацией образования и здравоохранения, но главным образом характером административной системы, структурными особенностями экономики, развитием оборонных отраслей, численностью армии и др.
Расходная часть бюджета характеризует направление и цели бюджетных ассигнований для развития и регулирования экономических процессов. Они всегда носят целевой и, как правило, безвозвратный характер. Безвозвратное представление государственных средств из бюджета на целевое развитие называется бюджетным финансированием. Этот режим расходования финансовых ресурсов отличается от банковского кредитования, которое, как правило, предполагает возвратный характер кредита. Надо заметить, что безвозвратность предоставления финансовых ресурсов не означает произвольность в их использовании. Всякий раз при применении финансирования государство разрабатывает порядок и условия использования денег для целевого направления и обеспечения общего экономического роста и улучшения жизни населения. Каков характер и направление бюджетных расходов? Значительное место среди них приходится на так называемые социальные статьи: образование, здравоохранение, социальные пособия. Они призваны смягчить социальную дифференциацию, обеспечить доступ к получению квалификации, достойное медицинское обслуживание, гарантированное пенсионное обеспечение. Эти расходы способствуют развитию человеческого капитала, квалификации работника, укреплению его здоровья. В условиях современной НТР возрастает роль человеческого капитала, что требует нового подхода к работнику. Быстрые темпы НТП повышают требования к качеству рабочей силы, ее профессиональной подготовленности, физической выносливости. В конечном итоге участие здорового населения в реальном производстве обеспечивает рост внутреннего валового продукта и национального дохода.
Расходы на поддержание конъюнктуры и экономический рост через субсидии и инвестиции оказывают влияние на повышение нормы накопления, ускорение темпов в развитии отраслей и производств. Государство выступает катализатором развития НТП, инновационных технологий, повышения конкурентоспособности национальной продукции на внешних рынках.
Во многих странах особое значение приобретают расходы на развитие аграрного производства, изменение его социального статуса и роли в обеспечении хозяйства сырьем и продовольствием. Характер этой безвозмездной помощи различен. В развитых странах, например в США, государство выплачивает премии фермерам на сокращение производства зерна и некоторых других видов сельхозпродукции.
В переходной экономике России аграрные субсидии государства направлены на поддержание фермерских хозяйств, их техническое оснащение и защиту.
Бюджетные субсидии аграрному сектору всегда имеют социальную, политическую и экономическую направленность. И дело не только в том, что аграрный сектор в среднем обеспечивает 20-25 % ежегодного прироста ВВП, но и в том, что общество заинтересовано в стабилизации этого сектора экономики, имеющего значительный удельный вес в общей структуре экономики.
Значительное место в бюджетных расходах занимают расходы на вооружение, материальное обеспечение внешнеполитических связей и содержание аппарата управления.
Определенное место в расходных статьях бюджета приходится на расходы по обслуживанию внутреннего и внешнего государственного долга (см. 23.4), оборону, закупку вооружений и военное строительство. Размеры этих расходов существенно воздействуют на масштабы спроса и величину инвестиций, а также на отраслевую и региональную структуру экономики, оказывают прямое воздействие на национальную конкурентоспособность продукции на мировых рынках.
Расходы бюджета на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и иностранного инвестирования, ввозимого и вывозимого капитала стимулируют экспорт на долгосрочную перспективу, оптимизируют сальдо платежного баланса страны, открывают возможность освоения новых зарубежных рынков, способствуют повышению авторитета и укреплению национальной валюты.
Часть расходов государство использует для обеспечения поставок на внутренний рынок зарубежных товаров.
Доходы государственного бюджета на 85% формируются за счет налоговых поступлений, прибыли казенной промышленности, поступлений от приватизации собственности и т. д.
Общая сумма доходов в идеале должна покрывать запрограммированные расходные статьи бюджета. В случае если расходы превышают доходную часть в общей структуре, образуется бюджетный дефицит.
Образовавшийся остаток доходов правительство может использовать на непредусмотренные программой или планом расходы, осуществлять долгосрочные выплаты по государственному долгу или перенести этот остаток в бюджет следующего периода (года).
Бюджетный дефицит по установившимся международным стандартам не должен превышать 5 % от ВВП. Покрывается он внутренними и внешними государственными займами в виде продаж государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов (фонда страхования или фонда страхования по безработице, пенсионного фонда).
Но это не единственный путь покрытия бюджетного дефицита. Во время экономических потрясений, которые могут постигнуть государство, правительство нередко прибегает к эмиссии денег для покрытия бюджетного дефицита. Такое наблюдалось в экономике России на первых этапах реформирования экономики в начале 90-х годов.
Последствия такой эмиссии перерастают в неконтролируемую инфляцию. Она подрывает стимулы долгосрочных инвестиций, ведет к «проеданию» оборотного капитала и амортизации, раскручивает спираль «цена-оплата труда», обесценивает сбережения населения. Поэтому в целях сохранения экономической и социальной стабильности правительства избегают неоправданной эмиссии денег. Для этого во многих странах в системе рыночной экономики выстраивается специальный блок-предохранитель: независимость национального эмиссионного банка (Центрального банка) от исполнительной власти. В условиях экономической неустойчивости и бюджетного дефицита он не обязан финансировать правительство. Такая стабилизационная функция ЦБ должна быть зафиксирована в Конституции или специальном Законе.
Теперь остановимся на характеристике налогов как главных источников доходов.
- Раздел I. Цели и важнейшие понятия общей экономической теории
- Глава 1. Предмет общей экономической теории
- 1.1. Зарождение и развитие экономической теории
- 1.2. Экономические законы и экономические категории
- 1.3. Предмет исследования общей экономической теории
- 1.4. Различные подходы к анализу экономической динамики
- Глава 2. Философские и методологические основы экономической теории
- 2.1. Философия и экономическая теория
- 2.2. Парадигма экономической теории
- 2.3. Методы познания экономических явлений
- Раздел II. Общие основы экономического развития общества
- Глава 3. Теория производства. Общественное производство — исходная основа экономического роста и развития общества
- 3.1. Место производства в функциональной экономической системе. Основные формы производства
- 3.2. Факторы производства
- 3.3. Оптимальная комбинация и эффективность использования факторов производства
- 3.4. Производственная функция
- 3.5. Закон убывающей производительности и возрастания дополнительных затрат
- 3.6. Организационно-правовые формы производства. Предпринимательство и предприятие (фирма)
- Глава 4. Собственность и модели организации экономической системы
- 4.1. Собственность как экономическое явление
- 4.2. Законы собственности и законы присвоения
- 4.3. Виды собственности и формы хозяйствования
- 4.4. Модели организации экономических систем
- 4.5. Место собственности в реформировании экономики
- Раздел III. Основы теории рыночной экономики
- Глава 5. Основные черты рыночной экономики. Теории стоимости
- 5.1. Товар, его свойства и функциональные формы
- 5.2. Альтернативные теории формирования стоимости товара
- Варианты производства и потребления продукта в для одного работника
- 5.3. Деньги — развитая форма товарных отношений. Функции денег. Эволюция денежных систем
- 5.4. Теория цены товара. Виды цен и тарифов
- Глава 6. Рыночные отношения: сущность, функции, структура
- 6.1. Теоретические основы становления рыночных отношений. Инфраструктура и функции рынка
- 6.2. Элементы рыночной экономики. Принципы функционирования
- 6.3. Формирование рыночного механизма. Проблемы редкости
- 6.4. Структура, виды, сегментация рынков
- 6.5. Границы рыночных отношений. Теоремы а. Смита и р. Коуза
- 6.6. Спотовый и срочный рынки
- 6.7. Модели рыночной экономики
- Характеристика различия форвардов, фьючерсов, опционов
- Глава 7. Совершенная и несовершенная рыночная конкуренция. Механизм функционирования рынка
- 7.1. Экономический цикл конкуренции
- 7.2. Свободная, или совершенная, конкуренция
- 7.3. Механизм спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции
- Спрос и предложение на кофе в банках
- 7.4. Эластичность спроса и предложения
- 7.5. Монополистическая, несовершенная конкуренция
- Основные виды рынков
- 7.6. Формы конкуренции в условиях монополистического производства. Ценовая и неценовая конкуренция
- 7.7. Современные подходы к трактовке проблем совершенной и несовершенной конкуренции
- 7.8. Монопольные цены. Механизм равновесия рынка при монопольных ценах
- Образование монопольных цен
- Глава 8. Саморегулирование экономической системы и обеспечение рыночного равновесия
- 8.1. Общая теория и модели экономического равновесия
- 8.2. Механизм формирования рыночного равновесия. Современные модели рыночного равновесия на микроуровне
- 8.3. Конкурентная рыночная система и принцип «невидимой руки»
- 8.4. Экономические рычаги в механизме саморегулируемой рыночной системы
- Раздел IV. Микроэкономика. Экономическое поведение производителей
- Глава 9. Фирма b системе рыночных отношений. Теория фирмы
- 9.1. Основные формы организации предпринимательства
- 9.2. Организационная структура российского бизнеса
- 9.3. Поведение фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции. Стратегия развития фирмы
- 9.4. Теория управления фирмой — менеджмент
- 9.5. Маркетинг как инструмент коммерческой деятельности фирмы
- Глава 10. Формирование предпринимательского капитала
- 10.1. Первоначальное накопление капитала — исходное начало становления предпринимательства
- 10.2. Рынок капиталов, его субъекты и объекты
- 10.3. Внутренние и внешние источники формирования предпринимательского капитала
- 10.4. Кругооборот инвестиционных ресурсов предприятия. Основные и оборотные фонды
- 10.5. Показатели эффективного использования основного и оборотного капитала
- Глава 11. Теория издержек. Производство и издержки
- 11.1. Концепции издержек производства
- 11.2. Виды издержек. Особенности динамики постоянных, переменных и средних издержек при росте объемов производства
- Классификация издержек (затрат) производства
- 11.3. Издержки и использование труда в производстве. Производительность — мера измерения эффективности функционирования фирмы
- 11.4. Факторы, определяющие динамику производительности труда
- Глава 12. Теория прибыли. Распределение результатов производства, экономическая прибыль, предпринимательский доход, заработная плата
- 12.1. Прибыль и факторы, ее определяющие
- 12.2. Условия максимальной прибыли
- 12.3. Предпринимательский доход
- 12.4. Монопольная прибыль
- 12.5. Экономические основы заработной платы
- 12.6. Основные типы систем заработной платы
- Глава 13. Аграрно-промышленное производство
- 13.1. Аграрное производство - особая сфера приложения труда и капитала
- 13.2. Аграрно-техническая революция
- 13.3. Аграрно-промышленный комплекс
- 13.4. Землепользование и землевладение
- 13. 5. Рыночные отношения в аграрно-промышленном комплексе
- Глава 14. Теория ренты
- 14.1. Земельная рента: сущность, формы
- 14.2. Динамика дифференциальной земельной ренты
- 14.3. Неоклассическая теория рентных доходов
- 14.4. Квазирента и доход на текущие инвестиции
- 14.5. Монопольная и другие виды ренты
- 14.6. Цена земли
- 14.7. Теории извлечения ренты
- Глава 15. Региональная экономика и региональная политика
- 15.1. Регион: содержание и функционирование
- 15.2. Региональная рента — мотив региональной хозяйственной ассоциации
- 15.3. Управление и прогнозирование развития региона
- Раздел V. Макроэкономика. Закономерности функционирования национальной экономики. Экономическая политика государства
- Глава 16. Цели и инструменты макроэкономической политики
- 16.1. Макроэкономика — совокупность взаимосвязанных производителей и потребителей товаров и услуг
- 16.2. Экономически равновесное функционирование национальной экономики
- 16.3. Характеристика макроэкономических показателей. Национальное счетоводство
- 16.4. Способы измерения валового национального продукта. Дефлятор валового национального продукта
- 16.5. Воспроизводственная и отраслевая структуры национальной экономики
- 16.6. Научно-технический прогресс — материальная основа формирования эффективной структуры производства. Виды научно-технических инноваций
- 16.7. Метод «затраты - выпуск» и его использование для анализа и прогнозирования структурных взаимосвязей в экономике
- 16.8. Глобальные проблемы структурной перестройки экономики Российской Федерации
- Глава 17. Накопление, потребление, сбережения. Влияние на объем валового национального продукта
- 17.1. Совокупный спрос и совокупное предложение
- 17.2. Кейнсианская модель динамической функции совокупного спроса и совокупного предложения
- 17.3. Потребление и сбережения: взаимосвязи и различия
- Потребление и сбережение
- 17.4. Функциональная роль инвестиций
- 17.5. Потребление, сбережения, инвестиции и макроэкономическое равновесие
- 17.6. Теория мультипликатора
- 17.7. Производные инвестиции
- Глава 18. Экономический рост — обобщающий результат функционирования национальной экономики
- 18.1. Экономический рост: понятие, подходы к анализу
- 18.2. Цели, эффективность и качество экономического роста
- 18.3. Прямые и косвенные факторы экономического роста
- 18.4. Экстенсивный и интенсивный типы экономического роста. Типы научно-технического прогресса
- 18.5. Основные модели равновесного экономического роста
- 18.6. Концепции стадий экономического роста
- 18.7. Глобальные проблемы роста экономики Российской Федерации
- Глава 19. Цикличность развития экономики и экономические кризисы. Краткосрочное и среднесрочное неравновесие в экономике. Теория кризисов
- 19.1. Цикличность как всеобщая форма экономической динамики
- 19.2. Классификация и периодичность кризисов
- Основные типы циклов
- 19.3. Особенности в подходах к проблеме циклов
- Классификации теорий цикла
- 19.4. Основы математического моделирования цикличности
- 19.5. Особенности экономического кризиса России (конец 80-х-90-е годы). Стабилизационные программы
- Сравнительная динамика фактического и потенциального конечного продукта материального производства в 1987 — 1994 гг.
- Глава 20. Теория человеческого капитала. Труд, занятость, безработица
- 20.1. Роль человека в современной экономике
- 20.2. Концепции занятости населения
- 20.3. Рынок труда
- 20.4. Безработица и ее виды
- 20.5. Миграция трудовых ресурсов
- 20.6. Закономерности формирования человеческого капитала
- Глава 21. Денежно-кредитная система. Рынок ссудных капиталов и ценных бумаг
- 21.1. Денежная масса, спрос и предложение денег. Денежный рынок
- 21.2. Сущность, функции и формы кредита
- 21.3. Кредитный механизм: содержание, диалектика развития
- 21.4. Банки, их виды и функции
- 21.5. Ссудный процент, закономерности его динамики
- 21.6. Рынок кредитных ресурсов: перспективы развития
- 21.7. Фиктивный капитал, рынок ценных бумаг, фондовая биржа
- 21.8. Становление вексельного рынка
- 21.9. Макрорегулирование денежно-кредитной системы. Кейнсианская теория процента и денег
- Глава 22. Инфляция и антиинфляционное регулирование
- 22.1. Инфляция и ее виды. Механизм развития инфляции
- 22.2. Социально-экономические последствия инфляции
- 22.3. Кривая Филлипса и стагфляция
- 22.4. Антиинфляционная политика
- Глава 23. Финансовая система и финансовая политика общества
- 23.1. Финансы общества, сущность и роль в обеспечении экономического роста
- 23.2. Государственный бюджет
- 23.3. Налоги как экономическая база и инструмент финансовой политики государства
- 23.4. Фискальная политика. Мультипликатор государственных расходов и совокупный спрос
- 23.5. Налоговый мультипликатор
- 23.6. Государственный долг
- 23.7. Механизм реализации фискальной политики в переходной экономике России
- Глава 24. Государственное макрорегулирование смешанной экономики. Экономические функции правительства
- 24.1. Государственное регулирование экономики. Модели взаимоотношений экономики и государства
- 24.2. Функциональные экономические системы — объекты государственного регулирования. Экономические функции правительства
- 24.3. Методы государственного экономического регулирования. Макромаркетинг
- 24.4. Общегосударственное планирование — один из методов регулирования экономики
- 24.5. Основные направления государственного регулирования экономики
- Глава 25. Совокупные доходы населения и социальная политика государства
- 25.1. Доходы населения, их виды и источники формирования. Номинальный и реальный доход
- 25.2. Распределение личных доходов и эволюция социальной структуры общества. Диверсификация социального статуса
- 25.3. Уровень жизни и бедность
- 25.4. Социально-экономическая мобильность и общественный прогресс
- 25.5. Государственное регулирование распределения доходов
- 25.6. Системы социальной защиты
- 25.7. Экономическая эффективность и равенство: противостояние или единство
- Раздел VI. Мегаэкономика. Экономические основы и тенденции развития мирохозяйственных связей
- Глава 26. Мировое хозяйство и динамика его эволюции. Интеграционные процессы в мировой экономике
- 26.1. Этапы становления, основные черты мирового хозяйства
- 26.2. Новый этап интернациональных экономических процессов
- 26.3. Мировая торговля: виды, структура
- 26.4. Международная миграция капитала и рабочей силы
- 26.5. Интеграционные процессы в мировой экономике
- 26.6. Транснациональные корпорации
- Глава 27. Международная валютно- финансовая система
- 27.1. Валютные рынки: принципы организации, институты, средства обмена
- 27.2. Платежный баланс
- Платежный баланс России за 1 кв. 1996 г. В млн долл. Сша
- 27.3. Валютный курс: системы, факторы, паритет
- 27.4. Равновесие в модели открытой экономики
- 27.5. Конвертируемость валюты. Проблемы конвертируемости рубля
- 27.6. Международная валютная система