Упрощенная таблица затрат и результатов (гипотетические данные)
Производящие сектора | Потребляющие сектора | Общий объем производства | |||||
Металл | Машины | Топливо | Сельское хозяйство | Труд домо- хозяйств |
| ||
Металл | 10 | 65 | 10 | 5 | 10 | 100 | |
Машины | 40 | 25 | 35 | 75 | 25 | 200 | |
Топливо | 15 | 5 | 5 | 5 | 20 | 50 | |
Сельское хозяйство | 15 | 10 | 50 | 50 | 525 | 650 | |
Труд домохозяйства | 100 | 200 | 100 | 550 | 50 | 1000 |
В табл. 2.1 четко показывается взаимозависимый характер различных секторов и отраслей. Любая данная отрасль или сектор используют продукцию других секторов и некоторую часть собственной продукции как свои вводимые ресурсы. Но вместе с тем продукция этого сектора является вводимым ресурсом других секторов. Данные каждой строки показывают, как общий объем производства определенного сектора потребляется пятью секторами. Так, например, из 200 ед. продукции сектора машин 40 ед. идут в сектор металла, 25 – в сам сектор машин, поскольку для производства машин также нужны и сами машины, а 35, 75 и 25 ед. направляются в сектор топлива, сельского хозяйства и домашних хозяйств соответственно. Каждая графа, в свою очередь, показывает единицы продукции каждого производящего сектора, которые используются как вводимые ресурсы пятью потребляющими секторами. Например, из данных графы «Машины» видно, что для производства 200 ед. машин требуется в качестве вводимых ресурсов 65 ед. металла, 25 ед. машин, 5 ед. топлива, 10 ед. сельскохозяйственной продукции и 200 ед. труда.
Взаимозависимость секторов и отраслей дальше может быть проиллюстрирована путем рассмотрения предполагаемых последствий изменений в выпуске какого-либо продукта. Так, например, в экономике страны предполагается достигнуть увеличения производства машин на 20 ед. (10%). При условии постоянной отдачи от масштабов производства это означает, что требуется 10%-ное увеличение всей продукции, которая используется в качестве вводимых ресурсов в производство машин. Эти вводимые ресурсы вписаны в графу «Машины». Находим, что 10%-ное увеличение производства машин требует увеличения производства металла на 6,5 ед., машин на 2,5 ед., топлива на 0,5 ед., сельского хозяйства на 1 ед. и, наконец, труда на 20 ед. Очевидно, что это только начало, т.к. каждая из этих отраслей (секторов), расширяясь из-за необходимости роста сектора машин, в свою очередь, тоже задает потребность увеличения производства вводимой продукции в каждом секторе. То есть фактически возникает второй, третий и т.д. круг увеличений. Так, из-за высокой степени взаимодействия отраслей между собой изменения в любой из них вызовут обязательную цепную реакцию во всех других отраслях. В нашем примере расширение производства в секторе машин имеет почти бесчисленные последствия, которые дойдут до каждого без исключения сектора экономики. Вот почему экономисты иногда замечают, что в «экономической теории все зависит от всего».
Рассмотренные модели общего экономического равновесия Вальраса и Леонтьева имеют существенные ограничения: они построены на предположении о линейной зависимости выпуска и затрат, статичны (не принимается во внимание фактор времени), в них не учитывается влияние HTП, который делает технологические зависимости между затратами факторов и выпуском конечного продукта очень подвижными, не учитывается наличие таких дисбалансирующих явлений в экономике, как циклические спады, наличие предприятий-банкротов и т.п. Однако в ходе последующего развития теории общего экономического равновесия некоторые из указанных ограничений были преодолены.
- Учебно-методический комплекс
- I. Учебная программа дисциплины 5
- II. Методические указания по изучению дисциплины 96
- I. Учебная программа дисциплины
- 1. Пояснительная записка
- 2. Цели и задачи изучения дисциплины
- 3. Требования к уровню освоения дисциплины
- 4. Содержание дисциплины
- 4.1. Содержание разделов и тем
- 1. Введение в макроэкономику
- 2. Макроэкономическое равновесие
- 3. Классическая модель
- 4. Кейнсианская модель
- 5. Макроэкономическая нестабильность:
- 6. Инфляция и безработица
- 7. Государственное макроэкономическое
- 8. Экономический рост
- 9. Интернационализация экономических процессов и внешнеэкономическая политика государства
- 5. Промежуточный и итоговый контроль знаний
- 5.1. Образцы тестовых и контрольных заданий Методические рекомендации по выполнению тестовых и контрольных заданий
- Тема 1. Общая характеристика макроэкономики Тест
- Тема 2. Базовая модель общего экономического равновесия Тест
- Тема 3. Классическая модель общего экономического равновесия Тест
- Тема 4. Кейнсианская модель общего экономического равновесия Тест
- Тема 5. Макроэкономическая нестабильность Тест
- Тема 6. Инфляция и безработица как формы проявления макроэкономической нестабильности Тест
- Тема 7. Государственное макроэкономическое регулирование Тест
- Тема 8. Экономический рост Тест
- Тема 9. Равновесие и экономическая политика в открытой экономике Тест
- Контрольная работа по теме: «Классическая и Кейнсианская модели общего экономического равновесия» Вариант №1
- Вариант №2
- 5.2. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы
- 1. Выбор темы курсовой работы
- 2. Анализ и изучение литературы
- 3. Составление плана курсовой работы
- 4. Написание текста и оформление курсовой работы
- 5. Защита курсовой работы
- Тематика курсовых работ
- Факультет мировой экономики
- Факультет экономики и менеджмента в сфере услуг
- Финансово-экономический факультет
- Финансово-экономический факультет (специальность «Налоги»)
- Учетно-экономический факультет
- Факультет логистики и коммерции
- Факультет экономики и управления на транспорте
- Факультет государственного и муниципального управления
- Факультет управления персоналом и психологией бизнеса
- Факультет организации рынка
- Факультет организации рынка (для специальности «маркетинг»)
- Факультет экономической кибернетики
- Факультет экономики и менеджмента лесного комплекса
- 5.3. Итоговый контроль: контрольные вопросы, варианты тестов итогового контроля, экзаменационные билеты Контрольные вопросы
- Варианты тестов итогового контроля Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- Вариант 4
- Вариант 5
- Вариант 6
- Вариант 7
- Вариант 8
- Д) все ответы неверны. Вариант 9
- Вариант 10
- Билеты по «макроэкономике»
- II. Методические указания по изучению дисциплины
- 1. Методические указания по выполнению отдельных видов учебной работы
- 1.1. Методика проведения семинарского занятия
- Литература к семинарским занятиям
- Планы семинарских занятий
- 1.3. Методические указания по использованию в обучении метода «mini case-study»
- 1. Инвестиционная привлекательность регионов
- 2. Привлечение иностранных инвестиций в Россию
- 2. Методические указания по организации самостоятельной работы
- 2.1.Требования к написанию реферата (Эссе)
- 2.2.Методические рекомендации по подготовке научного доклада
- Выбор темы научного доклада
- 2. Подбор материалов
- 3. Составление плана доклада
- Оформление материалов выступления
- 5. Подготовка к выступлению
- Темы научных докладов
- 2.3. Рабочая тетрадь
- Тема 1. Введение в макроэкономику
- Логика курса
- 3. Задачи
- Тема 2, 3, 4. Макроэкономическое равновесие.
- 2. Тесты
- 3. Задачи
- Тема 5,6. Макроэкономическая нестабильность. Инфляция и безработица как формы проявления макроэкономической нестабильности
- Логика курса
- 3. Задачи
- 4. Эссе
- Тема 7. Государственное макроэкономическое регулирование. Фискальная политика государства. Денежно-кредитная политика государства. Политика доходов.
- Логика курса.
- 3. Задачи
- Тема 8. Экономический рост
- Логика курса
- 3. Задачи
- Тема 9. Интернационализация экономических процессов и внешнеэкономическая политика государства
- Логика курса
- 3. Задачи
- 4. Эссе
- 3. Технические средства обучения и контроля1
- 4. Инновационные методы обучения
- 5. Список рекомендуемой литературы методические рекомендации по работе с литературой
- 5.1. Основная литература
- 5.2. Дополнительная литература
- 5.3. Интернет-ресурсы
- 6. Глоссарий
- Ш. Учебные материалы
- 1.2. Национальный объем производства и методы его измерения
- 1.3. Национальное богатство. Чистое экономическое благосостояние
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 2. Макроэкономическое равновесие
- Упрощенная таблица затрат и результатов (гипотетические данные)
- 2.2. Базовая модель совокупного спроса – совокупного предложения «ad – as»
- 2.3. Равновесие в модели «as-ad»
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 3. Классическая модель
- 3.2. Полная классическая модель общего экономического равновесия
- Вопросы для самоконтроля
- 4.2. Денежный рынок в Кейнсианской модели оэр
- 4.3. Совместное равновесие на рынке благ и денег. Модель «is-lm»
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 5. Макроэкономическая нестабильность: циклический и нециклический аспекты.
- 5.2. Классификация циклов в экономике
- 5.3. Причины деловых циклов. Мультипликационно-акселерационный механизм циклов
- 5.4. Основные направления развития антициклического регулирования и их специфика в современной экономике
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 6. Инфляция и безработица
- 6.2. Социально-экономические последствия инфляции
- 6.3. Безработица и ее формы
- 6.4. Кривая Филлипса в краткосрочном и долгосрочном периоде
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 7. Государственное макроэкономическое
- 7.2. Фискальная политика государства
- 7.3. Денежно-кредитная политика государства
- 7.4. Политика доходов
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 8. Экономический рост
- 8.2. Факторы и модели экономического роста
- 8.3. Современные тенденции экономического роста
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 9. Интернационализация
- 9.2. Особенности мировых рынков товаров, услуг и валют
- 9.3. Открытая национальная экономика. Особенности равновесия в открытой экономике. Модель Манделла – Флеминга
- 9.4. Платежный баланс страны
- 9.5. Глобализация экономики и ее последствия
- Вопросы для самоконтроля
- 2. Лабораторный практикум
- 2.1. Логика лабораторного практикума
- Решение:
- 12. Задача:
- Решение: