Тема 2, 3, 4. Макроэкономическое равновесие.
БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ СОВОКУПНОГО СПРОСА И
СОВОКУПНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ (AD–AS).
КЛАССИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБЩЕГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ. КЕЙНСИАНСКАЯ МОДЕЛЬ ОБЩЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ.
Логика курса
А. Ответьте на следующие вопросы:
Охарактеризуйте условия общего экономического равновесия (ОЭР).
Раскройте условия народнохозяйственного кругооборота в моделях: Ф. Кенэ, К. Маркса.
Каковы основные положения теоретической модели общего экономического равновесия Вальраса.
Раскройте теоретическую сущность и практическую значимость модели «затраты–выпуск» В. Леонтьева.
Что такое совокупный спрос? Какие факторы его определяют?
Что такое совокупное предложение? Какие факторы его определяют?
Каким образом достигается макроэкономическое равновесие в модели AD — АS? Графическая интерпретация ОЭР.
Какие факторы определяют сдвиги равновесия? Охарактеризуйте социально-экономические последствия сдвигов макроэкономического равновесия. Эффект храповика.
Какую роль играет закон Сэя в классической интерпретации общего экономического равновесия?
Классическая функция инвестиций и сбережений: равновесие на рынке благ.
В чем заключается сущность классической дихотомии реальной и денежной сфер? Сформулируйте основные положения количественной теории денег (версия Фишера и Кембриджская).
Концепция полной занятости.
Дайте графическую интерпретацию и формализацию классической модели ОЭР.
На каких базовых принципах классической теории ОЭР основываются современные неклассические теории (монетаризм, теория «экономики предложения», теория рациональных ожиданий). Покажите, в чем заключается вклад этих концепций в развитие экономической теории.
В чем заключается сущность «кейнсианской революции»? Сформулируйте ее основные принципы.
Какие основные аналитические инструменты используются в кейнсианском анализе ОЭР?
Дайте графическое и аналитическое определение функции потребления.
В чем сущность кейнсианской функция инвестиций? Чем кейнсианская функция инвестиций отличается от классической версии?
Что такое мультипликатор? Как возникает мультипликационный эффект?
Какая связь существует между мультипликатором и предельной склонностью к потреблению и сбережению?
В чем особенность подхода к анализу макроэкономического равновесия в модели совокупных расходов и доходов (Кейнсианский крест)?
Как определяется равновесие на рынке благ в кейнсианской модели? В чем заключается экономический смысл и графическая интерпретация кривой IS?
Денежный рынок в кейнсианской модели ОЭР. Спрос на деньги: трансакционный мотив, спекулятивный мотив и мотив предосторожности. Общий спрос на деньги в кейнсианской модели.
Как устанавливается и определяется равновесие на денежном рынке и кривая LM. В чем заключается экономический смысл кривой LM? Дайте ее графическую интерпретацию?
Как устанавливается совместное равновесие на рынке благ и денег (модель IS–LM)?
Дайте понятие ликвидной и инвестиционной ловушки. Каковы причины их возникновения?
В чем сущность кейнсианского неоклассического синетеза? Покажите на примере модели П.Самуэльсона.
Б. Заполните свободные клетки таблицы
Макроэкономическая модель равновесия
| Модель «AD-AS» | Модель «IS» | Модель «доходы-расходы» |
Графическая интерпретация |
|
|
|
Условия достижения равновесия |
|
|
|
В. Дайте определение следующих понятий и категорий
Понятие (категория) | определение |
Совокупный спрос
|
|
Совокупное предложение
|
|
Функция сбережений
|
|
Функция потребления
|
|
Функция инвестиций
|
|
Предельная склонность к потреблению |
|
Предельная склонность к сбережению
|
|
Предельная склонность к инвестированию
|
|
Мультипликатор
|
|
Предпочтение ликвидности
|
|
Трансакционный мотив спроса на деньги
|
|
Мотив предосторожности
|
|
Спекулятивный мотив спроса на деньги
|
|
Ликвидная ловушка
|
|
Инвестиционная ловушка
|
|
Монетаризм
|
|
Адаптивные ожидания
|
|
Рациональные ожидания
|
|
- Учебно-методический комплекс
- I. Учебная программа дисциплины 5
- II. Методические указания по изучению дисциплины 96
- I. Учебная программа дисциплины
- 1. Пояснительная записка
- 2. Цели и задачи изучения дисциплины
- 3. Требования к уровню освоения дисциплины
- 4. Содержание дисциплины
- 4.1. Содержание разделов и тем
- 1. Введение в макроэкономику
- 2. Макроэкономическое равновесие
- 3. Классическая модель
- 4. Кейнсианская модель
- 5. Макроэкономическая нестабильность:
- 6. Инфляция и безработица
- 7. Государственное макроэкономическое
- 8. Экономический рост
- 9. Интернационализация экономических процессов и внешнеэкономическая политика государства
- 5. Промежуточный и итоговый контроль знаний
- 5.1. Образцы тестовых и контрольных заданий Методические рекомендации по выполнению тестовых и контрольных заданий
- Тема 1. Общая характеристика макроэкономики Тест
- Тема 2. Базовая модель общего экономического равновесия Тест
- Тема 3. Классическая модель общего экономического равновесия Тест
- Тема 4. Кейнсианская модель общего экономического равновесия Тест
- Тема 5. Макроэкономическая нестабильность Тест
- Тема 6. Инфляция и безработица как формы проявления макроэкономической нестабильности Тест
- Тема 7. Государственное макроэкономическое регулирование Тест
- Тема 8. Экономический рост Тест
- Тема 9. Равновесие и экономическая политика в открытой экономике Тест
- Контрольная работа по теме: «Классическая и Кейнсианская модели общего экономического равновесия» Вариант №1
- Вариант №2
- 5.2. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы
- 1. Выбор темы курсовой работы
- 2. Анализ и изучение литературы
- 3. Составление плана курсовой работы
- 4. Написание текста и оформление курсовой работы
- 5. Защита курсовой работы
- Тематика курсовых работ
- Факультет мировой экономики
- Факультет экономики и менеджмента в сфере услуг
- Финансово-экономический факультет
- Финансово-экономический факультет (специальность «Налоги»)
- Учетно-экономический факультет
- Факультет логистики и коммерции
- Факультет экономики и управления на транспорте
- Факультет государственного и муниципального управления
- Факультет управления персоналом и психологией бизнеса
- Факультет организации рынка
- Факультет организации рынка (для специальности «маркетинг»)
- Факультет экономической кибернетики
- Факультет экономики и менеджмента лесного комплекса
- 5.3. Итоговый контроль: контрольные вопросы, варианты тестов итогового контроля, экзаменационные билеты Контрольные вопросы
- Варианты тестов итогового контроля Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- Вариант 4
- Вариант 5
- Вариант 6
- Вариант 7
- Вариант 8
- Д) все ответы неверны. Вариант 9
- Вариант 10
- Билеты по «макроэкономике»
- II. Методические указания по изучению дисциплины
- 1. Методические указания по выполнению отдельных видов учебной работы
- 1.1. Методика проведения семинарского занятия
- Литература к семинарским занятиям
- Планы семинарских занятий
- 1.3. Методические указания по использованию в обучении метода «mini case-study»
- 1. Инвестиционная привлекательность регионов
- 2. Привлечение иностранных инвестиций в Россию
- 2. Методические указания по организации самостоятельной работы
- 2.1.Требования к написанию реферата (Эссе)
- 2.2.Методические рекомендации по подготовке научного доклада
- Выбор темы научного доклада
- 2. Подбор материалов
- 3. Составление плана доклада
- Оформление материалов выступления
- 5. Подготовка к выступлению
- Темы научных докладов
- 2.3. Рабочая тетрадь
- Тема 1. Введение в макроэкономику
- Логика курса
- 3. Задачи
- Тема 2, 3, 4. Макроэкономическое равновесие.
- 2. Тесты
- 3. Задачи
- Тема 5,6. Макроэкономическая нестабильность. Инфляция и безработица как формы проявления макроэкономической нестабильности
- Логика курса
- 3. Задачи
- 4. Эссе
- Тема 7. Государственное макроэкономическое регулирование. Фискальная политика государства. Денежно-кредитная политика государства. Политика доходов.
- Логика курса.
- 3. Задачи
- Тема 8. Экономический рост
- Логика курса
- 3. Задачи
- Тема 9. Интернационализация экономических процессов и внешнеэкономическая политика государства
- Логика курса
- 3. Задачи
- 4. Эссе
- 3. Технические средства обучения и контроля1
- 4. Инновационные методы обучения
- 5. Список рекомендуемой литературы методические рекомендации по работе с литературой
- 5.1. Основная литература
- 5.2. Дополнительная литература
- 5.3. Интернет-ресурсы
- 6. Глоссарий
- Ш. Учебные материалы
- 1.2. Национальный объем производства и методы его измерения
- 1.3. Национальное богатство. Чистое экономическое благосостояние
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 2. Макроэкономическое равновесие
- Упрощенная таблица затрат и результатов (гипотетические данные)
- 2.2. Базовая модель совокупного спроса – совокупного предложения «ad – as»
- 2.3. Равновесие в модели «as-ad»
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 3. Классическая модель
- 3.2. Полная классическая модель общего экономического равновесия
- Вопросы для самоконтроля
- 4.2. Денежный рынок в Кейнсианской модели оэр
- 4.3. Совместное равновесие на рынке благ и денег. Модель «is-lm»
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 5. Макроэкономическая нестабильность: циклический и нециклический аспекты.
- 5.2. Классификация циклов в экономике
- 5.3. Причины деловых циклов. Мультипликационно-акселерационный механизм циклов
- 5.4. Основные направления развития антициклического регулирования и их специфика в современной экономике
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 6. Инфляция и безработица
- 6.2. Социально-экономические последствия инфляции
- 6.3. Безработица и ее формы
- 6.4. Кривая Филлипса в краткосрочном и долгосрочном периоде
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 7. Государственное макроэкономическое
- 7.2. Фискальная политика государства
- 7.3. Денежно-кредитная политика государства
- 7.4. Политика доходов
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 8. Экономический рост
- 8.2. Факторы и модели экономического роста
- 8.3. Современные тенденции экономического роста
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 9. Интернационализация
- 9.2. Особенности мировых рынков товаров, услуг и валют
- 9.3. Открытая национальная экономика. Особенности равновесия в открытой экономике. Модель Манделла – Флеминга
- 9.4. Платежный баланс страны
- 9.5. Глобализация экономики и ее последствия
- Вопросы для самоконтроля
- 2. Лабораторный практикум
- 2.1. Логика лабораторного практикума
- Решение:
- 12. Задача:
- Решение: