logo search
Добрынин / Добрынин

10.3. Внутренние и внешние источники формирования предпринимательского капитала

На протяжении всей своей деятельности предпринимателю приходится осуществлять инвестиции, объемы, характер и источники которых зависят от периода деятельности.

Для организации предпринимательского бизнеса на его начальной стадии приходится осуществлять первоначальное вложение капитала. Выделяют стартовый капитал, представляющий собой сумму первоначального капитала и текущих расходов на начальной стадии производства. Стартовый первоначальный капитал расходуется на регистрацию предприятия, открытие банковского счета, покупку здания или права на его аренду, ремонт или перестройку здания, покупку машин, оборудования, приборов, патентов, лицензий.

Текущие же расходы включают: покупку сырья и материалов, арендную плату, зарплату, отчисления в социальные фонды и пр.

Таким образом, стартовый капитал отражает потребность предпринимателя в основном и оборотном капитале, направляемом на покупку производственных фондов (основных и оборотных), зарплату и затраты по управлению и другие производственные и непроизводственные расходы.

Все имеющиеся у предприятия средства представим в виде схемы (рис. 10.3).

Источники покрытия стартового капитала и пополнения средств предпринимателя могут быть как собственные (внутренние), так и заемные (внешние).

Соотношение собственных и заемных источников средств определяется двумя видами факторов:

К собственным источникам относятся: прибыль от основной деятельности, прибыль от финансовых операций, другие виды доходов, уставной фонд, амортизационный фонд, задолженность покупателям за отгруженные товары, выручка от реализации выбывшего имущества, мобилизация внутренних ресурсов в строительстве и пр.

К заемным источникам относят: кредиты и ссуды, устойчивые пассивы и кредиторскую задолженность.

Первоначальное формирование финансовых ресурсов происходит в момент учреждения предприятий, когда образуется уставной капитал.

Уставной капитал - источник основных и оборотных средств фирмы, формируемый при ее организации. В свою очередь источники формирования уставного капитала зависят от организационно-правовой формы предприятия. В России они определены законом «О предприятиях и предпринимательской деятельности». В качестве источников могут выступать: акционерный капитал, паевые взносы учредителей, отраслевые финансовые ресурсы (при сохранении отраслевых структур), долгосрочный кредит, бюджетные средства. Величина уставного капитала показывает размер тех денежных средств (основных и оборотных), которые инвестированы в процесс производства.

Внешнее финансирование может осуществляться путем получения займов или путем выпуска акций. Финансирование с помощью займов представляет собой метод финансирования с использованием ссудных инструментов на рынке ссудных капиталов.

Кредит — это форма движения ссудного капитала, т. е. денежного капитала, предоставляемого в ссуду на условиях возвратности и прибыльности. Источниками ссудного капитала являются:

В целом наличие кредита способствует непрерывности процесса производства, обеспечивает ускорение оборота капитала и увеличивает прибыль предпринимателя. Предприниматели чаще всего пользуются коммерческим и банковским кредитом. В зависимости от длительности пользования кредиты подразделяются на краткосрочные (возврат в течение года) и долгосрочные.

Краткосрочные займы используются для покрытия ежедневных затрат по выплате зарплаты, покупке сырья или продаже готовых товаров. Из краткосрочных наиболее часто встречаются:

Источниками долгосрочного финансирования служат: нераспределенная прибыль, продажа акций и облигаций и долгосрочные займы.

Долгосрочные займы - это средства, которые будут использоваться больше года. Они применяются в основном при дорогостоящих покупках оборудования, зданий, развертывании большинства исследовательских работ. Наиболее часто встречается такой вид долгосрочного займа, как закладная, или кредит под обеспечение недвижимостью (землей, зданиями и пр.).

Многие крупные корпорации получают дополнительные средства за счет выпуска облигаций. Облигация - это ценная бумага, свидетельствующая о внесении ее владельцем определенной суммы денег, которая должна быть возвращена ему через определенный срок, и дающая право на получение процентов один или два раза в год. Реализация облигаций является удобной для корпорации формой привлечения инвестиций по нескольким причинам:

Выпуск облигаций более предпочтителен, чем банковский кредит, но проценты должны быть выше, чем в банке, иначе облигации не будут покупаться. Облигации корпораций представляют собой долговые расписки, продаваемые обычно по номиналу.

Акционерные общества используют такую форму привлечения общественного капитала, как выпуск акций. Акция - ценная бумага, свидетельствующая о внесении денежной суммы ее владельцем и дающая право на получение дивиденда, а также участие в управлении данной компанией.

В отличие от держателей облигаций, которые являются кредиторами корпорации, акционеры являются ее собственниками. Это дает им возможность принимать участие в голосовании по выборам в совет директоров и распределении доходов.

Открытая подписка на акции имеет свои преимущества и свои недостатки. К преимуществам можно отнести:

во-первых, способствует сбору средств. Полученные за счет продажи ценных бумаг средства могут быть использованы для расширения и модернизации производственных мощностей, погашения задолженности, диверсификации деятельности и других целей. Первичное размещение ценных бумаг способствует также успеху в будущей деятельности по мобилизации капитала: увеличение собственного капитала эмитента дает акционерной компании возможность привлекать заемный капитал на более выгодных условиях, облегчает доступ к рынкам ценных бумаг для дополнительного предложения акций или долговых обязательств;

во-вторых, обеспечивает информацию для партнеров и клиентов;

в-третьих, стимулирует персонал за счет продажи акций внутри фирмы;

в-четвертых, создает возможность использования акций.

К недостаткам следует отнести:

Финансирование корпораций посредством выпуска новых акций — самый дорогостоящий способ финансирования. Западные компании прибегают к нему в самом крайнем случае, если нет возможности профинансироваться через выпуск облигаций, банковский кредит или даже продажу части имущества. Выпуская акции из-за недостатка средств, бизнесмен теряет пропорционально выпуску долю самостоятельности в управлении.

Следует помнить, что чем больше используется различных источников финансирования, тем большие проблемы испытывает предприятие в своем росте.