3. Задачи
1. Валовый внутренний продукт в стране Инфляндия за 2005 г. вырос с 4 до 9 трлн талеров. Как и насколько изменился физический объем производства, если цены за этот же период выросли на 150%.
2. Указать, что из вышеперечисленного войдет в состав ВНП, а что — ВВП России:
а) армянские рабочие строят дачи под Иркутском;
б) фирма продала 500 автомобилей, произведенных в прошлом году;
в) «Внешторгбанк» приобрел контрольный пакет акций «Гута-банка».
3. Планируемые потребительские расхода заданы функцией C = 0,5 + 0,8 (Y – T) (трлн руб.), где Y — номинальный ВВП, Е — налоги. Инвестиционные расходы составляют 2 трлн руб., государственные расходы — 2,5 трлн руб., экспорт — 2,8 трлн руб., импорт 2 трлн руб. Найти равновесный объем ВВП при условии сбалансированного бюджета. Как должны измениться инвестиционные расходы, чтобы экономика достигла уровня полной занятости, если известно, что потенциальный ВВП составляет 20 трлн руб.
4. Используя приведенные ниже данные национальных счетов, рассчитайте ВНП по доходам и расходам:
Заработная плата | 194 |
Экспорт товаров и услуг | 13 |
Амортизация | 11 |
Государственные закупки товаров и услуг | 59 |
Косвенные налоги на бизнес | 12 |
Чистые частные внутренние инвестиции | 52 |
Трансфертные платежи | 13 |
Импорт товаров и услуг | 16 |
Подоходные налоги с корпорации | 40 |
Личные потребительские расходы | 219 |
Нераспределенная прибыль корпорации | 81 |
5. Ведущие экономисты считают, что в следующем году потребительские расходы составят 70% ВНП, инвестиции будут равны 40 млрд руб. Однако прогнозные оценки оказались ошибочными. В действительности потребительские расходы составили 75%, а сумма инвестиций оказалась заниженной на 10%. Рассчитайте значение абсолютной и относительной ошибки между фактическим и прогнозируемым объемом ВНП.
6. Предположим, что ВНП равен 5000 млрд ден.ед., личный располагаемый доход — 4100, бюджетный дефицит — 200, личные потребительские расходы — 380, товарный дефицит — 100 млрд ден.ед.
а) определите величину сбережений (S) (общие сбережения домашних хозяйств и бизнеса);
б) чему равны (I) — (валовые частные инвестиции);
в) определите величину правительственных расходов (G).
7. Даны данные системы национальных счетов гипотетической страны в млрд ден.ед.:
ВНП | 480 |
Валовые инвестиции | 800 |
Чистые инвестиции | 300 |
Потребление | 300 |
Государственные закупки товаров и услуг | 960 |
Избыток государственного бюджета | 30 |
Найдите:
а) чистый экспорт;
б) личный располагаемый доход;
в) личные сбережения;
г) чистый национальный продукт (NNP).
8. Дайте определение чистого экспорта. Объясните, каким образом экспорт из России и импорт в Россию воздействуют на производство внутри страны. Предположим, что иностранцы тратят на экспорт из России в каком-либо году 7 млн долл., а россияне расходуют на импорт из-за границы в том же году 5 млн долл. Каков объем чистого экспорта? Объясните, в каком случае чистый экспорт может быть равен нулю.
9. Предположим, что национальное производство включает два товара: Х — потребительский товар, Y — инвестиционный товар. В текущем году было произведено 350 ед. товара Х по цене 1 долл. за единицу и 10 ед. товара Y по цене 5 долл. за единицу. К концу текущего года 5 используемых единиц инвестиционного товара должны быть заменены новыми. Рассчитайте:
а) ВВП;
б) ЧВП.
10. Имеются следующие данные:
Год | Номинальный ВВП, млрд долл. | Индекс уровня цен, в % | Реальный ВВП, млрд долл. |
1 | 180 | 120 | ? |
2 | 65 | 95 | ? |
3 | 93 | 100 | ? |
Рассчитайте реальный ВВП для каждого года.
4.Эссе
1. Можно ли считать ВВП исчерпывающим показателем экономического благосостояния? Аргументируйте Вашу точку зрения.
2. Какие показатели позволяют судить об уровне экономического развития той или иной национальной экономики? Сопоставьте уровень развития экономики различных стран.
3. Макроэкономические цели многообразны. Какое место в системе этих целей занимает конкурентоспособность национальной экономики? Проиллюстрируйте вашу точку зрения примерами из реальной экономической практики России.
- Учебно-методический комплекс
- I. Учебная программа дисциплины 5
- II. Методические указания по изучению дисциплины 96
- I. Учебная программа дисциплины
- 1. Пояснительная записка
- 2. Цели и задачи изучения дисциплины
- 3. Требования к уровню освоения дисциплины
- 4. Содержание дисциплины
- 4.1. Содержание разделов и тем
- 1. Введение в макроэкономику
- 2. Макроэкономическое равновесие
- 3. Классическая модель
- 4. Кейнсианская модель
- 5. Макроэкономическая нестабильность:
- 6. Инфляция и безработица
- 7. Государственное макроэкономическое
- 8. Экономический рост
- 9. Интернационализация экономических процессов и внешнеэкономическая политика государства
- 5. Промежуточный и итоговый контроль знаний
- 5.1. Образцы тестовых и контрольных заданий Методические рекомендации по выполнению тестовых и контрольных заданий
- Тема 1. Общая характеристика макроэкономики Тест
- Тема 2. Базовая модель общего экономического равновесия Тест
- Тема 3. Классическая модель общего экономического равновесия Тест
- Тема 4. Кейнсианская модель общего экономического равновесия Тест
- Тема 5. Макроэкономическая нестабильность Тест
- Тема 6. Инфляция и безработица как формы проявления макроэкономической нестабильности Тест
- Тема 7. Государственное макроэкономическое регулирование Тест
- Тема 8. Экономический рост Тест
- Тема 9. Равновесие и экономическая политика в открытой экономике Тест
- Контрольная работа по теме: «Классическая и Кейнсианская модели общего экономического равновесия» Вариант №1
- Вариант №2
- 5.2. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы
- 1. Выбор темы курсовой работы
- 2. Анализ и изучение литературы
- 3. Составление плана курсовой работы
- 4. Написание текста и оформление курсовой работы
- 5. Защита курсовой работы
- Тематика курсовых работ
- Факультет мировой экономики
- Факультет экономики и менеджмента в сфере услуг
- Финансово-экономический факультет
- Финансово-экономический факультет (специальность «Налоги»)
- Учетно-экономический факультет
- Факультет логистики и коммерции
- Факультет экономики и управления на транспорте
- Факультет государственного и муниципального управления
- Факультет управления персоналом и психологией бизнеса
- Факультет организации рынка
- Факультет организации рынка (для специальности «маркетинг»)
- Факультет экономической кибернетики
- Факультет экономики и менеджмента лесного комплекса
- 5.3. Итоговый контроль: контрольные вопросы, варианты тестов итогового контроля, экзаменационные билеты Контрольные вопросы
- Варианты тестов итогового контроля Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- Вариант 4
- Вариант 5
- Вариант 6
- Вариант 7
- Вариант 8
- Д) все ответы неверны. Вариант 9
- Вариант 10
- Билеты по «макроэкономике»
- II. Методические указания по изучению дисциплины
- 1. Методические указания по выполнению отдельных видов учебной работы
- 1.1. Методика проведения семинарского занятия
- Литература к семинарским занятиям
- Планы семинарских занятий
- 1.3. Методические указания по использованию в обучении метода «mini case-study»
- 1. Инвестиционная привлекательность регионов
- 2. Привлечение иностранных инвестиций в Россию
- 2. Методические указания по организации самостоятельной работы
- 2.1.Требования к написанию реферата (Эссе)
- 2.2.Методические рекомендации по подготовке научного доклада
- Выбор темы научного доклада
- 2. Подбор материалов
- 3. Составление плана доклада
- Оформление материалов выступления
- 5. Подготовка к выступлению
- Темы научных докладов
- 2.3. Рабочая тетрадь
- Тема 1. Введение в макроэкономику
- Логика курса
- 3. Задачи
- Тема 2, 3, 4. Макроэкономическое равновесие.
- 2. Тесты
- 3. Задачи
- Тема 5,6. Макроэкономическая нестабильность. Инфляция и безработица как формы проявления макроэкономической нестабильности
- Логика курса
- 3. Задачи
- 4. Эссе
- Тема 7. Государственное макроэкономическое регулирование. Фискальная политика государства. Денежно-кредитная политика государства. Политика доходов.
- Логика курса.
- 3. Задачи
- Тема 8. Экономический рост
- Логика курса
- 3. Задачи
- Тема 9. Интернационализация экономических процессов и внешнеэкономическая политика государства
- Логика курса
- 3. Задачи
- 4. Эссе
- 3. Технические средства обучения и контроля1
- 4. Инновационные методы обучения
- 5. Список рекомендуемой литературы методические рекомендации по работе с литературой
- 5.1. Основная литература
- 5.2. Дополнительная литература
- 5.3. Интернет-ресурсы
- 6. Глоссарий
- Ш. Учебные материалы
- 1.2. Национальный объем производства и методы его измерения
- 1.3. Национальное богатство. Чистое экономическое благосостояние
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 2. Макроэкономическое равновесие
- Упрощенная таблица затрат и результатов (гипотетические данные)
- 2.2. Базовая модель совокупного спроса – совокупного предложения «ad – as»
- 2.3. Равновесие в модели «as-ad»
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 3. Классическая модель
- 3.2. Полная классическая модель общего экономического равновесия
- Вопросы для самоконтроля
- 4.2. Денежный рынок в Кейнсианской модели оэр
- 4.3. Совместное равновесие на рынке благ и денег. Модель «is-lm»
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 5. Макроэкономическая нестабильность: циклический и нециклический аспекты.
- 5.2. Классификация циклов в экономике
- 5.3. Причины деловых циклов. Мультипликационно-акселерационный механизм циклов
- 5.4. Основные направления развития антициклического регулирования и их специфика в современной экономике
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 6. Инфляция и безработица
- 6.2. Социально-экономические последствия инфляции
- 6.3. Безработица и ее формы
- 6.4. Кривая Филлипса в краткосрочном и долгосрочном периоде
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 7. Государственное макроэкономическое
- 7.2. Фискальная политика государства
- 7.3. Денежно-кредитная политика государства
- 7.4. Политика доходов
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 8. Экономический рост
- 8.2. Факторы и модели экономического роста
- 8.3. Современные тенденции экономического роста
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 9. Интернационализация
- 9.2. Особенности мировых рынков товаров, услуг и валют
- 9.3. Открытая национальная экономика. Особенности равновесия в открытой экономике. Модель Манделла – Флеминга
- 9.4. Платежный баланс страны
- 9.5. Глобализация экономики и ее последствия
- Вопросы для самоконтроля
- 2. Лабораторный практикум
- 2.1. Логика лабораторного практикума
- Решение:
- 12. Задача:
- Решение: