4.2. Денежный рынок в Кейнсианской модели оэр
Денежная масса в простейшей кейнсианской модели задается извне соответствующей политикой центрального банка. На эти деньги в экономике существует спрос. Чем же определяется денежный спрос или предпочтение ликвидности? Три мотива определяют уровень денежной наличности, накапливаемой индивидами: трансакционный мотив, вытекающий из потребности товарно-денежного обращения; мотив предосторожности, тесно связанный с первым; и спекулятивный мотив, непосредственно определяющий непредвиденные изменения в склонности к ликвидности и влияющий на динамику процентной ставки.
Трансакционный мотив (деньги для сделок и текущих платежей) – это деньги способные обслуживать обмен товаров с минимальными издержками. Одним из оснований трансакционного спроса на деньги Кейнс считал «необходимость заполнения интервалов между получением дохода и его расходованием. Напряженность этого мотива зависит, главным образом, от величины дохода и нормальной продолжительности временного периода между его получением и расходованием». Когда продолжительность интервала между получением дохода и его расходованием остается постоянным, трансакционный денежный остаток индивида представляет собой постоянную долю его денежного дохода:
,
где Мd – спрос на деньги по трансакционному мотиву;
P – уровень цен;
Y – национальный доход;
К – величина, обратная частоте получения индивидами денежного дохода.
Сила трансакционного мотива спроса на деньги прямо пропорциональна уровню цен, величине национального дохода и обратно пропорциональна частоте получения дохода.
Мотив предосторожности (на случай непредвиденных платежей). Сущность этого мотива заключается в неуверенности относительно будущего и желании обеспечить для себя возможность распоряжаться определенной частью ресурсов в форме денежной наличности.
Спекулятивный мотив спроса на деньги (предпочтение ликвидности). Этот спрос зависит не от объема национального дохода, а от высоты процентной ставки. Механизм предпочтения ликвидности можно объяснить следующим образом. Каждому объему дохода через потребительскую функцию соответствуют определенные потребительские расходы и объем сделок, которые должны быть обслужены с помощью денег, формирует трансакционный спрос на них. Остаток дохода население сберегает, делая при этом выбор, поместить ли сберегаемые средства в ценные бумаги (облигации, акции) или держать их в виде наличных денег (ликвидности).
Хранение денег в ликвидной форме не приносит доходы. Обладание наличными деньгами сопряжено с издержками. Эти издержки определяются величиной утраченного дохода. Утраченный доход есть недополученная норма процента. С ростом нормы процента стремление располагать ликвидными средствами ослабевает и, наоборот, со снижением нормы процента стремление располагать ликвидными средствами возрастает. Если норма процента низка, то предпочтительнее располагать ликвидными средствами в расчете на изменение конъюнктуры – рост нормы процента.
Помещение средств в ценные бумаги приносит доход, но сопряжено с риском курсового проигрыша, т. е. с возможностью потерь при продаже этих ценных бумаг, в случае если их курс понизится. Курс ценных бумаг находится в зависимости от высоты процентной ставки – чем выше процентная ставка, тем ниже курс обращающихся на рынке ценных бумаг и наоборот
,
где В0 – текущая рыночная цена облигации;
i0 – текущая процентная ставка по облигациям.
При решении вопроса о распределении сберегаемых средств между вложениями в ценные бумаги и хранением в ликвидной форме, решающую роль играют ожидание экономических агентов относительно будущей динамики процентной ставки. Если по их представлению, уровень процентной ставки достаточно высок, и можно ожидать ее понижения, то следует приобретать облигации и уменьшать запасы денег, рассчитывая таким образом повысить свой доход в будущем. Если же текущая процентная ставка расценивается как слишком низкая и велика вероятность ее повышения, то следует ожидать скорого падения цены облигации, поэтому необходимо их продавать, увеличивая тем самым запасы денег.
Отсюда можно сделать вывод: чем выше ставка процента, тем ниже спрос на деньги по спекулятивному мотиву. Иначе говоря, спрос на деньги по спекулятивному мотиву есть убывающая функция от процентной ставки.
Формально это можно выразить уравнением
где Мd – спрос на деньги по спекулятивному мотиву;
L – функция предпочтения ликвидности;
i – текущая процентная ставка.
Объединив трансакционный и спекулятивный спрос на деньги, получим общий номинальный спрос на деньги в кейнсианской модели:
.
Первое слагаемое есть результат трансакционного мотива и мотива предосторонности, зависящее от национального дохода, а второе – результат спекулятивного мотива, определяемое процентной ставкой.
График спроса на деньги при уровне национального дохода равному Y1 имеет вид, показанный на рис. 4.6.
Рис. 4.6. График спроса на деньги:
Мd – спрос на деньги для сделок, зависящий от уровня дохода (Y1)
Отрицательный наклон кривой спроса на деньги объясняется следующими причинами:
1) снижением нормы процента, сопровождающееся расширением инвестиционного спроса, что приводит к повышению занятости и росту национального дохода. Это, в свою очередь, вызывает увеличение спроса на деньги по трансакционному мотиву;
2) увеличением спроса на деньги по спекулятивному мотиву, поскольку чем ниже процентная ставка, тем меньше экономических агентов ожидают ее дальнейшего снижения. Они отдают предпочтение ликвидным денежным средствам.
Спрос на деньги формируется во всех секторах экономики, а предложение денег находится под контролем центрального банка страны. Теоретически равновесие на денежном рынке достигается, когда спрос на реальные кассовые остатки соответствует денежному предложению.
В кейнсианской теории равновесие на денежном рынке устанавливается, когда все созданное банковской системой денежное предложение полностью распределено между трансакционным и спекулятивным спросом на деньги и держится субъектами в виде реальных кассовых остатков:
.
Предложение денег и спрос на деньги являются функциями одних и тех же переменных – национального дохода и процентной ставки. При заданном количестве находящихся в обращении денег существует ряд парных значений нормы процента и дохода, обеспечивающих равновесие на денежном рынке. Все эти возможные комбинации составляют уравнение линии LМ («предпочтение ликвидности – деньги»).
Процесс построения линии LМ иллюстрирует рис. 4.7.
Рис. 4.7. Равновесие денежного рынка
По вертикальной оси вверх отложен уровень процента, а вниз – объем денежной массы. По горизонтальной – вправо – объем дохода, а влево – снова объем денежной массы. Кривая Lим в квадранте IV представляет собой спекулятивный спрос на деньги, который зависит от уровня процента.
Кривая Lсд в квадранте II является графиком трансакционального спроса на деньги, который определяется величиной дохода.
Согласно условию равновесия денежного рынка величина денежной массы должна в определенной пропорции распределяться между спекулятивным и трансакционным спросом. Предположим, что в производственном секторе создан определенный размер дохода, например Y0. Потребность в деньгах для обеспечения текущих сделок (трансакциональный спрос) составит величину к (Y0). При каждом возможном уровне дохода спрос на деньги для осуществления сделок поглощает определенную часть общего предложения денег. Оставшаяся часть денежной массы используется для удовлетворения нужд спекулятивного характера. Получим точку L(i) на линии ММ в III квадранте. Проецируя ее на график спекулятивного спроса, находят высоту процентной ставки, поддержание которой необходимо для того, чтобы вся оставшаяся после удовлетворения потребности в обслуживании текущих сделок денежная масса была поглощена вторым компонентом спроса на ликвидность. Такой процентной ставкой на графике является i0.
Итак, на денежном рынке, так же как и на товарном, каждому объему дохода соответственно устанавливается определенный уровень процента. Функциональная зависимость между доходом и высотой процентной ставки на денежном рынке отражена в форме кривой LМ в I квадранте. Денежный рынок не может находиться в положении равновесия в какой - либо точке, не принадлежащей кривой LМ.
- Учебно-методический комплекс
- I. Учебная программа дисциплины 5
- II. Методические указания по изучению дисциплины 96
- I. Учебная программа дисциплины
- 1. Пояснительная записка
- 2. Цели и задачи изучения дисциплины
- 3. Требования к уровню освоения дисциплины
- 4. Содержание дисциплины
- 4.1. Содержание разделов и тем
- 1. Введение в макроэкономику
- 2. Макроэкономическое равновесие
- 3. Классическая модель
- 4. Кейнсианская модель
- 5. Макроэкономическая нестабильность:
- 6. Инфляция и безработица
- 7. Государственное макроэкономическое
- 8. Экономический рост
- 9. Интернационализация экономических процессов и внешнеэкономическая политика государства
- 5. Промежуточный и итоговый контроль знаний
- 5.1. Образцы тестовых и контрольных заданий Методические рекомендации по выполнению тестовых и контрольных заданий
- Тема 1. Общая характеристика макроэкономики Тест
- Тема 2. Базовая модель общего экономического равновесия Тест
- Тема 3. Классическая модель общего экономического равновесия Тест
- Тема 4. Кейнсианская модель общего экономического равновесия Тест
- Тема 5. Макроэкономическая нестабильность Тест
- Тема 6. Инфляция и безработица как формы проявления макроэкономической нестабильности Тест
- Тема 7. Государственное макроэкономическое регулирование Тест
- Тема 8. Экономический рост Тест
- Тема 9. Равновесие и экономическая политика в открытой экономике Тест
- Контрольная работа по теме: «Классическая и Кейнсианская модели общего экономического равновесия» Вариант №1
- Вариант №2
- 5.2. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы
- 1. Выбор темы курсовой работы
- 2. Анализ и изучение литературы
- 3. Составление плана курсовой работы
- 4. Написание текста и оформление курсовой работы
- 5. Защита курсовой работы
- Тематика курсовых работ
- Факультет мировой экономики
- Факультет экономики и менеджмента в сфере услуг
- Финансово-экономический факультет
- Финансово-экономический факультет (специальность «Налоги»)
- Учетно-экономический факультет
- Факультет логистики и коммерции
- Факультет экономики и управления на транспорте
- Факультет государственного и муниципального управления
- Факультет управления персоналом и психологией бизнеса
- Факультет организации рынка
- Факультет организации рынка (для специальности «маркетинг»)
- Факультет экономической кибернетики
- Факультет экономики и менеджмента лесного комплекса
- 5.3. Итоговый контроль: контрольные вопросы, варианты тестов итогового контроля, экзаменационные билеты Контрольные вопросы
- Варианты тестов итогового контроля Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- Вариант 4
- Вариант 5
- Вариант 6
- Вариант 7
- Вариант 8
- Д) все ответы неверны. Вариант 9
- Вариант 10
- Билеты по «макроэкономике»
- II. Методические указания по изучению дисциплины
- 1. Методические указания по выполнению отдельных видов учебной работы
- 1.1. Методика проведения семинарского занятия
- Литература к семинарским занятиям
- Планы семинарских занятий
- 1.3. Методические указания по использованию в обучении метода «mini case-study»
- 1. Инвестиционная привлекательность регионов
- 2. Привлечение иностранных инвестиций в Россию
- 2. Методические указания по организации самостоятельной работы
- 2.1.Требования к написанию реферата (Эссе)
- 2.2.Методические рекомендации по подготовке научного доклада
- Выбор темы научного доклада
- 2. Подбор материалов
- 3. Составление плана доклада
- Оформление материалов выступления
- 5. Подготовка к выступлению
- Темы научных докладов
- 2.3. Рабочая тетрадь
- Тема 1. Введение в макроэкономику
- Логика курса
- 3. Задачи
- Тема 2, 3, 4. Макроэкономическое равновесие.
- 2. Тесты
- 3. Задачи
- Тема 5,6. Макроэкономическая нестабильность. Инфляция и безработица как формы проявления макроэкономической нестабильности
- Логика курса
- 3. Задачи
- 4. Эссе
- Тема 7. Государственное макроэкономическое регулирование. Фискальная политика государства. Денежно-кредитная политика государства. Политика доходов.
- Логика курса.
- 3. Задачи
- Тема 8. Экономический рост
- Логика курса
- 3. Задачи
- Тема 9. Интернационализация экономических процессов и внешнеэкономическая политика государства
- Логика курса
- 3. Задачи
- 4. Эссе
- 3. Технические средства обучения и контроля1
- 4. Инновационные методы обучения
- 5. Список рекомендуемой литературы методические рекомендации по работе с литературой
- 5.1. Основная литература
- 5.2. Дополнительная литература
- 5.3. Интернет-ресурсы
- 6. Глоссарий
- Ш. Учебные материалы
- 1.2. Национальный объем производства и методы его измерения
- 1.3. Национальное богатство. Чистое экономическое благосостояние
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 2. Макроэкономическое равновесие
- Упрощенная таблица затрат и результатов (гипотетические данные)
- 2.2. Базовая модель совокупного спроса – совокупного предложения «ad – as»
- 2.3. Равновесие в модели «as-ad»
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 3. Классическая модель
- 3.2. Полная классическая модель общего экономического равновесия
- Вопросы для самоконтроля
- 4.2. Денежный рынок в Кейнсианской модели оэр
- 4.3. Совместное равновесие на рынке благ и денег. Модель «is-lm»
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 5. Макроэкономическая нестабильность: циклический и нециклический аспекты.
- 5.2. Классификация циклов в экономике
- 5.3. Причины деловых циклов. Мультипликационно-акселерационный механизм циклов
- 5.4. Основные направления развития антициклического регулирования и их специфика в современной экономике
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 6. Инфляция и безработица
- 6.2. Социально-экономические последствия инфляции
- 6.3. Безработица и ее формы
- 6.4. Кривая Филлипса в краткосрочном и долгосрочном периоде
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 7. Государственное макроэкономическое
- 7.2. Фискальная политика государства
- 7.3. Денежно-кредитная политика государства
- 7.4. Политика доходов
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 8. Экономический рост
- 8.2. Факторы и модели экономического роста
- 8.3. Современные тенденции экономического роста
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 9. Интернационализация
- 9.2. Особенности мировых рынков товаров, услуг и валют
- 9.3. Открытая национальная экономика. Особенности равновесия в открытой экономике. Модель Манделла – Флеминга
- 9.4. Платежный баланс страны
- 9.5. Глобализация экономики и ее последствия
- Вопросы для самоконтроля
- 2. Лабораторный практикум
- 2.1. Логика лабораторного практикума
- Решение:
- 12. Задача:
- Решение: