9.5. Глобализация экономики и ее последствия
Начиная с 1980-х гг. выделяется такой качественно новый процесс в мировой экономике, как глобализация. В настоящее время сложились различные подходы к характеристике данного процесса. Согласно одному из них глобализация в экономике определяется как осуществляющийся на основе передовых технологий процесс широкой либерализации торговых и других внешнеэкономических связей, приводящий к все большей открытости и взаимосвязанности национальных экономик35. М. Кастельс, например, определяет глобальную экономику как экономику, «в которой ключевые компоненты имеют институциональную, организационную и технологическую возможность работать как единое целое в реальном времени или в каком-то выбранном времени в мировом масштабе»36. Данные и подобные им определения характеризуют преимущественно лишь внешние аспекты глобализации экономики. При этом процесс глобализации обычно трактуется как продолжение и развитие общей прогрессивной тенденции к интернационализации экономики. С позиций других подходов, сторонники которых стремятся оценить не только внешние, но и глубинные социально-экономические аспекты глобализации, данное явление представляет собой единство таких двух важнейших для современной цивилизации специфических новых реальностей, как переход цивилизации к так называемой техносфере и формирование новой стратификации государств в зависимости от того, какое место они занимают в системе обеспечения потребностей техносферы37. При этом под техносферой понимается искусственная среда жизнедеятельности человека, которая активно развивается в странах-лидерах глобализации на базе новейших (в первую очередь информационных) технологии, а под новой стратификацией– фактически наблюдаемый в течение последних десятилетий XX – начале XXI вв. активный процесс встраивания государств мира в новую для них систему внешних связей и отношений, в рамках которой возможности выживания и развития все более широкого круга стран во все большей мере определяются тем, насколько они важны с позиций интересов развития техносферы. Смысл данного подхода весьма наглядно поясняет разработанная Н. Косолаповым схема концентрических кругов обеспечения техносферы. Согласно данной схеме в современном мире выделяются:
- собственно техносфера как совокупность наиболее развитых постиндустриальных государств с «ядром техносферы» в лице наиболее технизированной экономики США;
- страны – реальные претенденты на скорое вхождение в техносферу по достигнутому уровню развитии или по исполняемым для техносферы жизненно важным функциям;
- страны, необходимые техносфере как источники энергоресурсов и сырья и/или как наиболее емкие рынки и незамещаемые другими странами в этих качествах;
- замещаемые страны, функции которых по отношению к техносфере могут выполнять (вместе или по отдельности) другие страны и/или территории в принципе на тех же (для техносферы) экономических и иных условиях и с теми же практическими результатами;
- страны, безразличные для существования и жизнедеятельности техносферы (ныне или вообще);
- страны, ныне или в перспективе враждебные к техносфере и/или к входящим в нее государствам и подкрепляющие эту враждебность действиями и/или наличием потенциала нанесения ущерба.
Основными причинами, породившими глобализацию экономики, явились:
- формирование к последней четверти XX в. целого ряда общепланетарных (глобальных) рисков (угроз существованию человечества), в первую очередь мирового экологического риска, и осознание неспособности преодолеть эти риски на базе традиционных технологий;
- сочетание высокого уровня концентрации к концу XX в. экономических ресурсов в Группе наиболее развитых стран мира (во главе с США) со специфическим характером новейших технологии (в первую очередь информационных), что позволило установить почти абсолютную монополию данных стран на новейшие технологические принципы и передовые производственные технологии, исключающую возможность преодоления отставания большинства стран мира от немногих стран-лидеров глобализации;
- сочетание тенденции к сближению национальных экономик с тенденцией к ужесточению конкурентной борьбы между странами и их группировками, обусловленной растущей ограниченностью ресурсов38.
Главной экономической силой, важнейшими элементами и ведущими факторами глобализации экономики являются транснациональные корпорации (ТНК) и мировые финансовые центры. ТНК определяются как международные фирмы, имеющие свои хозяйственные подразделения и двух или более странах и управляющие этими подразделениями из одного или нескольких центров на основе такого механизма принятия решений, который позволяет проводить согласованную политику и общую стратегию, распределяя ресурсы, технологии и ответственность для достижения наивысшего результата — прибыли. Под мировыми финансовыми центрами понимают транснациональные банки (ТНБ). Всемирный банк. МВФ.
Через ТНК и связанные с ними ТНБ проходят основные финансовые и товарные потоки, определяющие развитие мирового хозяйства. В настоящее время в мире насчитываются примерно 60 тысяч основных (материнских) компаний ТНК и более 500 тысяч их зарубежных филиалов и аффилированных (зависимых) фирм по всему миру. Они контролируют до половины мирового промышленного производства, более 60% внешней торговли, примерно 4/5 патентов и лицензии на новую технику, технологии и ноу-хау39. Как следствие. ТНК занимают центральное место в современной мирохозяйственной системе, и все развитие мировой экономики во все большей мере определяется спецификой их интересов, особенностями и возможностями их развития.
Наиболее характерными особенностями стратегии и тактики ТНК и крупнейших финансовых центров являются:
- активная пропаганда с помощью новейших информационных технологий в странах, чьи рынки представляют интерес для ТНК и ТНБ, идей либерализации, необходимости открытости экономики для иностранных фирм и капиталов;
- предоставление кредитов под те или иные товары, в которых нуждаются население или экономика данной страны и поставки этих товаров в объемах, заставляющих местных производителей существенно сократить их производство или вообще уйти с национального рынка при одновременной обработке сознания населения в плане обоснования преимуществ потребления именно тех товаров, которые поставляются ТНК;
- установление монопольно высоких цен на продукцию ТНК на данном национальном рынке;
- требование в случае невозможности возврата кредитов страной-должником допуска ТНК к контролю за наиболее жизнеспособными предприятиями страны-должника. «Усиление контроля транснационального капитала с помощью механизма принудительного урегулирования кризисов задолженности, – отмечает У. К. Табб, – представляет важную черту современного капитализма»40.
Подобного рода деятельность ТНК и ТНБ породила в экономической литературе термин «ловушки глобализации». Чтобы минимизировать негативное и максимизировать позитивное влияние глобализации на отдельные национальные экономики, странам необходимо исходить из того, что «делать экономику страны открытой следует только при условии экономической оценки и экономической защиты ее ресурсов»41.
В целом благодаря сложившемуся современному миропорядку (стратификации), особенностям стратегии и тактики ТНК и ТНБ глобализация мировой экономики оказывает весьма противоречивое влияние на развитие экономики и общества. С одной стороны, она обеспечивает небывалый прогресс в средствах связи, коммуникаций, ускорение производственных процессов и финансовых потоков, расширение контактов и сфер общения людей, а с другой, по мнению многих экономистов, усиливает ряд старых и порождает новые виды опасностей и угроз для развития человечества. К числу важнейших из них, как правило, относят:
- растущую нестабильность в мировом хозяйстве в целом и в первую очередь в мировой финансовой сфере, что связано с фактической утратой возможностей эффективного регулирования огромных неуправляемых потоков спекулятивных финансовых капиталов, против внезапных атак которых беззащитны большинство национальных экономик;
- растущую напряженность (экономического, социального и политического характера) в отношениях между странами-лидерами глобализации и отстающими странами по мере нарастания технологического (а вслед за этим и общего) разрыва в уровнях развития этих стран;
- возможность кардинального сжатия мирового спроса за счет отстающих в развитии стран и в этой связи – общего торможения мирового прогресса.
- Учебно-методический комплекс
- I. Учебная программа дисциплины 5
- II. Методические указания по изучению дисциплины 96
- I. Учебная программа дисциплины
- 1. Пояснительная записка
- 2. Цели и задачи изучения дисциплины
- 3. Требования к уровню освоения дисциплины
- 4. Содержание дисциплины
- 4.1. Содержание разделов и тем
- 1. Введение в макроэкономику
- 2. Макроэкономическое равновесие
- 3. Классическая модель
- 4. Кейнсианская модель
- 5. Макроэкономическая нестабильность:
- 6. Инфляция и безработица
- 7. Государственное макроэкономическое
- 8. Экономический рост
- 9. Интернационализация экономических процессов и внешнеэкономическая политика государства
- 5. Промежуточный и итоговый контроль знаний
- 5.1. Образцы тестовых и контрольных заданий Методические рекомендации по выполнению тестовых и контрольных заданий
- Тема 1. Общая характеристика макроэкономики Тест
- Тема 2. Базовая модель общего экономического равновесия Тест
- Тема 3. Классическая модель общего экономического равновесия Тест
- Тема 4. Кейнсианская модель общего экономического равновесия Тест
- Тема 5. Макроэкономическая нестабильность Тест
- Тема 6. Инфляция и безработица как формы проявления макроэкономической нестабильности Тест
- Тема 7. Государственное макроэкономическое регулирование Тест
- Тема 8. Экономический рост Тест
- Тема 9. Равновесие и экономическая политика в открытой экономике Тест
- Контрольная работа по теме: «Классическая и Кейнсианская модели общего экономического равновесия» Вариант №1
- Вариант №2
- 5.2. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы
- 1. Выбор темы курсовой работы
- 2. Анализ и изучение литературы
- 3. Составление плана курсовой работы
- 4. Написание текста и оформление курсовой работы
- 5. Защита курсовой работы
- Тематика курсовых работ
- Факультет мировой экономики
- Факультет экономики и менеджмента в сфере услуг
- Финансово-экономический факультет
- Финансово-экономический факультет (специальность «Налоги»)
- Учетно-экономический факультет
- Факультет логистики и коммерции
- Факультет экономики и управления на транспорте
- Факультет государственного и муниципального управления
- Факультет управления персоналом и психологией бизнеса
- Факультет организации рынка
- Факультет организации рынка (для специальности «маркетинг»)
- Факультет экономической кибернетики
- Факультет экономики и менеджмента лесного комплекса
- 5.3. Итоговый контроль: контрольные вопросы, варианты тестов итогового контроля, экзаменационные билеты Контрольные вопросы
- Варианты тестов итогового контроля Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- Вариант 4
- Вариант 5
- Вариант 6
- Вариант 7
- Вариант 8
- Д) все ответы неверны. Вариант 9
- Вариант 10
- Билеты по «макроэкономике»
- II. Методические указания по изучению дисциплины
- 1. Методические указания по выполнению отдельных видов учебной работы
- 1.1. Методика проведения семинарского занятия
- Литература к семинарским занятиям
- Планы семинарских занятий
- 1.3. Методические указания по использованию в обучении метода «mini case-study»
- 1. Инвестиционная привлекательность регионов
- 2. Привлечение иностранных инвестиций в Россию
- 2. Методические указания по организации самостоятельной работы
- 2.1.Требования к написанию реферата (Эссе)
- 2.2.Методические рекомендации по подготовке научного доклада
- Выбор темы научного доклада
- 2. Подбор материалов
- 3. Составление плана доклада
- Оформление материалов выступления
- 5. Подготовка к выступлению
- Темы научных докладов
- 2.3. Рабочая тетрадь
- Тема 1. Введение в макроэкономику
- Логика курса
- 3. Задачи
- Тема 2, 3, 4. Макроэкономическое равновесие.
- 2. Тесты
- 3. Задачи
- Тема 5,6. Макроэкономическая нестабильность. Инфляция и безработица как формы проявления макроэкономической нестабильности
- Логика курса
- 3. Задачи
- 4. Эссе
- Тема 7. Государственное макроэкономическое регулирование. Фискальная политика государства. Денежно-кредитная политика государства. Политика доходов.
- Логика курса.
- 3. Задачи
- Тема 8. Экономический рост
- Логика курса
- 3. Задачи
- Тема 9. Интернационализация экономических процессов и внешнеэкономическая политика государства
- Логика курса
- 3. Задачи
- 4. Эссе
- 3. Технические средства обучения и контроля1
- 4. Инновационные методы обучения
- 5. Список рекомендуемой литературы методические рекомендации по работе с литературой
- 5.1. Основная литература
- 5.2. Дополнительная литература
- 5.3. Интернет-ресурсы
- 6. Глоссарий
- Ш. Учебные материалы
- 1.2. Национальный объем производства и методы его измерения
- 1.3. Национальное богатство. Чистое экономическое благосостояние
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 2. Макроэкономическое равновесие
- Упрощенная таблица затрат и результатов (гипотетические данные)
- 2.2. Базовая модель совокупного спроса – совокупного предложения «ad – as»
- 2.3. Равновесие в модели «as-ad»
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 3. Классическая модель
- 3.2. Полная классическая модель общего экономического равновесия
- Вопросы для самоконтроля
- 4.2. Денежный рынок в Кейнсианской модели оэр
- 4.3. Совместное равновесие на рынке благ и денег. Модель «is-lm»
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 5. Макроэкономическая нестабильность: циклический и нециклический аспекты.
- 5.2. Классификация циклов в экономике
- 5.3. Причины деловых циклов. Мультипликационно-акселерационный механизм циклов
- 5.4. Основные направления развития антициклического регулирования и их специфика в современной экономике
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 6. Инфляция и безработица
- 6.2. Социально-экономические последствия инфляции
- 6.3. Безработица и ее формы
- 6.4. Кривая Филлипса в краткосрочном и долгосрочном периоде
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 7. Государственное макроэкономическое
- 7.2. Фискальная политика государства
- 7.3. Денежно-кредитная политика государства
- 7.4. Политика доходов
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 8. Экономический рост
- 8.2. Факторы и модели экономического роста
- 8.3. Современные тенденции экономического роста
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 9. Интернационализация
- 9.2. Особенности мировых рынков товаров, услуг и валют
- 9.3. Открытая национальная экономика. Особенности равновесия в открытой экономике. Модель Манделла – Флеминга
- 9.4. Платежный баланс страны
- 9.5. Глобализация экономики и ее последствия
- Вопросы для самоконтроля
- 2. Лабораторный практикум
- 2.1. Логика лабораторного практикума
- Решение:
- 12. Задача:
- Решение: