Ш. Учебные материалы
1. Курс лекций
ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В МАКРОЭКОНОМИКУ
ПЛАН:
Макроэкономика: цели и инструменты.
Национальный объем производства и методы его измерения.
Национальное богатство. Чистое экономическое благосостояние.
1.1. Макроэкономика: цели и инструменты
Макроэкономика является одним из молодых и быстро развивающихся в настоящее время разделов экономической теории. Ее особый предмет и специфический метод исследования стали формироваться в 1930-х гг. Основоположником современной макроэкономической теории стал британский экономист Дж.М. Кейнс, который разработал научную концепцию, объясняющую возникновение конъюнктурных колебаний в экономике, а также предложил специальную программу действий правительства по преодолению депрессии и сглаживанию экономического цикла. Основные теоретические идеи Кейнса были изложены в работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936). Несмотря на то что ряд положений и выводов этой работы в настоящее время подвергнуты достаточно обоснованной критике, она, по мнению большинства современных ученых, является наиболее значительным экономическим трудом ХХ в. Кейнс доказал, что рыночная экономика не обладает способностью гарантировать полную занятость, стабильность цен и высокий уровень выпуска продукции, из чего следовал вывод, что на определенном этапе развития возникает необходимость активного государственного вмешательства.
Постепенно сформировался предмет макроэкономики. Макроэкономика изучает функционирование экономики в целом, исследует результаты и последствия совместной экономической деятельности всех участников экономики одновременно. Макроэкономика дает ответы на вопросы: почему в экономике постоянно наблюдаются спады и подъемы; почему цены в одном периоде растут быстрее, чем в другом, т.е. почему темп роста инфляции иногда высокий, а иногда низкий; почему общее число безработных в экономике бывает высоким или низким; какое воздействие оказывает дефицит государственного бюджета на инфляцию и безработицу.
Более конкретно содержание макроэкономики, ее структуру можно представить в виде таблицы (табл. 1.1).
Таблица 1.1
Структура макроэкономики
Разделы макроэкономики | Вопросы макроэкономики |
Теория денег | Что такое деньги и какова их роль? |
Теория инфляции | Что такое уровень цен и чем определяется его динамика? |
Теория занятости | Чем определяется уровень занятости? |
Теория циклов | Чем определяется экономическая конъюнктура? |
Теория роста | Как осуществляется экономический рост? |
Теория государственного регулирования | Какое воздействие на экономику оказывает государство? |
Теория внешнеэкономических отношений | Какое воздействие на национальную экономику оказывает заграница? |
Макроэкономика — это раздел экономической теории, в котором экономика изучается как единое целое с точки зрения обеспечения условий устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов, минимизации уровня инфляции и равновесия платежного баланса.
Метод макроэкономики. Макроэкономика как отрасль науки оперирует всеми типичными экономическими методами. Вместе с тем макроэкономика использует свои специфические методы, к ним относится, прежде всего, агрегирование.
Макроэкономический анализ предполагает абстрагирование от различий между отдельными рынками и выявление ключевых моментов функционирования целостной системы. Концентрируя внимание на более значимых экономических факторах, макроэкономика оставляет за кадром поведение отдельных экономических агентов — домашних хозяйств и фирм. С макроэкономической точки зрения народное хозяйство состоит из четырех экономических субъектов:
1. Сектор домашних хозяйств, который формирует предложение рабочей силы и спрос на блага, потребляет часть получаемого дохода, а другую его часть сберегает. Домашние хозяйства стремятся максимизировать полезность, т.е. добиться максимального потребления при минимуме затрат.
2. Предпринимательский сектор — совокупность всех фирм в стране, которые предъявляют спрос на факторы производства, создают предложение благ и осуществляют инвестирование. В своей деятельности предпринимательский сектор, как правило, стремится к максимизации прибыли.
3. Государственный сектор, создающий такие специфические блага, как безопасность, наука, услуги инфраструктуры. Госсектор обычно не преследует цели максимизации прибыли, а создает условия для оптимального функционирования экономики. При этом как макроэкономический субъект государство производит и закупает блага, взимает налоги, выплачивает трансферты, формирует предложение денег.
4. Иностранный сектор, представляющий собой совокупность национальных экономических субъектов за границей и иностранных государственных институтов. Данный сектор исследуется главным образом для определения состояния национального платежного баланса и валютного курса.
Макроэкономика оперирует такими агрегированными понятиями, как национальный доход, общий уровень цен, темпы инфляции, уровень безработицы, темпы экономического роста, дефицит государственного бюджета и платежного баланса страны, валютный курс и т.п. Опираясь на эти показатели, она объясняет механизм формирования типичных для рыночной экономики явлений и процессов и обосновывает закономерности их изменения. Это позволяет не только давать теоретическое описание основополагающих принципов функционирования национальной экономики, прогнозировать ожидаемые тенденции в развитии производства и изменения конъюнктуры рынка, но и выявлять возможности влияния различных макроэкономических субъектов на ход событий.
Основные макроэкономические цели и инструменты. Макроэкономика создает теоретическую основу для обоснования экономической политики государства и выбора наиболее эффективных мер ее осуществления.
К целям макроэкономики можно отнести следующие: экономический рост; полная занятость; экономическая эффективность; стабильный уровень цен; экономическая свобода; справедливое распределение дохода; экономическая обеспеченность; торговый баланс.
Стоит отметить, что некоторые из перечисленных целей противоположны друг другу, поэтому главная цель макроэкономической политики — баланс всех целей, нахождение оптимальной комбинации достижения одних и не достижения других целей, исходя из конкретной практической ситуации в стране.
Перечисленные цели обеспечиваются с помощью действия макроэкономических инструментов. К основным макроэкономическим инструментам относят следующие:
– денежно-кредитная (монетарная) политика;
– политика регулирования доходов;
– бюджетно-налоговая (фискальная) политика;
– внешнеэкономическая политика, включающая торговую политику и регулирование обменного курса.
Фискальная и внешнеэкономическая политика осуществляются преимущественно правительством, а монетарная политика и политика регулирования доходов — преимущественно центральным банком страны (ЦБ). Координация краткосрочных и долгосрочных целей, выбор инструментов и разработка альтернативных стратегий фискальной и монетарной политики являются непосредственным объектом исследования макроэкономической теории.
Для оценки эффективности действия макроэкономических инструментов экономистами используются некоторые обобщенные показатели, отражающие происходящие в экономике изменения. Главным показателем является валовой национальный продукт, который позволяет измерить совокупный доход всех фирм и домашних хозяйств.
- Учебно-методический комплекс
- I. Учебная программа дисциплины 5
- II. Методические указания по изучению дисциплины 96
- I. Учебная программа дисциплины
- 1. Пояснительная записка
- 2. Цели и задачи изучения дисциплины
- 3. Требования к уровню освоения дисциплины
- 4. Содержание дисциплины
- 4.1. Содержание разделов и тем
- 1. Введение в макроэкономику
- 2. Макроэкономическое равновесие
- 3. Классическая модель
- 4. Кейнсианская модель
- 5. Макроэкономическая нестабильность:
- 6. Инфляция и безработица
- 7. Государственное макроэкономическое
- 8. Экономический рост
- 9. Интернационализация экономических процессов и внешнеэкономическая политика государства
- 5. Промежуточный и итоговый контроль знаний
- 5.1. Образцы тестовых и контрольных заданий Методические рекомендации по выполнению тестовых и контрольных заданий
- Тема 1. Общая характеристика макроэкономики Тест
- Тема 2. Базовая модель общего экономического равновесия Тест
- Тема 3. Классическая модель общего экономического равновесия Тест
- Тема 4. Кейнсианская модель общего экономического равновесия Тест
- Тема 5. Макроэкономическая нестабильность Тест
- Тема 6. Инфляция и безработица как формы проявления макроэкономической нестабильности Тест
- Тема 7. Государственное макроэкономическое регулирование Тест
- Тема 8. Экономический рост Тест
- Тема 9. Равновесие и экономическая политика в открытой экономике Тест
- Контрольная работа по теме: «Классическая и Кейнсианская модели общего экономического равновесия» Вариант №1
- Вариант №2
- 5.2. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы
- 1. Выбор темы курсовой работы
- 2. Анализ и изучение литературы
- 3. Составление плана курсовой работы
- 4. Написание текста и оформление курсовой работы
- 5. Защита курсовой работы
- Тематика курсовых работ
- Факультет мировой экономики
- Факультет экономики и менеджмента в сфере услуг
- Финансово-экономический факультет
- Финансово-экономический факультет (специальность «Налоги»)
- Учетно-экономический факультет
- Факультет логистики и коммерции
- Факультет экономики и управления на транспорте
- Факультет государственного и муниципального управления
- Факультет управления персоналом и психологией бизнеса
- Факультет организации рынка
- Факультет организации рынка (для специальности «маркетинг»)
- Факультет экономической кибернетики
- Факультет экономики и менеджмента лесного комплекса
- 5.3. Итоговый контроль: контрольные вопросы, варианты тестов итогового контроля, экзаменационные билеты Контрольные вопросы
- Варианты тестов итогового контроля Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- Вариант 4
- Вариант 5
- Вариант 6
- Вариант 7
- Вариант 8
- Д) все ответы неверны. Вариант 9
- Вариант 10
- Билеты по «макроэкономике»
- II. Методические указания по изучению дисциплины
- 1. Методические указания по выполнению отдельных видов учебной работы
- 1.1. Методика проведения семинарского занятия
- Литература к семинарским занятиям
- Планы семинарских занятий
- 1.3. Методические указания по использованию в обучении метода «mini case-study»
- 1. Инвестиционная привлекательность регионов
- 2. Привлечение иностранных инвестиций в Россию
- 2. Методические указания по организации самостоятельной работы
- 2.1.Требования к написанию реферата (Эссе)
- 2.2.Методические рекомендации по подготовке научного доклада
- Выбор темы научного доклада
- 2. Подбор материалов
- 3. Составление плана доклада
- Оформление материалов выступления
- 5. Подготовка к выступлению
- Темы научных докладов
- 2.3. Рабочая тетрадь
- Тема 1. Введение в макроэкономику
- Логика курса
- 3. Задачи
- Тема 2, 3, 4. Макроэкономическое равновесие.
- 2. Тесты
- 3. Задачи
- Тема 5,6. Макроэкономическая нестабильность. Инфляция и безработица как формы проявления макроэкономической нестабильности
- Логика курса
- 3. Задачи
- 4. Эссе
- Тема 7. Государственное макроэкономическое регулирование. Фискальная политика государства. Денежно-кредитная политика государства. Политика доходов.
- Логика курса.
- 3. Задачи
- Тема 8. Экономический рост
- Логика курса
- 3. Задачи
- Тема 9. Интернационализация экономических процессов и внешнеэкономическая политика государства
- Логика курса
- 3. Задачи
- 4. Эссе
- 3. Технические средства обучения и контроля1
- 4. Инновационные методы обучения
- 5. Список рекомендуемой литературы методические рекомендации по работе с литературой
- 5.1. Основная литература
- 5.2. Дополнительная литература
- 5.3. Интернет-ресурсы
- 6. Глоссарий
- Ш. Учебные материалы
- 1.2. Национальный объем производства и методы его измерения
- 1.3. Национальное богатство. Чистое экономическое благосостояние
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 2. Макроэкономическое равновесие
- Упрощенная таблица затрат и результатов (гипотетические данные)
- 2.2. Базовая модель совокупного спроса – совокупного предложения «ad – as»
- 2.3. Равновесие в модели «as-ad»
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 3. Классическая модель
- 3.2. Полная классическая модель общего экономического равновесия
- Вопросы для самоконтроля
- 4.2. Денежный рынок в Кейнсианской модели оэр
- 4.3. Совместное равновесие на рынке благ и денег. Модель «is-lm»
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 5. Макроэкономическая нестабильность: циклический и нециклический аспекты.
- 5.2. Классификация циклов в экономике
- 5.3. Причины деловых циклов. Мультипликационно-акселерационный механизм циклов
- 5.4. Основные направления развития антициклического регулирования и их специфика в современной экономике
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 6. Инфляция и безработица
- 6.2. Социально-экономические последствия инфляции
- 6.3. Безработица и ее формы
- 6.4. Кривая Филлипса в краткосрочном и долгосрочном периоде
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 7. Государственное макроэкономическое
- 7.2. Фискальная политика государства
- 7.3. Денежно-кредитная политика государства
- 7.4. Политика доходов
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 8. Экономический рост
- 8.2. Факторы и модели экономического роста
- 8.3. Современные тенденции экономического роста
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 9. Интернационализация
- 9.2. Особенности мировых рынков товаров, услуг и валют
- 9.3. Открытая национальная экономика. Особенности равновесия в открытой экономике. Модель Манделла – Флеминга
- 9.4. Платежный баланс страны
- 9.5. Глобализация экономики и ее последствия
- Вопросы для самоконтроля
- 2. Лабораторный практикум
- 2.1. Логика лабораторного практикума
- Решение:
- 12. Задача:
- Решение: