Логика курса.
А. Ответьте на следующие вопросы:
1. Сформулируйте основные положения экономической теории государства. В чем суть модели государства Норта и модели «Экономика права» Познера.
2. В каких областях рынок терпит фиаско, и государство вынуждено выполнять экономические функции?
3. Что такое общественные товары?
4. Что понимается под экстернальными или побочными издержками в экономике?
5. Какова роль государства в установлении рамочных условий функционирования экономики?
6. Формы, методы и инструменты государственного вмешательства в экономику существуют и используются в реальной экономике?
7. Каковы пределы государственного вмешательства в экономику?
8. В чем единство и различия государственной экономической политики и государственного регулирования экономики?
9. Каковы основные направления государственного регулирования экономики?
10. Чем отличаются задачи краткосрочной и долгосрочной экономической политики?
11. В чем заключается фискальная политика государства?
12. Охарактеризуйте следующие формы фискальной политики: дискреционная, автоматическая и общая формы фискальной политики.
13. Сформулируйте основные принцип налоговой системы.
14. Какие виды налогов Вы знаете? Каковы функции налогов?
15. В чем состоит эффект А. Лаффера?
17. В чем состоит влияние налогов на совокупный спрос, доход и мультипликатор.
18. Каков механизм действия налогового мультипликатора?
19. Дайте понятие государственных расходов. Какие виды государственных расходов Вы знаете?
20. Рассмотрите механизм действия мультипликатора госрасходов.
21. Объясните эффекты вытеснения частных инвестиций и привлечения инвестиций, связанные с государственными расходами.
22. Раскройте воздействие изменений в государственных расходах на макроэкономические показатели в длительном периоде. В чем суть фискального импульса?
23. Дайте понятие государственного бюджета. Какова его структура?
24. Какие концепции регулирования бюджетного дефицита существуют в экономической теории? Охарактеризуйте концепцию ежегодного сбалансирования, циклического сбалансирования и функциональных финансов.
25. Рассмотрите источники финансирования бюджетного дефицита: источники. Выявите последствия реализации вариантов финансирования бюджетного дефицита из различных источников.
26. Сформулируйте теорему Хаавельмо и выведите мультипликатор сбалансированного бюджета.
27. Дайте понятие государственного долга: внутреннего и внешнего. Какую роль играет государственный долг (внутренний и внешний) в формировании благосостояния будущих поколений?
28. Какие методы снижения внешнего долга Вы знаете?
29. Как формируется денежное предложение? Какую роль в этом процессе играют Центральный банк, система коммерческих банков и публика?
30. Какие инструменты денежно-кредитной политики Вы знаете?
31. Что такое денежная база, денежная масса? Какие денежные агрегаты Вы знаете?
32. Раскройте механизм действия денежного мультипикатора.
32. Покажите механизм регулирования Центральным Банком денежного предложения с помощью операций на открытом рынке, учетной ставки и обязательных резервных требований.
33. Покажите, каким образом изменения в денежном запасе влияют на реальные макроэкономические показатели в коротком и длительном периодах.
34. Что такое стимулирующая и сдерживающая денежно-кредитная политики?
35. Дайте понятие и сформулируйте цели политики доходов.
36. Основные инструменты характеризующие распределение доходов: кривая Лоренца, коэффициент Джини, децильный коэффициент
37. В чем заключается проблема сочетания эффективности и справедливости в процессе распределения и перераспределения доходов в обществе?
Б. Дайте определения следующих понятий и категорий
Экономическая политика государства
|
Государственное регулирование экономики
|
Общественные товары
|
Фискальная политика государства
|
Дискреционная фискальная политика государства
|
Автоматическая фискальная политика государства
|
Налог
|
Государственные расходы
|
Мультипликатор налоговый
|
Мультипликатор государственных расходов
|
Государственный бюджет
|
Дефицит госбюджета
|
Профицит госбюджета
|
Мультипликатор сбалансированного бюджета
|
Государственный долг
|
Внутренний государственный долг
|
Внешний государственный долг
|
Денежно-кредитная политика
|
Ставка рефинансирования (учетная)
|
Норма обязательных резервов
|
Операции на открытом рынке государственных ценных бумаг
|
Денежная база
|
Денежный мультипликатор
|
Денежная масса
|
Денежные агрегаты: М0
М1
М2
М3
М4
|
Политика доходов
|
Кривая Лоренца
|
Коэффициент Джини
|
Децильный коэффициент
|
В. Заполните свободные клетки таблицы:
Меры фискальной политики
Стимулирующие | Сдерживающие |
|
|
Встроенные стабилизаторы
В доходной части бюджета | В расходной части бюджета |
|
|
Г. Дайте графическую интерпретацию эффекта Лаффера
|
Д. Используя модель «AD-AS» покажите графически воздействие роста и снижения налогов на уровень цен и национальный объем производства.
Рост налогов | Снижение налогов |
|
|
Е. Используя модель «кейнсианского креста» покажите воздействие изменения величины налогов на величину национального дохода и национальных расходов.
Национальный доход | Национальные расходы |
|
|
Ж. Сравните налоговый мультипликатор и мультипликатор государственных расходов (формулы для исчисления и механизм действия).
Налоговый мультипликатор | Мультипликатор государственных расходов |
|
|
З. Нарисуйте график спроса и предложения денег.
|
И. Покажите графически воздействие на денежную массу (М) и ставку процента (r) операций на открытом рынке государственных ценных бумаг.
Купля | Продажа |
|
|
К. Сравните уровень дифференциации доходов населения в двух странах (рис.1)
Рис. 1. Кривые Лоренца,
отражающие характер распределения доходов в стране А и в стране В
(N - доля населения, Y – доля дохода)/
Тесты
тест | обоснование |
1. Необходимость вмешательства государства в экономику обусловлена следующим: а) несовершенством рыночной системы; б) установлением экономических связей между фирмами; в) необходимостью решения социальных задач; г) все ответы верны. Найдите правильные ответы. |
|
2. Необходимость государственного регулирования макроэкономического равновесия впервые была обоснована в теории: а) кейнсианцев; б) классиков; в) маржиналистов; г) монетаристов; д) неоклассиков. |
|
3. Основные направления государственного участия в экономике: а) структурное регулирование экономики; б) стабилизация экономики; в) обеспечение экономического роста; г) обеспечение собственников факторными доходами; д) обеспечение эффективного денежного обращения; е) все ответы верны. Найдите все правильные ответы. |
|
4. Высшие цели государственного регулирования: а) формирование наиболее благоприятных условий для поддержания экономического развития; б) рациональное использование ресурсов; в) общественная стабильность; г) все ответы верны; д) все ответы неверны. |
|
5. Основные цели госрегулирования (своего рода конкретно-целевая группа): а) экономический рост; б) полная занятость; в) стабильность уровня цен; г) внешнеэкономическое равновесие; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. |
|
6. Административные методы государственного регулирования экономики: а) штрафы и санкции; б) меры по разрешению, запрету и ограничению деятельности экономических субъектов; в) изменение налоговых ставок; г) все ответы верны. |
|
7. Косвенные методы государственного регулирования: а) государственные расходы; б) государственные субсидии; в) налоговое регулирование; г) денежно-кредитная политика; д) все ответы верны. Выберите все верные ответы. |
|
8. Укажите среди пар экономических целей противоречивую: а) социально-экономическая стабильность и экономический рост; б) ускорение экономического роста и охрана окружающей среды; в) социально-экономическая стабильность и полная занятость; г) экономический рост и ускорение НТП. |
|
9. Общественные блага отличаются от частных тем, что они: а) делимы; б) находятся в индивидуальном пользовании; в) неделимы; г) находятся в общественном пользовании; д) неделимы, и находятся в индивидуальном пользовании. Найдите все правильные ответы. |
|
10. Все перечисленное ниже может быть отнесено к чистым общественным благам, кроме: а) государственного управления; б) жилищного строительства; в) организации футбольного матча на стадионе; г) пожарной службы; д) шоссейных дорог с активным движением. Найдите все правильные ответы. |
|
11. Регулирование экономики с помощью фискальной политики в основном осуществляется; а) федеральным правительством; б) совместно правительствами областей и местными администрациями; в) только правительствами областей; г) только местными администрациями. |
|
12. При одновременном увеличении государственных налогов и расходов на одну и ту же величину: а) равновесный уровень выпуска сократится; б) равновесный уровень выпуска останется неизменным; в) равновесный уровень выпуска увеличится; г) для правильного ответа не хватает данных; д) правильный ответ отсутствует. |
|
13. К встроенным стабилизаторам относятся: а) прогрессивная налоговая система; б) система социального страхования; в) система участия в прибылях; г) система фиксированных дивидендов; д) все ответы верны. |
|
14. Фискальная политика, направленная на стимулирование экономической активности (расширительная), предполагает: а) уменьшение налоговых ставок и сокращение государственных расходов; б) увеличение налоговых ставок и сокращение государственных расходов; в) уменьшение налоговых ставок и увеличение государственных расходов; г) увеличение налоговых ставок и увеличение государственных расходов. |
|
15. Под фискальной политикой государства понимается: а) политика, направленная на сокращение, или увеличение совокупного спроса; б) политика, направленная на изменение совокупного предложения; в) регулирование государственных расходов и налогообложения с целью достижения неинфляционного роста национального производства и обеспечения полной занятости; г) изменение массы денег в обращении с целью достижения неинфляционного роста национального производства. |
|
16. Мультипликатор налогов: а) показывает изменения национального дохода, связанные с изменениями в совокупных расходах; б) показывает долю потребления в располагаемом доходе; в) это отношение между общими потребительскими расходами и национальным доходом; г) показывает изменения в национальном доходе, обусловленные изменениями в налогах. |
|
17. Фискальная политика государства призвана: а) поддерживать баланс доходов и расходов государственного бюджета; б) создавать условия для успешного ведения бизнеса; в) противодействовать колебаниям экономической конъюнктуры; г) осуществлять перераспределение доходов. |
|
18. Рестрикционная фискальная политика предполагает: а) уменьшение ставки подоходного налога; б) уменьшение ставок налогов на прибыль; в) снижение объема государственных закупок товаров и услуг; г) увеличение объема государственных закупок товаров и услуг; д) правильный ответ отсутствует. |
|
19. Дискреционной фискальной политикой называется: а) изменение доходов и расходов государственного бюджета, проводимое по решению правительства; б) автоматическое изменение государственных расходов и налогов; в) изменение объема государственных закупок товаров и услуг; г) применение особых инструментов макроэкономической политики. |
|
20. Наиболее сильное воздействие на экономику оказывает следующий инструмент кредитной политики: а) изменение нормы обязательных резервов; б) изменение ставки процента ЦБ; в) изменение размера государственных расходов; г) действия ЦБ на открытом рынке. |
|
21. Если власти хотят уменьшить значение банковского мультипликатора, то они должны: а) уменьшить норму обязательных резервов; б) увеличить норму обязательных резервов; в) увеличить банковские резервы; г)правильный ответ отсутствует. |
|
22. Политика дешевых денег считается не достигшей успеха, если: а) кривая инвестиционного спроса сдвигается влево; б) график сбережений падает вниз; в) кривая инвестиционного спроса сдвигается вправо; г) правильный ответ отсутствует. |
|
23. Допустим, Вы можете вложить свои деньги в облигации, но предпочитаете в данный момент держать их в форме наличности. Если Вы руководствовались кейнсианской концепцией спроса на деньги, то Ваш выбор означает, что в момент принятия Вами решения: а) процентная ставка была низкая, и Вы ожидали ее повышения; б) процентная ставка была высокой, и Вы ожидали ее понижения; в) Вы действовали по наитию; г) правильный ответ. |
|
24. Спрос на деньги отражает: а) обратную зависимость от динамики уровня цен; б) обратную зависимость от динамики ВВП; в) прямую зависимость от рыночной ставки процента; г) все перечисленное неверно. |
|
25. Если Центральный банк проводит рестрикционную денежно-кредитную политику, то он: а) понижает учетную ставку процента; б) продает государственные ценные бумаги на открытом рынке; в) покупает иностранную валюту на валютном рынке страны; г) понижает норму обязательных резервов. |
|
26. Если Центральный банк страны снижает норму обязательных резервов, то тем самым он способствует: а) понижению общего уровня цен; б) увеличению объема личных сбережений граждан; в) повышению курса государственных ценных бумаг; г) увеличению размеров денежного предложения. |
|
27.Центральный банк России принимает меры для изменения динамики прироста денежной массы. Эти мероприятия призваны содействовать реализации такой экономической функции государства, как: а) сглаживание неравномерности в доходах; б) обеспечение общественными благами; в) достижение макроэкономической стабилизации; г) структурное регулирование; д) антимонопольное регулирование. |
|
28. Уменьшение индекса Джини свидетельствует: а) о снижении неравенства в распределении доходов населения; б) об увеличении неравенства в распределении доходов населения; в) о росте налогового бремени; г) правильный ответ отсутствует. |
|
29. Мультипликатор сбалансированного бюджета предполагает: а) сбалансированное изменение в доходной и расходной частях; б) многократное изменение потребления при однократном изменении налогов; в) превышение роста дохода над ростом инвестиций; г) все перечисленное. |
|
30. К механизмам сокращения внешней задолженности относят: а) реструктуризацию задолженности; б) выкуп долга; в) обмен долга на акционерный капитал; г) замену существующих долговых обязательств новыми обязательствами. |
|
- Учебно-методический комплекс
- I. Учебная программа дисциплины 5
- II. Методические указания по изучению дисциплины 96
- I. Учебная программа дисциплины
- 1. Пояснительная записка
- 2. Цели и задачи изучения дисциплины
- 3. Требования к уровню освоения дисциплины
- 4. Содержание дисциплины
- 4.1. Содержание разделов и тем
- 1. Введение в макроэкономику
- 2. Макроэкономическое равновесие
- 3. Классическая модель
- 4. Кейнсианская модель
- 5. Макроэкономическая нестабильность:
- 6. Инфляция и безработица
- 7. Государственное макроэкономическое
- 8. Экономический рост
- 9. Интернационализация экономических процессов и внешнеэкономическая политика государства
- 5. Промежуточный и итоговый контроль знаний
- 5.1. Образцы тестовых и контрольных заданий Методические рекомендации по выполнению тестовых и контрольных заданий
- Тема 1. Общая характеристика макроэкономики Тест
- Тема 2. Базовая модель общего экономического равновесия Тест
- Тема 3. Классическая модель общего экономического равновесия Тест
- Тема 4. Кейнсианская модель общего экономического равновесия Тест
- Тема 5. Макроэкономическая нестабильность Тест
- Тема 6. Инфляция и безработица как формы проявления макроэкономической нестабильности Тест
- Тема 7. Государственное макроэкономическое регулирование Тест
- Тема 8. Экономический рост Тест
- Тема 9. Равновесие и экономическая политика в открытой экономике Тест
- Контрольная работа по теме: «Классическая и Кейнсианская модели общего экономического равновесия» Вариант №1
- Вариант №2
- 5.2. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы
- 1. Выбор темы курсовой работы
- 2. Анализ и изучение литературы
- 3. Составление плана курсовой работы
- 4. Написание текста и оформление курсовой работы
- 5. Защита курсовой работы
- Тематика курсовых работ
- Факультет мировой экономики
- Факультет экономики и менеджмента в сфере услуг
- Финансово-экономический факультет
- Финансово-экономический факультет (специальность «Налоги»)
- Учетно-экономический факультет
- Факультет логистики и коммерции
- Факультет экономики и управления на транспорте
- Факультет государственного и муниципального управления
- Факультет управления персоналом и психологией бизнеса
- Факультет организации рынка
- Факультет организации рынка (для специальности «маркетинг»)
- Факультет экономической кибернетики
- Факультет экономики и менеджмента лесного комплекса
- 5.3. Итоговый контроль: контрольные вопросы, варианты тестов итогового контроля, экзаменационные билеты Контрольные вопросы
- Варианты тестов итогового контроля Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- Вариант 4
- Вариант 5
- Вариант 6
- Вариант 7
- Вариант 8
- Д) все ответы неверны. Вариант 9
- Вариант 10
- Билеты по «макроэкономике»
- II. Методические указания по изучению дисциплины
- 1. Методические указания по выполнению отдельных видов учебной работы
- 1.1. Методика проведения семинарского занятия
- Литература к семинарским занятиям
- Планы семинарских занятий
- 1.3. Методические указания по использованию в обучении метода «mini case-study»
- 1. Инвестиционная привлекательность регионов
- 2. Привлечение иностранных инвестиций в Россию
- 2. Методические указания по организации самостоятельной работы
- 2.1.Требования к написанию реферата (Эссе)
- 2.2.Методические рекомендации по подготовке научного доклада
- Выбор темы научного доклада
- 2. Подбор материалов
- 3. Составление плана доклада
- Оформление материалов выступления
- 5. Подготовка к выступлению
- Темы научных докладов
- 2.3. Рабочая тетрадь
- Тема 1. Введение в макроэкономику
- Логика курса
- 3. Задачи
- Тема 2, 3, 4. Макроэкономическое равновесие.
- 2. Тесты
- 3. Задачи
- Тема 5,6. Макроэкономическая нестабильность. Инфляция и безработица как формы проявления макроэкономической нестабильности
- Логика курса
- 3. Задачи
- 4. Эссе
- Тема 7. Государственное макроэкономическое регулирование. Фискальная политика государства. Денежно-кредитная политика государства. Политика доходов.
- Логика курса.
- 3. Задачи
- Тема 8. Экономический рост
- Логика курса
- 3. Задачи
- Тема 9. Интернационализация экономических процессов и внешнеэкономическая политика государства
- Логика курса
- 3. Задачи
- 4. Эссе
- 3. Технические средства обучения и контроля1
- 4. Инновационные методы обучения
- 5. Список рекомендуемой литературы методические рекомендации по работе с литературой
- 5.1. Основная литература
- 5.2. Дополнительная литература
- 5.3. Интернет-ресурсы
- 6. Глоссарий
- Ш. Учебные материалы
- 1.2. Национальный объем производства и методы его измерения
- 1.3. Национальное богатство. Чистое экономическое благосостояние
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 2. Макроэкономическое равновесие
- Упрощенная таблица затрат и результатов (гипотетические данные)
- 2.2. Базовая модель совокупного спроса – совокупного предложения «ad – as»
- 2.3. Равновесие в модели «as-ad»
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 3. Классическая модель
- 3.2. Полная классическая модель общего экономического равновесия
- Вопросы для самоконтроля
- 4.2. Денежный рынок в Кейнсианской модели оэр
- 4.3. Совместное равновесие на рынке благ и денег. Модель «is-lm»
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 5. Макроэкономическая нестабильность: циклический и нециклический аспекты.
- 5.2. Классификация циклов в экономике
- 5.3. Причины деловых циклов. Мультипликационно-акселерационный механизм циклов
- 5.4. Основные направления развития антициклического регулирования и их специфика в современной экономике
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 6. Инфляция и безработица
- 6.2. Социально-экономические последствия инфляции
- 6.3. Безработица и ее формы
- 6.4. Кривая Филлипса в краткосрочном и долгосрочном периоде
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 7. Государственное макроэкономическое
- 7.2. Фискальная политика государства
- 7.3. Денежно-кредитная политика государства
- 7.4. Политика доходов
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 8. Экономический рост
- 8.2. Факторы и модели экономического роста
- 8.3. Современные тенденции экономического роста
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 9. Интернационализация
- 9.2. Особенности мировых рынков товаров, услуг и валют
- 9.3. Открытая национальная экономика. Особенности равновесия в открытой экономике. Модель Манделла – Флеминга
- 9.4. Платежный баланс страны
- 9.5. Глобализация экономики и ее последствия
- Вопросы для самоконтроля
- 2. Лабораторный практикум
- 2.1. Логика лабораторного практикума
- Решение:
- 12. Задача:
- Решение: