Тема 2. Макроэкономическое равновесие
ПЛАН
2.1. Теория общего экономического равновесия.
2.2. Базовая модель совокупного спроса – совокупного предложения.
2.3. Равновесие в модели «AS-AD».
2.1. Теория общего экономического равновесия
В курсе микроэкономики мы детально знакомились с механизмом установления так называемого частичного рыночного равновесия. При этом объектом исследования выступали рынок отдельного продукта и его параметры: спрос на отдельный продукт, предложение отдельного продукта, равновесная рыночная цена единицы отдельного продукта и равновесный объем его продаж. Но экономика представляет собой не просто несметное число изолированных и разобщенных рынков. Напротив, она является туго сплетенной сетью цен, где изменения на одном рынке ведут за собой многочисленные и значительные изменения на других. Поэтому наше обсуждение теперь перемещается в область анализа общего равновесия, т.е. в область рассмотрения взаимосвязей между всеми различными рынками и ценами, которые и составляют рыночную систему в целом. Макроэкономика, исследуя функционирование этой системы, оперирует совокупными (агрегированными) категориями: совокупным спросом, совокупным предложением, равновесным уровнем цен и равновесным объемом национального производства. В данной главе будут раскрыты содержание этих понятий, определяющие их факторы, а также представлены некоторые подходы к формулировке условий общего экономического равновесия и дана характеристика так называемой простой (базовой) модели общего экономического равновесия.
Общее экономическое равновесие представляет собой такое состояние экономики, при котором достигается согласованное развитие всех сфер экономической системы. Сложнейшая структура национальной экономики, состоящей из огромного числа рынков отдельных продуктов и ресурсов, делает процесс абсолютного согласования между ними практически недостижимым. В этом смысле равновесное состояние макроэкономической системы рассматривается как некий экономический идеал, к которому следует стремиться, стимулируя движение системы к равновесным параметрам. Это движение должно быть направлено в сторону установления оптимальных пропорций между всеми без исключения частями экономической системы. Отклонение от такого пути неизбежно влечет за собой включение механизма торможения экономического роста, делает экономику неустойчивой и, в конечном счете, нежизнеспособной.
Понимая макроэкономическое равновесие лишь как желаемую тенденцию в развитии экономики, экономисты, тем не менее, большое внимание уделяли формулировке условий общего экономического равновесия.
Исследования в этой области восходят к началу XVIII в., когда известный французский экономист Ф. Кенэ разработал свои «Экономические таблицы». Они представляют собой механизм реализации общественного продукта, или схему необходимых пропорций, поддержание которых обеспечит общественное воспроизводство, т.е. систематическое повторение процесса производства в постоянных масштабах.
В дальнейшем подходы Ф. Кенэ были значительно расширены, конкретизированы применительно к классической рыночной системе, некоторые из них приобрели форму экономико-математических моделей. Среди более поздних разработок в этой области особо выделим две наиболее популярные: модель общего конкурентного равновесия Л. Вальраса и модель «затраты–выпуск» В. Леонтьева.
Модель общего экономического равновесия Л. Вальраса. В основе теоретической модели Л. Вальраса лежит известный закон Ж.Б. Сэя, согласно которому предложение в рыночной экономике всегда будет равно спросу, поскольку последний представляет собой сумму доходов, приносимых факторами производства их владельцам. То есть готовый продукт, будучи реализованным, является источником дохода для собственников тех факторов производства, которые были использованы при создании данного продукта. Доход, в свою очередь, будет израсходован на приобретение этих готовых продуктов, т.е. служить воплощением спроса на них. Таким образом, в конкурентной экономике, построенной на принципе свободного обмена, изначально обусловлено равенство общего спроса и предложения.
Подход Вальраса к определению условий достижения макроэкономического равновесия основывался, по существу, на микроэкономических посылках. Так, национальная экономика в его модели представляет собой совокупность огромного количества рынков отдельных продуктов и ресурсов, обращающихся в ней и взаимосвязанных друг с другом. Механизм свободного ценообразования, равенство всех покупателей на рынке, замкнутость экономической системы и неизменность экономической ситуации обеспечивают автоматическую тенденцию к общему экономическому равновесию в такой системе. Математически национальная экономика в модели Вальраса была представлена в виде системы уравнений, отражающих взаимосвязи отдельных рынков. Число этих уравнений соответствует количеству рынков всех производимых продуктов с конкретными показателями затрат на их производство (расходов факторов производства разных отраслей, обслуживающих формирование конечного продукта), т.е. фактически составляет десятки миллионов. Это обстоятельство делает невозможным практическое применение данной модели, не снижая между тем ее чисто теоретическое значение.
Общий вид модели Вальраса:
где u — полезность купленных товаров; Y — доходы от факторов производства; Р — цены произведенных товаров; Х — количество произведенных благ. То есть левая часть равенства — это спрос, правая — предложение.
Таким образом, Вальрас математически реализовал идею равенства общего предложения конечных продуктов, которое в данной модели представляет собой сумму цен всех готовых к реализации товаров, и общего спроса, величина которого зависит от суммы доходов, приносимых факторами производства их владельцам, и полезности готовых продуктов.
Значение модели Вальраса, несмотря на сложность ее практического воплощения (в том числе и из-за введения в модель величины полезности, которая, как известно, измерима лишь в гипотетических единицах), чрезвычайно велико для дальнейшего развития теории общего экономического равновесия. Подавляющее большинство последующих разработок в этой области развивали вальрасовскую концепцию о конечном продукте, его идеи о функциональных взаимосвязях в экономике, о механизме формирования равновесных цен и тенденции к общему равновесию.
Модель «затраты – выпуск». Понимание сложных взаимосвязей между различными секторами или отраслями экономики может быть получено также через анализ затрат и результатов (выпусков). Модель «затраты – выпуск», или модель «межотраслевого баланса», обязана своим происхождением известному экономисту, нобелевскому лауреату В. Леонтьеву. Значение данной модели состоит в том, что представленный в ней баланс межотраслевых потоков дает возможность выявить количественную зависимость между величинами валового продукта и конечного продукта (у В. Леонтьева – конечного спроса) через затраты и их структуру. Если задана величина конечного спроса, то с помощью этой системы уравнений может быть определен объем валовой продукции всех отраслей, необходимых для удовлетворения конечного спроса.
Модель описывается системой уравнений2:
где xi – валовая продукция отрасли i; aik – коэффициенты прямых затрат продукции отрасли i на единицу продукции отрасли k; xk – валовая продукция отрасли k; yi – конечный спрос на продукцию отрасли i.
Проиллюстрируем идею модели межотраслевого баланса упрощенной таблицей затрат и результатов3.
Таблица 2.1
- Учебно-методический комплекс
- I. Учебная программа дисциплины 5
- II. Методические указания по изучению дисциплины 96
- I. Учебная программа дисциплины
- 1. Пояснительная записка
- 2. Цели и задачи изучения дисциплины
- 3. Требования к уровню освоения дисциплины
- 4. Содержание дисциплины
- 4.1. Содержание разделов и тем
- 1. Введение в макроэкономику
- 2. Макроэкономическое равновесие
- 3. Классическая модель
- 4. Кейнсианская модель
- 5. Макроэкономическая нестабильность:
- 6. Инфляция и безработица
- 7. Государственное макроэкономическое
- 8. Экономический рост
- 9. Интернационализация экономических процессов и внешнеэкономическая политика государства
- 5. Промежуточный и итоговый контроль знаний
- 5.1. Образцы тестовых и контрольных заданий Методические рекомендации по выполнению тестовых и контрольных заданий
- Тема 1. Общая характеристика макроэкономики Тест
- Тема 2. Базовая модель общего экономического равновесия Тест
- Тема 3. Классическая модель общего экономического равновесия Тест
- Тема 4. Кейнсианская модель общего экономического равновесия Тест
- Тема 5. Макроэкономическая нестабильность Тест
- Тема 6. Инфляция и безработица как формы проявления макроэкономической нестабильности Тест
- Тема 7. Государственное макроэкономическое регулирование Тест
- Тема 8. Экономический рост Тест
- Тема 9. Равновесие и экономическая политика в открытой экономике Тест
- Контрольная работа по теме: «Классическая и Кейнсианская модели общего экономического равновесия» Вариант №1
- Вариант №2
- 5.2. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы
- 1. Выбор темы курсовой работы
- 2. Анализ и изучение литературы
- 3. Составление плана курсовой работы
- 4. Написание текста и оформление курсовой работы
- 5. Защита курсовой работы
- Тематика курсовых работ
- Факультет мировой экономики
- Факультет экономики и менеджмента в сфере услуг
- Финансово-экономический факультет
- Финансово-экономический факультет (специальность «Налоги»)
- Учетно-экономический факультет
- Факультет логистики и коммерции
- Факультет экономики и управления на транспорте
- Факультет государственного и муниципального управления
- Факультет управления персоналом и психологией бизнеса
- Факультет организации рынка
- Факультет организации рынка (для специальности «маркетинг»)
- Факультет экономической кибернетики
- Факультет экономики и менеджмента лесного комплекса
- 5.3. Итоговый контроль: контрольные вопросы, варианты тестов итогового контроля, экзаменационные билеты Контрольные вопросы
- Варианты тестов итогового контроля Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- Вариант 4
- Вариант 5
- Вариант 6
- Вариант 7
- Вариант 8
- Д) все ответы неверны. Вариант 9
- Вариант 10
- Билеты по «макроэкономике»
- II. Методические указания по изучению дисциплины
- 1. Методические указания по выполнению отдельных видов учебной работы
- 1.1. Методика проведения семинарского занятия
- Литература к семинарским занятиям
- Планы семинарских занятий
- 1.3. Методические указания по использованию в обучении метода «mini case-study»
- 1. Инвестиционная привлекательность регионов
- 2. Привлечение иностранных инвестиций в Россию
- 2. Методические указания по организации самостоятельной работы
- 2.1.Требования к написанию реферата (Эссе)
- 2.2.Методические рекомендации по подготовке научного доклада
- Выбор темы научного доклада
- 2. Подбор материалов
- 3. Составление плана доклада
- Оформление материалов выступления
- 5. Подготовка к выступлению
- Темы научных докладов
- 2.3. Рабочая тетрадь
- Тема 1. Введение в макроэкономику
- Логика курса
- 3. Задачи
- Тема 2, 3, 4. Макроэкономическое равновесие.
- 2. Тесты
- 3. Задачи
- Тема 5,6. Макроэкономическая нестабильность. Инфляция и безработица как формы проявления макроэкономической нестабильности
- Логика курса
- 3. Задачи
- 4. Эссе
- Тема 7. Государственное макроэкономическое регулирование. Фискальная политика государства. Денежно-кредитная политика государства. Политика доходов.
- Логика курса.
- 3. Задачи
- Тема 8. Экономический рост
- Логика курса
- 3. Задачи
- Тема 9. Интернационализация экономических процессов и внешнеэкономическая политика государства
- Логика курса
- 3. Задачи
- 4. Эссе
- 3. Технические средства обучения и контроля1
- 4. Инновационные методы обучения
- 5. Список рекомендуемой литературы методические рекомендации по работе с литературой
- 5.1. Основная литература
- 5.2. Дополнительная литература
- 5.3. Интернет-ресурсы
- 6. Глоссарий
- Ш. Учебные материалы
- 1.2. Национальный объем производства и методы его измерения
- 1.3. Национальное богатство. Чистое экономическое благосостояние
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 2. Макроэкономическое равновесие
- Упрощенная таблица затрат и результатов (гипотетические данные)
- 2.2. Базовая модель совокупного спроса – совокупного предложения «ad – as»
- 2.3. Равновесие в модели «as-ad»
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 3. Классическая модель
- 3.2. Полная классическая модель общего экономического равновесия
- Вопросы для самоконтроля
- 4.2. Денежный рынок в Кейнсианской модели оэр
- 4.3. Совместное равновесие на рынке благ и денег. Модель «is-lm»
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 5. Макроэкономическая нестабильность: циклический и нециклический аспекты.
- 5.2. Классификация циклов в экономике
- 5.3. Причины деловых циклов. Мультипликационно-акселерационный механизм циклов
- 5.4. Основные направления развития антициклического регулирования и их специфика в современной экономике
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 6. Инфляция и безработица
- 6.2. Социально-экономические последствия инфляции
- 6.3. Безработица и ее формы
- 6.4. Кривая Филлипса в краткосрочном и долгосрочном периоде
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 7. Государственное макроэкономическое
- 7.2. Фискальная политика государства
- 7.3. Денежно-кредитная политика государства
- 7.4. Политика доходов
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 8. Экономический рост
- 8.2. Факторы и модели экономического роста
- 8.3. Современные тенденции экономического роста
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 9. Интернационализация
- 9.2. Особенности мировых рынков товаров, услуг и валют
- 9.3. Открытая национальная экономика. Особенности равновесия в открытой экономике. Модель Манделла – Флеминга
- 9.4. Платежный баланс страны
- 9.5. Глобализация экономики и ее последствия
- Вопросы для самоконтроля
- 2. Лабораторный практикум
- 2.1. Логика лабораторного практикума
- Решение:
- 12. Задача:
- Решение: