3. Задачи
1. В таблицу включены неценовые факторы, влияющие на динамику совокупного спроса. Заполните табл., указав компонент совокупного спроса (2) и характер его изменения (3).
Факторы | Компонент AD | Δ AD () |
1 | 2 | 3 |
1. Резкое обесценение вкладов |
|
|
2. Сокращение налогов с предприятий |
|
|
3. Ожидание продовольственного кризиса |
|
|
4. Сокращение предложения денег |
|
|
5. Обесценение национальной валюты |
|
|
6. Финансирование военных действий |
|
|
2. В таблицу включены факторы, влияющие на динамику совокупного предложения. Заполните табл., указав характер его изменения (2) и направление сдвига кривой (AS) (3).
Факторы | Δ AS () | , , 0 |
1 | 2 | 3 |
1. Рост цен на энергоносители |
|
|
2. Снижение инвестиций в новое оборудование |
|
|
3. Ослабление влияния профсоюзов |
|
|
4. Снижение производительности труда |
|
|
5. Увеличение дотаций предприятиям |
|
|
6. Открытие новых месторождений полезных ископаемых |
|
|
7. Массовая эмиграция рабочих из-за границы |
|
|
8. Демонополизация экономики |
|
|
3. Пусть уровень цен 200, равновесный объем национального производства 300, потенциальный объем производства 500, потребительские расходы возросли на 50 ед., инвестиционные на 100, уровень цен на 50 ед. Построить график и найти новый уровень цен и равновесный ВНП.
4. В каких пределах изменяется объем реального ВНП на кейнсианском и промежуточном отрезках кривой AS, если:
Уровень цен | Реальный ВНП |
720 | 300 |
700 | 200 |
500 | 100 |
200 | 50 |
200 | 0 |
5. В стране Инфляндии денежная масса за 2005 год выросла на 100%. Могли ли за тот же период цены вырасти втрое при неизменном физическом объеме производства? Если нет, то почему? Если да, то в какой ситуации?
6. На начало года денежная масса в Ачхурабии была равна 50 млрд бакшишей. Рост производства за год составил 8%. Может ли Центральный банк безинфляционно провести денежную эмиссию, при условии, что скорость обращения денег упала на 10%. Если нет, то почему? Если да, в каком объеме?
7. Технология производства в стране при фиксированной величине капитала характеризуется производственной функцией Y = 40L – L2. В обращении находятся 132 ден.ед. Известно, что население держит 1/6 своего номинального дохода в качестве кассовых остатков, сбережение осуществляется по формуле S = 15i, а предложение труда — по формуле LS = 4,5 W. Инвестиционный спрос представлен формулой I = 100 – 10i.
а) Какой концепции соответствует поведение экономических субъектов данной страны?
б) Какова величина денежных расходов населения на потребление при достижении ОЭР?
8. Как изменится уровень производства, если предприниматели увеличили объем инвестиций на 8 млрд долл., а МРС равна 0,8? Если МРС равна 0,6? Продемонстрируйте механизм мультипликационного эффекта на модели «доходы–расходы».
9. Функция потребления задана формулой с = 100 + 0,5Y. Заполните табл.:
Доход | Потребление | Сбережения |
0 |
|
|
100 |
|
|
200 |
|
|
300 |
|
|
400 |
|
|
500 |
|
|
10. Расходы на потребление семьи равны 200 ден.ед. + 0,8 располагаемого дохода в месяц. По данным таблицы рассчитайте:
Располагаемый доход | Расходы на потребление | Сбережения | APC | MPC | APS | MPS |
0 |
|
|
|
|
|
|
100 |
|
|
|
|
|
|
200 |
|
|
|
|
|
|
300 |
|
|
|
|
|
|
400 |
|
|
|
|
|
|
500 |
|
|
|
|
|
|
а) потребительские расходы и сбережения при каждом данном значении дохода;
б) среднюю склонность к потреблению и сбережению;
в) предельную склонность к потреблению и сбережению.
11. При доходе 200 долл. Иван тратит 160 долл., а при 300 долл. — 230 долл. Предельная склонность к потреблению не зависит от дохода. Найти сбережения Ивана при доходе 400 долл.
12. Инвестиции равны 10 – 2i, сбережения равны 0,1 D – 2, спрос на деньги для сделок равен 0,2D, спрос на деньги как имущество равен 12 – 4i, предложение равно 6. найти равновесные ставку процента и доход.
13. Предположим, в стране 100 млн семей. Из них половина имеет предельную склонность к потреблению, равную 0,6; а другая — 0,8. Определите, на сколько возрастут общие затраты на потребление при увеличении располагаемого дохода на 10 млрд руб., если:
а) весь прирост дохода приходиться на первую или на вторую половину семей;
б) прирост дохода приходиться на обе половины в пропорции 3 : 1.
14. Известно, что предельная склонность к потреблению не зависит от дохода, а при увеличении дохода с 200 до 300 потребление увеличилось с 160 до 230. найти прирост дохода при увеличении инвестиций на 20.
15. В экономике установилось совместное равновесие на рынке благ и денежных рынках. В табл. покажите последствия наступления следующих событий:
а) снизилась MRS;
б) при каждой ставке процента объем инвестиций увеличивается;
в) скорость обращения денег снижается;
г) предложение денег увеличивается;
д) спрос на деньги в ликвидной форме снижается;
е) подоходный налог увеличивается;
ж) экспорт страны увеличивается.
16. Выполняются все предположения простейшей кейнсианской модели, кроме одного: инвестиции в экономике увеличиваются на 0,2 млрд руб. при увеличении дохода на 1 млрд руб. (предельная склонность к инвестированию равна 0,2). Предельная склонность к потреблению равна 0,6. Найти отношение прироста равновесного дохода к приросту автономных инвестиций (мультипликатор).
17. В таблице приведены данные, характеризующие потребительские расходы, сбережения и размер ВВП:
Объем ВВП (млрд. д.е.) | Потребление (млрд д.е.) | Сбережение (млрд д.е.) | МРС | МРS |
550 | 520 |
|
|
|
560 | 526 |
|
|
|
570 | 532 |
|
|
|
580 | 538 |
|
|
|
590 | 544 |
|
|
|
600 | 550 |
|
|
|
610 | 556 |
|
|
|
620 | 562 |
|
|
|
630 | 568 |
|
|
|
Заполните таблицу.
Определите:
а) величину мультипликатора доходов данной экономики;
б) величину и характер разрыва ВВП, если плановые инвестиции составляют 58 млрд. д.е., а уровень ВВП полной занятости равен 590 млрд. д.е.;
в) объясните, почему сумма МРС и МPS всегда равна единице?
4.Эссе
Имеется ли нарушение равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением в экономике России? В чем его причины? Каковы пути достижения макроэкономического равновесия?
«Процентные ставки во время подъема обычно выше, чем во время спада. То же самое можно сказать об инвестициях. Это означает, что высокий уровень процента способствует инвестициям, а низкий — препятствует им». Согласны ли Вы с данным утверждением? Если нет, то опровергните этот вывод.
Фундаментальная экономическая наука имеет в своем арсенале различные теоретические модели общего экономического равновесия. Выскажите свою точку зрения по поводу практической значимости следующих ученых – экономистов: Ф. Кенэ, К.Маркса, Л.Вальраса, В. Леонтьева.
Вклад Д. Кейнса в теорию мультипликационных эффектов в экономике.
Во второй половине ХХ века наблюдается сближение кейнсианских и классических идей к решению проблемы общего экономического равновесия. Новатором в этой области выступил Нобелевский лауреат П. Самуэльсон. Попробуйте обосновать и аргументировать причины возникновения и конструктивную сущность неоклассического синтеза.
Свободное эссе по книге М.Фридмена «Денежная теория».
Свободное эссе по книге Дж.М.Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег».
- Учебно-методический комплекс
- I. Учебная программа дисциплины 5
- II. Методические указания по изучению дисциплины 96
- I. Учебная программа дисциплины
- 1. Пояснительная записка
- 2. Цели и задачи изучения дисциплины
- 3. Требования к уровню освоения дисциплины
- 4. Содержание дисциплины
- 4.1. Содержание разделов и тем
- 1. Введение в макроэкономику
- 2. Макроэкономическое равновесие
- 3. Классическая модель
- 4. Кейнсианская модель
- 5. Макроэкономическая нестабильность:
- 6. Инфляция и безработица
- 7. Государственное макроэкономическое
- 8. Экономический рост
- 9. Интернационализация экономических процессов и внешнеэкономическая политика государства
- 5. Промежуточный и итоговый контроль знаний
- 5.1. Образцы тестовых и контрольных заданий Методические рекомендации по выполнению тестовых и контрольных заданий
- Тема 1. Общая характеристика макроэкономики Тест
- Тема 2. Базовая модель общего экономического равновесия Тест
- Тема 3. Классическая модель общего экономического равновесия Тест
- Тема 4. Кейнсианская модель общего экономического равновесия Тест
- Тема 5. Макроэкономическая нестабильность Тест
- Тема 6. Инфляция и безработица как формы проявления макроэкономической нестабильности Тест
- Тема 7. Государственное макроэкономическое регулирование Тест
- Тема 8. Экономический рост Тест
- Тема 9. Равновесие и экономическая политика в открытой экономике Тест
- Контрольная работа по теме: «Классическая и Кейнсианская модели общего экономического равновесия» Вариант №1
- Вариант №2
- 5.2. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы
- 1. Выбор темы курсовой работы
- 2. Анализ и изучение литературы
- 3. Составление плана курсовой работы
- 4. Написание текста и оформление курсовой работы
- 5. Защита курсовой работы
- Тематика курсовых работ
- Факультет мировой экономики
- Факультет экономики и менеджмента в сфере услуг
- Финансово-экономический факультет
- Финансово-экономический факультет (специальность «Налоги»)
- Учетно-экономический факультет
- Факультет логистики и коммерции
- Факультет экономики и управления на транспорте
- Факультет государственного и муниципального управления
- Факультет управления персоналом и психологией бизнеса
- Факультет организации рынка
- Факультет организации рынка (для специальности «маркетинг»)
- Факультет экономической кибернетики
- Факультет экономики и менеджмента лесного комплекса
- 5.3. Итоговый контроль: контрольные вопросы, варианты тестов итогового контроля, экзаменационные билеты Контрольные вопросы
- Варианты тестов итогового контроля Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- Вариант 4
- Вариант 5
- Вариант 6
- Вариант 7
- Вариант 8
- Д) все ответы неверны. Вариант 9
- Вариант 10
- Билеты по «макроэкономике»
- II. Методические указания по изучению дисциплины
- 1. Методические указания по выполнению отдельных видов учебной работы
- 1.1. Методика проведения семинарского занятия
- Литература к семинарским занятиям
- Планы семинарских занятий
- 1.3. Методические указания по использованию в обучении метода «mini case-study»
- 1. Инвестиционная привлекательность регионов
- 2. Привлечение иностранных инвестиций в Россию
- 2. Методические указания по организации самостоятельной работы
- 2.1.Требования к написанию реферата (Эссе)
- 2.2.Методические рекомендации по подготовке научного доклада
- Выбор темы научного доклада
- 2. Подбор материалов
- 3. Составление плана доклада
- Оформление материалов выступления
- 5. Подготовка к выступлению
- Темы научных докладов
- 2.3. Рабочая тетрадь
- Тема 1. Введение в макроэкономику
- Логика курса
- 3. Задачи
- Тема 2, 3, 4. Макроэкономическое равновесие.
- 2. Тесты
- 3. Задачи
- Тема 5,6. Макроэкономическая нестабильность. Инфляция и безработица как формы проявления макроэкономической нестабильности
- Логика курса
- 3. Задачи
- 4. Эссе
- Тема 7. Государственное макроэкономическое регулирование. Фискальная политика государства. Денежно-кредитная политика государства. Политика доходов.
- Логика курса.
- 3. Задачи
- Тема 8. Экономический рост
- Логика курса
- 3. Задачи
- Тема 9. Интернационализация экономических процессов и внешнеэкономическая политика государства
- Логика курса
- 3. Задачи
- 4. Эссе
- 3. Технические средства обучения и контроля1
- 4. Инновационные методы обучения
- 5. Список рекомендуемой литературы методические рекомендации по работе с литературой
- 5.1. Основная литература
- 5.2. Дополнительная литература
- 5.3. Интернет-ресурсы
- 6. Глоссарий
- Ш. Учебные материалы
- 1.2. Национальный объем производства и методы его измерения
- 1.3. Национальное богатство. Чистое экономическое благосостояние
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 2. Макроэкономическое равновесие
- Упрощенная таблица затрат и результатов (гипотетические данные)
- 2.2. Базовая модель совокупного спроса – совокупного предложения «ad – as»
- 2.3. Равновесие в модели «as-ad»
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 3. Классическая модель
- 3.2. Полная классическая модель общего экономического равновесия
- Вопросы для самоконтроля
- 4.2. Денежный рынок в Кейнсианской модели оэр
- 4.3. Совместное равновесие на рынке благ и денег. Модель «is-lm»
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 5. Макроэкономическая нестабильность: циклический и нециклический аспекты.
- 5.2. Классификация циклов в экономике
- 5.3. Причины деловых циклов. Мультипликационно-акселерационный механизм циклов
- 5.4. Основные направления развития антициклического регулирования и их специфика в современной экономике
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 6. Инфляция и безработица
- 6.2. Социально-экономические последствия инфляции
- 6.3. Безработица и ее формы
- 6.4. Кривая Филлипса в краткосрочном и долгосрочном периоде
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 7. Государственное макроэкономическое
- 7.2. Фискальная политика государства
- 7.3. Денежно-кредитная политика государства
- 7.4. Политика доходов
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 8. Экономический рост
- 8.2. Факторы и модели экономического роста
- 8.3. Современные тенденции экономического роста
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 9. Интернационализация
- 9.2. Особенности мировых рынков товаров, услуг и валют
- 9.3. Открытая национальная экономика. Особенности равновесия в открытой экономике. Модель Манделла – Флеминга
- 9.4. Платежный баланс страны
- 9.5. Глобализация экономики и ее последствия
- Вопросы для самоконтроля
- 2. Лабораторный практикум
- 2.1. Логика лабораторного практикума
- Решение:
- 12. Задача:
- Решение: