3. Задачи
1. Игрок на фондовом рынке играет на акциях 3 компаний, курсы которых были следующими (по указанным курсам в данные дни он может как купить, так и продать акции):
| 10.03.2006 | 17.03.2006 | 24.03.2006 | 31.03.2006 |
«Ойл-Эве» | 10 | 14 | 12 | 16 |
«Айн-Нене» | 120 | 150 | 140 | 182 |
«Дельта-кредит» | 2000 | 3000 | 2400 | 3000 |
Какую максимальную сумму и с помощью какой стратегии мог заработать игрок, если первоначально он обладал капиталом в размере 120 тыс. руб.?
2. Норма обязательных банковских резервов 15%. Известно, что 25% денег их владельцы предпочитают держать в наличной форме. На сколько следует увеличить денежную базу, чтобы денежная масса М1 выросла на 266 млрд руб.?
3. Минимальное резервное требование — 50%. Как изменится предложение денег при выдаче банковской системой кредитов в размере 2 млн руб.?
4. На фирме работают 10 человек с доходом 16 тыс. руб. в месяц и один работник — с доходом 20 тыс. руб. в месяц. В результате повышения спроса на продукцию фирмы, появилась возможность увеличить заработную плату каждого работающего на фирме на 2 тыс. руб. Определите изменения в дифференциации доходов с помощью коэффициента Джини.
5. Предположим, что реальная процентная ставка — 33%, рост выпуска — 7%, отношение долг–доход — 50% и первоначальный бюджет характеризуется дефицитом в 7% ВНП. Будет ли возрастать и падать соотношение «долг–доход»?
6. Экономика страны характеризуется следующими данными: фактический доход (Y) = 4000 ден.ед., MPS = 0,8. Как должны измениться государственные расходы для того, чтобы экономика достигла равновесного состояния (Y* = 4200 ден.ед.)? Как должна измениться величина налоговых поступлений для того, чтобы экономика достигла равновесного состояния?
7. Черта освобождения от налогов находится на уровне 10 тыс. ден.ед., а сверх это применяется предельная налоговая ставка — 20%. Определите:
а) среднюю ставку налога при уровне доходов 10 тыс. ден.ед., 20 тыс., 100 тыс., 1 млн ден.ед. (постройте график и определите вид налоговой системы);
б) как освобождение от налога влияет на прогрессивность налога;
в) будет ли налог более прогрессивным, если уровень освобождения от налога составит 5 тыс. ден.ед.
8. В текущем году национальный доход составил 60 трлн руб. при национальном доходе полной занятости, равным 48 трлн руб. Государственные расходы составили 12 трлн руб., а действующая ставка подоходного налога равнялась 25%. С учетом исполнения бюджета в текущем году доля государственного долга в национальном доходе составила 50%. Текущая ставка процента равнялась 8%. На основе приведенных данных определить дефицит (избыток) государственного бюджета:
а) общий;
б) структурный;
в) циклический;
г) первичный.
9. Рассчитайте размер возможных государственных закупок, если известно, что за счет налоговых поступлений может быть обеспечено 300 млн ден.ед., а дефицит государственного бюджета не должен превысить 100 млн ден.ед.
10. Минимальное резервное требование составляет 5%. Как изменится предложение денег при выдаче банковской системой ссуды в размере 2 млн ден.ед.?
11. Как изменится денежное предложение в результате следующих действий:
а) Центральный банк снизил норму обязательных резервов с 16% до 14%;
б) Центральным банком приобретены государственные краткосрочные облигации на сумму 20 млн. руб.
Норма обязательных резервов составляет 15%, а соотношение наличность/депозиты равно 0,2 .
12. Имеются следующие данные о состоянии денежного сектора:
Текущие (чековые) депозиты составляют 536,9 млрд. рублей;
Обязательные банковские резервы – 55,6 млрд. рублей;
Избыточные резервы коммерческих банков – 30 млрд. рублей;
Наличные деньги в обращении – 183.5 млрд. рублей.
Определите:
А) величину денежного агрегата М1;
Б) Денежную базу;
В) Норму обязательных резервов;
Г) Величину денежного мультипликатора.
13. Двое индивидуумов получили в наследство равноценные (по абсолютной величине) состояния и имеют совершенно одинаковые доходы. Но у одного из них половина состояния — наличные деньги, а половина — ликвидные государственные облигации. У другого 9/10 состояния — наличные деньги, а остальное — неликвидные государственные облигации. Будет ли различаться их спрос на товары и услуги? У кого из них состояние более защищено от внешних шоков (неожиданностей)?
Определите:
а) величину MI,
б) величину М2,
в) величину М3.
14. Равновесие на денежном рынке установилось при следующих условиях: а) спрос на деньги (Md) равен 500 млрд. руб.; б) процентная ставка (г) — 10%. Как изменится положение на денежном рынке, если процентная ставка снизится до 8%? Эластичность спроса на деньги в данном интервале равна (—1,5). Каким образом восстановится равновесие на данном рынке?
15. В таблице приведены данные по гипотетической экономике
Виды вкладов | Млрд. руб. |
Небольшие срочные вклады | 1630 |
Крупные срочные вклады | 645 |
Чековые вклады | 448 |
Бесчековые сберегательные вклады | 300 |
Наличные деньги | 170 |
Определите:
А) Величину М1;
Б) Величину М2;
В) Величину М3.
4.Эссе
1. Проблемы и противоречия государственного регулирования российской экономики.
2. В чем состоит разница между кейнсианским и монетаристским подходами к налогообложению?
3. Какая связь существует между бюджетным дефицитом и государственным долгом? Опасны ли эти явления для экономики страны?
4. Одним из факторов снижения эффективности фискальной политики является «эффект вытеснения». Объясните его суть и дайте графическую иллюстрацию. Каким образом возникновение данного эффекта в настоящем может ухудшить экономическую ситуацию в стране в будущем?
5. Предположим, рассматривается предложение сократить налоги, чтобы стимулировать экономику и способствовать ее выходу из кризиса. Имеет ли значение, какие налоги сократить: с населения или с предприятий? Обоснуйте свой ответ.
6. Экспансионистская фискальная политика: сущность и последствия. При каком состоянии экономики ее проведение сопряжено со значительным ростом цен? Предположим, что правительство хочет одновременно сократить совокупный спрос и увеличить инвестиции. Может ли оно сделать это средствами фискальной политики?
7. Чем отличается политика государственных доходов от политики государственных расходов?
8. Структура денежной массы в России и на Западе. Что произойдет, если правительство попытается занимать деньги для финансирования большого бюджетного дефицита, а Центральный банк в это время решает проводить «жесткую» денежную политику, направленную на сокращение денежной массы?
9. Центральный банк решает использовать политику «дорогих денег» для ограничения - инфляции. Покажите с помощью известных Вам моделей сущность этой политики.
10. В экономической практике развитых стран используется так называемая «активистская» экономическая политика. Она представляет собой сочетание фискальных и денежно-кредитных методов и применяется при появлении «эффекта вытеснения», вызванного экспансионистской фискальной политикой. Покажите на фактических примерах эффективность активистской экономической политики государства. Использовалась ли эта политика в российской практике?
- Учебно-методический комплекс
- I. Учебная программа дисциплины 5
- II. Методические указания по изучению дисциплины 96
- I. Учебная программа дисциплины
- 1. Пояснительная записка
- 2. Цели и задачи изучения дисциплины
- 3. Требования к уровню освоения дисциплины
- 4. Содержание дисциплины
- 4.1. Содержание разделов и тем
- 1. Введение в макроэкономику
- 2. Макроэкономическое равновесие
- 3. Классическая модель
- 4. Кейнсианская модель
- 5. Макроэкономическая нестабильность:
- 6. Инфляция и безработица
- 7. Государственное макроэкономическое
- 8. Экономический рост
- 9. Интернационализация экономических процессов и внешнеэкономическая политика государства
- 5. Промежуточный и итоговый контроль знаний
- 5.1. Образцы тестовых и контрольных заданий Методические рекомендации по выполнению тестовых и контрольных заданий
- Тема 1. Общая характеристика макроэкономики Тест
- Тема 2. Базовая модель общего экономического равновесия Тест
- Тема 3. Классическая модель общего экономического равновесия Тест
- Тема 4. Кейнсианская модель общего экономического равновесия Тест
- Тема 5. Макроэкономическая нестабильность Тест
- Тема 6. Инфляция и безработица как формы проявления макроэкономической нестабильности Тест
- Тема 7. Государственное макроэкономическое регулирование Тест
- Тема 8. Экономический рост Тест
- Тема 9. Равновесие и экономическая политика в открытой экономике Тест
- Контрольная работа по теме: «Классическая и Кейнсианская модели общего экономического равновесия» Вариант №1
- Вариант №2
- 5.2. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы
- 1. Выбор темы курсовой работы
- 2. Анализ и изучение литературы
- 3. Составление плана курсовой работы
- 4. Написание текста и оформление курсовой работы
- 5. Защита курсовой работы
- Тематика курсовых работ
- Факультет мировой экономики
- Факультет экономики и менеджмента в сфере услуг
- Финансово-экономический факультет
- Финансово-экономический факультет (специальность «Налоги»)
- Учетно-экономический факультет
- Факультет логистики и коммерции
- Факультет экономики и управления на транспорте
- Факультет государственного и муниципального управления
- Факультет управления персоналом и психологией бизнеса
- Факультет организации рынка
- Факультет организации рынка (для специальности «маркетинг»)
- Факультет экономической кибернетики
- Факультет экономики и менеджмента лесного комплекса
- 5.3. Итоговый контроль: контрольные вопросы, варианты тестов итогового контроля, экзаменационные билеты Контрольные вопросы
- Варианты тестов итогового контроля Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- Вариант 4
- Вариант 5
- Вариант 6
- Вариант 7
- Вариант 8
- Д) все ответы неверны. Вариант 9
- Вариант 10
- Билеты по «макроэкономике»
- II. Методические указания по изучению дисциплины
- 1. Методические указания по выполнению отдельных видов учебной работы
- 1.1. Методика проведения семинарского занятия
- Литература к семинарским занятиям
- Планы семинарских занятий
- 1.3. Методические указания по использованию в обучении метода «mini case-study»
- 1. Инвестиционная привлекательность регионов
- 2. Привлечение иностранных инвестиций в Россию
- 2. Методические указания по организации самостоятельной работы
- 2.1.Требования к написанию реферата (Эссе)
- 2.2.Методические рекомендации по подготовке научного доклада
- Выбор темы научного доклада
- 2. Подбор материалов
- 3. Составление плана доклада
- Оформление материалов выступления
- 5. Подготовка к выступлению
- Темы научных докладов
- 2.3. Рабочая тетрадь
- Тема 1. Введение в макроэкономику
- Логика курса
- 3. Задачи
- Тема 2, 3, 4. Макроэкономическое равновесие.
- 2. Тесты
- 3. Задачи
- Тема 5,6. Макроэкономическая нестабильность. Инфляция и безработица как формы проявления макроэкономической нестабильности
- Логика курса
- 3. Задачи
- 4. Эссе
- Тема 7. Государственное макроэкономическое регулирование. Фискальная политика государства. Денежно-кредитная политика государства. Политика доходов.
- Логика курса.
- 3. Задачи
- Тема 8. Экономический рост
- Логика курса
- 3. Задачи
- Тема 9. Интернационализация экономических процессов и внешнеэкономическая политика государства
- Логика курса
- 3. Задачи
- 4. Эссе
- 3. Технические средства обучения и контроля1
- 4. Инновационные методы обучения
- 5. Список рекомендуемой литературы методические рекомендации по работе с литературой
- 5.1. Основная литература
- 5.2. Дополнительная литература
- 5.3. Интернет-ресурсы
- 6. Глоссарий
- Ш. Учебные материалы
- 1.2. Национальный объем производства и методы его измерения
- 1.3. Национальное богатство. Чистое экономическое благосостояние
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 2. Макроэкономическое равновесие
- Упрощенная таблица затрат и результатов (гипотетические данные)
- 2.2. Базовая модель совокупного спроса – совокупного предложения «ad – as»
- 2.3. Равновесие в модели «as-ad»
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 3. Классическая модель
- 3.2. Полная классическая модель общего экономического равновесия
- Вопросы для самоконтроля
- 4.2. Денежный рынок в Кейнсианской модели оэр
- 4.3. Совместное равновесие на рынке благ и денег. Модель «is-lm»
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 5. Макроэкономическая нестабильность: циклический и нециклический аспекты.
- 5.2. Классификация циклов в экономике
- 5.3. Причины деловых циклов. Мультипликационно-акселерационный механизм циклов
- 5.4. Основные направления развития антициклического регулирования и их специфика в современной экономике
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 6. Инфляция и безработица
- 6.2. Социально-экономические последствия инфляции
- 6.3. Безработица и ее формы
- 6.4. Кривая Филлипса в краткосрочном и долгосрочном периоде
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 7. Государственное макроэкономическое
- 7.2. Фискальная политика государства
- 7.3. Денежно-кредитная политика государства
- 7.4. Политика доходов
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 8. Экономический рост
- 8.2. Факторы и модели экономического роста
- 8.3. Современные тенденции экономического роста
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 9. Интернационализация
- 9.2. Особенности мировых рынков товаров, услуг и валют
- 9.3. Открытая национальная экономика. Особенности равновесия в открытой экономике. Модель Манделла – Флеминга
- 9.4. Платежный баланс страны
- 9.5. Глобализация экономики и ее последствия
- Вопросы для самоконтроля
- 2. Лабораторный практикум
- 2.1. Логика лабораторного практикума
- Решение:
- 12. Задача:
- Решение: