3.2. Полная классическая модель общего экономического равновесия
Условия макроэкономического равновесия в классической модели могут быть формализованы в виде системы из пяти уравнений, решая которую можно определить равновесные значения занятости L*, ставки реальной заработной платы w*, национального дохода NI*, процентную ставку i* и текущий уровень цен Р* :
1. P(∂NI/∂L) = W
2. LD(w,-) = LS(w,+) L* w*
3. NI = NI(L) NI*
4. S(i,+) = I(i,-) i*
5. M = k · NI P.
Первые два уравнения выражают условия равновесия на рынке труда, на котором определяются два важнейших параметра: равновесная занятость L* и равновесная ставка реальной заработной платы w*. Именно этот рынок является определяющим в классической теории: если равновесие устанавливается на рынке труда, то оно автоматически устанавливается и на всех остальных рынках.
Равновесие на рынке труда означает, что производители реализовали свои планы относительно объемов выпуска, а домохозяйства – относительно уровня дохода, определяемого в соответствии с концепцией эндогенного дохода. Производственная функция в краткосрочном периоде является функцией от одной переменной – количества труда, следовательно, равновесный уровень занятости обусловливает уровень реального производства (национального дохода), что отражено в третьем уравнении. А поскольку занятость полная, то объем производства фиксируется на уровне естественного выпуска и кривая совокупного предложения имеет вертикальный вид.
Сложившийся объем совокупного предложения представляет собой сумму факторных доходов домохозяйств, которые распределяют их на потребление и сбережение: NI = С + S. Чтобы равновесие установилось на рынке благ, необходимо равенство AD = AS. Так как совокупный спрос в простой модели представляет сумму потребительских и инвестиционных расходов (NI = С + I), то при соблюдении условия I = S на рынке благ установится равновесие.
Если плановые инвестиции не будут соответствовать запланированным сбережениям (I S), на рынке благ может возникнуть дисбаланс, но он будет устранен посредством рынка капитала.
Условия равновесия на рынке капитала отражаются в четвертом уравнении. Параметром, обеспечивающим равновесие, является гибкая процентная ставка i. Если по каким-либо причинам запланированные объемы сбережений и инвестиций не совпадают при данной ставке процента, то в экономике начинается процесс ее изменения до значения, которое обеспечит равновесие сбережений и инвестиций.
Например, случилось так, что S < I. Тогда на рынке капитала усилится конкуренция инвесторов за свободные кредитные ресурсы, что вызовет повышение ставки процента. Это приведет к пересмотру объемов планируемых сбережений в сторону повышения, а инвестиций – в сторону понижения до тех пор, пока не установится такая процентная ставка, при которой они совпадут. При S > I образуются свободные кредитные ресурсы, что вызовет понижение i до равновесного значения.
Таким образом, если на рынке благ возникает дисбаланс, то он находит свое отражение на рынке капитала, а т.к. последний имеет встроенный стабилизатор, автоматически восстанавливающий равновесие, то установление равновесия на рынке капитала приводит к восстановлению равновесия на рынке благ. Тем самым подтверждается закон Вальраса: если равновесие установилось на двух (труда и капитала) из трех взаимосвязанных рынках, то оно устанавливается и на третьем – рынке благ.
Пятое уравнение стоит особняком и необходимо только для определения текущего уровня цен Р. При заданных параметрах денежной массы М и скорости обращения денег V общий уровень цен зависит только от уровня реального национального дохода: Р = М · V / NI. С другой стороны, при установленном равновесном значении NI изменение параметров денежного рынка в силу нейтральности денег отражается только в изменении уровня цен.
Гибкость цен распространяется не только на товары и услуги, но и на факторы производства, поэтому изменение уровня цен на блага вызывает соответствующее изменение уровня цен на них. Так, изменяется номинальная заработная плата, реальная же не меняется. Следовательно, цены на блага, факторы производства и общий уровень цен изменяются в одинаковой пропорции.
Рассмотрим графическую интерпретацию макроэкономического равновесия (рис. 3.7). Поскольку экономика постоянно функционирует в режиме полной занятости, то кривая совокупного предложения труда LS вертикальна на уровне LF – величины рабочей силы (рис. 3.7 (а)).
Совокупный спрос на труд описывается кривой LD1. Пересечение кривых LS и LD1 определяет равновесную ставку заработной платы w1.
Падение спроса на труд по какой-либо причине (например, из-за сокращения совокупного спроса) сместит кривую LD1 в положение LD2.
Рис. 3.7. Рынки труда (а), благ (б), капитала (в)
Если совокупное предложение труда LS неизменно, то это приведет к сокращению занятости до уровня L1 и появлению безработицы в размере LF – L1. Безработные, очевидно, согласятся работать по более низким ставкам зарплаты, чем вообще ничего не получать. Да и предпринимателям выгоднее нанимать рабочих, когда их зарплата окажется ниже уровня w1. В результате произойдет снижение номинальной ставки зарплаты до уровня w2, определяемого пересечением кривых LD2 и LS. Падение цены труда вызовет уменьшение издержек производства и, далее, снижение цен на товарном рынке. В итоге реальная заработная плата рабочих не изменится (хотя номинальная и понизится) и, главное, экономика снова функционирует в режиме полной занятости.
С учетом постоянной полной занятости кривая совокупного предложения AS на товарном рынке также представлена вертикальной линией (рис. 3.7 (б)). При любом уровне цен Р выпуск товаров происходит на уровне естественного выпуска FE. Падение совокупного спроса (например, под действием какого-либо неценового фактора) графически отражается сдвигом кривой AD1 в положение AD2. Это приведет к превышению совокупного предложения над совокупным спросом при уровне цен P1 и вызовет падение цен. Дефляция будет способствовать росту количества товаров, на которые предъявляется спрос, до тех пор, пока новый уровень цен Р2 не установится в соответствии с пересечением кривых AD2 и AS. При этом в экономике достигается полная занятость.
Классические построения господствовали в экономической теории до 1930-х гг. Однако ряд фактов – периоды длительной безработицы и инфляции, и особенно Великая депрессия 1929 – 1933 гг., – не могли быть объяснены с позиций этой теории. В связи с этим основные постулаты классической теории подверглись критике, и она почти на 40 лет утратила свои лидирующие позиции. Однако впоследствии ряд экономистов переосмыслили и обновили основные теоретические положения, сформулировав так называемую неоклассическую теорию. Последнюю в настоящее время развивают современные концепции монетаризма (М. Фридмен), рациональных ожиданий (Р. Лукас) и некоторые другие. В итоге неоклассические построения вновь занимают доминирующее положение в современной экономической теории.
- Учебно-методический комплекс
- I. Учебная программа дисциплины 5
- II. Методические указания по изучению дисциплины 96
- I. Учебная программа дисциплины
- 1. Пояснительная записка
- 2. Цели и задачи изучения дисциплины
- 3. Требования к уровню освоения дисциплины
- 4. Содержание дисциплины
- 4.1. Содержание разделов и тем
- 1. Введение в макроэкономику
- 2. Макроэкономическое равновесие
- 3. Классическая модель
- 4. Кейнсианская модель
- 5. Макроэкономическая нестабильность:
- 6. Инфляция и безработица
- 7. Государственное макроэкономическое
- 8. Экономический рост
- 9. Интернационализация экономических процессов и внешнеэкономическая политика государства
- 5. Промежуточный и итоговый контроль знаний
- 5.1. Образцы тестовых и контрольных заданий Методические рекомендации по выполнению тестовых и контрольных заданий
- Тема 1. Общая характеристика макроэкономики Тест
- Тема 2. Базовая модель общего экономического равновесия Тест
- Тема 3. Классическая модель общего экономического равновесия Тест
- Тема 4. Кейнсианская модель общего экономического равновесия Тест
- Тема 5. Макроэкономическая нестабильность Тест
- Тема 6. Инфляция и безработица как формы проявления макроэкономической нестабильности Тест
- Тема 7. Государственное макроэкономическое регулирование Тест
- Тема 8. Экономический рост Тест
- Тема 9. Равновесие и экономическая политика в открытой экономике Тест
- Контрольная работа по теме: «Классическая и Кейнсианская модели общего экономического равновесия» Вариант №1
- Вариант №2
- 5.2. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы
- 1. Выбор темы курсовой работы
- 2. Анализ и изучение литературы
- 3. Составление плана курсовой работы
- 4. Написание текста и оформление курсовой работы
- 5. Защита курсовой работы
- Тематика курсовых работ
- Факультет мировой экономики
- Факультет экономики и менеджмента в сфере услуг
- Финансово-экономический факультет
- Финансово-экономический факультет (специальность «Налоги»)
- Учетно-экономический факультет
- Факультет логистики и коммерции
- Факультет экономики и управления на транспорте
- Факультет государственного и муниципального управления
- Факультет управления персоналом и психологией бизнеса
- Факультет организации рынка
- Факультет организации рынка (для специальности «маркетинг»)
- Факультет экономической кибернетики
- Факультет экономики и менеджмента лесного комплекса
- 5.3. Итоговый контроль: контрольные вопросы, варианты тестов итогового контроля, экзаменационные билеты Контрольные вопросы
- Варианты тестов итогового контроля Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- Вариант 4
- Вариант 5
- Вариант 6
- Вариант 7
- Вариант 8
- Д) все ответы неверны. Вариант 9
- Вариант 10
- Билеты по «макроэкономике»
- II. Методические указания по изучению дисциплины
- 1. Методические указания по выполнению отдельных видов учебной работы
- 1.1. Методика проведения семинарского занятия
- Литература к семинарским занятиям
- Планы семинарских занятий
- 1.3. Методические указания по использованию в обучении метода «mini case-study»
- 1. Инвестиционная привлекательность регионов
- 2. Привлечение иностранных инвестиций в Россию
- 2. Методические указания по организации самостоятельной работы
- 2.1.Требования к написанию реферата (Эссе)
- 2.2.Методические рекомендации по подготовке научного доклада
- Выбор темы научного доклада
- 2. Подбор материалов
- 3. Составление плана доклада
- Оформление материалов выступления
- 5. Подготовка к выступлению
- Темы научных докладов
- 2.3. Рабочая тетрадь
- Тема 1. Введение в макроэкономику
- Логика курса
- 3. Задачи
- Тема 2, 3, 4. Макроэкономическое равновесие.
- 2. Тесты
- 3. Задачи
- Тема 5,6. Макроэкономическая нестабильность. Инфляция и безработица как формы проявления макроэкономической нестабильности
- Логика курса
- 3. Задачи
- 4. Эссе
- Тема 7. Государственное макроэкономическое регулирование. Фискальная политика государства. Денежно-кредитная политика государства. Политика доходов.
- Логика курса.
- 3. Задачи
- Тема 8. Экономический рост
- Логика курса
- 3. Задачи
- Тема 9. Интернационализация экономических процессов и внешнеэкономическая политика государства
- Логика курса
- 3. Задачи
- 4. Эссе
- 3. Технические средства обучения и контроля1
- 4. Инновационные методы обучения
- 5. Список рекомендуемой литературы методические рекомендации по работе с литературой
- 5.1. Основная литература
- 5.2. Дополнительная литература
- 5.3. Интернет-ресурсы
- 6. Глоссарий
- Ш. Учебные материалы
- 1.2. Национальный объем производства и методы его измерения
- 1.3. Национальное богатство. Чистое экономическое благосостояние
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 2. Макроэкономическое равновесие
- Упрощенная таблица затрат и результатов (гипотетические данные)
- 2.2. Базовая модель совокупного спроса – совокупного предложения «ad – as»
- 2.3. Равновесие в модели «as-ad»
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 3. Классическая модель
- 3.2. Полная классическая модель общего экономического равновесия
- Вопросы для самоконтроля
- 4.2. Денежный рынок в Кейнсианской модели оэр
- 4.3. Совместное равновесие на рынке благ и денег. Модель «is-lm»
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 5. Макроэкономическая нестабильность: циклический и нециклический аспекты.
- 5.2. Классификация циклов в экономике
- 5.3. Причины деловых циклов. Мультипликационно-акселерационный механизм циклов
- 5.4. Основные направления развития антициклического регулирования и их специфика в современной экономике
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 6. Инфляция и безработица
- 6.2. Социально-экономические последствия инфляции
- 6.3. Безработица и ее формы
- 6.4. Кривая Филлипса в краткосрочном и долгосрочном периоде
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 7. Государственное макроэкономическое
- 7.2. Фискальная политика государства
- 7.3. Денежно-кредитная политика государства
- 7.4. Политика доходов
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 8. Экономический рост
- 8.2. Факторы и модели экономического роста
- 8.3. Современные тенденции экономического роста
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 9. Интернационализация
- 9.2. Особенности мировых рынков товаров, услуг и валют
- 9.3. Открытая национальная экономика. Особенности равновесия в открытой экономике. Модель Манделла – Флеминга
- 9.4. Платежный баланс страны
- 9.5. Глобализация экономики и ее последствия
- Вопросы для самоконтроля
- 2. Лабораторный практикум
- 2.1. Логика лабораторного практикума
- Решение:
- 12. Задача:
- Решение: