Логика курса
А. Ответьте на следующие вопросы:
1. Охарактеризуйте международное разделение труда и проследите тенденции развития мирового хозяйства.
2. В чем заключаются особенности современного международного разделения труда по сравнению с традиционным разделением труда?
3. Какова сущность процесса глобализации мирового хозяйства? Дайте его понятие, цели, инструменты, охарактеризуйте социально-экономические последствия.
4. Какое влияние оказывает процесс глобализации на трансформацию национальных экономик?
5. Определите понятие «открытой» и «закрытой» экономики.
6. В чем состоит экономическая политика протекционизма? Сравните ее с принципами свободной торговли.
7. Рассмотрите основные положения теории сравнительных преимуществ А. Смита и Д. Рикардо как теоретическое обоснование либерализации международной торговли.
8. В чем выражается неравномерность развития национальных экономик? Можно ли рассматривать это явление как закономерность развития мирового хозяйства?
9. Опишите структуру платежного баланса.
10. В чем состоит проблема внешнеэкономического равновесия?
11. Дайте понятие валютного курса и паритета покупательной способности.
12. Раскройте содержание модели Манделла–Флеминга.
13. Что такое Тройное равновесие. Раскройте механизм регулирования в открытой экономике в условиях фиксированного и плавающего валютных курсов.
Б. Дайте определение следующих понятий и категорий
Понятие (категория) | Определение |
Международное разделение труда
|
|
Глобализация
|
|
Интернационализация
|
|
Абсолютные преимущества
|
|
Относительные преимущества
|
|
Протекционизм
|
|
Свободная торговля
Платежный баланс
|
|
Активное сальдо платежного баланса
|
|
Пассивное сальдо платежного баланса
|
|
Валютный курс
|
|
Фиксированный валютный курс
|
|
Плавающий валютный курс
|
|
Паритет покупательной способности
|
|
Модель Манделла – Флеминга
|
|
Тройное равновесие
|
|
В. Приведите доводы в пользу:
Свободной торговли | Протекционизма |
|
|
Г. Каким образом изменение стоимости валюты повлияет на положение следующих рыночных субъектов:
Рыночные субъекты | Стоимость валюты растет | Стоимость валюты снижается |
Потребители
|
|
|
Отрасли, работающие на импортном сырье
|
|
|
Экспортные отрасли
|
|
|
Отрасли, конкурирующие на внутреннем рынке с импортными товарами
|
|
|
Д. Классифицируйте каждую из операций (экспорт или импорт капитала) с точки зрения Российской экономики (поставьте знак «+» в соответствующем столбце)
Операция | Экспорт | Импорт |
«Новый русский» приобретает виллу в Испании |
|
|
Крупный московский банк предоставляет Правительству Казахстана ссуду в 100 тыс. долларов |
|
|
Российский импортер вина берет краткосрочный кредит в одном из итальянских банков для оплаты приобретаемой им партии итальянского ликера |
|
|
Кондитерская фабрика в Самаре приобретает акции американской корпорации по производству шоколадных конфет |
|
|
Правительство размещает средства стабилизационного фонда в ценные бумаги частных инвестиционных компаний США |
|
|
Тесты
Тест | Обоснование |
1. Увеличение числа поездок российских граждан за границу при прочих равных условиях: а) приводит к притоку иностранной валюты в страну; б) способствует повышению валютного курса рубля; в) способствует понижению валютного курса рубля; г) не влияет на валютный курс рубля; д) правильный ответ отсутствует. |
|
2. Согласно теории сравнительных преимуществ, в результате развития международной торговли общий объем мирового производства: а) увеличивается; б) сокращается; в) остается неизменным. |
|
3. Глобализация: а) является источником возросшей эффективности; б) ведет к пересмотру целого ряда привычек, убеждений, культурных ориентиров; в) процесс, противоположный и несовместимый в регионализмом; г) все перечисленное. |
|
4. Плавающие валютные курсы: а) делают экономические сделки менее рискованными; б) устанавливаются правительством; в) складываются под действием рыночных сил спроса и предложения; г) требуют согласования внутренней экономической политики разных стран; д) все предыдущие ответы неверны. |
|
5. Потребители больше всего выигрывают при прочих равных условиях: а) от введения протекционистских тарифов; б) от введения экспортных субсидий; в) от режима свободной торговли; г) от введения экспортных квот; д) от введения импортных квот. |
|
6. Если импорт товаров и услуг увеличивается, то при прочих равных условиях ВНП страны: а) увеличивается; б) уменьшается; в) остается неизменным. |
|
7. При какой системе установления валютных курсов началось использование специальных коллективных валют: а) золотой стандарт; б) система плавающих валютных курсов; в) система фиксированных валютных курсов (Бреттон-Вудская). |
|
8. Дефицит торгового баланса страны означает: а) превышение предложения иностранной валюты над спросом; б) равенство спроса на иностранную валюту и ее предложение; в) превышение спроса на иностранную валюту над предложением. |
|
9. Какая из форм движения капитала наиболее эффективна для стран, принимающих капитал? а) Государственные займы. б) Кредиты международных финансовых организаций. в) Прямые частные инвестиции. г) Портфельные инвестиции. |
|
10. Усиление политики протекционизма во внешней торговле обосновывается следующими аргументами: а) необходимо защищать внутреннего товаропроизводителя; б) необходимо увеличение внутреннего потребления в стране; в) необходимо сдерживать инфляцию; г) необходимо поддерживать уровень занятости; д) правильный ответ отсутствует. Найдите все правильные ответы. |
|
11. Выберите все правильные утверждения: а) отдавая предпочтение российским товарам, а не импортным, потребитель способствует укреплению национальной экономики; б) внешняя торговля выгодна только богатым странам; в) индивиды могут получать выгоду от импорта, общество получает выгоду от экспорта; г) налоги являются внутренним делом страны и не могут быть предметом международных соглашений; д) девальвация национальной валюты может улучшить состояние платежного баланса страны. |
|
12. Принцип сравнительного преимущества впервые сформулировал: а) А. Смит; б) А. Маршалл; в) Д. Рикадро; г) П. Самуэльсон. |
|
13. В соответствии с теорией сравнительных преимуществ: а) если в стане А издержки производства по всем товарам оказываются ниже, чем в стране В, то торговля между ними невозможна; б) выгоды от внешней торговли распределяются обратно пропорционально изменениям цен у торгующих стран; в) страны импортируют товар, в производстве которого у них относительные преимущества; г) для установления взаимовыгодной торговли необходимо оценить соотношение издержек производства товаров Xи Yв стране А и соотношение издержек производства товаров Xи Yв стране В. |
|
14. Когда говорят, что страна девальвировала свою валюту, то имеется в виду, что: а) страна отказалась от золотого стандарта; б) внутренняя покупательная способность единицы валюты упала; в) правительство повысило цену на покупку золота; г) в стране отмечается дефицит торгового баланса; д) курсы всех валют повысились. |
|
15. Основной тенденцией мировой экономики является: а) интеграция; б) глобализация; в) регионализм; г) все перечисленное. |
|
- Учебно-методический комплекс
- I. Учебная программа дисциплины 5
- II. Методические указания по изучению дисциплины 96
- I. Учебная программа дисциплины
- 1. Пояснительная записка
- 2. Цели и задачи изучения дисциплины
- 3. Требования к уровню освоения дисциплины
- 4. Содержание дисциплины
- 4.1. Содержание разделов и тем
- 1. Введение в макроэкономику
- 2. Макроэкономическое равновесие
- 3. Классическая модель
- 4. Кейнсианская модель
- 5. Макроэкономическая нестабильность:
- 6. Инфляция и безработица
- 7. Государственное макроэкономическое
- 8. Экономический рост
- 9. Интернационализация экономических процессов и внешнеэкономическая политика государства
- 5. Промежуточный и итоговый контроль знаний
- 5.1. Образцы тестовых и контрольных заданий Методические рекомендации по выполнению тестовых и контрольных заданий
- Тема 1. Общая характеристика макроэкономики Тест
- Тема 2. Базовая модель общего экономического равновесия Тест
- Тема 3. Классическая модель общего экономического равновесия Тест
- Тема 4. Кейнсианская модель общего экономического равновесия Тест
- Тема 5. Макроэкономическая нестабильность Тест
- Тема 6. Инфляция и безработица как формы проявления макроэкономической нестабильности Тест
- Тема 7. Государственное макроэкономическое регулирование Тест
- Тема 8. Экономический рост Тест
- Тема 9. Равновесие и экономическая политика в открытой экономике Тест
- Контрольная работа по теме: «Классическая и Кейнсианская модели общего экономического равновесия» Вариант №1
- Вариант №2
- 5.2. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы
- 1. Выбор темы курсовой работы
- 2. Анализ и изучение литературы
- 3. Составление плана курсовой работы
- 4. Написание текста и оформление курсовой работы
- 5. Защита курсовой работы
- Тематика курсовых работ
- Факультет мировой экономики
- Факультет экономики и менеджмента в сфере услуг
- Финансово-экономический факультет
- Финансово-экономический факультет (специальность «Налоги»)
- Учетно-экономический факультет
- Факультет логистики и коммерции
- Факультет экономики и управления на транспорте
- Факультет государственного и муниципального управления
- Факультет управления персоналом и психологией бизнеса
- Факультет организации рынка
- Факультет организации рынка (для специальности «маркетинг»)
- Факультет экономической кибернетики
- Факультет экономики и менеджмента лесного комплекса
- 5.3. Итоговый контроль: контрольные вопросы, варианты тестов итогового контроля, экзаменационные билеты Контрольные вопросы
- Варианты тестов итогового контроля Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- Вариант 4
- Вариант 5
- Вариант 6
- Вариант 7
- Вариант 8
- Д) все ответы неверны. Вариант 9
- Вариант 10
- Билеты по «макроэкономике»
- II. Методические указания по изучению дисциплины
- 1. Методические указания по выполнению отдельных видов учебной работы
- 1.1. Методика проведения семинарского занятия
- Литература к семинарским занятиям
- Планы семинарских занятий
- 1.3. Методические указания по использованию в обучении метода «mini case-study»
- 1. Инвестиционная привлекательность регионов
- 2. Привлечение иностранных инвестиций в Россию
- 2. Методические указания по организации самостоятельной работы
- 2.1.Требования к написанию реферата (Эссе)
- 2.2.Методические рекомендации по подготовке научного доклада
- Выбор темы научного доклада
- 2. Подбор материалов
- 3. Составление плана доклада
- Оформление материалов выступления
- 5. Подготовка к выступлению
- Темы научных докладов
- 2.3. Рабочая тетрадь
- Тема 1. Введение в макроэкономику
- Логика курса
- 3. Задачи
- Тема 2, 3, 4. Макроэкономическое равновесие.
- 2. Тесты
- 3. Задачи
- Тема 5,6. Макроэкономическая нестабильность. Инфляция и безработица как формы проявления макроэкономической нестабильности
- Логика курса
- 3. Задачи
- 4. Эссе
- Тема 7. Государственное макроэкономическое регулирование. Фискальная политика государства. Денежно-кредитная политика государства. Политика доходов.
- Логика курса.
- 3. Задачи
- Тема 8. Экономический рост
- Логика курса
- 3. Задачи
- Тема 9. Интернационализация экономических процессов и внешнеэкономическая политика государства
- Логика курса
- 3. Задачи
- 4. Эссе
- 3. Технические средства обучения и контроля1
- 4. Инновационные методы обучения
- 5. Список рекомендуемой литературы методические рекомендации по работе с литературой
- 5.1. Основная литература
- 5.2. Дополнительная литература
- 5.3. Интернет-ресурсы
- 6. Глоссарий
- Ш. Учебные материалы
- 1.2. Национальный объем производства и методы его измерения
- 1.3. Национальное богатство. Чистое экономическое благосостояние
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 2. Макроэкономическое равновесие
- Упрощенная таблица затрат и результатов (гипотетические данные)
- 2.2. Базовая модель совокупного спроса – совокупного предложения «ad – as»
- 2.3. Равновесие в модели «as-ad»
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 3. Классическая модель
- 3.2. Полная классическая модель общего экономического равновесия
- Вопросы для самоконтроля
- 4.2. Денежный рынок в Кейнсианской модели оэр
- 4.3. Совместное равновесие на рынке благ и денег. Модель «is-lm»
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 5. Макроэкономическая нестабильность: циклический и нециклический аспекты.
- 5.2. Классификация циклов в экономике
- 5.3. Причины деловых циклов. Мультипликационно-акселерационный механизм циклов
- 5.4. Основные направления развития антициклического регулирования и их специфика в современной экономике
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 6. Инфляция и безработица
- 6.2. Социально-экономические последствия инфляции
- 6.3. Безработица и ее формы
- 6.4. Кривая Филлипса в краткосрочном и долгосрочном периоде
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 7. Государственное макроэкономическое
- 7.2. Фискальная политика государства
- 7.3. Денежно-кредитная политика государства
- 7.4. Политика доходов
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 8. Экономический рост
- 8.2. Факторы и модели экономического роста
- 8.3. Современные тенденции экономического роста
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 9. Интернационализация
- 9.2. Особенности мировых рынков товаров, услуг и валют
- 9.3. Открытая национальная экономика. Особенности равновесия в открытой экономике. Модель Манделла – Флеминга
- 9.4. Платежный баланс страны
- 9.5. Глобализация экономики и ее последствия
- Вопросы для самоконтроля
- 2. Лабораторный практикум
- 2.1. Логика лабораторного практикума
- Решение:
- 12. Задача:
- Решение: