6.2. Социально-экономические последствия инфляции
Инфляция отрицательно влияет на все стороны жизни общества и поэтому рассматривается как социальное зло. Негативные последствия инфляции очевидны: она обесценивает результаты труда, уничтожает сбережения физических и юридических лиц, препятствует долгосрочным инвестициям и экономическому росту, провоцирует «бегство» национального капитала за границу и т.д. И не случайно термин «социальные» употребляется при характеристике последствий инфляции. Это связано с тем, что главным отрицательным моментом является перераспределение доходов и богатства.
Инфляция перераспределяет доходы между дебиторами и кредиторами при неизменной процентной ставке. Причем выигрывают дебиторы на всех уровнях, т.к. ссуда берется при одной покупательной способности денег, а возвращается, когда на эту сумму можно купить гораздо меньше. От инфляции выигрывают люди, которые получили кредит на освоение дачных участков и т.п.; выигрывает правительство, которое накопило большой государственный долг, – все они отдают долги денежной суммой, которая имеет меньшую покупательную способность.
Инфляция особенно тяжела для тех категорий населения, которые получают фиксированные доходы: пенсионеры, учащиеся, бюджетники. Именно у данных слоев населения преобладающую роль играют наличные денежные средства и накопления. С ростом же цен их реальная стоимость падает.
Высокий уровень инфляции приводит к перераспределению дохода между классами. Быстрое социальное расслоение, углубление имущественного неравенства влияют на благосостояние населения через сбережения и текущее потребление. Постоянное удорожание товаров первой необходимости, которые относятся к разряду товаров неэластичного спроса, приводит к прямому снижению уровня жизни беднейших слоев населения. Высокообеспеченная же часть населения теряет лишь сберегаемую часть своих доходов. Текущее потребление данной категории населения не только не страдает, но и может возрастать.
Инфляция увеличивает стоимость недвижимого имущества (зданий, квартир, антиквариата, драгоценностей и т.п.). Рост цен на эти товары обгоняет общий уровень инфляции в стране.
Инфляция может приводить к скрытой конфискации денежных средств у населения и предприятий через налоги. Это происходит при прогрессивной системе налогообложения. Из-за роста номинального дохода налогоплательщик автоматически попадает в более высокую группу налогообложения. Для того чтобы избежать этого, развитые страны Запада проводят индексацию налоговых ставок с учетом темпов инфляции. Но данное мероприятие малоэффективно, т.к. в силу несбалансированного роста цен происходит перераспределение богатства, усиливается отрыв номинального значения дохода в разное время с разной скоростью. Единая индексация не может уловить подобных нюансов, она оценивает все доходы формально. В этой ситуации и государство страдает от инфляции, т.к. пока налоги доходят до государственной казны, они обесцениваются.
Инфляционные процессы подрывают стимулы роста на базе научно-технического прогресса. Так как внедрение в производство новой техники обходится все дороже, для предпринимателя выгоднее использовать устаревшее, но более дешевое оборудование.
Инфляция приводит к тому, что предпринимателям невыгодно делать долгосрочные инвестиции. Чем длиннее срок инвестиций, тем больше обесценение. Большая часть капитала перемещается из сферы производства в сферу обращения и используется для спекулятивных операций.
Рост инфляции изменяет структуру и уменьшает реальные доходы государственного бюджета. Возможности государства для проведения экспансионистской фискальной и монетарной политики сужаются. Возрастают бюджетный дефицит и государственный долг, запускается механизм их воспроизводства. Повышается спрос на более стабильную иностранную валюту. Увеличиваются утечка капиталов за границу, число спекуляций на валютном рынке, что, в свою очередь, будет ускорять рост цен. Уменьшается политическая стабильность общества, возрастает социальная напряженность.
Столь многообразные негативные социальные и экономические последствия инфляции заставляют правительства разных стран проводить определенную экономическую антиинфляционную политику.
Антиинфляционная политика подразделяется на активную и адаптивную. Активная политика направлена на ликвидацию причин, вызывающих инфляцию. Адаптивная политика представляет собой приспособление к условиям инфляции, смягчение ее отрицательных последствий. Адаптивная политика предполагает индексацию доходов, а также соглашения с предпринимателями и профсоюзами о темпах роста цен и зарплаты.
Коэффициент индексации должен строиться с учетом темпов инфляции, но в связи с тем, что инфляция не прекращается, индексацию время от времени приходится повторять. Достоинствами адаптивной антиинфляционной политики являются смягчение социальной напряженности, создание предела падения уровня жизни. Но достигаются эти результаты тяжелой ценой: затягивается период выхода из инфляционной волны.
С этой целью индексация применялась в таких странах, как Бразилия и Израиль, когда инфляция там измерялась двузначными и даже трехзначными цифрами. Если индексация достаточно тесно увязана с темпами инфляции, то она может оказать и понижающее давление на инфляционные ожидания. Если инфляционные процессы вызваны резким нарушением (шоком) предложения, а не избыточным спросом, то индексация может стать причиной инфляционной спирали, как это происходило в Израиле во время нефтяного шока в 1970-х гг.
К адаптивным мерам можно отнести и уже упоминавшуюся политику «доходы – цены». Эффективность данной политики в 1960-е гг. в странах с рыночной экономикой оказалась не столь высокой, как того хотелось. В результате в середине 1970-х гг. практически все развитые страны отказались от ее применения. Адаптивная политика не устраняет причины инфляции, а лишь временно сглаживает ее последствия.
Борьба же с инфляцией имеет место лишь тогда, когда снимаются вызвавшие ее причины, т.е. необходима активная политика.
Инфляция – это результат дисбаланса между совокупным спросом и совокупным предложением, когда спрос опережает предложение. Поэтому антиинфляционная политика обязательно должна включать два блока:
– регулирование совокупного спроса;
– регулирование совокупного предложения.
Сократить совокупный спрос можно денежной реформой конфискационного плана. Основная ее цель – уменьшить количество денег у населения. В условиях гиперинфляции данная мера является единственным выходом. Конфискационные денежные реформы проводились во многих странах мира: в Германии (1922, 1948), Венгрии (1946), СССР (1947) и т.д. Реформы такого типа предполагают проведение обмена старых денег на новые в определенном соотношении без изменения номинального уровня доходов и цен. При этом на суммы подлежащих обмену старых денег нередко накладываются определенные ограничения, иногда дифференцированные для различных экономических субъектов. Денежная реформа – это сильное средство. Для сдерживания совокупного спроса возможны не столь радикальные меры: сокращение дефицита госбюджета за счет уменьшения госрасходов и увеличения налогов, переход к жесткой кредитно-денежной политике, стабилизация валютного курса путем его фиксирования.
Уменьшение бюджетного дефицита связано, прежде всего, с освобождением его от чрезмерных социальных программ и от поддержания дотациями и субсидиями неэффективного производства.
Каждая страна выбирает свой путь антиинфляционной политики. Это могут быть как «шоковые» меры, так и меры, способствующие постепенному угасанию инфляции.
Достоинство шоковой терапии состоит в том, что при ее последовательном проведении у экономических субъектов возникает доверие относительно намерений правительства, и их инфляционные ожидания снижаются.
Издержки шоковой терапии связаны с достаточно резким спадом производства и ростом безработицы, социальной напряженности в результате ухудшения экономического положения. В странах с невысоким жизненным уровнем данная программа не приводит к желаемому эффекту даже в том случае, если удается перебороть гиперинфляцию. Падение спроса настолько понижает емкость рынка, что становится невыгодным организовывать новое производство, т.к. данная продукция может не найти спроса. В подобную ситуацию попала Боливия. В таких странах антиинфляционная программа не должна опираться на рецепты, резко усиливающие спад производства.
Примерами стран, в которых шоковая терапия была удачной, могут служить Польша, оказавшаяся осенью 1989 г. на грани гиперинфляции, Эстония, Латвия, Литва (1992). Эти страны защитили себя от влияния инфляционных процессов в странах рублевой зоны введением собственной валюты. Были ликвидированы большинство субсидий и дотаций, бюджетный дефицит был сведен к минимуму.
Но кроме шоковой терапии могут применяться меры для постепенного угасания инфляции. К преимуществам данной политики относится сохранение относительной социальной стабильности, а к недостаткам — неопределенность экономической политики и высокий уровень инфляционных ожиданий.
Это были меры, направленные против инфляции спроса, подобные же меры можно применить и к инфляции издержек. К ним относятся: политика сдерживания цен и доходов, борьба с монополизмом в экономике и развитие рыночных институтов, а также стимулирование производства, которое включает в себя снижение налогов, развитие конкуренции и т.п.
Сторонники политики сдерживания цен и доходов считают, что можно добиться видимых результатов за достаточно короткий срок, погасить инфляционные ожидания. Для того чтобы достигнуть устойчивого компромисса между ростом цен и заработной платой, правительство организует переговоры между администрацией крупных предприятий и профсоюзами.
Противники данной политики считают, что предприниматели и профсоюзы добровольно не будут соблюдать установленные правительством ориентиры, а найдут способ обхода ограничений роста цен, снижая качество продукции, изменяя вес фасованных готовых продуктов и т.п. Политика сдерживания цен и доходов препятствует нормальному функционированию рыночного механизма, переливу ресурсов и капиталов.
Эффективность проводимой в 1960-е гг. политики доходов в странах с рыночной экономикой оказалась не столь высока, как того хотелось бы. В результате в середине 1970-х гг. практически все развитые страны отказались от ее применения, но в ряде развивающихся стран в 1980-е гг. данная политика использовалась для борьбы с инфляцией. Результаты ее неоднозначны. В Израиле и Мексике она была успешной, а в Аргентине, Бразилии, Перу не дала положительного эффекта.
Инфляционные процессы российской экономики связаны с общим расстройством хозяйства, разрывом экономических связей, быстро растущими ценами на топливо, энергоресурсы, с повышением транспортных тарифов, глубокими структурными диспропорциями в экономике.
Толчок росту цен дают в нашей стране не только денежные, но и производственные и рыночные факторы. Государство пока не освоило все методы борьбы с инфляцией. Единственным активным инструментом макроэкономического регулирования деятельности хозяйствующих субъектов является денежная политика, с помощью которой была подавлена инфляция спроса и частично погашены инфляционные ожидания.
В сложившейся ситуации государство должно разработать эффективную и регулируемую инвестиционную политику, провести реформу налоговой системы, снизить ставку рефинансирования и доходность государственных казначейских обязательств, активизировать борьбу с теневой экономикой, коррупцией. Для ограничения инфляции издержек необходимо заключить межотраслевые соглашения по ценам, которые позволили бы уменьшить аппетиты естественных монополистов – РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», МПС и др.
Основная задача антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень достаточно умеренным. Для этого используются денежно-кредитные инструменты, налоговые, бюджетные методы, различные стабилизационные программы, включая проведение радикальных денежных реформ. Таким образом, добиться снижения инфляции можно задействовав весь арсенал средств борьбы с ней, накопленный в мировой теории и практике, но обязательно адаптируя его к условиям своей страны.
Многие политики для оценки состояния экономики используют так называемый «индекс нищеты», представляющий собой сумму уровней безработицы и инфляции. Поэтому наряду с изучением инфляции также необходимо исследовать такое понятие, как безработица.
- Учебно-методический комплекс
- I. Учебная программа дисциплины 5
- II. Методические указания по изучению дисциплины 96
- I. Учебная программа дисциплины
- 1. Пояснительная записка
- 2. Цели и задачи изучения дисциплины
- 3. Требования к уровню освоения дисциплины
- 4. Содержание дисциплины
- 4.1. Содержание разделов и тем
- 1. Введение в макроэкономику
- 2. Макроэкономическое равновесие
- 3. Классическая модель
- 4. Кейнсианская модель
- 5. Макроэкономическая нестабильность:
- 6. Инфляция и безработица
- 7. Государственное макроэкономическое
- 8. Экономический рост
- 9. Интернационализация экономических процессов и внешнеэкономическая политика государства
- 5. Промежуточный и итоговый контроль знаний
- 5.1. Образцы тестовых и контрольных заданий Методические рекомендации по выполнению тестовых и контрольных заданий
- Тема 1. Общая характеристика макроэкономики Тест
- Тема 2. Базовая модель общего экономического равновесия Тест
- Тема 3. Классическая модель общего экономического равновесия Тест
- Тема 4. Кейнсианская модель общего экономического равновесия Тест
- Тема 5. Макроэкономическая нестабильность Тест
- Тема 6. Инфляция и безработица как формы проявления макроэкономической нестабильности Тест
- Тема 7. Государственное макроэкономическое регулирование Тест
- Тема 8. Экономический рост Тест
- Тема 9. Равновесие и экономическая политика в открытой экономике Тест
- Контрольная работа по теме: «Классическая и Кейнсианская модели общего экономического равновесия» Вариант №1
- Вариант №2
- 5.2. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы
- 1. Выбор темы курсовой работы
- 2. Анализ и изучение литературы
- 3. Составление плана курсовой работы
- 4. Написание текста и оформление курсовой работы
- 5. Защита курсовой работы
- Тематика курсовых работ
- Факультет мировой экономики
- Факультет экономики и менеджмента в сфере услуг
- Финансово-экономический факультет
- Финансово-экономический факультет (специальность «Налоги»)
- Учетно-экономический факультет
- Факультет логистики и коммерции
- Факультет экономики и управления на транспорте
- Факультет государственного и муниципального управления
- Факультет управления персоналом и психологией бизнеса
- Факультет организации рынка
- Факультет организации рынка (для специальности «маркетинг»)
- Факультет экономической кибернетики
- Факультет экономики и менеджмента лесного комплекса
- 5.3. Итоговый контроль: контрольные вопросы, варианты тестов итогового контроля, экзаменационные билеты Контрольные вопросы
- Варианты тестов итогового контроля Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- Вариант 4
- Вариант 5
- Вариант 6
- Вариант 7
- Вариант 8
- Д) все ответы неверны. Вариант 9
- Вариант 10
- Билеты по «макроэкономике»
- II. Методические указания по изучению дисциплины
- 1. Методические указания по выполнению отдельных видов учебной работы
- 1.1. Методика проведения семинарского занятия
- Литература к семинарским занятиям
- Планы семинарских занятий
- 1.3. Методические указания по использованию в обучении метода «mini case-study»
- 1. Инвестиционная привлекательность регионов
- 2. Привлечение иностранных инвестиций в Россию
- 2. Методические указания по организации самостоятельной работы
- 2.1.Требования к написанию реферата (Эссе)
- 2.2.Методические рекомендации по подготовке научного доклада
- Выбор темы научного доклада
- 2. Подбор материалов
- 3. Составление плана доклада
- Оформление материалов выступления
- 5. Подготовка к выступлению
- Темы научных докладов
- 2.3. Рабочая тетрадь
- Тема 1. Введение в макроэкономику
- Логика курса
- 3. Задачи
- Тема 2, 3, 4. Макроэкономическое равновесие.
- 2. Тесты
- 3. Задачи
- Тема 5,6. Макроэкономическая нестабильность. Инфляция и безработица как формы проявления макроэкономической нестабильности
- Логика курса
- 3. Задачи
- 4. Эссе
- Тема 7. Государственное макроэкономическое регулирование. Фискальная политика государства. Денежно-кредитная политика государства. Политика доходов.
- Логика курса.
- 3. Задачи
- Тема 8. Экономический рост
- Логика курса
- 3. Задачи
- Тема 9. Интернационализация экономических процессов и внешнеэкономическая политика государства
- Логика курса
- 3. Задачи
- 4. Эссе
- 3. Технические средства обучения и контроля1
- 4. Инновационные методы обучения
- 5. Список рекомендуемой литературы методические рекомендации по работе с литературой
- 5.1. Основная литература
- 5.2. Дополнительная литература
- 5.3. Интернет-ресурсы
- 6. Глоссарий
- Ш. Учебные материалы
- 1.2. Национальный объем производства и методы его измерения
- 1.3. Национальное богатство. Чистое экономическое благосостояние
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 2. Макроэкономическое равновесие
- Упрощенная таблица затрат и результатов (гипотетические данные)
- 2.2. Базовая модель совокупного спроса – совокупного предложения «ad – as»
- 2.3. Равновесие в модели «as-ad»
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 3. Классическая модель
- 3.2. Полная классическая модель общего экономического равновесия
- Вопросы для самоконтроля
- 4.2. Денежный рынок в Кейнсианской модели оэр
- 4.3. Совместное равновесие на рынке благ и денег. Модель «is-lm»
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 5. Макроэкономическая нестабильность: циклический и нециклический аспекты.
- 5.2. Классификация циклов в экономике
- 5.3. Причины деловых циклов. Мультипликационно-акселерационный механизм циклов
- 5.4. Основные направления развития антициклического регулирования и их специфика в современной экономике
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 6. Инфляция и безработица
- 6.2. Социально-экономические последствия инфляции
- 6.3. Безработица и ее формы
- 6.4. Кривая Филлипса в краткосрочном и долгосрочном периоде
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 7. Государственное макроэкономическое
- 7.2. Фискальная политика государства
- 7.3. Денежно-кредитная политика государства
- 7.4. Политика доходов
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 8. Экономический рост
- 8.2. Факторы и модели экономического роста
- 8.3. Современные тенденции экономического роста
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 9. Интернационализация
- 9.2. Особенности мировых рынков товаров, услуг и валют
- 9.3. Открытая национальная экономика. Особенности равновесия в открытой экономике. Модель Манделла – Флеминга
- 9.4. Платежный баланс страны
- 9.5. Глобализация экономики и ее последствия
- Вопросы для самоконтроля
- 2. Лабораторный практикум
- 2.1. Логика лабораторного практикума
- Решение:
- 12. Задача:
- Решение: