9.3. Поведение фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции. Стратегия развития фирмы
Теория фирмы основана на принципе стремления к получению максимальной прибыли, т. е. к увеличению разности между доходами и издержками.
Стремление к получению максимальной прибыли — это тот критерий, который определяет поведение фирмы как в течение короткого, так и длительного периода.
Короткий период — это отрезок времени, в течение которого фирма не может изменить ни общие размеры своих сооружений, ни количество машин и оборудования, используемых в производстве. В этот период они остаются постоянными, так как не изменяются вслед за изменением объема производства. Другие факторы производства (труд, капитал) могут изменяться, поэтому являются переменными.
Нельзя, скажем, для увеличения производства обуви в течение недели построить новое здание, но можно закупить дополнительные материалы или нанять новых рабочих.
Продолжительность короткого периода зависит от отрасли, технологии и других причин. Например, в доменном производстве короткий период достаточно длителен, а в производстве мороженого — очень непродолжителен.
Длительный период — это такой отрезок времени, в течение которого фирма получает возможность изменять мощность своих сооружений и оборудования в зависимости от постоянно изменяющихся уровней производства.
В длительном периоде фирма может изменить объемы всех факторов производства. Поэтому все они становятся переменными. В этот период фирма стремится наилучшим образом комбинировать факторы, замещая труд капиталом или наоборот, с целью минимизировать затраты на данный объем выпуска продукции.
Поведение фирмы зависит не только от времени, но и от формы конкуренции. Рассмотрим рациональное поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции. Будем помнить, что цель фирмы — максимизировать разрыв между ценами и издержками. На рынке совершенной конкуренции ни одна из фирм не влияет на цену своей продукции. Цена устанавливается только под воздействием общего рыночного спроса и предложения всех фирм. Если фирма повысит цену на свою продукцию, то она потеряет покупателей, которые будут покупать продукцию ее конкурента. Ее продажи упадут до нуля. Значит, фирма не властна над ценой. Величина ее издержек определена технологией данного предприятия. Что же может сделать предприниматель, чтобы получить максимальную прибыль? Он может только изменить объемы производства. Тогда встает следующий вопрос: какое количество продукции фирма должна производить и продавать, чтобы получить максимальную прибыль? Чтобы найти ответ на этот вопрос, необходимо сравнить рыночную цену на продукт и предельные издержки фирмы.
Если фирма будет увеличивать на одну, две, три и т. д. единицы свою продукцию, то каждая следующая единица (скажем, каждый новый стол) будет «что-то» добавлять как к общему доходу, так и к общим издержкам. Это «что-то» — предельный доход и предельные издержки. Если предельный доход больше предельных издержек, то каждая произведенная единица добавляет к общему доходу величину больше той, что она прибавляет к общим издержкам.
В связи с этим разность между предельным доходом (MR — marginal revenue) и предельными издержками (МС — marginal coast), т. е. прибыль (Р2 — profit), увеличивается:
Р2 = МR - МС.
Обратное происходит, когда предельные издержки выше предельного дохода. Вывод: максимум общей прибыли достигается тогда, когда наступает равенство между ценой (Р — price) и предельными издержками (МС — marginal coast):
Р = МС.
Если Р > МС, то производство необходимо расширять. Если Р < МС, то производство необходимо сокращать. В результате на рынке совершенной конкуренции фирма расширяет свое производство до точки, в которой предельные издержки уравниваются с ценой. В этой точке фирме достигает оптимального уровня производства и переходит в положение равновесия.
На графике оптимальный объем производства определяется на уровне пересечения кривых спроса на продукцию фирмы и предельных издержек:
при цене Р1 это Q1;
при цене Р2 это Q2;
при цене Р3 это Q3 (рис. 9.1).
Если же объем производства будет больше или меньше оптимального — прибыль станет меньше максимальной.
Следовательно, имеется только одно значение объема производства, при котором фирма получит максимальную прибыль.
Это правило максимизации прибыли верно не только для одной фирмы, но и для всей экономики.
Вывод: экономика добивается максимальной эффективности использования всех ресурсов, когда предельные издержки производства товаров равны их ценам.
Проблема равновесия фирмы и отрасли в длительном периоде иная, чем в коротком. Положение равновесия достигается в том случае, если фирма производит какое-то определенное количество продукции при минимальных средних издержках длительного периода, поскольку в этом состоянии (точке) цена равна предельным издержкам.
Дело в том, что если минимум средних затрат фирмы будет превышать цены, сложившиеся на рынке, то некоторые фирмы покинут рынок, отраслевое предложение уменьшится. Это обстоятельство повысит цену (рис. 9.2).
Если же минимум средних затрат ниже рыночной цены, то все фирмы данной отрасли получают сверхприбыль. Это будет стимулом для других фирм перейти в данную отрасль. В результате отраслевое предложение повысится, а цена упадет (рис. 9.3).
Рациональное поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции имеет некоторые особенности.
На рынке несовершенной конкуренции производитель (фирма) влияет на цену своей продукции. Если на рынке совершенной конкуренции дополнительный доход от продажи следующих друг за другом единиц продукции неизменен и равен рыночной цене, то на рынке несовершенной конкуренции увеличение продажи снижает цену, а значит, и дополнительный, т. е. предельный, доход (МК -marginal revenue).
Существуют два способа определения объема производства, при которых фирма получит максимальную прибыль.
При первом способе сравнивают валовой доход и валовые издержки при каждом объеме производства (рис. 9.4).
Там, где кривые TR и ТС пересекаются (точка К), прибыль Р2 равна нулю. На отрезках, где кривая ТС располагается выше кривой TR, фирма терпит убытки (...). Между отрезками пересечения этих кривых, там, где кривая TR лежит выше кривой ТС, находится зона прибыли (\\\). Максимальная прибыль будет там, где имеется наибольшее расстояние между кривыми TR и ТС.
При втором способе определения оптимального объема производства сравниваются предельный доход и предельные издержки.
Вывод: чтобы получить максимальную прибыль в условиях несовершенной конкуренции, объемы производства и реализации следует увеличивать до тех пор, пока предельные издержки, связанные с производством каждой дополнительной единицы продукции, будут меньше, чем предельный доход, получаемый от реализации этой единицы продукции: если MR > МС, производство следует расширять, если МR < МС, производство следует сокращать, если MR = МС, то фирма получает максимальную прибыль.
В западной экономической литературе теория фирмы построена на принципе максимизации прибыли. Однако существуют иные мотивации деятельности фирмы:
в одних утверждается, что цель фирмы — максимизация не прибыли, а объема продаж;
согласно другой концепции, теории «удовлетворения», автором которой является американский профессор Г. Саймон, фирма стремится достичь определенного уровня прибыли, а далее не предпринимает усилий, чтобы ее максимизировать.
В «эволюционной теории» С. Винтера доказывается, что фирмы лишь стремятся к максимальной прибыли, но никогда ее не получают или же достигают ее чисто случайно.
Однако в этих и других теориях максимизация прибыли, даже если и не признается целью фирмы, все-таки считается движущей силой в экономике.
В зависимости от продолжительности времени (короткий или длительный период) и условий конкуренции фирма определяет свою стратегию.
Стратегия — это выбор фирмой основных долгосрочных целей и задач, утверждение курса ее действий и распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей. Различают два типа стратегии:
оборонительную;
наступательную.
Оборонительная стратегия имеет два направления:
1. В имитационном делается акцент на снижение риска от внедрения нововведений за счет заимствования результатов научно-технических достижений, имеющихся у конкурентов. Фирма следит за рынком, ждет появления нового продукта и концентрирует ресурсы на производстве аналогичного продукта или его прототипа.
2. Стратегия выжидания. Она используется фирмами, в планы которых входит уйти с данного рынка или быстро перестроить производство в случае, если другой конкурент успешно внедрился на рынке.
В наступательной стратегии выделяют четыре направления:
1. Стратегия рационализации. Она предусматривает рост ресурсов для осуществления нововведений. При этой стратегии осуществляется финансовая поддержка дочерних и венчурных компаний, на которых проверяется новая технология.
2 Стратегия дифференциации квоты (количества выпускаемой продукции). Она преследует цель сохранения для фирмы значительной доли рынка при высокой прибыли. Основой высокой прибыли становятся постоянные инвестиции. С их помощью фирма надеется снизить цену на свою продукцию и увеличить на нее покупательский спрос.
3. Инновационная стратегия предполагает обновление продукции или услуг, а также производства основных фондов и освоение инноваций — новых продуктов и технологий. Инновации разделяются на продуктовые и технологические.
Продуктовые инновации позволяют фирме максимизировать прибыли через повышение цены единицы нового продукта.
Технологические инновации помогают максимизировать прибыль благодаря снижению себестоимости выпускаемой продукции и недопущению ее избыточного роста при повышении качества продуктов.
4. Стратегия освоения и заполнения рыночной ниши. Реализация этого направления связана со значительными затратами на научно-исследовательские работы, с деловым риском.
Риск — это вероятность убытков или недополучения доходов по сравнению с вариантом, предусмотренным прогнозом и планом.
Наиболее важные виды риска:
производственный;
коммерческий;
финансовый;
кредитный;
процентный.
Коммерческий риск — это риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, закупленных предпринимателем.
Финансовый риск зависит от отношения заемных средств ко всем финансовым средствам предприятия. Чем выше отношение заемных средств к собственным, тем больше финансовый риск.
Кредитный риск обусловлен тем, что заемщик может не уплатить по ссуде.
Процентный риск связан с возможностью падения цены ценной бумаги из-за роста нормы процента.
Существует мнение, что допустимый уровень риска обратно пропорционален количеству лиц, участвующих в этой деятельности.
При страховании риска страховой компанией последняя выплачивает предпринимателю премию за риск, размер которой может быть равен возможному убытку. Поскольку страховка гарантирует страховщику получение одинакового дохода независимо от того, понесет он потери или нет, то такой риск оправдан. Нестрахуемый риск тоже «страхуется» заключением фьючерсных сделок, хеджированием и другими видами рыночных операций.
Фьючерсный контракт представляет собой соглашение о будущей поставке товара. В момент заключения сделки стороны согласовывают только цены поставляемого товара. Фьючерсные сделки в основном преследуют цели хеджирования, при котором поставщик или покупатель страхуется от возможного неблагоприятного изменения цены.
Наличие фактора риска является сильным стимулом для экономии средств и ресурсов фирмы.
Риск можно измерить. Различают статистический, экспертный и расчетно-аналитический методы измерения риска.
При статистическом методе изучают статистику потерь, которые имелись в данном виде предпринимательства в прошлом, высчитывают, как часто появлялись потери, и по этим данным прогнозируют вероятность риска. Статистический метод требует наличия большого количества данных.
Экспертный метод предполагает изучение и обработку мнений специалистов и опытных бизнесменов.
Расчетно-аналитические методы оценки риска базируются на математических приемах.
В большинстве фирм имеется менеджер по риску. Он занимается определением степени риска деятельности фирмы, оценивает его последствия и выбирает вид страхования и самострахования.
Самострахование предполагает образование специального резервного фонда. Страхование имеет смысл, если стоимость страхуемого имущества относительно невелика по сравнению с имущественным и финансовым размером всего бизнеса фирмы (подробно см.: Экономика и бизнес. / Под ред. В. Д. Камаева. М., 1993. С. 12-17).
- Раздел I. Цели и важнейшие понятия общей экономической теории
- Глава 1. Предмет общей экономической теории
- 1.1. Зарождение и развитие экономической теории
- 1.2. Экономические законы и экономические категории
- 1.3. Предмет исследования общей экономической теории
- 1.4. Различные подходы к анализу экономической динамики
- Глава 2. Философские и методологические основы экономической теории
- 2.1. Философия и экономическая теория
- 2.2. Парадигма экономической теории
- 2.3. Методы познания экономических явлений
- Раздел II. Общие основы экономического развития общества
- Глава 3. Теория производства. Общественное производство — исходная основа экономического роста и развития общества
- 3.1. Место производства в функциональной экономической системе. Основные формы производства
- 3.2. Факторы производства
- 3.3. Оптимальная комбинация и эффективность использования факторов производства
- 3.4. Производственная функция
- 3.5. Закон убывающей производительности и возрастания дополнительных затрат
- 3.6. Организационно-правовые формы производства. Предпринимательство и предприятие (фирма)
- Глава 4. Собственность и модели организации экономической системы
- 4.1. Собственность как экономическое явление
- 4.2. Законы собственности и законы присвоения
- 4.3. Виды собственности и формы хозяйствования
- 4.4. Модели организации экономических систем
- 4.5. Место собственности в реформировании экономики
- Раздел III. Основы теории рыночной экономики
- Глава 5. Основные черты рыночной экономики. Теории стоимости
- 5.1. Товар, его свойства и функциональные формы
- 5.2. Альтернативные теории формирования стоимости товара
- Варианты производства и потребления продукта в для одного работника
- 5.3. Деньги — развитая форма товарных отношений. Функции денег. Эволюция денежных систем
- 5.4. Теория цены товара. Виды цен и тарифов
- Глава 6. Рыночные отношения: сущность, функции, структура
- 6.1. Теоретические основы становления рыночных отношений. Инфраструктура и функции рынка
- 6.2. Элементы рыночной экономики. Принципы функционирования
- 6.3. Формирование рыночного механизма. Проблемы редкости
- 6.4. Структура, виды, сегментация рынков
- 6.5. Границы рыночных отношений. Теоремы а. Смита и р. Коуза
- 6.6. Спотовый и срочный рынки
- 6.7. Модели рыночной экономики
- Характеристика различия форвардов, фьючерсов, опционов
- Глава 7. Совершенная и несовершенная рыночная конкуренция. Механизм функционирования рынка
- 7.1. Экономический цикл конкуренции
- 7.2. Свободная, или совершенная, конкуренция
- 7.3. Механизм спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции
- Спрос и предложение на кофе в банках
- 7.4. Эластичность спроса и предложения
- 7.5. Монополистическая, несовершенная конкуренция
- Основные виды рынков
- 7.6. Формы конкуренции в условиях монополистического производства. Ценовая и неценовая конкуренция
- 7.7. Современные подходы к трактовке проблем совершенной и несовершенной конкуренции
- 7.8. Монопольные цены. Механизм равновесия рынка при монопольных ценах
- Образование монопольных цен
- Глава 8. Саморегулирование экономической системы и обеспечение рыночного равновесия
- 8.1. Общая теория и модели экономического равновесия
- 8.2. Механизм формирования рыночного равновесия. Современные модели рыночного равновесия на микроуровне
- 8.3. Конкурентная рыночная система и принцип «невидимой руки»
- 8.4. Экономические рычаги в механизме саморегулируемой рыночной системы
- Раздел IV. Микроэкономика. Экономическое поведение производителей
- Глава 9. Фирма b системе рыночных отношений. Теория фирмы
- 9.1. Основные формы организации предпринимательства
- 9.2. Организационная структура российского бизнеса
- 9.3. Поведение фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции. Стратегия развития фирмы
- 9.4. Теория управления фирмой — менеджмент
- 9.5. Маркетинг как инструмент коммерческой деятельности фирмы
- Глава 10. Формирование предпринимательского капитала
- 10.1. Первоначальное накопление капитала — исходное начало становления предпринимательства
- 10.2. Рынок капиталов, его субъекты и объекты
- 10.3. Внутренние и внешние источники формирования предпринимательского капитала
- 10.4. Кругооборот инвестиционных ресурсов предприятия. Основные и оборотные фонды
- 10.5. Показатели эффективного использования основного и оборотного капитала
- Глава 11. Теория издержек. Производство и издержки
- 11.1. Концепции издержек производства
- 11.2. Виды издержек. Особенности динамики постоянных, переменных и средних издержек при росте объемов производства
- Классификация издержек (затрат) производства
- 11.3. Издержки и использование труда в производстве. Производительность — мера измерения эффективности функционирования фирмы
- 11.4. Факторы, определяющие динамику производительности труда
- Глава 12. Теория прибыли. Распределение результатов производства, экономическая прибыль, предпринимательский доход, заработная плата
- 12.1. Прибыль и факторы, ее определяющие
- 12.2. Условия максимальной прибыли
- 12.3. Предпринимательский доход
- 12.4. Монопольная прибыль
- 12.5. Экономические основы заработной платы
- 12.6. Основные типы систем заработной платы
- Глава 13. Аграрно-промышленное производство
- 13.1. Аграрное производство - особая сфера приложения труда и капитала
- 13.2. Аграрно-техническая революция
- 13.3. Аграрно-промышленный комплекс
- 13.4. Землепользование и землевладение
- 13. 5. Рыночные отношения в аграрно-промышленном комплексе
- Глава 14. Теория ренты
- 14.1. Земельная рента: сущность, формы
- 14.2. Динамика дифференциальной земельной ренты
- 14.3. Неоклассическая теория рентных доходов
- 14.4. Квазирента и доход на текущие инвестиции
- 14.5. Монопольная и другие виды ренты
- 14.6. Цена земли
- 14.7. Теории извлечения ренты
- Глава 15. Региональная экономика и региональная политика
- 15.1. Регион: содержание и функционирование
- 15.2. Региональная рента — мотив региональной хозяйственной ассоциации
- 15.3. Управление и прогнозирование развития региона
- Раздел V. Макроэкономика. Закономерности функционирования национальной экономики. Экономическая политика государства
- Глава 16. Цели и инструменты макроэкономической политики
- 16.1. Макроэкономика — совокупность взаимосвязанных производителей и потребителей товаров и услуг
- 16.2. Экономически равновесное функционирование национальной экономики
- 16.3. Характеристика макроэкономических показателей. Национальное счетоводство
- 16.4. Способы измерения валового национального продукта. Дефлятор валового национального продукта
- 16.5. Воспроизводственная и отраслевая структуры национальной экономики
- 16.6. Научно-технический прогресс — материальная основа формирования эффективной структуры производства. Виды научно-технических инноваций
- 16.7. Метод «затраты - выпуск» и его использование для анализа и прогнозирования структурных взаимосвязей в экономике
- 16.8. Глобальные проблемы структурной перестройки экономики Российской Федерации
- Глава 17. Накопление, потребление, сбережения. Влияние на объем валового национального продукта
- 17.1. Совокупный спрос и совокупное предложение
- 17.2. Кейнсианская модель динамической функции совокупного спроса и совокупного предложения
- 17.3. Потребление и сбережения: взаимосвязи и различия
- Потребление и сбережение
- 17.4. Функциональная роль инвестиций
- 17.5. Потребление, сбережения, инвестиции и макроэкономическое равновесие
- 17.6. Теория мультипликатора
- 17.7. Производные инвестиции
- Глава 18. Экономический рост — обобщающий результат функционирования национальной экономики
- 18.1. Экономический рост: понятие, подходы к анализу
- 18.2. Цели, эффективность и качество экономического роста
- 18.3. Прямые и косвенные факторы экономического роста
- 18.4. Экстенсивный и интенсивный типы экономического роста. Типы научно-технического прогресса
- 18.5. Основные модели равновесного экономического роста
- 18.6. Концепции стадий экономического роста
- 18.7. Глобальные проблемы роста экономики Российской Федерации
- Глава 19. Цикличность развития экономики и экономические кризисы. Краткосрочное и среднесрочное неравновесие в экономике. Теория кризисов
- 19.1. Цикличность как всеобщая форма экономической динамики
- 19.2. Классификация и периодичность кризисов
- Основные типы циклов
- 19.3. Особенности в подходах к проблеме циклов
- Классификации теорий цикла
- 19.4. Основы математического моделирования цикличности
- 19.5. Особенности экономического кризиса России (конец 80-х-90-е годы). Стабилизационные программы
- Сравнительная динамика фактического и потенциального конечного продукта материального производства в 1987 — 1994 гг.
- Глава 20. Теория человеческого капитала. Труд, занятость, безработица
- 20.1. Роль человека в современной экономике
- 20.2. Концепции занятости населения
- 20.3. Рынок труда
- 20.4. Безработица и ее виды
- 20.5. Миграция трудовых ресурсов
- 20.6. Закономерности формирования человеческого капитала
- Глава 21. Денежно-кредитная система. Рынок ссудных капиталов и ценных бумаг
- 21.1. Денежная масса, спрос и предложение денег. Денежный рынок
- 21.2. Сущность, функции и формы кредита
- 21.3. Кредитный механизм: содержание, диалектика развития
- 21.4. Банки, их виды и функции
- 21.5. Ссудный процент, закономерности его динамики
- 21.6. Рынок кредитных ресурсов: перспективы развития
- 21.7. Фиктивный капитал, рынок ценных бумаг, фондовая биржа
- 21.8. Становление вексельного рынка
- 21.9. Макрорегулирование денежно-кредитной системы. Кейнсианская теория процента и денег
- Глава 22. Инфляция и антиинфляционное регулирование
- 22.1. Инфляция и ее виды. Механизм развития инфляции
- 22.2. Социально-экономические последствия инфляции
- 22.3. Кривая Филлипса и стагфляция
- 22.4. Антиинфляционная политика
- Глава 23. Финансовая система и финансовая политика общества
- 23.1. Финансы общества, сущность и роль в обеспечении экономического роста
- 23.2. Государственный бюджет
- 23.3. Налоги как экономическая база и инструмент финансовой политики государства
- 23.4. Фискальная политика. Мультипликатор государственных расходов и совокупный спрос
- 23.5. Налоговый мультипликатор
- 23.6. Государственный долг
- 23.7. Механизм реализации фискальной политики в переходной экономике России
- Глава 24. Государственное макрорегулирование смешанной экономики. Экономические функции правительства
- 24.1. Государственное регулирование экономики. Модели взаимоотношений экономики и государства
- 24.2. Функциональные экономические системы — объекты государственного регулирования. Экономические функции правительства
- 24.3. Методы государственного экономического регулирования. Макромаркетинг
- 24.4. Общегосударственное планирование — один из методов регулирования экономики
- 24.5. Основные направления государственного регулирования экономики
- Глава 25. Совокупные доходы населения и социальная политика государства
- 25.1. Доходы населения, их виды и источники формирования. Номинальный и реальный доход
- 25.2. Распределение личных доходов и эволюция социальной структуры общества. Диверсификация социального статуса
- 25.3. Уровень жизни и бедность
- 25.4. Социально-экономическая мобильность и общественный прогресс
- 25.5. Государственное регулирование распределения доходов
- 25.6. Системы социальной защиты
- 25.7. Экономическая эффективность и равенство: противостояние или единство
- Раздел VI. Мегаэкономика. Экономические основы и тенденции развития мирохозяйственных связей
- Глава 26. Мировое хозяйство и динамика его эволюции. Интеграционные процессы в мировой экономике
- 26.1. Этапы становления, основные черты мирового хозяйства
- 26.2. Новый этап интернациональных экономических процессов
- 26.3. Мировая торговля: виды, структура
- 26.4. Международная миграция капитала и рабочей силы
- 26.5. Интеграционные процессы в мировой экономике
- 26.6. Транснациональные корпорации
- Глава 27. Международная валютно- финансовая система
- 27.1. Валютные рынки: принципы организации, институты, средства обмена
- 27.2. Платежный баланс
- Платежный баланс России за 1 кв. 1996 г. В млн долл. Сша
- 27.3. Валютный курс: системы, факторы, паритет
- 27.4. Равновесие в модели открытой экономики
- 27.5. Конвертируемость валюты. Проблемы конвертируемости рубля
- 27.6. Международная валютная система