Логика курса
А. Ответьте на следующие вопросы:
1. Определите понятие экономического роста. Можно ли считать любое увеличение выпуска (ВНД) экономическим ростом
2. Идентичны ли понятия «экономический рост» и «экономическое развитие»?
3. Каковы типы экономического роста? Раскройте содержание экстенсивного, интенсивного и информационного типов роста.
4. Каковы факторы экономического роста? Классифицируйте факторы экономического роста по по Э. Денисону и Д. Кендрику.
5. Раскройте содержание основных концепций роста: теории «нулевого роста», теории «органического роста», теории «современного качества роста», теории «разоряющего роста».
6. В чем своеобразие кейнсианского анализа экономического роста в модели
Харрода-Домара?
7.Каков вклад Р. Солоу, как представителя неоклассического направления в анализ проблем экономического роста?
8. Каков вклад научно-технического прогресса в экономический рост? Как можно определить этот вклад?
Б. Дайте определение следующих понятий и категорий
Понятие (категория) | Определение |
Экономический рост
|
|
Экстенсивный рост
|
|
Интенсивный рост
|
|
Информационный тип роста
|
|
Нулевой рост
|
|
Органический рост
|
|
Современное качество роста
|
|
Разоряющий рост
|
|
Функция Кобба-Дугласа
|
|
Модель Харрода-Домара
|
|
Модель Солоу
|
|
В. Заполните свободные клетки таблицы
Факторы предложения | Факторы спроса | Факторы распределения |
* * * * | * * * * | * * * * |
Г. Дайте графическую интерпретацию видов технического прогресса по Д.Хиксу
Капиталосберегающий НТП
| |
Трудосберегающий НТП
| |
Нейтральный НТП
|
Тесты
Тест | Обоснование |
1. Экономический рост является интенсивным, если: а) в результате большого привлечения труда повышается объем национального дохода; б) увеличивается заработная плата наемных работников; в) рост производительности труда опережает рост численности занятых; г) увеличиваются размеры капиталовооруженности. |
|
2. Экономический рост измеряется следующими показателями (в годовом исчислении): а) темпом роста национального дохода; б) темпом роста средней производительности труда; в) темпом роста капиталовооруженности труда; г) темпом роста национального дохода на душу населения; д) темпом роста капиталоотдачи. |
|
3. Указать правильные ответы. При переходе к новой технологии производства рост капиталовооруженности труда повысил его производительность, но не изменил производительности капитала. Такой вид технологического прогресса: а) нейтрален по Харроду; б) нейтрален по Солоу; в) нейтрален по Хиксу; г) не нейтрален. |
|
4. Экономический рост может быть проиллюстрирован: а) сдвигом влево кривой производственных возможностей; б) сдвигом вправо кривой производственных возможностей; в) движением вдоль КПВ; г) перемещением точки внутри зоны, ограниченной кривой производственных возможностей. |
|
5. При техническом прогрессе равновесный экономический рост возможен, если: а) технические новшества не меняют производительности капитала; б) технические новшества повышают производительность капитала; в) рост производительности труда опережает рост производительности капитала; г) рост производительности капитала опережает рост производительности труда. |
|
6. Равновесный рост в модели Солоу является устойчивым вследствие: а) постоянного темпа роста населения; б) совершенной взаимозаменяемости труда и капитала; в) полного превращения инвестиций текущего периода в дополнительный капитал последующего периода; г) гибкой системы цен. |
|
7. Какие из перечисленных пунктов можно отнести к чистому эффекту «остаточных факторов» экономического роста: а) вещественный капитал, воплощенный в людях; б) человеческий капитал; в) экономия на масштабе производства; г) изменение качества естественных и человеческих ресурсов, включая эффект изменения их состава; д) фундаментальные и прикладные исследования и разработки.
|
|
8. В модели AD–AS экономический рост может быть представлен как: а) сдвиг влево кривой AS; б) сдвиг вправо кривой AD; в) сдвиг влево кривой AD; г) сдвиг вправо кривой AS; д) все ответы неверны. |
|
9. Какой из соотношений потенциального, естественного и предпринимательского темпов роста в модели Харрода характеризует экономический бум? а) Gw G; б) Gw G; в) Gw = G = Gn . |
|
10. Согласно модели экономического роста Харрода, Gw — это гарантированный темп роста, Gn — это естественный темп роста, который допускается ростом населения, соответствующим ему предложением рабочей силы и техническим условиям производства. Если естественный темп роста предполагает полную занятость всех ресурсов, то для состояния хронического избытка рабочей силы будет характерно: а) Gw Gn; б) Gw Gn; в) Gw = Gn ; г) все ответы неверны. |
|
11. Экономический рост является показателем, который характеризует: а) динамику изменения ВНП; б) рост НД; в) динамику изменения поступления инвестиций в экономику страны за год; г) динамику изменения платежного баланса страны. |
|
12. В экономике, характеризующейся полной занятостью, высокие темпы экономического роста требуют: а) низкой нормы сбережений и низкой нормы инвестиций; б) высокой нормы сбережений и низкой нормы инвестиций; в) высокой нормы сбережений и высокой нормы инвестиций; г) снижения нормы инвестиций и сбережений; д) низкой нормы сбережений и высокой нормы инвестиций.
|
|
13. Какой из перечисленных выводов доказывает не нейтральность денег в растущей экономике: а) увеличение предложения денег предполагает рост избыточного спроса на товары; б) изменение темпов денежной экспансии повышает или понижает равновесный коэффициент капитал/труд; в) темп роста предложения денег определяет ожидаемый темп инфляции. |
|
14. К «новым» факторам экономического роста относится: а) человеческий капитал; б) физический капитал; в) фондовый капитал; г) денежный капитал; д) интеллектуальный капитал. |
|
15. Модели экономического роста с эндогенным технологическим прогрессом — это: а) модель Солоу; б) модель Кендрика; в) модель Лукаса; г) модель Харрода–Домара; д) модель Ромера. |
|
- Учебно-методический комплекс
- I. Учебная программа дисциплины 5
- II. Методические указания по изучению дисциплины 96
- I. Учебная программа дисциплины
- 1. Пояснительная записка
- 2. Цели и задачи изучения дисциплины
- 3. Требования к уровню освоения дисциплины
- 4. Содержание дисциплины
- 4.1. Содержание разделов и тем
- 1. Введение в макроэкономику
- 2. Макроэкономическое равновесие
- 3. Классическая модель
- 4. Кейнсианская модель
- 5. Макроэкономическая нестабильность:
- 6. Инфляция и безработица
- 7. Государственное макроэкономическое
- 8. Экономический рост
- 9. Интернационализация экономических процессов и внешнеэкономическая политика государства
- 5. Промежуточный и итоговый контроль знаний
- 5.1. Образцы тестовых и контрольных заданий Методические рекомендации по выполнению тестовых и контрольных заданий
- Тема 1. Общая характеристика макроэкономики Тест
- Тема 2. Базовая модель общего экономического равновесия Тест
- Тема 3. Классическая модель общего экономического равновесия Тест
- Тема 4. Кейнсианская модель общего экономического равновесия Тест
- Тема 5. Макроэкономическая нестабильность Тест
- Тема 6. Инфляция и безработица как формы проявления макроэкономической нестабильности Тест
- Тема 7. Государственное макроэкономическое регулирование Тест
- Тема 8. Экономический рост Тест
- Тема 9. Равновесие и экономическая политика в открытой экономике Тест
- Контрольная работа по теме: «Классическая и Кейнсианская модели общего экономического равновесия» Вариант №1
- Вариант №2
- 5.2. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы
- 1. Выбор темы курсовой работы
- 2. Анализ и изучение литературы
- 3. Составление плана курсовой работы
- 4. Написание текста и оформление курсовой работы
- 5. Защита курсовой работы
- Тематика курсовых работ
- Факультет мировой экономики
- Факультет экономики и менеджмента в сфере услуг
- Финансово-экономический факультет
- Финансово-экономический факультет (специальность «Налоги»)
- Учетно-экономический факультет
- Факультет логистики и коммерции
- Факультет экономики и управления на транспорте
- Факультет государственного и муниципального управления
- Факультет управления персоналом и психологией бизнеса
- Факультет организации рынка
- Факультет организации рынка (для специальности «маркетинг»)
- Факультет экономической кибернетики
- Факультет экономики и менеджмента лесного комплекса
- 5.3. Итоговый контроль: контрольные вопросы, варианты тестов итогового контроля, экзаменационные билеты Контрольные вопросы
- Варианты тестов итогового контроля Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- Вариант 4
- Вариант 5
- Вариант 6
- Вариант 7
- Вариант 8
- Д) все ответы неверны. Вариант 9
- Вариант 10
- Билеты по «макроэкономике»
- II. Методические указания по изучению дисциплины
- 1. Методические указания по выполнению отдельных видов учебной работы
- 1.1. Методика проведения семинарского занятия
- Литература к семинарским занятиям
- Планы семинарских занятий
- 1.3. Методические указания по использованию в обучении метода «mini case-study»
- 1. Инвестиционная привлекательность регионов
- 2. Привлечение иностранных инвестиций в Россию
- 2. Методические указания по организации самостоятельной работы
- 2.1.Требования к написанию реферата (Эссе)
- 2.2.Методические рекомендации по подготовке научного доклада
- Выбор темы научного доклада
- 2. Подбор материалов
- 3. Составление плана доклада
- Оформление материалов выступления
- 5. Подготовка к выступлению
- Темы научных докладов
- 2.3. Рабочая тетрадь
- Тема 1. Введение в макроэкономику
- Логика курса
- 3. Задачи
- Тема 2, 3, 4. Макроэкономическое равновесие.
- 2. Тесты
- 3. Задачи
- Тема 5,6. Макроэкономическая нестабильность. Инфляция и безработица как формы проявления макроэкономической нестабильности
- Логика курса
- 3. Задачи
- 4. Эссе
- Тема 7. Государственное макроэкономическое регулирование. Фискальная политика государства. Денежно-кредитная политика государства. Политика доходов.
- Логика курса.
- 3. Задачи
- Тема 8. Экономический рост
- Логика курса
- 3. Задачи
- Тема 9. Интернационализация экономических процессов и внешнеэкономическая политика государства
- Логика курса
- 3. Задачи
- 4. Эссе
- 3. Технические средства обучения и контроля1
- 4. Инновационные методы обучения
- 5. Список рекомендуемой литературы методические рекомендации по работе с литературой
- 5.1. Основная литература
- 5.2. Дополнительная литература
- 5.3. Интернет-ресурсы
- 6. Глоссарий
- Ш. Учебные материалы
- 1.2. Национальный объем производства и методы его измерения
- 1.3. Национальное богатство. Чистое экономическое благосостояние
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 2. Макроэкономическое равновесие
- Упрощенная таблица затрат и результатов (гипотетические данные)
- 2.2. Базовая модель совокупного спроса – совокупного предложения «ad – as»
- 2.3. Равновесие в модели «as-ad»
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 3. Классическая модель
- 3.2. Полная классическая модель общего экономического равновесия
- Вопросы для самоконтроля
- 4.2. Денежный рынок в Кейнсианской модели оэр
- 4.3. Совместное равновесие на рынке благ и денег. Модель «is-lm»
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 5. Макроэкономическая нестабильность: циклический и нециклический аспекты.
- 5.2. Классификация циклов в экономике
- 5.3. Причины деловых циклов. Мультипликационно-акселерационный механизм циклов
- 5.4. Основные направления развития антициклического регулирования и их специфика в современной экономике
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 6. Инфляция и безработица
- 6.2. Социально-экономические последствия инфляции
- 6.3. Безработица и ее формы
- 6.4. Кривая Филлипса в краткосрочном и долгосрочном периоде
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 7. Государственное макроэкономическое
- 7.2. Фискальная политика государства
- 7.3. Денежно-кредитная политика государства
- 7.4. Политика доходов
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 8. Экономический рост
- 8.2. Факторы и модели экономического роста
- 8.3. Современные тенденции экономического роста
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 9. Интернационализация
- 9.2. Особенности мировых рынков товаров, услуг и валют
- 9.3. Открытая национальная экономика. Особенности равновесия в открытой экономике. Модель Манделла – Флеминга
- 9.4. Платежный баланс страны
- 9.5. Глобализация экономики и ее последствия
- Вопросы для самоконтроля
- 2. Лабораторный практикум
- 2.1. Логика лабораторного практикума
- Решение:
- 12. Задача:
- Решение: