2.1. Логика лабораторного практикума
ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В МАКРОЭКОНОМИКУ. Рассмотреть макроэкономические показатели: ВНП и ВВП. Проанализировать измерение ВНП по доходам и по расходам. Определить соотношение ВНП и ВВП, дефлятор ВНП. Проанализировать: взаимосвязь между показателями национального счетоводства: ВНП, ЧНП, национальным доходом, личным доходом, личным располагаемым доходом; распределение располагаемого дохода на потребление и сбережение; показатели ВНП и ВВП на душу населения. Дать оценку благосостояния нации на основе сравнительного анализа России и других развитых стран). Проанализировать модель макроэкономического кругооборота, используя показатели реальной российской экономики («Данные для анализа»).
ТЕМА 2. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ. Рассмотреть структурные условия воспроизводства в моделях Ф. Кенэ, К. Маркса, В. Леонтьева на основе работ «Капитал», К. Маркса, «Экономическое эссе» В. Леонтьева. Рассмотреть закон Вальраса и процесс, посредством которого в модели Вальраса устанавливается набор относительных цен. Построить графики, характеризующие равновесие в модели AD–AS. Обосновать сдвиги равновесия и их социально-экономические последствия на примере современной России.
ТЕМА 3. КЛАССИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБЩЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ (ОЭР). Обосновать основные постулаты классического подхода к проблеме макроэкономического равновесия. Рассмотреть кривую совокупного предложения в коротком и длительном периодах, модели совокупного предложения и дать их сравнительный анализ. Рассмотреть монетаристскую концепцию макроэкономического равновесия, теорию рациональных ожиданий, теорию «экономики предложения».
ТЕМА 4. КЕЙНСИАНСКАЯ МОДЕЛЬ ОБЩЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ. Обосновать основные постулаты кейнсианской макроэкономической модели равновесия. Рассмотреть теорию эффективного спроса Дж. М. Кейнса и ее основной инструментарий (функцию потребления и МРС, функцию сбережения и MPS, функцию инвестиций и MPI, мультипликатор). Вывести кривую равновесия товарного рынка (IS). Рассмотреть теорию предпочтения ликвидности Дж. М. Кейнса, проблемы равновесия денежного рынка и построить кривую LM. Рассмотреть установление совместного равновесия на товарном и денежном рынках и переход из неравновесного в равновесное состояние, ликвидную и инвестиционную ловушку.
ТЕМА 5. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ: ЦИКЛИЧЕСКИЕ И НЕЦИКЛИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ. Рассмотреть современные представления о цикличном характере развития экономики, дать классификацию циклов, проанализировать роль структурных кризисов в воспроизводственном процессе. Рассмотреть суть делового цикла, эволюцию делового цикла и его фаз, особенности кризиса в современной России. Рассмотреть современные концепции причин циклических колебаний в экономике, эволюцию представлений о роли государства в провоцировании деловых циклов. Проанализировать основные теоретические взгляды на природу и причины современного мирового финансового кризиса и особенности его проявления в России. Рассмотреть проблемы антициклического регулирования в экономике, логический предел вмешательства государства в механизм делового цикла.
ТЕМА 6. ИНФЛЯЦИЯ И БЕЗРАБОТИЦА КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ. Рассмотреть причины и механизм инфляции; ее разновидности; издержки и социально-экономические последствия, используя «Данные для анализа». Раскрыть причины безработицы, ее разновидности, рассмотреть понятие «естественный уровень безработицы» и факторы, его определяющие, гистерезис безработицы и ее издержки. Построить кривую Филлипса для России и дать ее анализ.
ТЕМА 7. ГОСУДАРСТВЕННОЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ. Обосновать экономическую роль государства в рыночной экономике, его функции и методы регулирования. Рассмотреть фискальную политику в модели IS–LM, ее воздействие на равновесный уровень дохода и процентную ставку, эффект вытеснения частных инвестиций. Показать действие мультипликатора налогов и мультипликатора государственных расходов. Выявить источники и последствия финансирования бюджетного дефицита. Мультипликатор сбалансированного бюджета. Охарактеризовать современное состояние российского бюджета. Рассмотреть инструментарий денежно-кредитной политики. Проанализировать денежную политику в модели IS-LM. Показать составляющие эффекта денежной политики (эффект ликвидности и эффект дохода), влияние денежной политики на уровень дохода, действия денежного мультипликатора. Используя фактический материал («Данные для анализа») обосновать роль фискальной и денежно-кредитной политики в России.
ТЕМА 8. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ. Раскрыть понятие «Экономический рост», обосновать его типы, выявить факторы роста, показать влияние совокупного капитала (в том числе его невещественной составляющей) на экономический рост, рассмотреть проблемы пределов экономического роста, используя материалы докладов участников Римского клуба. Рассмотреть параметры, формализацию, графическую интерпретацию моделей Е. Домара, Р. Харрода, Р. Солоу. Сделать выводы и показать практические возможности этих моделей.
ТЕМА 9. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА. Обосновать процесс глобализации, выявить положительные и негативные социально-экономические последствия, в том числе для экономики России. Рассмотреть эволюцию понятия «открытая экономика», раскрыть критерии «открытости». Используя фактические материалы («Данные для анализа») оценить степень открытости российской экономики.
Рассмотреть платежный баланс России и его структуру.
Задачи повышенной сложности с решениями
Задача:
Месячная инфляция не изменялась в течение года и составляла 10%. На сколько процентов выросли цены за год?
Решение:
Поскольку проценты насчитываются на проценты, а ежемесячно цены растут в 1.1 раза, то за 12 месяцев будет наблюдаться рост в 1.112 ==3.14 раза или на 214%.
Задача:
Верховный шейх Ачхурабии поставил задачу увеличить валовый внутренний продукт государства вдвое за предстоящие 8 лет. На сколько процентов ВВП должен возрастать ежегодно, если считать, что темпы роста постоянны.
Решение:
Важно заметить, что проценты насчитываются на проценты. Таким образом, ежегодный темп роста должен составлять 8√2 = √√√2 = 1.0905, т.е. ВВП должен ежегодно возрастать на 9.05%.
Задача:
Валовый внутренний продукт в стране Инфляндии за 2011 год вырос с 4 до 9 триллионов талеров. Как и насколько изменился физический объем производства, если цены за этот период выросли на 150%.
Решение:
Индекс ВВП, показывающий во сколько раз вырос номинальный ВВП ( в задаче он составляет 9/4 = 2,25), равен частному от деления индекса цен (2.5) на индекс объемов производства IQ = 2,25/2.5 = 0.9. Таким образом, объем производства сократился на 10%.
Задача:
В стране Инфляндии денежная масса за один год выросла на 100%. Могли ли за тот же период цены вырасти втрое при неизменном физическом объеме производства? Если нет, то почему? Если да, то в какой ситуации?
Решение:
Цены могут вырасти втрое при неизменном физическом объеме и росте денежной массы вдвое. Если денежная масса выросла не в 2, а в 1.5 раза, цены могут вырасти вдвое, но для этого скорость обращения денег также должна увеличиться в 1,5 раза.
Задача:
Естественный уровень безработицы составляет 4%. При фактическом уровне безработицы 10% ВВП равен 15.3 трлн. Руб.
Найти потенциальный ВВП. Предположить, что коэффициент Оукена равен 2.5.
Решение:
Уровень безработицы превышает естественный на (10-4)% =6%. По закону Оукена каждый лишний процент безработицы сокращает ВВП на 2.5%. Таким образом, итоговые потери ВВП составят 6 х 2.5=15%, т.е. фактический ВВП составляет 85% от потенциального.
ВВПфакт = 0.85 х ВВП пот. 15.3 = 0.85 х ВВП пот.
ВВПпот = 15.3 /0.85 = 18 трлн. Руб.
6. Задача:
Фирма за 100 тыс. руб. приобрела ризограф, нормативный износ которого достигается при печати 5 млн. копий. Ликвидационная стоимость ризографа равна 20 тыс. руб. сколько копий сделано на текущий момент, если остаточная стоимость ризографа составляет 40 тыс. руб.?
Решение:
При печати 5 млн. копий стоимость ризографа уменьшится на 100-20=80 тыс. руб. На текущий момент стоимость ризографа уменьшилась только на 100 -40=60 тыс. руб. Таким образом, износ ризографа составляет 5 млн. х 60/80 =3.75 млн. копий.
7. Задача:
Процентная ставка на рублевом счете 8% годовых, а на долларовом счете 6% годовых. Вкладчик имел 15 марта 2007 года 50 тыс. руб. На какой счет ему было выгоднее положить деньги, если курсы покупки и продажи долларов на 15 марта 2005 года составляли 27.30 и 27.60 соответственно, а на 15 марта 2008 года 27.89 и 28.20 соответственно. Какую сумму (в рублях) он выиграл/проиграл, держа деньги на валютном счете?
Решение:
В случае рублевого вклада вкладчик мог получить 50 х 1.08 = 54 тыс. руб. В случае валютного вклада, ему было необходимо обменять рубли на доллары по курсу 27.60, полученную сумму положить на счет, и, спустя год, обменять доллары на рубли по курсу 27.90. Получим: 50/27.60 х 1.06 х 27.90 = 53.576 тыс. руб. Таким образом, держа деньги на валютном счете, вкладчик относительно рублевого вклада потерял 424 руб.
8. Задача:
Минимальная потребительская корзина в США стоит 500 долларов. Сколько эквивалентная корзина стоит в России, если номинальный обменный курс равен 28 руб./$, а реальный обменный курс равен 2?
Решение:
Реальный обменный курс показывает, что цены в России в 2 раза меньше, чем в США. То есть эквивалентная потребительская корзина стоит в России 500/2=250 долларов или 250 х 28 = 7000 руб.
9. Задача:
На начало года денежная масса в стране была равна 50 млрд. д.ед. Рост производства за год составил 8%. Может ли Центральный Банк безинфляционно провести денежную эмиссию, при условии, что скорость обращения денег упала на 10%. Если нет, то почему? Если да, то в каком объеме?
Решение:
По уравнению денежного обмена в индексной форме:
,
где - индекс цен;- индекс объема производства;- индекс денежной массы;- индекс скорости обращения.
В нашем случае =1 (цены не должны вырасти),= 1,08 (рост производства – 8%);= 0,9 (скорость обращения упала на 10 %). Найдем индекс денежной массы:
Денежная масса может, не вызывая инфляции, вырасти в 1,2 раза, или на 20%. Следовательно, можно напечатать 5020%= 10 млрд. ден.ед.
10. Задача:
В прошедшем году страна имела следующие показатели (в ден. ед.): ВНП – 500; чистые инвестиции частного сектора – 75; государственные закупки – 80; потребление домашних хозяйств – 250; поступление в госбюджет прямых подоходных налогов с населения – 30; косвенных налогов – 20; трансферты населению – 25; экспорт – 150; импорт – 110.
Определить:
а) годовой износ основного капитала – (АФ);
б) располагаемый доход домашних хозяйств (РД);
в) состояние государственного бюджета.
Решение:
ВНП =500 – АФ = ЧНП
ВНП =500= 250 с +(75 +АФ)I + 80G+ Xn (150 – 110);
а) АФ = 55
ЧНП – Косв. налоги = Национальный доход (НД) = 445 –20 = 425.
Личный доход (ЛД) = НД – платежи и взносы в бюджет и внебюджетные фонды коммерческими предприятиями + трансферты населению
ЛД = 425 + 25= 445;
б) Располагаемый доход (РД) = ЛД – прямые подоходные налоги
РД = 445 -30 =415;
в) Состояние госбюджета δ =(30 +20) – 80 = - 30.(дефицит)
11. Задача:
Заданы функции, определяющие поведение экономических субъектов на рынках благ и денег: С=0.6у+50; I =200 – 20i; LCД =0.4у;
LИМ =500 – 50i . В обращении находится 400 ден. ед.
а) Как они распределятся между LСД и LИМ при достижении совместного равновесия на рынке благ и финансовых рынках?
б) На рынке благ, кроме спроса домашних хозяйств и предпринимателей, появляется спрос государства в размере 50 ед., который финансируется за счет займов у населения. Как это изменит размеры частных расходов на инвестиции и потребление при прежнем поведении предпринимателей и домашних хозяйств.
в) Будут ли последствия появления государственных расходов иными, если они финансируются за счет налогов с дохода?
- Учебно-методический комплекс
- I. Учебная программа дисциплины 5
- II. Методические указания по изучению дисциплины 96
- I. Учебная программа дисциплины
- 1. Пояснительная записка
- 2. Цели и задачи изучения дисциплины
- 3. Требования к уровню освоения дисциплины
- 4. Содержание дисциплины
- 4.1. Содержание разделов и тем
- 1. Введение в макроэкономику
- 2. Макроэкономическое равновесие
- 3. Классическая модель
- 4. Кейнсианская модель
- 5. Макроэкономическая нестабильность:
- 6. Инфляция и безработица
- 7. Государственное макроэкономическое
- 8. Экономический рост
- 9. Интернационализация экономических процессов и внешнеэкономическая политика государства
- 5. Промежуточный и итоговый контроль знаний
- 5.1. Образцы тестовых и контрольных заданий Методические рекомендации по выполнению тестовых и контрольных заданий
- Тема 1. Общая характеристика макроэкономики Тест
- Тема 2. Базовая модель общего экономического равновесия Тест
- Тема 3. Классическая модель общего экономического равновесия Тест
- Тема 4. Кейнсианская модель общего экономического равновесия Тест
- Тема 5. Макроэкономическая нестабильность Тест
- Тема 6. Инфляция и безработица как формы проявления макроэкономической нестабильности Тест
- Тема 7. Государственное макроэкономическое регулирование Тест
- Тема 8. Экономический рост Тест
- Тема 9. Равновесие и экономическая политика в открытой экономике Тест
- Контрольная работа по теме: «Классическая и Кейнсианская модели общего экономического равновесия» Вариант №1
- Вариант №2
- 5.2. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы
- 1. Выбор темы курсовой работы
- 2. Анализ и изучение литературы
- 3. Составление плана курсовой работы
- 4. Написание текста и оформление курсовой работы
- 5. Защита курсовой работы
- Тематика курсовых работ
- Факультет мировой экономики
- Факультет экономики и менеджмента в сфере услуг
- Финансово-экономический факультет
- Финансово-экономический факультет (специальность «Налоги»)
- Учетно-экономический факультет
- Факультет логистики и коммерции
- Факультет экономики и управления на транспорте
- Факультет государственного и муниципального управления
- Факультет управления персоналом и психологией бизнеса
- Факультет организации рынка
- Факультет организации рынка (для специальности «маркетинг»)
- Факультет экономической кибернетики
- Факультет экономики и менеджмента лесного комплекса
- 5.3. Итоговый контроль: контрольные вопросы, варианты тестов итогового контроля, экзаменационные билеты Контрольные вопросы
- Варианты тестов итогового контроля Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- Вариант 4
- Вариант 5
- Вариант 6
- Вариант 7
- Вариант 8
- Д) все ответы неверны. Вариант 9
- Вариант 10
- Билеты по «макроэкономике»
- II. Методические указания по изучению дисциплины
- 1. Методические указания по выполнению отдельных видов учебной работы
- 1.1. Методика проведения семинарского занятия
- Литература к семинарским занятиям
- Планы семинарских занятий
- 1.3. Методические указания по использованию в обучении метода «mini case-study»
- 1. Инвестиционная привлекательность регионов
- 2. Привлечение иностранных инвестиций в Россию
- 2. Методические указания по организации самостоятельной работы
- 2.1.Требования к написанию реферата (Эссе)
- 2.2.Методические рекомендации по подготовке научного доклада
- Выбор темы научного доклада
- 2. Подбор материалов
- 3. Составление плана доклада
- Оформление материалов выступления
- 5. Подготовка к выступлению
- Темы научных докладов
- 2.3. Рабочая тетрадь
- Тема 1. Введение в макроэкономику
- Логика курса
- 3. Задачи
- Тема 2, 3, 4. Макроэкономическое равновесие.
- 2. Тесты
- 3. Задачи
- Тема 5,6. Макроэкономическая нестабильность. Инфляция и безработица как формы проявления макроэкономической нестабильности
- Логика курса
- 3. Задачи
- 4. Эссе
- Тема 7. Государственное макроэкономическое регулирование. Фискальная политика государства. Денежно-кредитная политика государства. Политика доходов.
- Логика курса.
- 3. Задачи
- Тема 8. Экономический рост
- Логика курса
- 3. Задачи
- Тема 9. Интернационализация экономических процессов и внешнеэкономическая политика государства
- Логика курса
- 3. Задачи
- 4. Эссе
- 3. Технические средства обучения и контроля1
- 4. Инновационные методы обучения
- 5. Список рекомендуемой литературы методические рекомендации по работе с литературой
- 5.1. Основная литература
- 5.2. Дополнительная литература
- 5.3. Интернет-ресурсы
- 6. Глоссарий
- Ш. Учебные материалы
- 1.2. Национальный объем производства и методы его измерения
- 1.3. Национальное богатство. Чистое экономическое благосостояние
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 2. Макроэкономическое равновесие
- Упрощенная таблица затрат и результатов (гипотетические данные)
- 2.2. Базовая модель совокупного спроса – совокупного предложения «ad – as»
- 2.3. Равновесие в модели «as-ad»
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 3. Классическая модель
- 3.2. Полная классическая модель общего экономического равновесия
- Вопросы для самоконтроля
- 4.2. Денежный рынок в Кейнсианской модели оэр
- 4.3. Совместное равновесие на рынке благ и денег. Модель «is-lm»
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 5. Макроэкономическая нестабильность: циклический и нециклический аспекты.
- 5.2. Классификация циклов в экономике
- 5.3. Причины деловых циклов. Мультипликационно-акселерационный механизм циклов
- 5.4. Основные направления развития антициклического регулирования и их специфика в современной экономике
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 6. Инфляция и безработица
- 6.2. Социально-экономические последствия инфляции
- 6.3. Безработица и ее формы
- 6.4. Кривая Филлипса в краткосрочном и долгосрочном периоде
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 7. Государственное макроэкономическое
- 7.2. Фискальная политика государства
- 7.3. Денежно-кредитная политика государства
- 7.4. Политика доходов
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 8. Экономический рост
- 8.2. Факторы и модели экономического роста
- 8.3. Современные тенденции экономического роста
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 9. Интернационализация
- 9.2. Особенности мировых рынков товаров, услуг и валют
- 9.3. Открытая национальная экономика. Особенности равновесия в открытой экономике. Модель Манделла – Флеминга
- 9.4. Платежный баланс страны
- 9.5. Глобализация экономики и ее последствия
- Вопросы для самоконтроля
- 2. Лабораторный практикум
- 2.1. Логика лабораторного практикума
- Решение:
- 12. Задача:
- Решение: