8.2. Факторы и модели экономического роста
Факторами экономического роста называются те явления и процессы, которые определяют масштабы увеличения реального объема производства, возможности повышения эффективности и качества роста. Факторы экономического роста делятся на две группы. К первой группе относятся факторы предложения, определяющие потенциальную возможность роста экономики: увеличение численности и повышение качества трудовых ресурсов, рост объема и улучшение качественного состава элементов основного капитала, совершенствование технологии и организации производства, повышение количества и качества вовлекаемых в хозяйственный оборот природных ресурсов. Вторая группа включает факторы спроса и распределения, которые обусловливают способность экономики реализовывать растущий производственный потенциал, рационально распределять и использовать увеличивающиеся ресурсы с целью получения максимального количества полезной продукции. К ним относятся такие факторы, как рост потребительских, инвестиционных и государственных расходов, аллокация производственных ресурсов по отраслям и регионам страны, существующий порядок распределения доходов между субъектами хозяйственной деятельности.
Графически экономический рост выражается в смещении кривой производственных возможностей вправо (рис. 8.2).
Рис. 8.2. Смещение кривой производственных возможностей
Точка В, находящаяся внутри кривой, указывает на резервы, неполную занятость ресурсов. Точка A, находящаяся выше кривой производственных возможностей, при данном количестве ресурсов и данной технологии недостижима.
Воздействие совокупности факторов приводит к смещению кривой производственных возможностей с позиции СД в позицию МK. Положение кривой МK определяется двумя моментами. Во-первых, соотношением спроса и предложения товаров и услуг и, во-вторых, абсолютной величиной предложения, т.е. реальными производственными мощностями экономики.
Экономический рост всегда выступает как результат действия не только экономических, но и неэкономических факторов. К числу последних относятся военно-политические, географические, природноклиматические, национальные, демографические и другие факторы. Взаимосвязь факторов экономического роста может быть представлена следующей схемой (рис. 8.3).
Темпы экономического роста определяются многими факторами. Классификация факторов производства и их значимость модифицируются в зависимости от временного интервала и региона. Поэтому в разных странах и в различные периоды значимость вклада отдельных факторов в прирост национального дохода неодинакова. Различия в темпах экономического роста не могут быть объяснены одной простой и общей причиной. Темп экономического роста складывается в результате многих изменений. Это относится к факторным пропорциям, распределению ресурсов, уровню технологии, технике управления, общей эффективности использования ресурсов, а также к экономии, обусловленной масштабами хозяйственной деятельности. В странах с высокими темпами развития влияние всех факторов роста необязательно было бoльшим, чем в странах с низкими темпами роста.
Рис. 8.3. Факторы экономического роста
Такой вывод сделан Э. Денисоном в его классическом труде «Исследование различий в темпах экономического роста». Он разработал свою классификацию темпов экономического роста, включающую 23 фактора, из них по 18 факторам он дал подробные расчеты. Сначала Денисон исследовал все факторы, относящиеся к труду (занятость, отработанные часы, половозрастная структура рабочей силы и уровень образования), затем – к капиталу (жилой фонд, международные активы, нежилые здания, сооружения и оборудование, товарно-материальные запасы). И только после этого он выделяет земельные ресурсы и факторы, связанные с НТП. Это наиболее детальная из имеющихся в аппарате статистических измерений классификация факторов экономического роста. Вместе с тем Э. Денисону не удалось преодолеть автономность НТП и остаточный принцип определения его вклада, который в производственной функции измеряется после учета вклада труда и капитала.
Разложив темпы экономического роста на ряд источников, Э. Денисон исходил при этом из затрат вещественных факторов. Для оценки же влияния совокупного капитала на экономический рост необходимо было подойти к этой задаче с точки зрения затрат как вещественного, так и невещественного капитала. Эту задачу решил Д. Кендрик, который разделил совокупный капитал на вещественный и невещественный. Вещественный капитал имеет непосредственную материальную, вещную форму. Невещественный капитал не имеет собственной материальной формы. Он воплощается в вещественном капитале, повышает его качество или продуктивность.
В уравнении Кендрика выявлен раздельный вклад в экономический рост вещественного капитала K1, материализованного невещественного капитала K2, а также «чистого эффекта остаточных факторов»:
Y = K1(1 + K2 / K1) + R,
где R – остаточные факторы.
К остаточным факторам, объясняющим экономический рост, относятся:
– экономия на масштабе производства;
– изменения в экономической эффективности с точки зрения более оптимального соответствия выпускаемой продукции предпочтениям общества;
– изменения качества естественных и человеческих ресурсов;
– изменения эффективности труда относительно потенциальных возможностей технологии данного вида, системы ценностей и мотивации.
Определение вклада каждого фактора в экономический рост — задача сложная, т.к. между факторами существует высокая степень взаимозаменяемости и взаимодополняемости.
Метод подсчета экономического роста. В простейшей модели рост дохода разделен на три отдельных компонента: рост труда, рост капитала и собственно технологические нововведения. Если игнорировать технические изменения и предположить неизменную доходность, то 1%-ный прирост труда вместе с 1%-ным приростом капитала приведут к 1%-ному увеличению объема производства.
Предположим, что затраты труда выросли на 1%, а капитал — на 5%. Казалось бы, что объем производства вырастет на 3%, как простое среднее от сложения 1 + 5. Такой подсчет неверен. Данные факторы создают неравные доли продукта. Около трех четвертей всего продукта принадлежат труду и воплощаются в заработной плате, а одна четверть выпуска идет на возмещение капитала. Это означает, что прирост продукта за счет труда в три раза превышает его прирост за счет капитала. Следовательно, продукт увеличивается на 2% в год (3/4 от 1% + 1/4 от 5%). К факторам производства добавляются технологические изменения. Отсюда следует, что прирост объема производства равен 3/4 прироста труда +1/4 прироста капитала + технические изменения. Технические изменения приводят к повышению производительности труда и капитала и подсчитываются следующим образом:
Технические нововведения = Прирост объема продукции –
– 3/4 прироста труда – 1/4 прироста капитала.
Если предположить, что труд ежегодно возрастает на 1%, капитал на 3%, а прирост продукта на 3,2%, то можно определить, как относительное возрастание капитала повлияло на рост объема производства в расчете на душу населения:
Прирост выпуск / труд = 1/4 прироста капитал / труд +
+ технические нововведения.
2,2 = 1/4 · 2 + 0,5 + 1,7.
Таким образом, 2,2%-ный прирост выпуска на одного работника достигнут на 0,5% за счет увеличения капитала и на 1,7% за счет технических нововведений.
Модели экономического роста. Исходным моментом анализа различных моделей экономического роста является упрощенный механизм роста, который схематически можно представить следующим образом (рис. 8.4).
Рис. 8.4. Механизм экономического роста
Из схемы видно, что экономический рост обусловлен увеличением наличного капитала и численности активного населения, развитием техники и ростом производительности. Ежегодно появляется необходимость деления выпуска продукции (Y) на потребление и инвестиции. Соответствующая норма накопления в этой схеме является основной стратегической переменной развития.
Из данной схемы выводится отношение экономического роста, которое позволяет связать определенный уровень выпуска продукции Y с уровнем занятости L и объемом капитала K, учитывая состояние техники в рассматриваемый период t:
Y (t) = f (K, L, t).
Модели экономической динамики выявляют условия устойчивого равномерного роста, т.е. роста, при котором совокупная величина производственных факторов изменяется теми же темпами, что и национальный доход. Технический элемент теории роста опирается на математические построения, имеет развернутую алгебраическую и геометрическую интерпретацию, включает различные по сложности модели. Моделирование экономического роста идет по трем направлениям: неокейнсианское (Р. Харрод, Е. Домар), неоклассическое (Р. Солоу), посткейнсианское (Н. Калдор, Дж. Робинсон).
Модель Харрода–Домара. В данной модели различают два темпа экономического роста:
– гарантированный (равновесный, Gw) темп, обеспечивающий полную загрузку производственных мощностей и устойчивую норму прибыли для предпринимателей. Гарантированный темп роста должен быть постоянным. Это обусловлено двумя моментами: предположением о постоянстве доли сбережений в национальном доходе, предположением о постоянстве требуемого капитального коэффициента Cr. Поскольку Gw = S / Cr, а числитель и знаменатель постоянны, то Gw – постоянная величина;
– естественный (потенциальный, Gn) темп – это максимальный темп, допускаемый ростом активного населения и техническим прогрессом.
Если определены темпы роста капитала и продукта, то естественный темп роста при условии увеличения численности активного населения и техническом прогрессе выражается формулой
Gn = d + t + dt,
где d – темп роста количества активного населения; t – темп роста производительности труда; dt – более высокая производительность новой рабочей силы.
Темп роста продукции и дохода может быть выше естественного темпа роста, за исключением периода депрессии, когда имеется избыток факторов производства. Несбалансированность обусловлена тем, что гарантированный темп, как правило, не совпадает с естественным, и это ведет либо к избытку, либо к недостатку капитальных средств. Данные темпы определяются различными, не связанными друг с другом факторами. Гарантированный темп – средней нормой сбережения и техническими коэффициентами, характеризующими предельное отношение «продукт – капитал» и предельное отношение «капитал – продукт». Естественный – эндогенными факторами, характеризующими увеличение предложения труда, а именно рост численности рабочей силы и производительности труда. Возможность несовпадения отмеченных темпов усиливается тем, что в модели Харрода – Домара норма сбережения и технические коэффициенты постоянны. Поэтому приспособляемость гарантированного темпа роста к естественному исключается. Р. Харрод приходит к выводу о неустойчивости развития экономики с характерной для него тенденцией отклонения от гарантированного темпа роста. Этот вывод лежит в основе теории экономической неустойчивости, из которой следует, что если предприниматели планируют темп прироста продукции более высокий, чем гарантированный, то начинает действовать механизм, постепенно отдаляющий фактическую линию развития от линии равновесия.
В теории Р. Харрода рассматривается темп роста производства и дохода, который, будучи раз достигнут, имеет тенденцию постоянно воспроизводиться. Если же фактический темп роста производства отклоняется от гарантированного, то экономическая система постоянно отдаляется от него. Таким образом, линия развития экономической системы представляет состояние неустойчивого равновесия. Результатом несовпадения гарантированного и естественного темпов являются долговременные диспропорции в экономике. Поэтому в модели Харрода большое значение придается соотношению фактического G, естественного Gn и предпринимательского Gw темпов, т.к. от его характера зависит состояние экономики.
Р. Харрод рассматривает три возможных случая в соотношении между гарантированным, естественным и фактическим темпами роста.
1. Gw > Gn, G < Gw. Если гарантированный темп выше естественного, фактический, достигнув полной занятости трудовых ресурсов, не может обеспечить объем продукции, необходимый для использования всех производственных мощностей. Поэтому накапливаются незагруженные мощности, что сдерживает увеличение инвестиционных расходов. Возникает долговременная стагнация, вызванная недостаточностью спроса. В этих условиях государство проводит политику снижения нормы сбережений.
2. Gw < Gn, G > Gw. Если гарантированный темп меньше естественного, то фактический, достигнув полной загрузки мощностей, будет стремиться к естественному темпу. Это приведет к хроническому избытку инвестиций по сравнению с величиной сбережения и к превышению спроса над предложением, которое станет источником долговременных инфляционных тенденций. В этом случае целесообразно повышение нормы сбережений, что приближает гарантированный темп к естественному.
3. Если G = Gw = Gn, то достигается идеальное развитие экономической системы, т.к. в данном случае G не только реализует ожидание предпринимателей, но и поглощает все производственные мощности и всю наличную рабочую силу.
В модели Харрода–Домара ключевое значение придается механизму принятия инвестиционных решений для экономического роста. Инвестиции в период t пропорциональны отношению «капитал – продукт» и ожидаемому увеличению дохода. Если предприниматель надеется, что спрос на его продукт возрастет, то он при условии полной загрузки производственных мощностей приобретает дополнительное оборудование, чтобы произвести дополнительную продукцию в соответствии с предполагаемым спросом.
В модели Харрода предпринимательские цели оправдываются только в том случае, если темп роста совпадает с гарантированным. Вся дополнительная продукция найдет спрос, и, следовательно, все дополнительные мощности будут использованы. Если же рассчитывать на более высокий рост, то на деле он превысит оптимистические ожидания. Можно предположить, что предприниматели будут стремиться к еще более высокому росту в последующий период. И наоборот, если ожидаемый темп роста ниже гарантированного, то фактический также окажется меньше гарантированного темпа роста. Предприниматели пересмотрят свои расчеты для последующего периода в сторону еще большего понижения. Следовательно, отклонение фактического роста от гарантированного не поддается саморегулированию и имеет кумулятивный характер. Таким образом, по Р. Харроду механизм формирования предпринимательских ожиданий придает нестабильность экономическому развитию, причем при малейшем отклонении фактического роста от гарантированного она усиливается.
Общий вывод из модели заключается в том, что рыночная экономика неспособна обеспечить совпадение предпринимательских ожиданий с гарантированным темпом роста, т.к. предприниматели при принятии инвестиционных решений не учитывают соотношения «норма сбережений – технические возможности».
Модель Робинсон. В данной модели придается еще большее значение предпринимательскому поведению в экономическом росте. Особенность посткейнсианского подхода в том, что прибыль является одновременно источником и результатом, а следовательно, и мотивом инвестиционной деятельности предпринимателей. В модели равновесного предпринимательского роста норма прибыли определяется темпом увеличения капиталовложений и склонностью к сбережениям тех субъектов, которые получают прибыль. Растущая экономика имеет равновесный характер и полностью использует капитальные средства, работников, если ожидания предпринимателей оправдываются. Однако ожидания бывают ошибочны, т.к. механизм их формирования представляет собой простую проекцию текущей ситуации на будущий период. Дж. Робинсон ввела в научный оборот термин «золотой век» для описания плавного, устойчивого развития, характеризующегося полной занятостью.
Модель Солоу. В основе этой неоклассической модели лежит непрерывная агрегированная производственная функция, характеризующая технические возможности общества.
Модель Солоу наиболее известна среди многообразных моделей с материализованным техническим прогрессом. Существуют множество способов воплощения технического прогресса в материальных условиях производства. У Р. Солоу технический прогресс воплощен в физическом капитале. Технический прогресс с течением времени повышает производительность основного капитала, не нарушая качественную однородность рабочей силы.
Полная модель Солоу представлена в виде уравнения, которое определяет темп накопления, необходимый для поддержания полной занятости:
dK / dt = SF(K, 1) – ПК,
где dK – приращение капитала; dt – изменение временного отрезка; S – сбережения; K (K, 1) – величина капитала в расчете на одного работника; ПК – величина капитала, необходимая для создания новых рабочих мест.
Данное уравнение можно представить графически (рис. 8.5).
Рис. 8.5. Модель Солоу
Функция ПК представляет прямую линию, т.к. темп роста рабочей силы – величина постоянная (n). Функция SF(K, 1) есть выпуклая кривая относительно оси абсцисс, т.к. происходит снижение предельной производительности капитала по мере увеличения его объема на единицу труда.
Отмеченные на графике кривые пересекаются в точке Р. Экономический смысл этой точки в том, что при отношении «капитал – труд» (K/L) = KP развитие экономической системы обеспечивает полное использование как труда, так и капитала.
Если отношение K / L = KP < K1, то это означает недостаток роста капитала для создания новых рабочих мест. При такой ситуации часть рабочей силы останется безработной. Исходя из неоклассической теории макроэкономического равновесия в условиях безработицы заработная плата снижается по отношению к норме процента и наиболее оптимальной становится комбинация с меньшим использованием капитала. Отсюда следует, что отношение K / L стремится к равновесной величине.
Обратная комбинация – K / L = KP > K2 – означает избыток капитала по отношению к имеющейся в наличии рабочей силе. В этом случае норма процента снижается по отношению к ставке заработной платы, и оптимальной окажется ориентация на более интенсивную технику. В результате достигается такое отношение K / L, которое обеспечивает полное использование капитала.
Из модели Солоу следуют три вывода: во-первых, существует равновесный темп роста, к которому стремится рыночная экономика; во-вторых, равновесный темп роста совпадает с постоянным эндогенным темпом роста труда, т.е. естественным темпом, и в долгосрочный период не зависит от нормы сбережения; в-третьих, имеются гарантии устойчивости экономического роста, т.е. при отклонении экономической системы от линии равновесия начинают действовать эндогенные механизмы, которые возвращают систему в равновесное состояние.
- Учебно-методический комплекс
- I. Учебная программа дисциплины 5
- II. Методические указания по изучению дисциплины 96
- I. Учебная программа дисциплины
- 1. Пояснительная записка
- 2. Цели и задачи изучения дисциплины
- 3. Требования к уровню освоения дисциплины
- 4. Содержание дисциплины
- 4.1. Содержание разделов и тем
- 1. Введение в макроэкономику
- 2. Макроэкономическое равновесие
- 3. Классическая модель
- 4. Кейнсианская модель
- 5. Макроэкономическая нестабильность:
- 6. Инфляция и безработица
- 7. Государственное макроэкономическое
- 8. Экономический рост
- 9. Интернационализация экономических процессов и внешнеэкономическая политика государства
- 5. Промежуточный и итоговый контроль знаний
- 5.1. Образцы тестовых и контрольных заданий Методические рекомендации по выполнению тестовых и контрольных заданий
- Тема 1. Общая характеристика макроэкономики Тест
- Тема 2. Базовая модель общего экономического равновесия Тест
- Тема 3. Классическая модель общего экономического равновесия Тест
- Тема 4. Кейнсианская модель общего экономического равновесия Тест
- Тема 5. Макроэкономическая нестабильность Тест
- Тема 6. Инфляция и безработица как формы проявления макроэкономической нестабильности Тест
- Тема 7. Государственное макроэкономическое регулирование Тест
- Тема 8. Экономический рост Тест
- Тема 9. Равновесие и экономическая политика в открытой экономике Тест
- Контрольная работа по теме: «Классическая и Кейнсианская модели общего экономического равновесия» Вариант №1
- Вариант №2
- 5.2. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы
- 1. Выбор темы курсовой работы
- 2. Анализ и изучение литературы
- 3. Составление плана курсовой работы
- 4. Написание текста и оформление курсовой работы
- 5. Защита курсовой работы
- Тематика курсовых работ
- Факультет мировой экономики
- Факультет экономики и менеджмента в сфере услуг
- Финансово-экономический факультет
- Финансово-экономический факультет (специальность «Налоги»)
- Учетно-экономический факультет
- Факультет логистики и коммерции
- Факультет экономики и управления на транспорте
- Факультет государственного и муниципального управления
- Факультет управления персоналом и психологией бизнеса
- Факультет организации рынка
- Факультет организации рынка (для специальности «маркетинг»)
- Факультет экономической кибернетики
- Факультет экономики и менеджмента лесного комплекса
- 5.3. Итоговый контроль: контрольные вопросы, варианты тестов итогового контроля, экзаменационные билеты Контрольные вопросы
- Варианты тестов итогового контроля Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- Вариант 4
- Вариант 5
- Вариант 6
- Вариант 7
- Вариант 8
- Д) все ответы неверны. Вариант 9
- Вариант 10
- Билеты по «макроэкономике»
- II. Методические указания по изучению дисциплины
- 1. Методические указания по выполнению отдельных видов учебной работы
- 1.1. Методика проведения семинарского занятия
- Литература к семинарским занятиям
- Планы семинарских занятий
- 1.3. Методические указания по использованию в обучении метода «mini case-study»
- 1. Инвестиционная привлекательность регионов
- 2. Привлечение иностранных инвестиций в Россию
- 2. Методические указания по организации самостоятельной работы
- 2.1.Требования к написанию реферата (Эссе)
- 2.2.Методические рекомендации по подготовке научного доклада
- Выбор темы научного доклада
- 2. Подбор материалов
- 3. Составление плана доклада
- Оформление материалов выступления
- 5. Подготовка к выступлению
- Темы научных докладов
- 2.3. Рабочая тетрадь
- Тема 1. Введение в макроэкономику
- Логика курса
- 3. Задачи
- Тема 2, 3, 4. Макроэкономическое равновесие.
- 2. Тесты
- 3. Задачи
- Тема 5,6. Макроэкономическая нестабильность. Инфляция и безработица как формы проявления макроэкономической нестабильности
- Логика курса
- 3. Задачи
- 4. Эссе
- Тема 7. Государственное макроэкономическое регулирование. Фискальная политика государства. Денежно-кредитная политика государства. Политика доходов.
- Логика курса.
- 3. Задачи
- Тема 8. Экономический рост
- Логика курса
- 3. Задачи
- Тема 9. Интернационализация экономических процессов и внешнеэкономическая политика государства
- Логика курса
- 3. Задачи
- 4. Эссе
- 3. Технические средства обучения и контроля1
- 4. Инновационные методы обучения
- 5. Список рекомендуемой литературы методические рекомендации по работе с литературой
- 5.1. Основная литература
- 5.2. Дополнительная литература
- 5.3. Интернет-ресурсы
- 6. Глоссарий
- Ш. Учебные материалы
- 1.2. Национальный объем производства и методы его измерения
- 1.3. Национальное богатство. Чистое экономическое благосостояние
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 2. Макроэкономическое равновесие
- Упрощенная таблица затрат и результатов (гипотетические данные)
- 2.2. Базовая модель совокупного спроса – совокупного предложения «ad – as»
- 2.3. Равновесие в модели «as-ad»
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 3. Классическая модель
- 3.2. Полная классическая модель общего экономического равновесия
- Вопросы для самоконтроля
- 4.2. Денежный рынок в Кейнсианской модели оэр
- 4.3. Совместное равновесие на рынке благ и денег. Модель «is-lm»
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 5. Макроэкономическая нестабильность: циклический и нециклический аспекты.
- 5.2. Классификация циклов в экономике
- 5.3. Причины деловых циклов. Мультипликационно-акселерационный механизм циклов
- 5.4. Основные направления развития антициклического регулирования и их специфика в современной экономике
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 6. Инфляция и безработица
- 6.2. Социально-экономические последствия инфляции
- 6.3. Безработица и ее формы
- 6.4. Кривая Филлипса в краткосрочном и долгосрочном периоде
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 7. Государственное макроэкономическое
- 7.2. Фискальная политика государства
- 7.3. Денежно-кредитная политика государства
- 7.4. Политика доходов
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 8. Экономический рост
- 8.2. Факторы и модели экономического роста
- 8.3. Современные тенденции экономического роста
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 9. Интернационализация
- 9.2. Особенности мировых рынков товаров, услуг и валют
- 9.3. Открытая национальная экономика. Особенности равновесия в открытой экономике. Модель Манделла – Флеминга
- 9.4. Платежный баланс страны
- 9.5. Глобализация экономики и ее последствия
- Вопросы для самоконтроля
- 2. Лабораторный практикум
- 2.1. Логика лабораторного практикума
- Решение:
- 12. Задача:
- Решение: