6.3. Безработица и ее формы
Безработица – неотъемлемое свойство рыночной системы хозяйствования. Об этом свидетельствует история развития рыночной экономики.
Безработица оказывает прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение уровня жизни и наносит серьезную психологическую травму.
По методологии Международной организации труда (МОТ) безработным считается тот, кто в настоящий момент не имеет работы, ищет ее, готов к ней приступить и не обладает другими источниками доходов, кроме заработной платы в сфере оплачиваемой занятости.
В России безработными считаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы и готовые приступить к ней. Но необходимо отметить, что принятая система учета не отражает истинного положения: большинство безработных не регистрируются на биржах труда, предпочитая самостоятельно искать работу. Это происходит по многим причинам, в том числе и из-за низкого уровня получаемых пособий.
Существует множество концепций, объясняющих причины возникновения безработицы. Обычно выделяют три основных направления: неоклассическое, кейнсианское, монетаристское.
Неоклассическое направление рассматривает безработицу как добровольное явление, вызванное слишком высокими требованиями к оплате труда.
Дж.М. Кейнс и его последователи считали, что наряду с добровольной существует и вынужденная безработица, при которой человек не может получить работу даже при желании работать за меньшую оплату. Это связано с недостаточным количеством совокупных расходов в экономике.
Согласно монетаристскому направлению безработица является следствием деформации и негибкости рынка труда.
Изучение безработицы необходимо для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость.
В экономической теории используют два показателя, которые могут обрисовать объективную картину экономической нестабильности на рынке труда. Это уровень безработицы и средняя ее продолжительность.
Уровень безработицы измеряется как доля официально зарегистрированных безработных к числу занятых в производстве. Продолжительность безработицы характеризует среднее время перерыва в работе. Но необходимо отметить, что наличие общего подхода к определению безработицы не гарантирует одинаковые методы измерения безработицы в разных странах.
Различают добровольную и вынужденную безработицу. Добровольная безработица возникает в силу того, что определенная категория людей по своему психологическому складу или иным причинам не хочет работать.
Вынужденная безработица возникает в условиях негибкой цены труда, при наличии фиксированной заработной платы. Причиной вынужденной безработицы является также низкий уровень эффективного спроса.
Безработица представляет собой неоднородное социально-экономическое явление. По характеру выражения и причинам, ее вызывающим, она делится на фрикционную, структурную, циклическую.
Фрикционная безработица отражает текучесть кадров, связанную с переменой места жительства, сменой профессии, сменой этапов жизни. Среди совокупной рабочей силы какая-то часть людей постоянно находится в движении, перемещаясь на новые места. Главными признаками такой безработицы являются ее низкая продолжительность, а также то, что она не связана с переобучением и приобретением новой квалификации.
Структурная безработица – временная потеря работы частью трудоспособного населения вследствие изменений в структуре производства: развития новых, высокотехнологичных направлений, сокращения устаревших отраслей и производств. Эти изменения приводят к трансформации структуры спроса на рабочую силу. Предложение рабочей силы – более инертный элемент рынка труда, который зачастую не соответствует по качественным параметрам изменившемуся спросу на труд. А поскольку невозможно быстро переподготовить ранее занятых работников и подготовить новых, то возникает дисбаланс спроса и предложения в различных отраслях. Структурная безработица существенно возросла в промышленно развитых странах в 1970–1980-х гг. в период глубокой структурной перестройки экономики. Это выразилось в росте требующих высококвалифицированного труда числа вакансий при одновременном увеличении количества безработных.
В нашей же стране структурная безработица специфична. Происходит рост числа незанятых среди высококвалифицированных кадров и в то же время увеличивается количество вакансий ручного мало- и неквалифицированного труда. Воздействие прогрессивных сдвигов на занятость можно ожидать только после выхода экономики страны из кризиса.
Структурная безработица отличается от фрикционной тем, что имеет более продолжительный характер. Если структурная безработица связана с относительным сокращением спроса на рабочую силу на отдельные профессии, специальности, то циклическая безработица приводит к абсолютному падению спроса на рабочую силу в период спада производства из-за промышленного кризиса и депрессии.
Различие между циклической, фрикционной и структурной безработицей помогает экономистам в диагностировании общего состояния рынка труда.
Помимо основных типов безработицы существуют различные ее модификации.
Технологическая безработица – одна из форм структурной безработицы, возникающая в результате внедрения новых технологий и нового оборудования, которое ведет к замене людей машинами и высвобождению их. При этом если объем рынка возрастает, то занятость увеличивается в основном за счет вовлечения работников новых профессий и более высокой квалификации.
Сезонная безработица обусловлена колебаниями в объеме производства определенных отраслей в зависимости от времени года: некоторые виды строительных, сельскохозяйственных работ, промыслов и т.д. обеспечивают занятость только в течение определенных сезонов.
Молодежная безработица характеризуется непропорционально высоким удельным весом молодежи (от 16 до 24 лет) в составе безработных.
Застойная безработица охватывает людей, которые не хотят (а со временем и не могут) работать.
В реальной экономике не может быть стопроцентного вовлечения в производство всего трудоспособного населения страны. Полная занятость не означает абсолютного отсутствия безработицы. Большинство экономистов признают закономерным и необходимым в условиях рынка существование определенного «естественного уровня безработицы». Данный термин был введен в экономическую литературу в 1968 г. американским экономистом М. Фридменом для характеристики уровня безработицы в условиях долгосрочного равновесия. Естественная безработица фактически поглотила те типы, которые до 1960-х гг. назывались фрикционной и структурной безработицей.
Уровень безработицы при полной занятости называется естественным уровнем безработицы. Данный показатель имеет устойчивую тенденцию к росту. Так, если в 1960-е гг. в промышленно развитых странах этот показатель составлял 4–5%, то в 1970–1980-е гг. он вырос до 7–8%. На естественный уровень безработицы оказывают влияние такие факторы, как минимальная ставка заработной платы, величина пособий по безработице и др., т.е. уровень социально-экономической защищенности граждан страны, авторитет профсоюзов, склонность людей к трудовой деятельности. Помимо названных факторов на естественный уровень безработицы оказывает влияние динамика фактической безработицы. Увеличение данной безработицы в период продолжительных спадов производства завершается возвращением ее не к исходному, а к более высокому естественному уровню.
Если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень безработицы, то страна недополучает часть ВНП. Исчисление потенциальных потерь продукции и услуг в результате роста безработицы осуществляется на основе закона, который был сформулирован американским экономистом А. Оукеном. Согласно закону Оукена превышение фактического уровня безработицы на 1% приводит к уменьшению фактического уровня ВНП по сравнению с потенциально возможным ВНП в среднем на 2,5%.
- Учебно-методический комплекс
- I. Учебная программа дисциплины 5
- II. Методические указания по изучению дисциплины 96
- I. Учебная программа дисциплины
- 1. Пояснительная записка
- 2. Цели и задачи изучения дисциплины
- 3. Требования к уровню освоения дисциплины
- 4. Содержание дисциплины
- 4.1. Содержание разделов и тем
- 1. Введение в макроэкономику
- 2. Макроэкономическое равновесие
- 3. Классическая модель
- 4. Кейнсианская модель
- 5. Макроэкономическая нестабильность:
- 6. Инфляция и безработица
- 7. Государственное макроэкономическое
- 8. Экономический рост
- 9. Интернационализация экономических процессов и внешнеэкономическая политика государства
- 5. Промежуточный и итоговый контроль знаний
- 5.1. Образцы тестовых и контрольных заданий Методические рекомендации по выполнению тестовых и контрольных заданий
- Тема 1. Общая характеристика макроэкономики Тест
- Тема 2. Базовая модель общего экономического равновесия Тест
- Тема 3. Классическая модель общего экономического равновесия Тест
- Тема 4. Кейнсианская модель общего экономического равновесия Тест
- Тема 5. Макроэкономическая нестабильность Тест
- Тема 6. Инфляция и безработица как формы проявления макроэкономической нестабильности Тест
- Тема 7. Государственное макроэкономическое регулирование Тест
- Тема 8. Экономический рост Тест
- Тема 9. Равновесие и экономическая политика в открытой экономике Тест
- Контрольная работа по теме: «Классическая и Кейнсианская модели общего экономического равновесия» Вариант №1
- Вариант №2
- 5.2. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы
- 1. Выбор темы курсовой работы
- 2. Анализ и изучение литературы
- 3. Составление плана курсовой работы
- 4. Написание текста и оформление курсовой работы
- 5. Защита курсовой работы
- Тематика курсовых работ
- Факультет мировой экономики
- Факультет экономики и менеджмента в сфере услуг
- Финансово-экономический факультет
- Финансово-экономический факультет (специальность «Налоги»)
- Учетно-экономический факультет
- Факультет логистики и коммерции
- Факультет экономики и управления на транспорте
- Факультет государственного и муниципального управления
- Факультет управления персоналом и психологией бизнеса
- Факультет организации рынка
- Факультет организации рынка (для специальности «маркетинг»)
- Факультет экономической кибернетики
- Факультет экономики и менеджмента лесного комплекса
- 5.3. Итоговый контроль: контрольные вопросы, варианты тестов итогового контроля, экзаменационные билеты Контрольные вопросы
- Варианты тестов итогового контроля Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- Вариант 4
- Вариант 5
- Вариант 6
- Вариант 7
- Вариант 8
- Д) все ответы неверны. Вариант 9
- Вариант 10
- Билеты по «макроэкономике»
- II. Методические указания по изучению дисциплины
- 1. Методические указания по выполнению отдельных видов учебной работы
- 1.1. Методика проведения семинарского занятия
- Литература к семинарским занятиям
- Планы семинарских занятий
- 1.3. Методические указания по использованию в обучении метода «mini case-study»
- 1. Инвестиционная привлекательность регионов
- 2. Привлечение иностранных инвестиций в Россию
- 2. Методические указания по организации самостоятельной работы
- 2.1.Требования к написанию реферата (Эссе)
- 2.2.Методические рекомендации по подготовке научного доклада
- Выбор темы научного доклада
- 2. Подбор материалов
- 3. Составление плана доклада
- Оформление материалов выступления
- 5. Подготовка к выступлению
- Темы научных докладов
- 2.3. Рабочая тетрадь
- Тема 1. Введение в макроэкономику
- Логика курса
- 3. Задачи
- Тема 2, 3, 4. Макроэкономическое равновесие.
- 2. Тесты
- 3. Задачи
- Тема 5,6. Макроэкономическая нестабильность. Инфляция и безработица как формы проявления макроэкономической нестабильности
- Логика курса
- 3. Задачи
- 4. Эссе
- Тема 7. Государственное макроэкономическое регулирование. Фискальная политика государства. Денежно-кредитная политика государства. Политика доходов.
- Логика курса.
- 3. Задачи
- Тема 8. Экономический рост
- Логика курса
- 3. Задачи
- Тема 9. Интернационализация экономических процессов и внешнеэкономическая политика государства
- Логика курса
- 3. Задачи
- 4. Эссе
- 3. Технические средства обучения и контроля1
- 4. Инновационные методы обучения
- 5. Список рекомендуемой литературы методические рекомендации по работе с литературой
- 5.1. Основная литература
- 5.2. Дополнительная литература
- 5.3. Интернет-ресурсы
- 6. Глоссарий
- Ш. Учебные материалы
- 1.2. Национальный объем производства и методы его измерения
- 1.3. Национальное богатство. Чистое экономическое благосостояние
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 2. Макроэкономическое равновесие
- Упрощенная таблица затрат и результатов (гипотетические данные)
- 2.2. Базовая модель совокупного спроса – совокупного предложения «ad – as»
- 2.3. Равновесие в модели «as-ad»
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 3. Классическая модель
- 3.2. Полная классическая модель общего экономического равновесия
- Вопросы для самоконтроля
- 4.2. Денежный рынок в Кейнсианской модели оэр
- 4.3. Совместное равновесие на рынке благ и денег. Модель «is-lm»
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 5. Макроэкономическая нестабильность: циклический и нециклический аспекты.
- 5.2. Классификация циклов в экономике
- 5.3. Причины деловых циклов. Мультипликационно-акселерационный механизм циклов
- 5.4. Основные направления развития антициклического регулирования и их специфика в современной экономике
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 6. Инфляция и безработица
- 6.2. Социально-экономические последствия инфляции
- 6.3. Безработица и ее формы
- 6.4. Кривая Филлипса в краткосрочном и долгосрочном периоде
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 7. Государственное макроэкономическое
- 7.2. Фискальная политика государства
- 7.3. Денежно-кредитная политика государства
- 7.4. Политика доходов
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 8. Экономический рост
- 8.2. Факторы и модели экономического роста
- 8.3. Современные тенденции экономического роста
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 9. Интернационализация
- 9.2. Особенности мировых рынков товаров, услуг и валют
- 9.3. Открытая национальная экономика. Особенности равновесия в открытой экономике. Модель Манделла – Флеминга
- 9.4. Платежный баланс страны
- 9.5. Глобализация экономики и ее последствия
- Вопросы для самоконтроля
- 2. Лабораторный практикум
- 2.1. Логика лабораторного практикума
- Решение:
- 12. Задача:
- Решение: