24.1. Государственное регулирование экономики. Модели взаимоотношений экономики и государства
Огромная роль государства и способность его регулировать некоторые экономические процессы зависит от связи экономики и политики, от разработки экономической политики.
Государство представляет собою стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов. Государство формулирует принципы и организует формы общественной жизни, образуя основу институциональной иерархии. Государство породило новую форму общественной обусловленности поведения человека, отделив общий интерес от частного.
Поэтому возникновение и существование государства является не только исторически необходимым, но и общественно прогрессивным и значимым фактором развития.
С возникновением государства складывается сфера его экономической деятельности. Экономическая политика государства становится составным звеном и необходимым элементом рыночной системы. «Видимая рука» правительства должна регулировать «невидимую руку» конкуренции, о которой писал А. Смит.
В силу этих обстоятельств государство становится предметом изучения экономической теории. При этом надо заметить, что долгое время происходило отождествление экономической роли государства с самой наукой — политической экономией. Поэтому и до сего времени предпринимаются попытки свести экономическую теорию к экономической политике.
Государственное вмешательство в экономику является объективно необходимым для любого правительства независимо от того, рыночная это экономика или командно-распределительная. В распределительной экономике государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. Здесь просто нечего регулировать. Однако такая система на деле показала свою неэффективность и несостоятельность.
В рыночном хозяйстве перед правительством не стоят задачи непосредственной организации производства товаров и распределения ресурсов. Оно не имеет права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведенными товарами, как это происходит в командно-распределительной экономике.
Рыночная система — это прежде всего прерогатива в принятии решений производителями и потребителями. И все же регулирующие функции государства и здесь приобретают исключительное значение.
Рыночный механизм не в состоянии разрешить все проблемы экономического роста. Уже в период свободной конкуренции значительная часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности и государство вынуждено брать на себя содержание больших структур экономики: железных дорог, почты, телеграфа и т. п. Усиление межгосударственной интеграции на основе разделения труда приводит к перерастанию общих экономических процессов за национальные границы, формированию новых социально-экономических проблем, связанных с обороной, наукой, регулированием социальных отношений, воспроизводством рабочей силы, экологией и т.д. Появляется острая необходимость вмешательства государственной структуры в механизм регулирования принятия экономических и политических решений.
Как известно, двигательные механизмы немонополистической развитой рыночной экономики одновременно содержат в себе элементы стагнации экономического развития. Это наблюдается прежде всего в том, что системное равновесие в экономике достигается при неполной занятости факторов производства и прежде всего рабочей силы. Для решения противоречий стагнации необходимо привлечь государство с его обширным потенциалом. Государство берет на себя функцию обеспечения совместимости эффективного спроса с полной занятостью.
Россия, как и ряд других стран Европы и Азии, находится в начале пути реформирования экономических структур. Она не имеет достаточного собственного опыта формирования и использования рыночной системы, поэтому целесообразно изучение и использование практики государственного регулирования развитых стран. Изучение опыта позволит избежать повторения многих ошибок в развитии экономики.
Исторически сложились два ведущих методологических подхода к регулированию рыночной экономики развитых стран: кейнсианская школа (теория государственного регулирования хозяйственного механизма) и синтез неокейнсианских, подчас консервативных, доктрин невмешательства государства в хозяйственную жизнь общества.
Оба эти теоретические течения имеют общие основы. Они рассматривают государство как субъект экономической системы, обладающий определенной собственностью и хозяйственными функциями для проведения экономической политики, направленной на достижение стратегических целей общества.
Различия между концепциями сводятся к используемым методам государственного воздействия, вплоть до полного отрицания этого воздействия. Так, австрийский экономист Хайек отмечал, что государство должно выполнять лишь роль «ночного сторожа» (laissez-faire), не вмешиваясь в экономические процессы.
Дж.М.Кейнс и посткейнсианские представители считают, что слежение за состоянием параметров рынка является одной из функций государства (правительства). Любое неравновесное воздействие должно быть зарегистрировано и на базе встроенных стабилизаторов направлено на траекторию равновесного сбалансированного роста. Так правительство воздействует на тот или иной сегмент рынка.
Следует отметить, что в вопросах государственного регулирования экономики кейнсианство неоднородно. Оно распадается на три основных течения: левое (либеральное), консервативное и неоклассическое.
Левое кейнсианство ищет выход из противоречий современной экономики путем увеличения расходов государства на общественные цели: жилищное строительство, здравоохранение, социальное страхование, дорожное строительство и т. д., а также создания условий для роста доходов фермеров, мелких предпринимателей и заработной платы работающих.
Консервативное направление кейнсианства делает ставку на государственное регулирование экономики, главным образом путем максимизации прибылей и сохранения консервативной структуры экономики.
Неоклассическая школа и ее представители полагают, что путем эффективной кредитно-денежной и фискальной политики можно осуществить интеграцию микро-и макровмешательства государства в определение уровня доходов различных слоев населения, координацию инвестиционной политики, стимулирование прогрессивных отраслевых структур и т. д.
Какими объективными обстоятельствами обусловлена необходимость государственного регулирования экономического роста?
Государство призвано корректировать те недостатки, которые присущи рыночному механизму. Как известно, рынок имеет негативные стороны: не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов и защите окружающей среды; не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например рыбных богатств океана. В условиях рынка порой игнорируются потенциально негативные последствия принимаемых решений и не создаются стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования, не гарантируется право на труд и доход, не обеспечивается целенаправленное развитие фундаментальных исследований в науке. Рынок в основном ориентирован не на производство социально-необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги. Он подвержен нестабильному развитию с присущими этому рецессионными и инфляционными процессами. Государство берет на себя ответственность за создание относительно равных условий для взаимного соперничества предпринимательских фирм, для эффективной конкуренции, за ограничения монополизированного производства. Государству требуется направлять экономические ресурсы на удовлетворение коллективных потребностей людей, создавать производство общественных товаров и услуг. Участие государства в экономической жизни диктуется и тем, что ему надлежит заботиться об инвалидах, детях, стариках, малоимущих, регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. Не стоит забывать и о внешней политике, регулировании платежного баланса и валютных курсов.
В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макро- и микроэкономических процессов.
В условиях рынка государственное регулирование экономики (ГРЭ) представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями с целью приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям хозяйствования.
Многие экономисты признают, что государственное регулирование экономики — это целенаправленный, координирующий процесс управленческого воздействия правительства на отдельные сегменты внутреннего и внешних рынков посредством микро- и макроэкономических регуляторов в целях достижения равновесного роста общей экономической системы.
Цели государственного регулирования, находясь в тесной взаимосвязи, неравнозначны по значению, масштабам воздействия и последствиям. В дереве целей ГРЭ можно выделить цели генеральные и конкретные. Среди генеральных целей приоритетными являются достижение экономической и социальной стабильности, обеспечение национальных конкурентных преимуществ, экономической безопасности, адаптации рыночного механизма к различным ситуациям.
Конкретные цели различаются по объектам государственного регулирования, но всегда исходят из необходимости увязки общественных и частных интересов.
К объектам регулирования следует отнести наднациональный уровень межгосударственных союзов национальной экономики, отдельных секторов и регионов, где возникают проблемы, неразрешимые посредством рыночных регуляторов.
Субъектами ГРЭ выступают центральные (федеральные), региональные, муниципальные или коммунальные органы управления. Различают следующие типы государственного регулирования:
полный государственный монополизм в управлении хозяйством. Он был характерен для СССР и стран социалистического содружества, но сохраняется и теперь в некоторых посткоммунистических государствах;
различные варианты сочетания рыночных и государственных регуляторов. Реализованы в «японской», «шведской» моделях, в модели социально ориентированного рыночного хозяйства ФРГ, Австрии, в «китайском» варианте развития;
крайний либерализм, признающий эффективным только условия неограниченного частного предпринимательства. Главным образом присущ США.
Эффективность госрегулирования предопределяется наличием сильной законодательной, исполнительной и судебной государственной власти.
Институциональные структуры государственного регулирования включают в себя административные органы. Степень обособленности этих органов управления, определяющая возможность реализации экономических интересов и последовательность в принятии решений, зависит от уровня централизации управления в стране. Так, для Великобритании характерна более низкая, чем во Франции, степень централизации контроля бюрократии над политикой. В высших административных структурах США преобладает значительное число относительно автономных органов. Для ФРГ характерна более интегрированная система управления — механизм посредничества и агрегирования интересов и их моделей. Так, корпоративная модель предполагает создание специальных институтов для достижения равновесия интересов. Это либеральный корпоративизм Швеции, Новой Зеландии, частный капитализм в Японии, «социетарный» капитализм в Швейцарии.
В плюралистической модели (Италия, Великобритания) отсутствуют специальные механизмы согласования интересов. Они осуществляются в рамках политических процессов с участием парламента, правительства, профсоюзов и партий.
В итоге выделяются две главные модели государственного регулирования через определенные органы государства.
1. Реактивная (адаптационная) модель, характерная для США. Она позволяет четко реагировать на изменения и «осечки» рынка. Это обеспечивается подвижностью структур и функций регулирующих органов, варьированием рычагов прямогои косвенного регулирования на макро- и микроуровне, сочетанием разных форм совместной деятельности государства и частного бизнеса.
2. Проактивная модель госрегулирования (Япония) предполагает предупреждение возможных сбоев в рыночном механизме путем «точной» дозировки объемов государственного вмешательства, использования планирования, координирующих или корректирующих рекомендаций в переговорах государства и предпринимателей.
- Раздел I. Цели и важнейшие понятия общей экономической теории
- Глава 1. Предмет общей экономической теории
- 1.1. Зарождение и развитие экономической теории
- 1.2. Экономические законы и экономические категории
- 1.3. Предмет исследования общей экономической теории
- 1.4. Различные подходы к анализу экономической динамики
- Глава 2. Философские и методологические основы экономической теории
- 2.1. Философия и экономическая теория
- 2.2. Парадигма экономической теории
- 2.3. Методы познания экономических явлений
- Раздел II. Общие основы экономического развития общества
- Глава 3. Теория производства. Общественное производство — исходная основа экономического роста и развития общества
- 3.1. Место производства в функциональной экономической системе. Основные формы производства
- 3.2. Факторы производства
- 3.3. Оптимальная комбинация и эффективность использования факторов производства
- 3.4. Производственная функция
- 3.5. Закон убывающей производительности и возрастания дополнительных затрат
- 3.6. Организационно-правовые формы производства. Предпринимательство и предприятие (фирма)
- Глава 4. Собственность и модели организации экономической системы
- 4.1. Собственность как экономическое явление
- 4.2. Законы собственности и законы присвоения
- 4.3. Виды собственности и формы хозяйствования
- 4.4. Модели организации экономических систем
- 4.5. Место собственности в реформировании экономики
- Раздел III. Основы теории рыночной экономики
- Глава 5. Основные черты рыночной экономики. Теории стоимости
- 5.1. Товар, его свойства и функциональные формы
- 5.2. Альтернативные теории формирования стоимости товара
- Варианты производства и потребления продукта в для одного работника
- 5.3. Деньги — развитая форма товарных отношений. Функции денег. Эволюция денежных систем
- 5.4. Теория цены товара. Виды цен и тарифов
- Глава 6. Рыночные отношения: сущность, функции, структура
- 6.1. Теоретические основы становления рыночных отношений. Инфраструктура и функции рынка
- 6.2. Элементы рыночной экономики. Принципы функционирования
- 6.3. Формирование рыночного механизма. Проблемы редкости
- 6.4. Структура, виды, сегментация рынков
- 6.5. Границы рыночных отношений. Теоремы а. Смита и р. Коуза
- 6.6. Спотовый и срочный рынки
- 6.7. Модели рыночной экономики
- Характеристика различия форвардов, фьючерсов, опционов
- Глава 7. Совершенная и несовершенная рыночная конкуренция. Механизм функционирования рынка
- 7.1. Экономический цикл конкуренции
- 7.2. Свободная, или совершенная, конкуренция
- 7.3. Механизм спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции
- Спрос и предложение на кофе в банках
- 7.4. Эластичность спроса и предложения
- 7.5. Монополистическая, несовершенная конкуренция
- Основные виды рынков
- 7.6. Формы конкуренции в условиях монополистического производства. Ценовая и неценовая конкуренция
- 7.7. Современные подходы к трактовке проблем совершенной и несовершенной конкуренции
- 7.8. Монопольные цены. Механизм равновесия рынка при монопольных ценах
- Образование монопольных цен
- Глава 8. Саморегулирование экономической системы и обеспечение рыночного равновесия
- 8.1. Общая теория и модели экономического равновесия
- 8.2. Механизм формирования рыночного равновесия. Современные модели рыночного равновесия на микроуровне
- 8.3. Конкурентная рыночная система и принцип «невидимой руки»
- 8.4. Экономические рычаги в механизме саморегулируемой рыночной системы
- Раздел IV. Микроэкономика. Экономическое поведение производителей
- Глава 9. Фирма b системе рыночных отношений. Теория фирмы
- 9.1. Основные формы организации предпринимательства
- 9.2. Организационная структура российского бизнеса
- 9.3. Поведение фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции. Стратегия развития фирмы
- 9.4. Теория управления фирмой — менеджмент
- 9.5. Маркетинг как инструмент коммерческой деятельности фирмы
- Глава 10. Формирование предпринимательского капитала
- 10.1. Первоначальное накопление капитала — исходное начало становления предпринимательства
- 10.2. Рынок капиталов, его субъекты и объекты
- 10.3. Внутренние и внешние источники формирования предпринимательского капитала
- 10.4. Кругооборот инвестиционных ресурсов предприятия. Основные и оборотные фонды
- 10.5. Показатели эффективного использования основного и оборотного капитала
- Глава 11. Теория издержек. Производство и издержки
- 11.1. Концепции издержек производства
- 11.2. Виды издержек. Особенности динамики постоянных, переменных и средних издержек при росте объемов производства
- Классификация издержек (затрат) производства
- 11.3. Издержки и использование труда в производстве. Производительность — мера измерения эффективности функционирования фирмы
- 11.4. Факторы, определяющие динамику производительности труда
- Глава 12. Теория прибыли. Распределение результатов производства, экономическая прибыль, предпринимательский доход, заработная плата
- 12.1. Прибыль и факторы, ее определяющие
- 12.2. Условия максимальной прибыли
- 12.3. Предпринимательский доход
- 12.4. Монопольная прибыль
- 12.5. Экономические основы заработной платы
- 12.6. Основные типы систем заработной платы
- Глава 13. Аграрно-промышленное производство
- 13.1. Аграрное производство - особая сфера приложения труда и капитала
- 13.2. Аграрно-техническая революция
- 13.3. Аграрно-промышленный комплекс
- 13.4. Землепользование и землевладение
- 13. 5. Рыночные отношения в аграрно-промышленном комплексе
- Глава 14. Теория ренты
- 14.1. Земельная рента: сущность, формы
- 14.2. Динамика дифференциальной земельной ренты
- 14.3. Неоклассическая теория рентных доходов
- 14.4. Квазирента и доход на текущие инвестиции
- 14.5. Монопольная и другие виды ренты
- 14.6. Цена земли
- 14.7. Теории извлечения ренты
- Глава 15. Региональная экономика и региональная политика
- 15.1. Регион: содержание и функционирование
- 15.2. Региональная рента — мотив региональной хозяйственной ассоциации
- 15.3. Управление и прогнозирование развития региона
- Раздел V. Макроэкономика. Закономерности функционирования национальной экономики. Экономическая политика государства
- Глава 16. Цели и инструменты макроэкономической политики
- 16.1. Макроэкономика — совокупность взаимосвязанных производителей и потребителей товаров и услуг
- 16.2. Экономически равновесное функционирование национальной экономики
- 16.3. Характеристика макроэкономических показателей. Национальное счетоводство
- 16.4. Способы измерения валового национального продукта. Дефлятор валового национального продукта
- 16.5. Воспроизводственная и отраслевая структуры национальной экономики
- 16.6. Научно-технический прогресс — материальная основа формирования эффективной структуры производства. Виды научно-технических инноваций
- 16.7. Метод «затраты - выпуск» и его использование для анализа и прогнозирования структурных взаимосвязей в экономике
- 16.8. Глобальные проблемы структурной перестройки экономики Российской Федерации
- Глава 17. Накопление, потребление, сбережения. Влияние на объем валового национального продукта
- 17.1. Совокупный спрос и совокупное предложение
- 17.2. Кейнсианская модель динамической функции совокупного спроса и совокупного предложения
- 17.3. Потребление и сбережения: взаимосвязи и различия
- Потребление и сбережение
- 17.4. Функциональная роль инвестиций
- 17.5. Потребление, сбережения, инвестиции и макроэкономическое равновесие
- 17.6. Теория мультипликатора
- 17.7. Производные инвестиции
- Глава 18. Экономический рост — обобщающий результат функционирования национальной экономики
- 18.1. Экономический рост: понятие, подходы к анализу
- 18.2. Цели, эффективность и качество экономического роста
- 18.3. Прямые и косвенные факторы экономического роста
- 18.4. Экстенсивный и интенсивный типы экономического роста. Типы научно-технического прогресса
- 18.5. Основные модели равновесного экономического роста
- 18.6. Концепции стадий экономического роста
- 18.7. Глобальные проблемы роста экономики Российской Федерации
- Глава 19. Цикличность развития экономики и экономические кризисы. Краткосрочное и среднесрочное неравновесие в экономике. Теория кризисов
- 19.1. Цикличность как всеобщая форма экономической динамики
- 19.2. Классификация и периодичность кризисов
- Основные типы циклов
- 19.3. Особенности в подходах к проблеме циклов
- Классификации теорий цикла
- 19.4. Основы математического моделирования цикличности
- 19.5. Особенности экономического кризиса России (конец 80-х-90-е годы). Стабилизационные программы
- Сравнительная динамика фактического и потенциального конечного продукта материального производства в 1987 — 1994 гг.
- Глава 20. Теория человеческого капитала. Труд, занятость, безработица
- 20.1. Роль человека в современной экономике
- 20.2. Концепции занятости населения
- 20.3. Рынок труда
- 20.4. Безработица и ее виды
- 20.5. Миграция трудовых ресурсов
- 20.6. Закономерности формирования человеческого капитала
- Глава 21. Денежно-кредитная система. Рынок ссудных капиталов и ценных бумаг
- 21.1. Денежная масса, спрос и предложение денег. Денежный рынок
- 21.2. Сущность, функции и формы кредита
- 21.3. Кредитный механизм: содержание, диалектика развития
- 21.4. Банки, их виды и функции
- 21.5. Ссудный процент, закономерности его динамики
- 21.6. Рынок кредитных ресурсов: перспективы развития
- 21.7. Фиктивный капитал, рынок ценных бумаг, фондовая биржа
- 21.8. Становление вексельного рынка
- 21.9. Макрорегулирование денежно-кредитной системы. Кейнсианская теория процента и денег
- Глава 22. Инфляция и антиинфляционное регулирование
- 22.1. Инфляция и ее виды. Механизм развития инфляции
- 22.2. Социально-экономические последствия инфляции
- 22.3. Кривая Филлипса и стагфляция
- 22.4. Антиинфляционная политика
- Глава 23. Финансовая система и финансовая политика общества
- 23.1. Финансы общества, сущность и роль в обеспечении экономического роста
- 23.2. Государственный бюджет
- 23.3. Налоги как экономическая база и инструмент финансовой политики государства
- 23.4. Фискальная политика. Мультипликатор государственных расходов и совокупный спрос
- 23.5. Налоговый мультипликатор
- 23.6. Государственный долг
- 23.7. Механизм реализации фискальной политики в переходной экономике России
- Глава 24. Государственное макрорегулирование смешанной экономики. Экономические функции правительства
- 24.1. Государственное регулирование экономики. Модели взаимоотношений экономики и государства
- 24.2. Функциональные экономические системы — объекты государственного регулирования. Экономические функции правительства
- 24.3. Методы государственного экономического регулирования. Макромаркетинг
- 24.4. Общегосударственное планирование — один из методов регулирования экономики
- 24.5. Основные направления государственного регулирования экономики
- Глава 25. Совокупные доходы населения и социальная политика государства
- 25.1. Доходы населения, их виды и источники формирования. Номинальный и реальный доход
- 25.2. Распределение личных доходов и эволюция социальной структуры общества. Диверсификация социального статуса
- 25.3. Уровень жизни и бедность
- 25.4. Социально-экономическая мобильность и общественный прогресс
- 25.5. Государственное регулирование распределения доходов
- 25.6. Системы социальной защиты
- 25.7. Экономическая эффективность и равенство: противостояние или единство
- Раздел VI. Мегаэкономика. Экономические основы и тенденции развития мирохозяйственных связей
- Глава 26. Мировое хозяйство и динамика его эволюции. Интеграционные процессы в мировой экономике
- 26.1. Этапы становления, основные черты мирового хозяйства
- 26.2. Новый этап интернациональных экономических процессов
- 26.3. Мировая торговля: виды, структура
- 26.4. Международная миграция капитала и рабочей силы
- 26.5. Интеграционные процессы в мировой экономике
- 26.6. Транснациональные корпорации
- Глава 27. Международная валютно- финансовая система
- 27.1. Валютные рынки: принципы организации, институты, средства обмена
- 27.2. Платежный баланс
- Платежный баланс России за 1 кв. 1996 г. В млн долл. Сша
- 27.3. Валютный курс: системы, факторы, паритет
- 27.4. Равновесие в модели открытой экономики
- 27.5. Конвертируемость валюты. Проблемы конвертируемости рубля
- 27.6. Международная валютная система