7.4. Политика доходов
Под социальной политикой понимается система мер, применяемых государством для защиты граждан от экономической и социальной деградации. Последняя может наступить вследствие потери работы или резкого сокращения дохода, болезни, рождения ребенка, производственной травмы или профессионального заболевания, инвалидности, старости, потери кормильца и т.д.
В условиях рыночной экономики заработать могут только те, кто предлагает товары или услуги, на которые имеется спрос. Но в жизни каждого человека бывают периоды, когда он не может участвовать в рыночной игре, – это периоды детства, безработицы, болезни, старости. В некоторых случаях от подобного риска можно застраховаться рыночными средствами, например при помощи частного медицинского страхования. В других случаях от подобного риска застраховаться нельзя. Необходимы иные, нерыночные институты. Среди экономистов велись длительные дискуссии относительно того, обязано ли государство в таких случаях вмешиваться, или оно должно воздерживаться от всяких мер социальной политики. Ведь помощь государства может иметь отрицательное воздействие на желание граждан работать и на готовность налогоплательщиков создавать богатство, если они должны содержать неработающих. Ответ на этот вопрос дает практика развитых стран, где имеется система социального вспомоществования и отмечается быстрое и эффективное развитие экономики. При этом государственные меры применяются в более широких масштабах в критических ситуациях, например в периоды войн, приносящих нищету, и в меньших масштабах в мирное время при быстро растущем богатстве.
Система социальных мер состоит из ряда направлений. К ним относятся:
– страхование по безработице;
– медицинское обеспечение;
– страхование по старости и нетрудоспособности;
– жилищное строительство;
– помощь бедным семьям.
Каждое направление состоит из целого ряда программ. Так, в США насчитываются 59 программ помощи бедным семьям. Им предоставляются денежные выплаты, продовольственная помощь, жилищные пособия, бесплатная медицинская помощь, имеются программы получения образования, занятости, профессиональной подготовки и ряд других программ. Выделяются программы страхования по профессиональному признаку: железнодорожных служащих, муниципальных работников. Существуют специальные программы медицинского обслуживания престарелых, страхование по случаю потери кормильца и т.д. Всего в настоящее время действуют 800 социальных программ.
Социальная политика предполагает трехстороннюю ответственность: государства, предпринимателей и самих работников. Все они принимают участие в финансировании социальной сферы. Степень этого участия отражена в табл. 7.2.
Таблица 7.2
Источники финансирования социальной сферы
в различных странах, %
Такое положение сложилось в 1980-е гг. Как видно из таблицы, доля государства в большинстве стран не слишком мала, однако довольно весом вклад предпринимателей и велико участие будущих получателей. Взносы не обезличены, они носят целевой характер: в пенсионный фонд, на оплату пособий по болезни, на пособия по безработице, семейные пособия и т.д. И если люди участвуют в создании этих фондов, то они имеют право их контролировать. Государство не может единолично ввести или отменить какую-либо меру социальной защиты, не может слишком много дать или отменить. Граждане сами заботятся о своей социальной защищенности и ответственны за нее. И если появляются предложения об увеличении помощи престарелым или детям, то, чтобы они осуществились, нужно согласиться с увеличением собственных взносов. При этом может произойти и рост цен вследствие увеличения взносов предпринимателей, поэтому каждый работник будет интересоваться, насколько эффективны эти выплаты и значительно ли они изменят положение.
В развитых странах при выплате пособий учитываются множество факторов. Так, детские пособия, как правило, не выплачиваются на одного ребенка, т.к. справедливо считается, что двое взрослых вполне могут его содержать. Пособие увеличивается на третьего ребенка. Принимается во внимание и то, что по мере роста детей расходы на их содержание увеличиваются, поэтому пособия возрастают (эти факторы только начинают учитываться в России). Кроме того, рождение ребенка не всегда является основанием для прекращения работы. Если женщина хочет продолжать профессиональную деятельность, пособие дает ей такую возможность. Однако, как правило, женщины работают неполную рабочую неделю, что позволяет им сочетать семейные и производственные функции.
Социальная политика приводит к перераспределению доходов людей. Различия в доходах показывает кривая Лоренца (рис. 7.12).
Рис. 7.12. Кривая Лоренца
На графике абсолютное равенство доходов представлено биссектрисой, а их фактическое распределение – кривой Лоренца. Чем сильнее натянут «лук Лоренца», тем больше неравенство доходов. Система социальных мер смягчает данное неравенство и, как показывает практика, способствует развитию экономики. Действие социальной политики представлено на рис. 7.13.
Рис. 7.13. Смягчение неравенства в распределении доходов
По мнению ряда экономистов, например Г. Мюрдаля, смягчение неравенства доходов необходимо и в развивающихся странах для подъема экономики. С ростом доходов повышается работоспособность человека и эффективность его труда. Лучшее обеспечение, например, продовольствием стимулирует более интенсивный, более производительный труд.
Однако выравнивание доходов имеет границы, которые определяются с помощь критерия Роулза. Суть его заключается в выяснении мнения самих трудящихся о предпочитаемой ими степени дифференциации доходов. Безусловно, их взгляды на данный вопрос не могут быть одинаковыми. Не склонные к риску люди будут выступать за уравнительное распределение, тогда как предприимчивые и энергичные работники предпочтут большую дифференциацию доходов.
По Роулзу, неравенство в распределении доходов оправдано в той мере, в какой оно способствует росту доходов низкооплачиваемых групп населения. Обратимся к рис. 7.14.
Рис. 7.14. Критерий Роулза
На графике на осях координат отложены доходы Сидорова и Петрова, а кривая характеризует их благосостояние. При уравнительном распределении оптимум достигается в точке С. Доходы потребителей в данной точке одинаковы, а стимулы к труду минимальные. В точке В доходы Петрова возрастут на заметную величину. Увеличится и доход Сидорова, хотя и в меньшей степени. По критерию Роулза дифференциацию можно углублять до тех пор, пока не прекратится рост доходов Сидорова. Этому будет соответствовать точка перегиба кривой благосостояния, в которой положительный наклон этой линии сменится на отрицательный.
В экономической литературе существуют и другие подходы к решению социальных проблем.
Интересен подход, учитывающий благотворительную деятельность. По нему для каждого гражданина важен не только размер его личного дохода, но и то, чтобы доход его соседей находился на приемлемом уровне. Это и рождает идею социальной благотворительности. Люди готовы поделиться с лицами, находящимися ниже черты бедности, частью своих доходов, но только частью и не более.
Роль социальной политики в настоящее время возрастает. Все большее значение начинает приобретать идея социальной рыночной экономики. Для целого ряда стран – Германии, Австрии, Швеции – характерна так называемая рейнская модель развития капитализма, которая предполагает встроенность рынка в социальную и политическую структуру. Прежде всего, имеется в виду политика социальной безопасности.
Создатель шведского варианта концепции социальной рыночной экономики Г. Мюрдаль связывает прогресс в экономическом и индустриальном развитии с прогрессом социальным, активной социальной политикой. Более 50% ВВП в Швеции (в 1997 г. – 54%) перераспределяются через государственный бюджет, и две трети этой части ВВП страны расходуются на услуги социальной направленности. Велики отчисления в пенсионные фонды, а пособия по временной нетрудоспособности составляют 90% заработка. Государство обеспечивает рабочие места для трети экономически активной рабочей силы. Около 65% населения получают свои доходы полностью или частично из общественных фондов. В 1990-е гг. эффективность шведской экономики несколько снизилась. Распространилось мнение, в т.ч. и в российской экономической литературе, о крахе модели. Однако кризис удалось преодолеть за счет незначительной корректировки модели. Снижение уровня жизни отдельных слоев населения произошло не более чем на 10%. Были также ужесточены условия социальных выплат. С 1994 г. в Швеции наблюдается экономический рост.
В Германии социальная политика связывается, прежде всего, с рыночной конкуренцией. Считается, что государственные меры (антиинфляционные, антимонополистические), дающие возможность реализовать элементы конкуренции, позволяют быстрее и легче решать социальные проблемы. Функцией государства является, таким образом, наведение порядка в тех сферах, где рынок дает сбои. Особое внимание уделяется положению работников, усилению их позиций как в начале, так и в процессе трудовой деятельности. Люди должны получить образование, профессию, обзавестись собственностью, достичь высокого уровня благосостояния, накопить денежные средства и иметь гарантию, что они не будут уничтожены в результате инфляции. На том пространстве, где не действует рыночное регулирование, социальные проблемы решаются непосредственно государством. Это, например, обеспечение жильем социально незащищенных слоев населения. Государственная социальная помощь дополняется частной. Увеличивается роль бизнеса в решении социальных проблем, осуществляется частичная приватизация социальной сферы, расширяется частная безвозмездная помощь. В результате создаются условия, при которых в государственной социальной помощи нуждается все меньшее число людей.
Концепция социальной рыночной экономики в Германии реализовывалась в условиях послевоенного хаоса. Страна считалась биологически искалеченной, интеллектуально изуродованной, морально уничтоженной, без настоящей валюты. Потери Германии во Второй мировой войне составили 50% ее довоенного потенциала, 40% населения были непосредственными жертвами войны, а 60% страдали от сильного недоедания. Концепция послужила основой для трансформации центрально управляемой экономики в рыночную, благодаря которой в Германии была построена социальная рыночная экономика. С 1948 г. начались быстрые социальные преобразования вплоть до начала 1960-х гг. Рост за первые полтора года составил 60% объема промышленного производства. 1960 – 1970-е гг. были периодом расцвета социальной рыночной экономики. На базе достижений материального производства расширилось и индивидуальное и общественное потребление.
Широкомасштабные социальные преобразования проводились в США после Великой депрессии 1929 – 1933 гг. Игнорирование социальных факторов стало оцениваться как мощный ограничитель экономического роста. Государственные законы способствовали созданию новых рабочих мест, особенно для молодежи. Были введены защита от безработицы, специальные меры по поддержке пенсионеров. В дальнейшем США первыми поставили вопрос о создании государства всеобщего благосостояния, официально объявили борьбу с бедностью. Бедность удалось сократить почти в три раза. В 1980-е гг. увеличились бюджетные ассигнования на образование, поощрение лучших учителей, помощь молодежи. Программу «Капиталовложения в будущее» начала осуществлять администрация Б. Клинтона и Дж. Буша. Увеличились расходы на здравоохранение и образование. Финансируются программы профессиональной подготовки и содействия в трудоустройстве подростков и молодежи из малообеспеченных семей, повышается минимальная заработная плата. При этом возросли налоги на прибыль корпораций и на высокие и даже средние доходы частных лиц.
Некоторые ученые обосновывают приоритетность социальной политики в деятельности государства тем, что рыночная экономика может успешно действовать лишь при определенных социальных условиях – так называемых «правилах игры». Динамично развивающаяся рыночная экономика затрагивает интересы тех групп населения, знания и навыки которых внезапно теряют свою ценность. С другой стороны, одни выигрывают в рыночной игре слишком много, а другие – слишком мало. Есть опасность конфликта, который может разрешаться политическими средствами и вести к разрушению рыночной экономики.
Поэтому гибкая социальная политика, выравнивая возможности субъектов рынка, способствует разумному разрешению конфликтов и стабильному развитию общества.
- Учебно-методический комплекс
- I. Учебная программа дисциплины 5
- II. Методические указания по изучению дисциплины 96
- I. Учебная программа дисциплины
- 1. Пояснительная записка
- 2. Цели и задачи изучения дисциплины
- 3. Требования к уровню освоения дисциплины
- 4. Содержание дисциплины
- 4.1. Содержание разделов и тем
- 1. Введение в макроэкономику
- 2. Макроэкономическое равновесие
- 3. Классическая модель
- 4. Кейнсианская модель
- 5. Макроэкономическая нестабильность:
- 6. Инфляция и безработица
- 7. Государственное макроэкономическое
- 8. Экономический рост
- 9. Интернационализация экономических процессов и внешнеэкономическая политика государства
- 5. Промежуточный и итоговый контроль знаний
- 5.1. Образцы тестовых и контрольных заданий Методические рекомендации по выполнению тестовых и контрольных заданий
- Тема 1. Общая характеристика макроэкономики Тест
- Тема 2. Базовая модель общего экономического равновесия Тест
- Тема 3. Классическая модель общего экономического равновесия Тест
- Тема 4. Кейнсианская модель общего экономического равновесия Тест
- Тема 5. Макроэкономическая нестабильность Тест
- Тема 6. Инфляция и безработица как формы проявления макроэкономической нестабильности Тест
- Тема 7. Государственное макроэкономическое регулирование Тест
- Тема 8. Экономический рост Тест
- Тема 9. Равновесие и экономическая политика в открытой экономике Тест
- Контрольная работа по теме: «Классическая и Кейнсианская модели общего экономического равновесия» Вариант №1
- Вариант №2
- 5.2. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы
- 1. Выбор темы курсовой работы
- 2. Анализ и изучение литературы
- 3. Составление плана курсовой работы
- 4. Написание текста и оформление курсовой работы
- 5. Защита курсовой работы
- Тематика курсовых работ
- Факультет мировой экономики
- Факультет экономики и менеджмента в сфере услуг
- Финансово-экономический факультет
- Финансово-экономический факультет (специальность «Налоги»)
- Учетно-экономический факультет
- Факультет логистики и коммерции
- Факультет экономики и управления на транспорте
- Факультет государственного и муниципального управления
- Факультет управления персоналом и психологией бизнеса
- Факультет организации рынка
- Факультет организации рынка (для специальности «маркетинг»)
- Факультет экономической кибернетики
- Факультет экономики и менеджмента лесного комплекса
- 5.3. Итоговый контроль: контрольные вопросы, варианты тестов итогового контроля, экзаменационные билеты Контрольные вопросы
- Варианты тестов итогового контроля Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- Вариант 4
- Вариант 5
- Вариант 6
- Вариант 7
- Вариант 8
- Д) все ответы неверны. Вариант 9
- Вариант 10
- Билеты по «макроэкономике»
- II. Методические указания по изучению дисциплины
- 1. Методические указания по выполнению отдельных видов учебной работы
- 1.1. Методика проведения семинарского занятия
- Литература к семинарским занятиям
- Планы семинарских занятий
- 1.3. Методические указания по использованию в обучении метода «mini case-study»
- 1. Инвестиционная привлекательность регионов
- 2. Привлечение иностранных инвестиций в Россию
- 2. Методические указания по организации самостоятельной работы
- 2.1.Требования к написанию реферата (Эссе)
- 2.2.Методические рекомендации по подготовке научного доклада
- Выбор темы научного доклада
- 2. Подбор материалов
- 3. Составление плана доклада
- Оформление материалов выступления
- 5. Подготовка к выступлению
- Темы научных докладов
- 2.3. Рабочая тетрадь
- Тема 1. Введение в макроэкономику
- Логика курса
- 3. Задачи
- Тема 2, 3, 4. Макроэкономическое равновесие.
- 2. Тесты
- 3. Задачи
- Тема 5,6. Макроэкономическая нестабильность. Инфляция и безработица как формы проявления макроэкономической нестабильности
- Логика курса
- 3. Задачи
- 4. Эссе
- Тема 7. Государственное макроэкономическое регулирование. Фискальная политика государства. Денежно-кредитная политика государства. Политика доходов.
- Логика курса.
- 3. Задачи
- Тема 8. Экономический рост
- Логика курса
- 3. Задачи
- Тема 9. Интернационализация экономических процессов и внешнеэкономическая политика государства
- Логика курса
- 3. Задачи
- 4. Эссе
- 3. Технические средства обучения и контроля1
- 4. Инновационные методы обучения
- 5. Список рекомендуемой литературы методические рекомендации по работе с литературой
- 5.1. Основная литература
- 5.2. Дополнительная литература
- 5.3. Интернет-ресурсы
- 6. Глоссарий
- Ш. Учебные материалы
- 1.2. Национальный объем производства и методы его измерения
- 1.3. Национальное богатство. Чистое экономическое благосостояние
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 2. Макроэкономическое равновесие
- Упрощенная таблица затрат и результатов (гипотетические данные)
- 2.2. Базовая модель совокупного спроса – совокупного предложения «ad – as»
- 2.3. Равновесие в модели «as-ad»
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 3. Классическая модель
- 3.2. Полная классическая модель общего экономического равновесия
- Вопросы для самоконтроля
- 4.2. Денежный рынок в Кейнсианской модели оэр
- 4.3. Совместное равновесие на рынке благ и денег. Модель «is-lm»
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 5. Макроэкономическая нестабильность: циклический и нециклический аспекты.
- 5.2. Классификация циклов в экономике
- 5.3. Причины деловых циклов. Мультипликационно-акселерационный механизм циклов
- 5.4. Основные направления развития антициклического регулирования и их специфика в современной экономике
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 6. Инфляция и безработица
- 6.2. Социально-экономические последствия инфляции
- 6.3. Безработица и ее формы
- 6.4. Кривая Филлипса в краткосрочном и долгосрочном периоде
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 7. Государственное макроэкономическое
- 7.2. Фискальная политика государства
- 7.3. Денежно-кредитная политика государства
- 7.4. Политика доходов
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 8. Экономический рост
- 8.2. Факторы и модели экономического роста
- 8.3. Современные тенденции экономического роста
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 9. Интернационализация
- 9.2. Особенности мировых рынков товаров, услуг и валют
- 9.3. Открытая национальная экономика. Особенности равновесия в открытой экономике. Модель Манделла – Флеминга
- 9.4. Платежный баланс страны
- 9.5. Глобализация экономики и ее последствия
- Вопросы для самоконтроля
- 2. Лабораторный практикум
- 2.1. Логика лабораторного практикума
- Решение:
- 12. Задача:
- Решение: