4.3. Совместное равновесие на рынке благ и денег. Модель «is-lm»
Построение кривых LМ и IS позволяет выявить два вида отношений между национальным доходом и нормой процента. Кривая IS с отрицательным наклоном показывает возможный набор сочетаний национального дохода и нормы процента, обеспечивающий равновесие на рынке товаров, при котором совокупные расходы равняются национальному продукту.
Кривая LМ с положительным наклоном показывает возможный набор сочетаний национального дохода и нормы процента, обеспечивающий равновесие на рынке денег, при котором количество денег, находящихся в портфельных активах хозяйствующих субъектов совпадает с объемом денежной массы предлагаемой банковской системой.
Совмещение на одном графике кривых IS и LМ определяет комбинацию национального дохода и нормы процента, при которой рынки благ и денег находятся в равновесии. Модель равновесия, которое достигается одновременно на этих взаимосвязанных рынках, была разработана английским экономистом Дж. Хиксом. Она известна под названием «Модели IS – LМ» и широко используется представителями различных экономических школ, хотя базируется на кейнсианских теоретических положениях (рис. 4.8).
Рис. 4.8. Модель IS – LM
Точка пересечения кривых IS и LМ определяет уровень дохода (Y0) и высоту процентной ставки (i0), которые обеспечивают совместное равновесие обоих макрорынков в кейнсианской модели. Однако это равновесие может не совпадать с уровнем дохода, который необходим для обеспечения полной занятости.
Взаимосвязь реального и денежного рынка означает, что на состояние первого можно воздействовать через второй. События, происходящие на денежном рынке, отражаются на параметрах товарного рынка. Перемены в объемах производства товаров и услуг отражаются в спросе на деньги, а колебания процентной ставки, в свою очередь, сказываются на изменении совокупных расходов. Отсюда следует, что государство, проводя целенаправленную монетарную политику (изменяя предложение денег), может воздействовать и на денежный, и на товарный рынки (рис. 4.9).
Рис. 4.9. Воздействие денежно-кредитной политики на равновесие
в модели IS – LM
Предположим, что экономика в исходный период находится в состоянии равновесия в точке Е, при этом норма процента составляет i, а национальный доход равен Y. Затем правительство проводит экспансионскую денежно-кредитную политику. Это действие приводит к расширению предложения денег, что смещает кривую LМ в положение LМ1 и снижает процентную ставку. По мере снижения нормы процента, экономические субъекты увеличивают инвестиции. Рост инвестиций добавляется к совокупным расходам и первоначально приводит к истощению товарно-материальных запасов. Фирмы реагируют на это повышением выпуска продукции, что увеличивает уровень национального дохода.
Падение нормы процента при одновременном росте инвестиций и национального дохода на графике выражается как движение вправо - вниз вдоль кривой IS. Сама кривая IS остается на первоначальном уровне, поскольку ни один из факторов, определяющих ее положение и наклон, не изменился. Движение идет вниз и вправо вдоль кривой IS до точки пересечения с кривой LМ. В точке Е1 рынок денег и рынок товаров возвращаются в положение равновесия. В результате осуществления экспансионистской денежно-кредитной политики, преследующей цель увеличения денежного предложения, понижается равновесная процентная ставка до уровня i, и повышается уровень национального дохода Y1. Таким образом, может быть восстановлена полная занятость.
Неоклассические и кейнсианские модели общего экономического равновесия в обобщенном виде отражают механизм и результаты функционирования рыночного хозяйства. При их сравнительном анализе выявляется противоположность взглядов авторов данных моделей по такому значимому вопросу, как способность рынка во все периоды обеспечивать состояние общего равновесия.
Расхождение между этими направлениями основано на различных представлениях о поведении экономических агентов, о содержании и роли отдельных инструментов рыночного механизма и о временном периоде, за который следует оценивать результаты функционирования рынка.
- Учебно-методический комплекс
- I. Учебная программа дисциплины 5
- II. Методические указания по изучению дисциплины 96
- I. Учебная программа дисциплины
- 1. Пояснительная записка
- 2. Цели и задачи изучения дисциплины
- 3. Требования к уровню освоения дисциплины
- 4. Содержание дисциплины
- 4.1. Содержание разделов и тем
- 1. Введение в макроэкономику
- 2. Макроэкономическое равновесие
- 3. Классическая модель
- 4. Кейнсианская модель
- 5. Макроэкономическая нестабильность:
- 6. Инфляция и безработица
- 7. Государственное макроэкономическое
- 8. Экономический рост
- 9. Интернационализация экономических процессов и внешнеэкономическая политика государства
- 5. Промежуточный и итоговый контроль знаний
- 5.1. Образцы тестовых и контрольных заданий Методические рекомендации по выполнению тестовых и контрольных заданий
- Тема 1. Общая характеристика макроэкономики Тест
- Тема 2. Базовая модель общего экономического равновесия Тест
- Тема 3. Классическая модель общего экономического равновесия Тест
- Тема 4. Кейнсианская модель общего экономического равновесия Тест
- Тема 5. Макроэкономическая нестабильность Тест
- Тема 6. Инфляция и безработица как формы проявления макроэкономической нестабильности Тест
- Тема 7. Государственное макроэкономическое регулирование Тест
- Тема 8. Экономический рост Тест
- Тема 9. Равновесие и экономическая политика в открытой экономике Тест
- Контрольная работа по теме: «Классическая и Кейнсианская модели общего экономического равновесия» Вариант №1
- Вариант №2
- 5.2. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы
- 1. Выбор темы курсовой работы
- 2. Анализ и изучение литературы
- 3. Составление плана курсовой работы
- 4. Написание текста и оформление курсовой работы
- 5. Защита курсовой работы
- Тематика курсовых работ
- Факультет мировой экономики
- Факультет экономики и менеджмента в сфере услуг
- Финансово-экономический факультет
- Финансово-экономический факультет (специальность «Налоги»)
- Учетно-экономический факультет
- Факультет логистики и коммерции
- Факультет экономики и управления на транспорте
- Факультет государственного и муниципального управления
- Факультет управления персоналом и психологией бизнеса
- Факультет организации рынка
- Факультет организации рынка (для специальности «маркетинг»)
- Факультет экономической кибернетики
- Факультет экономики и менеджмента лесного комплекса
- 5.3. Итоговый контроль: контрольные вопросы, варианты тестов итогового контроля, экзаменационные билеты Контрольные вопросы
- Варианты тестов итогового контроля Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- Вариант 4
- Вариант 5
- Вариант 6
- Вариант 7
- Вариант 8
- Д) все ответы неверны. Вариант 9
- Вариант 10
- Билеты по «макроэкономике»
- II. Методические указания по изучению дисциплины
- 1. Методические указания по выполнению отдельных видов учебной работы
- 1.1. Методика проведения семинарского занятия
- Литература к семинарским занятиям
- Планы семинарских занятий
- 1.3. Методические указания по использованию в обучении метода «mini case-study»
- 1. Инвестиционная привлекательность регионов
- 2. Привлечение иностранных инвестиций в Россию
- 2. Методические указания по организации самостоятельной работы
- 2.1.Требования к написанию реферата (Эссе)
- 2.2.Методические рекомендации по подготовке научного доклада
- Выбор темы научного доклада
- 2. Подбор материалов
- 3. Составление плана доклада
- Оформление материалов выступления
- 5. Подготовка к выступлению
- Темы научных докладов
- 2.3. Рабочая тетрадь
- Тема 1. Введение в макроэкономику
- Логика курса
- 3. Задачи
- Тема 2, 3, 4. Макроэкономическое равновесие.
- 2. Тесты
- 3. Задачи
- Тема 5,6. Макроэкономическая нестабильность. Инфляция и безработица как формы проявления макроэкономической нестабильности
- Логика курса
- 3. Задачи
- 4. Эссе
- Тема 7. Государственное макроэкономическое регулирование. Фискальная политика государства. Денежно-кредитная политика государства. Политика доходов.
- Логика курса.
- 3. Задачи
- Тема 8. Экономический рост
- Логика курса
- 3. Задачи
- Тема 9. Интернационализация экономических процессов и внешнеэкономическая политика государства
- Логика курса
- 3. Задачи
- 4. Эссе
- 3. Технические средства обучения и контроля1
- 4. Инновационные методы обучения
- 5. Список рекомендуемой литературы методические рекомендации по работе с литературой
- 5.1. Основная литература
- 5.2. Дополнительная литература
- 5.3. Интернет-ресурсы
- 6. Глоссарий
- Ш. Учебные материалы
- 1.2. Национальный объем производства и методы его измерения
- 1.3. Национальное богатство. Чистое экономическое благосостояние
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 2. Макроэкономическое равновесие
- Упрощенная таблица затрат и результатов (гипотетические данные)
- 2.2. Базовая модель совокупного спроса – совокупного предложения «ad – as»
- 2.3. Равновесие в модели «as-ad»
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 3. Классическая модель
- 3.2. Полная классическая модель общего экономического равновесия
- Вопросы для самоконтроля
- 4.2. Денежный рынок в Кейнсианской модели оэр
- 4.3. Совместное равновесие на рынке благ и денег. Модель «is-lm»
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 5. Макроэкономическая нестабильность: циклический и нециклический аспекты.
- 5.2. Классификация циклов в экономике
- 5.3. Причины деловых циклов. Мультипликационно-акселерационный механизм циклов
- 5.4. Основные направления развития антициклического регулирования и их специфика в современной экономике
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 6. Инфляция и безработица
- 6.2. Социально-экономические последствия инфляции
- 6.3. Безработица и ее формы
- 6.4. Кривая Филлипса в краткосрочном и долгосрочном периоде
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 7. Государственное макроэкономическое
- 7.2. Фискальная политика государства
- 7.3. Денежно-кредитная политика государства
- 7.4. Политика доходов
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 8. Экономический рост
- 8.2. Факторы и модели экономического роста
- 8.3. Современные тенденции экономического роста
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 9. Интернационализация
- 9.2. Особенности мировых рынков товаров, услуг и валют
- 9.3. Открытая национальная экономика. Особенности равновесия в открытой экономике. Модель Манделла – Флеминга
- 9.4. Платежный баланс страны
- 9.5. Глобализация экономики и ее последствия
- Вопросы для самоконтроля
- 2. Лабораторный практикум
- 2.1. Логика лабораторного практикума
- Решение:
- 12. Задача:
- Решение: